Туполев ТБ-3 / АНТ-6
Варианты:
Туполев - ТБ-3 / АНТ-6 - 1930 - Россия
Страна: Россия
Год: 1930


Четырехмоторный тяжелый бомбардировщик
Описание:
ТБ-3 / АНТ-6
АНТ-6/ТБ-3
Фотографии:

Боковые проекции (9)

ТБ-3 / АНТ-6

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с неубирающимся шасси. Экипаж 6 - 8 человек. Спроектирован в АГОС ЦАГИ под руководством А.Н.Туполева. Первый полет опытный образец АНТ-6 совершил 20 марта 1931 г. Серийное производство начато в апреле 1932 г. Выпускался на заводах # 22 (Москва), # 39 (Москва), # 18 (Воронеж), # 31 (Таганрог). Всего построено 819 экз.
Состоял на вооружении в СССР с мая 1932 г., в Китае - с 1938 г.
Основные серийные модификации:
   - ТБ-3 с моторами М-17/М-17Б/М-17Ф, вооружение 8x7,62, поздние частично перевооружены 6x7,62, 3x7,62, 1 х 7,62 + 2 х 12,7 и по другим схемам;
   - ТБ-3 с моторами М-34; вооружение 6x7,62;
   - ТБ-3Р с моторами M-34P, новой хвостовой частью, оперением, вооружение 9x7,62;
   - ТБ-3РН с моторами М-34РН, одиночными колесами шасси, экранированными турелями, вооружение 4x7,62, выпускался вариант самолета-носителя пикирующих бомбардировщиков И-16СПБ ("Звено-СП Б") с вооружением 3x7,62;
   - ТБ-3 с моторами М-34ФРН/ФРНВ, увеличенным размахом крыла, измененными очертаниями стабилизатора, зализами между крылом и фюзеляжем, вооружение 4x7,62.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 4000 - 5000 кг.
Первое применение - летом 1938 г. в боях у оз.Хасан. В мае - сентябре 1939 г. использовался на Халхин-Голе (как ночной бомбардировщик), зимой 1939/40 г. - в войне с Финляндией (как бомбардировщик и транспортный самолет), летом 1940г. - при присоединении Бессарабии и Прибалтики (для высадки десантов). Основной советский тяжелый бомбардировщик предвоенного периода. С июня 1941г. применялся в Белоруссии и на Украине. Участвовал в серии налетов на цели в приграничных районах Польши. В июне - июле вынужденно использовался днем, далее только по ночам. ТБ-3 участвовали в битве под Москвой, обороне Крыма, сражениях под Сталинградом и Курском. До конца 1943 г. служил как дальний ночной бомбардировщик и транспортный самолет, далее - только в транспортных целях. В Китае применялся только как военно-транспортный самолет.
ТБ-3 сняли с производства в 1938 г., окончательно сняли с вооружения в СССР осенью 1946 г.


ТБ-3||
Размах:||41,85 м
Длина:||25,18 м
Моторы, количество х мощность:||4x970 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||18877 кг
Максимальная скорость:||288 км/ч
Практический потолок:||7740 м
Дальность:||960 км

АНТ-6/ТБ-3

Проектирование четырехмоторного АНТ-6 началось в 1925 году. Прототип ТБ-3 вывел в конце 1920-х годов СССР в число передовых авиационных стран мира. Конструктивно АНТ-6 имел много общего с пятимоторным транспортным АНТ-14 и изначально оснащался двигателями Curtiss Conqueror мощностью по 600 л. с., с которыми и выполнил в декабре 1930 года первый полет. Затем на прототип установили моторы BMW VI мощностью по 730 л.с.
   Решение о запуске в серию огромного четырехмоторного бомбардировщика с неубираемым шасси приняли в феврале 1937 года. До прекращения производства в 1938 году было построено 817 самолетов. По ходу серийного производства на самолеты ставили моторы все большей мощности: М-17Ф мощностью 715 л.с., М-34Р мощностью 830 л. с., М-34ФРН мощностью 900 л. с., М-34РН мощностью 970 л. с. и АМ-34ФРНВ мощностью 1200 л. с. Использование все более мощных двигателей позволило довести бомбовую нагрузку до 5800 кг, усилить оборонительное вооружение.
   В 1930-е годы ТБ-3 поступили на вооружение тяжелых бомбардировочных авиабригад, ставших первыми в мире соединениями стратегической авиации. В 1938-1939 годах ТБ-3 принимали участие в боях с японцами на Дальнем Востоке и в Монголии. В 1939-1941 годах примерно 170 единиц ТБ-3 с моторами М-17Ф доработали в гражданские грузовые Г-2, а еще 80 - в военно-транспортные, способные также буксировать планеры, выбрасывать парашютные десанты и даже перевозить на внешней подвеске легкие танки.
   В начале Великой Отечественной войны ТБ-3 использовались как бомбардировщики, но понесли большие потери. До войны на ТБ-3 отрабатывалась концепция носителя паразитных истребителей, программа "Звено". Эти эксперименты привели к появлению в составе авиации Черноморского флота спецподразделения, вооруженного самолетами ТБ-3, - носителями пикирующих бомбардировщиков СПБ (вариант истребителя И-16). В 1941 году ТБ-3/СПБ выполнили несколько удачных вылетов, уничтожив цели на территории Украины и Румынии.
   Несколько самолетов, сохранивших "фирменное" обозначение АНТ-6, обеспечивали исследования в Арктике.

Варианты

   Прототипы: на первом прототипе стояли моторы Curtiss Conqueror мощностью по 600 л.с.; в 1931 году первый прототип доработали в эталон для серии, еще два прототипа были оснащены моторами BMW VI мощностью по 730 л. с.
   ТБ-3/М-17: до конца 1933 года построено около 400; внедрено новое шасси с независимой подвеской тележек основных опор и большой хвостовой лыжей, гофрированная дюралюминиевая обшивка крыла и фюзеляжа
   ТБ-3/М-34: оснащен моторами М-34 мощностью по 830 л.с., под фюзеляжем установлена гондола для бомбардира; построено менее 100
   ТБ-3Д: один самолет с дизелями АН-1 А. Д. Чаромского
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   ТБ-3 с М-17

   Тип: четырехмоторный тяжелый бомбардировщик
   Силовая установка: четыре V-образных мотора жидкостного охлаждения М-17 мощностью по 715 л. с. (533 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 197 км/ч; практический потолок 3800 м; дальность 1350 км
   Масса: пустого 10967 кг; максимальная взлетная 17 200 кг
   Размеры: размах крыла 39,50 м; длина 24,40 м; площадь крыла 230,00 м2
   Вооружение: восемь 7,62-мм пулеметов ДА, до 2000 кг бомб
ТБ-3 с моторами М-17 из состава 28-й тяжелобомбардировочной авиабригады. Дальний Восток, первая половина 30-х годов.
ТБ-3 с моторами М-17 из состава 28-й тяжелобомбардировочной авиабригады, часть сил которой была передана в состав "авиагруппы Коновалова", принимавшей участие в боевых действиях у озера Хасан.
Бомбардировщики ТБ-3 М-17, принимавшие участие в выбросках парашютных десантов в 30-е годы
ТБ-3, участвовавший в выброске десанта во время киевских маневров 1935 года. На машине нанесены временные опознавательные знаки, обозначавшие одну из сторон на этих учениях
ТБ-3 с двигателями М-17 из 325-го АП ДД. Самолет принимал участие в боях под Москвой и Сталинградом, а в конце 1942г. был передан в Челябинское училище штурманов АДД. Схему окраски восстановил директор Музея воздушного транспорта при КМУГА В.П.Власов - в те годы курсант училища
ТБ-3-4М-17 хв. 1 (голубой) 250 АП ДД, лето 1942г. Треугольные смотровые окна в штурманской кабине заделаны металлическими листами.
ТБ-3-4М-17 хв. 9 (голубой) 250 АП ДД, лето 1942г.
ТБ-3-4М-17 зав. N 2298, хв. 16 (красный), 250 АП ДД 62 АД ДД. Командир корабля - Савушкин. Лето 1942г.
Многие Г-2, эксплуатировавшиеся на севере СССР, получили закрытые кабины пилотов. Представленная машина работала в Нарьян-Маре в предвоенные годы