Dassault Super Etendard
Варианты:
Dassault - Super Etendard - 1974 - Франция
Страна: Франция
Год: 1974


Одноместный палубный ударный самолет
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (10)
Dassault Super Etendard

   В начале 1970-х годов ВМФ Франции заказал 100 новых палубных истребителей-штурмовиков, вместо первоначально планировавшихся поставок палубных истребителей-бомбардировщиков Jaguar M. В 1973 году был заключен контракт с фирмой "Dassault-Breguet" на поставку 60 модифицированных самолетов типа Etendard IV. Улучшенный вариант Super Etendard планировалось оснастить ТРД SNECMA Atar 8K-50 тягой 49,03 кН при сохранении унификации по планеру с Etendard IV примерно на 90%. Новый профиль носка крыла и реконструированные закрылки обеспечили сохранение взлетно-посадочных характеристик, несмотря на увеличение взлетной массы.
   Для расширения возможностей самолета Super Etendard по борьбе с кораблями, нанесению ударов по наземным целям и ведению воздушного боя его оснастили новой прицельно-навигационной системой ETNA, моноимпульсной РЛС Agave, инерциальной навигационной системой SKN602, вычислителем воздушных параметров Crouzet 66 и связанной с ним системой вывода данных на дисплей Crouzet 97, а также индикатором HUD. Перед кабиной пилота установили убирающуюся штангу дозаправки топливом.
   Три прототипа создали из планеров Etendard IVM, первый полет состоялся 29 октября 1974 года. Затем сделали 71 серийный Super Etendard, первый из которых взлетел 24 ноября 1977 года. С июня 1978 года новый тип начал заменять Etendard IV и перехватчики Vought F-8E (FN) Crusader.
   К началу войны на Фолклендах в апреле 1982 года аргентинский ВМФ (единственный экспортный заказчик самолетов Super Etendard) получил первые пять из 14 заказанных самолетов вместе с пятью ПКР AM39 Exocet. Эти самолеты впервые вступили в бой у Фолклендских островов 4 мая 1982 года, потопив английский эсминец "Шеффилд". 25 мая они уничтожили транспорт снабжения "Атлантик Конвейер". В октябре 1983 года Ирак арендовал пять Super Etendard и закупил большую партию ракет AM39 для ударов по иранским танкерам в ходе ирано-иракской войны.
   В середине 1980-х годов запланировали программу модернизации 60 французских Super Etendard с целью увеличения дальности полета и повышения эффективности ударов по кораблям (ранее 53 машины уже были модифицированы для запуска ядерных ракет ASMP). Основными изменениями стали: модернизация БРЭО, реконструированная кабина с новым оборудованием, органами управления, соответствующими принципу HOTAS и новой РЛС Anemone с функциями сопровождения в режиме обзора, определения дальности "воздух-поверхность", наземной съемки и поиска.

   Новые доработки включали также установку широкоугольного индикатора с телевизионным либо ИК-отображением, дисплей системы РЭБ Sherloc, контейнер для постановки помех Barem, более современную инерциальную навигационную систему, усовершенствованный компьютер СУВ и обработки параметров полета, а также возможность применения очков ночного видения. Доработки планера помогли продлить срок службы Super Etendard до 2008 года. Ведутся работы по дальнейшему удлинению срока службы, по крайней мере, до 2012 года.
   Прототип модернизированного самолета Super Etendard впервые взлетел 5 октября 1990 года. Фирма "Dassault" модифицировала еще две машины для доводки.
   В июле 1991 года расформировали флотилию 14F. Она так и не стала первой частью авиации ВМФ, перевооруженной самолетами Rafale M. Ее Super Etendard пошли на замену последних 11 разведчиков Etendard IVP в эскадрилье 59S. Самолеты Super Etendard использовались для тренировок французских морских летчиков после обучения посадкам на палубу на самолетах Aerospatiale Zephyr на той же базе. Самолеты Super Etendard непрерывно модифицировались по различным стандартам, например, машины версии Standard 5 могли полноценно использовать все функциональные возможности контейнера целеуказания Damocles.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Dassault Super Etendard

   Тип: одноместный палубный ударный самолет
   Силовая установка: ТРД SNECMA Atar 8K-50 тягой 49,03 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость 1380 км/ч (М=1,30) на высоте 11000 м; начальная скороподъемность 6000 м/мин; практический потолок более 13 700 м; боевой радиус действия 850 км в полете по профилю "большая - малая - большая высота" для удара по кораблям с одной ракетой AM39 Exocet и двумя сбрасываемыми баками
   Масса: пустого самолета 6500 кг; максимальная взлетная 12000 кг
   Размеры: размах крыла 9,60 м; длина 14,31 м; высота 3,86 м; площадь крыла 28,40 м2
   Вооружение: две фиксированные стреляющие вперед 30-мм пушки DEFA 553 под воздухозаборниками, плюс до 2100 кг груза на двух узлах подвески под нижней частью фюзеляжа и на четырех подкрыльевых узлах подвески
Model of the Dassault Super Etendard carrier-based fighter
Super Etendard. Звездным часом Super Etendard стала фолклендская война, но самолет также принимал активное участие в ирано-иракской "танкерной" войне и в военных действиях в Югославии и Афганистане. Спроектированный "Dassault" самолет, упрощенно называемый "SuE" (или "SEM", в его модернизированном варианте), длительное время был ядром авианосной авиации ВМС Франции. Сегодня ему на смену уже поступает другой истребитель корабельного базирования - Rafale, но Super Etendard останется на вооружении до 2013 года. Самолеты Rafale постепенно проходят модернизацию программного обеспечения и различных бортовых систем, и на смену модификации F1 сначала пришли машины модификации F2, а теперь и F3, которые и должны заменить все остающиеся в авиации флота самолеты Super Etendard.
Самолет 3-A-202 нес эмблему 2-й штурмовой эскадрильи авиации ВМС Аргентины, а также победные знаки: за потопленный эсминец УРО "Шеффилд" и, как предполагали вначале аргентинцы, поврежденный авианосец "Инвинсибл". Последний, на самом деле, не был поражен ракетой.
Super Etendard
Dassault-Breguet Super Etendard
Principal distinguishing feature of the Super Etendard naval fighter (SNECMA Atar 8K-50 turbojet engine), which the Aeronavale has selected as its next shipboard strike fighter, is shown by this general arrangement drawing to be the nose shape. This will contain a new radar to be developed jointly by Thomson-CSF and Electronique Marcel Dassault as the AGAVE (Appareil de Guet pour Avion de Veille Embarque).
Dassault Super Etendard