RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Россия

Год : 1971

Средний военно-транспортный самолет с экипажем из семи человек

Ил-76

   К разработке нового военно-транспортного самолета (ВТС) коллектив ОКБ Ильюшина приступил в соответствии с приказом МАП СССР от 28 июня 1966 года. По итогам проведенных проработок С.В. Ильюшин предложил создавать новый ВТС с четырьмя ТРДД Д-30КП конструкции ОКБ П. А. Соловьева, и 27 ноября 1967 года соответствующее постановление было подписано в Совете Министров СССР. Новая машина получила обозначение Ил-76.
   Макетная комиссия состоялась в мае 1969 года, а постройка первого опытного самолета была завершена в начале 1971 года. 25 марта 1971 года экипаж во главе с заслуженным летчиком-испытателем Э. И. Кузнецовым поднял первый опытный Ил-76 с Ходынского поля. В мае 1971 года самолет показали руководству страны, а затем - отправили на 24-й Парижский международный аэрокосмический салон.

   Через два года полет совершил второй опытный экземпляр, а 5 мая 1973 года в воздух поднялся и первый серийный самолет - он же третий опытный, приступивший к летным испытаниям по разделу боевого применения. Наконец, 21 апреля 1976 года Ил-76 - первый отечественный средний ВТС с реактивными двигателями - был принят на вооружение в ВТА.
   Самолет представляет собой высокоплан с Т-образным хвостовым оперением, с цельнометаллическим фюзеляжем типа полумонокок с усиленным продольным и поперечным набором по границам больших вырезов и в местах крепления к фюзеляжу других агрегатов, и с убирающимся шасси. Передняя опора шасси - четырехколесная, колеса могут поворачиваться на угол до 50°; основные опоры - четыре, по два колеса с высокоэффективными тормозами большой энергоемкости на каждой, убираются под пол грузовой кабины в обтекатели по бортам фюзеляжа, имеющие створки, открывающиеся лишь в момент при выпуске или уборке шасси. Такое шасси существенно повысило возможности по эксплуатации Ил-76 с плохо оборудованных ВПП.
   Изначально Ил-76 рассматривался как военно-транспортный самолет (для военных выпускались ВТС Ил-76М и Ил-76МД), но затем для эксплуатации в Гражданском воздушном флоте СССР был создан универсальный вариант машины - Ил-76Т, отличавшийся большей грузовместимостью и дополнительным топливным баком. Ил-76Т вышел на внутренние линии "Аэрофлота" в начале 1978 года, а в апреле 1978 года - приступил к эксплуатации на международном маршруте Москва - Япония. В 1982 году ему на смену пришел вариант Ил-76ТД - с ТРДД Д-30КП серии 2, с увеличенной емкостью топливной системы, усиленными крылом и полом грузовой кабины (масса полезной нагрузки возросла до 48000 кг), новой авионикой и возросшей до 1200 км дальностью полета. Военный вариант Ил-76Т - Ил-76М - имел пушечное вооружение, а также комплекс самообороны, включавший также автоматы отстрела дипольных отражателей и ИК-ловушек. Ил-76МД - военный вариант Ил-76ТД.
   Гражданским зарубежным заказчикам было поставлено около 100 самолетов семейства Ил-76. Среди военных эксплуатантов - Алжир, Индия, Ирак, Йемен, Ливия, КНДР, Сирия, а также страны СНГ. На базе планера Ил-76 созданы самолет-заправщик Ил-78, самолет ДРЛОиУ А-50, летающая лаборатория для отработки перспективных двигателей Ил-76ЛЛ, пожарный самолет Ил-76ТДП и др.
  

Варианты
  
   Ил-76К: для имитации состояния невесомости при подготовке космонавтов
   Ил-76МДК: вариант Ил-76МД для имитации состояния невесомости при подготовке космонавтов
   Ил-76МФ: глубоко модернизированный вариант самолета с новыми двигателями ПС-90А, с максимальной взлетной массой 210000 кг, максимальной массой полезной нагрузки 52000 кг и максимальной дальностью полета с максимальной нагрузкой 5200 км
   Ил-76ПС: вариант для поисково-спасательных операций на море
   Ил-76МД Скальпель: самолет класса "летающий госпиталь"
   Ил-76ВКП: воздушный командный пункт


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ил-76М

   Тип: средний военно-транспортный самолет с экипажем из семи человек
   Силовая установка: четыре ТРДД Д-30КП тягой по 117,68 кН
   Летные характеристики: макс. скорость на оптимальной высоте 850 км/ч; крейсерская скорость на высотах 9000-12 000 м - 800 км/ч; практический потолок 14 500 м; дальность с максимальной нагрузкой 5000 км
   Масса: макс. взлетная 170000 кг
   Размеры: размах крыла 50,50 м; длина 46,59 м; высота 14,76 м; площадь крыла 300,00 м2
   Вооружение: две 23-мм пушки ГШ-23Л в кормовой установке, унифицированной с аналогичной установкой стратегического бомбардировщика Ту-95МС
   Полезная нагрузка: до 140 солдат или 125 парашютистов, или до 40 000 кг груза

Показать полностью
  • Описание
  • Air International 1987-12 / Defending India's Frontier

    Il-76MD Gajraj heavy transports of No 44 Squadron. Selected in preference to the C-130 Hercules primarily on political grounds, the Gajraj has successfully operated in and out of high-altitude airfields in Ladakh and provides the IAF with true strategic airlift capability.

  • Air International 1986-07

    The Ilyushin Il-76MD. known to the Indian Air Force as the "Gajaraj” (King Elephant) is illustrated here in service with No 44 Sqn, the first to convert to this type from the Antonov An-12.