Варианты
- Туполев - ТБ-3 / АНТ-6 - 1930 - Россия
- Туполев - ТБ-3Р - 1932 - Россия
- Туполев - ТБ-3РН - 1934 - Россия
- Гроховский - Г-52 - 1935 - Россия
- Туполев - АНТ-6А Авиаарктика - 1936 - Россия
ТБ-3 / АНТ-6
Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с неубирающимся шасси. Экипаж 6 - 8 человек. Спроектирован в АГОС ЦАГИ под руководством А.Н.Туполева. Первый полет опытный образец АНТ-6 совершил 20 марта 1931 г. Серийное производство начато в апреле 1932 г. Выпускался на заводах # 22 (Москва), # 39 (Москва), # 18 (Воронеж), # 31 (Таганрог). Всего построено 819 экз.
Состоял на вооружении в СССР с мая 1932 г., в Китае - с 1938 г.
Основные серийные модификации:
- ТБ-3 с моторами М-17/М-17Б/М-17Ф, вооружение 8x7,62, поздние частично перевооружены 6x7,62, 3x7,62, 1 х 7,62 + 2 х 12,7 и по другим схемам;
- ТБ-3 с моторами М-34; вооружение 6x7,62;
- ТБ-3Р с моторами M-34P, новой хвостовой частью, оперением, вооружение 9x7,62;
- ТБ-3РН с моторами М-34РН, одиночными колесами шасси, экранированными турелями, вооружение 4x7,62, выпускался вариант самолета-носителя пикирующих бомбардировщиков И-16СПБ ("Звено-СП Б") с вооружением 3x7,62;
- ТБ-3 с моторами М-34ФРН/ФРНВ, увеличенным размахом крыла, измененными очертаниями стабилизатора, зализами между крылом и фюзеляжем, вооружение 4x7,62.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 4000 - 5000 кг.
Первое применение - летом 1938 г. в боях у оз.Хасан. В мае - сентябре 1939 г. использовался на Халхин-Голе (как ночной бомбардировщик), зимой 1939/40 г. - в войне с Финляндией (как бомбардировщик и транспортный самолет), летом 1940г. - при присоединении Бессарабии и Прибалтики (для высадки десантов). Основной советский тяжелый бомбардировщик предвоенного периода. С июня 1941г. применялся в Белоруссии и на Украине. Участвовал в серии налетов на цели в приграничных районах Польши. В июне - июле вынужденно использовался днем, далее только по ночам. ТБ-3 участвовали в битве под Москвой, обороне Крыма, сражениях под Сталинградом и Курском. До конца 1943 г. служил как дальний ночной бомбардировщик и транспортный самолет, далее - только в транспортных целях. В Китае применялся только как военно-транспортный самолет.
ТБ-3 сняли с производства в 1938 г., окончательно сняли с вооружения в СССР осенью 1946 г.
ТБ-3||
Размах:||41,85 м
Длина:||25,18 м
Моторы, количество х мощность:||4x970 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||18877 кг
Максимальная скорость:||288 км/ч
Практический потолок:||7740 м
Дальность:||960 км
Описание:
- ТБ-3 / АНТ-6
- АНТ-6/ТБ-3
Фотографии
-
История Авиации 2001-05 / В.Котельников - Ударная мощь ВВС РККА /Между войнами/
ТБ-3 с моторами М-17 из состава 28-й тяжелобомбардировочной авиабригады. Дальний Восток, первая половина 30-х годов.
-
История Авиации 2002-05 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (5)
ТБ-3 с моторами М-17 из состава 28-й тяжелобомбардировочной авиабригады, часть сил которой была передана в состав "авиагруппы Коновалова", принимавшей участие в боевых действиях у озера Хасан.
-
АвиаМастер 2004-08 / В.Котельников - Краснозвездный десант /Неизвестные страницы/
Бомбардировщики ТБ-3 М-17, принимавшие участие в выбросках парашютных десантов в 30-е годы
-
АвиаМастер 2004-08 / В.Котельников - Краснозвездный десант /Неизвестные страницы/
ТБ-3, участвовавший в выброске десанта во время киевских маневров 1935 года. На машине нанесены временные опознавательные знаки, обозначавшие одну из сторон на этих учениях
-
Авиация и Время 1997-04 / В.Котельников - Линкор сталинских соколов /Монография/
ТБ-3 с двигателями М-17 из 325-го АП ДД. Самолет принимал участие в боях под Москвой и Сталинградом, а в конце 1942г. был передан в Челябинское училище штурманов АДД. Схему окраски восстановил директор Музея воздушного транспорта при КМУГА В.П.Власов - в те годы курсант училища
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
ТБ-3-4М-17 хв. 1 (голубой) 250 АП ДД, лето 1942г. Треугольные смотровые окна в штурманской кабине заделаны металлическими листами.
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
ТБ-3-4М-17 хв. 9 (голубой) 250 АП ДД, лето 1942г.
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
ТБ-3-4М-17 зав. N 2298, хв. 16 (красный), 250 АП ДД 62 АД ДД. Командир корабля - Савушкин. Лето 1942г.
-
Авиация и Время 1997-04 / В.Котельников - Линкор сталинских соколов /Монография/
Регистрационный номер: СССР-Л2154 Многие Г-2, эксплуатировавшиеся на севере СССР, получили закрытые кабины пилотов. Представленная машина работала в Нарьян-Маре в предвоенные годы
-
История Авиации 2002-01 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (1)
Первый опытный экземпляр АНТ-6 с моторами Curtiss V-1550 Conqueror, Центральный аэродром, 31 октября 1930г. Возможно, около этого ангара его и обнаружили члены германской военной делегации, пораженные размерами "четырехмоторного бомбовоза".
-
История Авиации 2002-01 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (1)
АНТ-6 с двигателями "Конкверор" во время Госиспытаний, февраль 1931г.
-
Авиация и Время 1997-04 / В.Котельников - Линкор сталинских соколов /Монография/
АНТ-6 с BMW VI на госиспытаниях в НИИ ВВС. Май 1931г.
-
История Авиации 2002-01 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (1)
Опытный ТБ-3 с моторами BMW VI на Госиспытаниях в НИИ ВВС, май 1931г.
-
История Авиации 2002-01 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (1)
АНТ-6 после доработок, проведенных по результатам Госиспытаний, январь 1932г. Хорошо видны бомбодержатели для крупных бомб Дер-13 и мачты антенн радиостанций 14-СК и 11-С, смонтированные, соответственно, снизу и сверху.
-
Авиация и Космонавтика 2009-11 / В.Котельников - История мотора М-17
Тяжелый бомбардировщик ТБ-3 с четырьмя моторами М-17
-
Авиация и Космонавтика 2010-01 / Ю.Кузьмин - Алюминий в авиации. Кто же первый? /Мифы в истории авиации/
Первый серийный бомбардировщик ТБ-3 (N 3901), выпущенный московским авиазаводом N 39, декабрь 1932г. Обслуживание ТБ-3 для механиков никогда не было легким делом. Особенно с учетом 2- и 3-х этажной высоты расположения многих узлов и агрегатов.
-
История Авиации 2002-01 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (1)
После получения ТБ-3 в тяжелобомбардировочных бригадах закипела боевая учеба, не прекращавшаяся ни зимой, ни летом.
-
Мировая Авиация 242
За счет установки моторов АМ-34ФРНВ бомбовую нагрузку ТБ-3 удалось довести до 5800 кг, сохранив мощное оборонительное стрелковое вооружение. На переднем плане - ранний ТБ-3 с моторами М-17Ф, установленными в угловатых гондолах. Особенностью ТБ-3 являлись двухколесные тележки основных опор шасси.
-
История Авиации 2002-04 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (4)
В полете - ТБ-3 с моторами М-17 и тормозными колесами от ТБ-3Р
-
Мировая Авиация 246
ТБ-3 стал одним из самых первых в мире подлинно тяжелых бомбардировщиков. В начале 1930-х годов равного ТБ-3 самолета в мире не существовало.
-
История Авиации 34 / А.Булах - Тухлая солонина /Дискуссионный клуб/ (1)
Звено ТБ-3 - основы ударной мощи ВВС РККА в 30-х годах - над Амуром
-
Flight 1937-06 / Flight
"Massive strength and rakish speed" (according to the picture agency's caption) are displayed by these A.N.T.6 bombers.
-
История Авиации 2002-01 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (1)
В полете - ТБ-3 из 1-го АП ДД. Май 1942г.
-
Авиация и Время 1997-04 / В.Котельников - Линкор сталинских соколов /Монография/
Советские авиапарады 30-х гг., в которых эскадрильям ТБ-3 принадлежала не последняя роль, представляли собой впечатляющую демонстрацию мощи отечественной авиации. Во время парадов над Москвой проплывало до полутора сотен ТБ-3
-
История Авиации 2002-04 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (4)
Группа ТБ-3 с моторами М-17 на учениях. Фото середины 30-х годов.
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
ТБ-3 на посадке.
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
Экипаж Филина перед вылетом на боевое задание. 1 АП ДД. На носу бомбардировщика видны следы зимнего камуфляжа.
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
Политинформация на аэродроме. 250 АП ДД. Лето 1942г.
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
Руководящий состав 250 АП ДД. Лето 1942г.
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
Экипаж капитана Солодских у своего самолета. 250 АП ДД, 1942г.
-
История Авиации 2001-05 / В.Котельников - Ударная мощь ВВС РККА /Между войнами/
Эксплуатация туполевских гигантов серьезно осложняла нехватка механизации, которая решалась привлечением соответствующего количества рядового состава. При буксировке трактором 10-12-ти красноармейцам приходилось "заносить" хвост самолета
-
История Авиации 2002-01 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (1)
Трактора использовались не только для буксировки бомбардировщиков ТБ-3, но и для подвески тяжелых (в данном случае 250-кг) авиабомб.
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
Обслуживание бомбардировщика между вылетами.
-
Авиация и Космонавтика 2020-08 / С.Елисеев - Не просто авиационный инженер /Авиация и люди/
Обслуживание самолета ТБ-3
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
Замена мотора М-17 на ТБ-3. 250 АП ДД, 1942г.
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
Техсостав перед подвеской ФАБ-250 на ТБ-3. 250 АП ДД, 1942г.
-
Авиация и Космонавтика 2005-01 / М.Никольский - 22-я Гвардейская авиационная донбасская краснознаменная тяжелая бомбардировочная дивизия
Ремонт ТБ-3, получившего повреждения при зенитном обстреле над целью. 250 АП ДД, 1942г.
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
Капитальный ремонт ТБ-3. 250 АП ДД, лето 1942г.
-
Авиация и Космонавтика 2009-11 / В.Котельников - История мотора М-17
Осмотр мотора М-17. Крымский фронт, 1941г. (Кавказский фронт, февраль 1942г.?)
-
История Авиации 2002-01 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (1)
Мотоустановка ТБ-3 с двигателями BMW VIE7,3. Хорошо виден радиатор и его штампованная нижняя боковая поверхность.
-
Авиация и Время 1997-04 / В.Котельников - Линкор сталинских соколов /Монография/
Ветрянки с генераторами на боковой поверхности фюзеляжа бомбардировщика (слева) и на верхней.
-
Авиация и Время 1997-04 / В.Котельников - Линкор сталинских соколов /Монография/
Основная опора шасси серийного ТБ-3 с моторами М-17
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
"Звено-2" с тремя истребителями И-5
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-5 - Россия - 1930
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Вариант «Звено-2а» предусматривал только два истребителя - на крыле
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-5 - Россия - 1930
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
«Звено-1б» с единственным И-5 на фюзеляже
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-5 - Россия - 1930
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
И-5 затаскивают на крыло ТБ-3 с помощью гусеничного трактора
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-5 - Россия - 1930
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Для накатки И-5 на крыло ТБ-3 изготовлялась массивная деревянная рама, обеспечивавшая равномерное распределение нагрузки
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-5 - Россия - 1930
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Экспериментальный самолет "Звено-2А" И.С.Вахмистрова мог нести три И-5. На снимке видно, что на фюзеляже ТБ-3 установлен истребитель более раннего, а на крыльях - более позднего выпуска. Хорошо виден помост для накатки самолетов на крыло бомбардировщика.
Escort composite Z-2 with three I-5s on board the TB-3 (M-17) mother-shipДругие самолёты на фотографии: Поликарпов И-5 - Россия - 1930
-
АвиаМастер 2001-06 / В.Котельников - "Старики" уходят в бой /Монография/
И-5 в момент старта с крыла ТБ-3. Хвостовая опора уже отстыкована.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-5 - Россия - 1930
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
Moment of the start-up for an I-5 on the wing of a TB-3. The aft lock is open, the strut collapsed back, and the fighter is held by the locks of the forward ‘spiders’
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-5 - Россия - 1930
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
И-Зет подходит к ТБ-3 с опущенной трапецией
Другие самолёты на фотографии: Григорович И-Z - Россия - 1931
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / М.Маслов - Истребитель И-Z в цирке Вахмистрова /Историческая серия "Самолеты России"/
В 1935 году И-Z участвовал в экспериментах по программе "самолет-звено". На снимке И-Z прицепляется в полете к подфюзеляжной трапеции бомбардировщика ТБ-3.
The procedure of hooking-up an I-Z to a TB-3 was developed with the Z-5.Другие самолёты на фотографии: Григорович И-Z - Россия - 1931
-
Авиация и Время 1998-05 / М.Маслов - Самый секретный истребитель /Монография/
Во время испытаний "Звена-5". В кабине И-Z - В.А.Степанчонок. Март 1935г.
Другие самолёты на фотографии: Григорович И-Z - Россия - 1931
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
И-Зет под ТБ-3 (снимок сделан из бомболюка бомбардировщика)
Другие самолёты на фотографии: Григорович И-Z - Россия - 1931
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
И-Зет подцепился к трапеции, март 1935 г.
Другие самолёты на фотографии: Григорович И-Z - Россия - 1931
-
Авиация и Время 1998-05 / М.Маслов - Самый секретный истребитель /Монография/
Создавая "Звено-5", И-Z и ТБ-3 оснастили специальными фермами
Другие самолёты на фотографии: Григорович И-Z - Россия - 1931
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Истребитель-моноплан И-Зет, доработанный для использования в «Звене-5»
Другие самолёты на фотографии: Григорович И-Z - Россия - 1931
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
"Звено-6" с двумя истребителями И-16 с моторами М-22, конец 1935г.
The escort composite Z-6, introduced in 1936.Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Истребитель-моноплан И-16 на подвеске под крылом ТБ-3
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
A Polikarpov I-16 suspended under a TB-3, as a Z-6 composite.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
И-16 с подсоединенными шлангами системы дозаправки
Fuel and oil hoses from the mother-ship to the parasite.Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
The Z-7 composite was meant to be used for developing the technique of basing two I-16s on a mother-ship as well as starting from and hooking-up to it.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
Fighter suspension point on the Z-7.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
Hooking-up an I-16 to the trapeze proved to be complicated, and was not always a success.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Взлетает «Звено-7». ТБ-3 несет четыре истребителя
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933Поликарпов И-5 - Россия - 1930
-
Мировая Авиация 231
«Паразитные» истребители. В середине 1930-х годов Владимиром Сергеевичем Вахмистровым была разработана система «Самолет - Звено»: доработанный тяжелый бомбардировщик должен был нести на себе несколько истребителей, которые поднимались в воздух при появлении вражеских самолетов. Существовало несколько вариантов, включая «Звено-1а» (ТБ-1 и два И-5 под крылом), «Звено-2» (ТБ-3 с одним, двумя или тремя И-5) и «Звено-7» (два И-5, два И-16 и один И-Z). Система «Звено-2» успешно прошла испытания в конце 1933 года, но на вооружение был принят вариант «Звено-СПБ» с двумя И-16 в роли легких бомбардировщиков на ТБ-3. На воздушном параде в Монино в ноябре 1935 года (на фотографии) пять истребителей удачно взлетели с ТБ-3. Бомбардировщик нес два И-5 на крыле, два И-16 - под крылом и один И-Z - под фюзеляжем.
An Aviamatka PVO air defence composite composed of a TB-3 with five fighters aboard.Другие самолёты на фотографии: Григорович И-Z - Россия - 1931Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933Поликарпов И-5 - Россия - 1930
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / М.Маслов - Истребитель И-Z в цирке Вахмистрова /Историческая серия "Самолеты России"/
Кадры кинохроники, запечатлевшие подход и зацепление И-Z под ТБ-3. «Авиаматка» несет максимальное количество - пять самолетов: сверху 2 И-5, снизу 2 И-16 и И-Z.
Другие самолёты на фотографии: Григорович И-Z - Россия - 1931Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933Поликарпов И-5 - Россия - 1930
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
И-16, подвешенный под крылом ТБ-3 на ферме, позволявшей отцепку и подцепку в полете
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Подфюзеляжная ферма «Звена-7-1» для подцепки И-16 в полете
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Ферма для подцепки И-16 под крыло ТБ-3 в опущенном положении
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
An I-5 on the fuselage of a TB-3. Special troughs take the mainwheels. Note also the spiral pipe feeding the I-5’s engine with fuel from the tanks of the mother-ship
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-5 - Россия - 1930
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
«Тягач» - полуразобранный истребитель И-5, установленный на фюзеляже ТБ-3. Февраль 1935 г.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-5 - Россия - 1930
-
История Авиации 23 / А.Сухоруков - Тимофей Пантелеевич Пунев: Я вообще, всю войну очень везучим был... /Об авиации и немного о себе/ (1)
В авиаучилищах ТБ-3 применялись и для штурманской подготовки (групповой) и для парашютной и для освоения радиодела.
-
Авиация и Космонавтика 2023-11 / А.Почтарев - Вклад авиации Монинского аэродрома спецназначения N 2 ГУ ВВС РККА в победу в битве под Москвой
Посадка десанта на самолёты ТБ-3 1-го тбап 23-й тбад ДА. Командир полка (12.1941 - 20.03.1942) - майор, гв. подполковник Чирсков Б.Ф. (1907-1983). После войны - генерал-майор авиации, командир 226-й овад ДА.
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
Десант перед посадкой в ТБ-3. Крымский фронт, 1941г.
-
Авиация и Время 1997-04 / В.Котельников - Линкор сталинских соколов /Монография/
ТБ-3 активно использовались для доставки десантов. Десантники грузятся в ТБ-3 во время боев в Крыму. Начало 1942г.
-
АвиаМастер 2004-08 / В.Котельников - Краснозвездный десант /Неизвестные страницы/
Инструктаж десантников на самолете перед стартом
-
Авиация и Время 1997-04 / В.Котельников - Линкор сталинских соколов /Монография/
Выброска десанта с ТБ-3
-
Мировая Авиация 242
ТБ-3 можно считать вообще первым в мире тяжелым бомбардировщиком в современном понимании данного термина. ТБ-3 в СССР широко применялись для выброски парашютных десантов.
-
История Авиации 2002-04 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (4)
Выброска десантников на маневрах.
-
АвиаМастер 2004-08 / В.Котельников - Краснозвездный десант /Неизвестные страницы/
Выброска парашютистов с ТБ-3, маневры 1935г.
-
Авиация и Космонавтика 2005-12 / И.Хребтовский - У истоков транспортной авиации
Высадка воздушного десанта с ТБ-3
-
АвиаМастер 2004-08 / В.Котельников - Краснозвездный десант /Неизвестные страницы/
Киевские маневры 1935г. Самолеты готовят к вылету с десантом
-
История Авиации 2002-04 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (4)
Подвеска 76-мм полковой пушки под фюзеляжем ТБ-3.
-
АвиаМастер 2004-08 / В.Котельников - Краснозвездный десант /Неизвестные страницы/
Две 76-миллиметровые пушки подвешены под ТБ-3. У одной из них для уменьшения габаритов снят щит
-
История Авиации 2002-04 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (4)
Подвеска под бомбардировщик плавающего танка Т-37 для посадочного десанта. Маневры Киевского военного округа, 1935г.
-
Авиация и Космонавтика 2006-06 / В.Котельников - Истоки
Легкий танк-амфибия Т-37А под бомбардировщиком ТБ-3
-
Авиация и Время 1997-04 / В.Котельников - Линкор сталинских соколов /Монография/
В номенклатуру перевозимой на ТБ-3 техники входили даже легкие танки и бронеавтомобили
-
История Авиации 2002-04 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (4)
Подготовка к доставке воздушным путем автомобиля. Маневры Киевского военного округа, 1935г.
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / Д.Пичугин, М.Никольский - Челябинское авиационное училище штурманов
Командир корабля ТБ-3 капитан Муравьев и ст.лейтенант Белоусов, аэродром Шагал
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
Экипаж ТБ-3 готов к вылету для нанесения удара по укреплениям противника. Крымский фронт, февраль 1942г.
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
Стрелок И.Никулин из 1 АП ДД, май 1942г. Турельная установка с пулеметами ДА-2.
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
Турели МВ-3 самолета ТБ-3-4М-17. Снимок периода войны.
-
История Авиации 2002-01 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (1)
"Два пулемета всегда предпочтительнее одного и чем их больше - тем лучше". Эту нехитрую истину Иосиф Виссарионович Сталин (он на снимке справа), Семен Михайлович Буденый (в центре) и Климент Ефремович Ворошилов (слева) прекрасно понимали, а потому ТБ-3, занимавший по количеству огневых точек в начале 30-х первое место в мире, пришелся по вкусу и вождю мирового пролетариата и его соратникам.
-
История Авиации 2002-01 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (1)
Вид сзади на подкрыльевую стрелковую башню Б-2. Хорошо виден пулемет ДА калибра 7,62 мм., а также балочные держатели, рассчитанные на 250-кг бомбы.
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
Штурман ст.сержант Верняев в штурманской кабине ТБ-3-4М-17. 250 АП ДД, 1942г. Правой рукой штурман держится за рукоятку сбрасывателя бомб СБР-9, левой - удерживает прицел ОПБ, зафиксированный в подпятнике. По правому борту (на уровне головы штурмана) смонтирована панель РПК-2.
-
История Авиации 2002-05 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (5)
Финские солдаты осматривают бомбардировщик ТБ-3 7-го ТБАП, подбитый шведским летчиком Гидеоном Карлссоном и совершивший вынужденную посадку на лед озера Муртоселкё 13 февраля 1940г. Самолет, оснащенный двигателями М-17, имеет носовую часть, характерную для ТБ-3Р поздних серий. В левой консоли видна рваная пробоина от зенитного снаряда.
-
Авиация и Время 1997-04 / В.Котельников - Линкор сталинских соколов /Монография/
Этот ТБ-3 с двигателями М-17 стал немецким трофеем летом 1941г. на Украине
-
Авиация и Космонавтика 2018-07 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (2)
Транспортный самолет ТБ-3, уничтоженный на аэродроме Бельцы. Фото сделано после захвата аэродрома противником
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
ТБ-3, захваченные противником на аэродромах и местах вынужденной посадки.
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
ТБ-3 из 250 АП ДД после возвращения с боевого задания. Самолет был атакован в воздухе истребителем противника. Возникший на борту пожар экипаж потушил своими силами. 1942г.
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
Экипаж ст.л-та Савушкина осматривает самолет после возвращения из боевого вылета. Обнаружена пробоина в стойке киля. 250 АП ДД, лето 1942г.
-
Авиация и Время 2002-01 / Д.Хазанов, А.Котлобовский - Битва над Киевом (2)
Части, вооруженные ТБ-3 понесли под Киевом тяжелые потери
-
История Авиации 2002-01 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (1)
Продувочный макет ТБ-3 с моторами BMW VI.
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Макет «Звена-7», демонстрировавшийся в экспозиции Научно-мемориального музея Н.Е. Жуковского. Имеется только одна неувязка: тележки шасси носителя закрыты обтекателями. Действительно, на ТБ-3 этой модификации обтекатели намеревались монтировать, но реально ни на одном серийном самолете их не поставили. Не было их и на машине, использовавшейся в «Звене-7»
Другие самолёты на фотографии: Григорович И-Z - Россия - 1931Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933Поликарпов И-5 - Россия - 1930
-
Авиация и Космонавтика 2013-12 / В.Котельников - Воздушные "линкоры" /Историческая серия "Самолеты России"/
Бомбардировщики ТБ-3 в полете
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Один из первых проектов с использованием в качестве носителя четырехмоторного бомбардировщика ТБ-3. Пять истребителей И-5 размещены на крыле и один на фюзеляже
Другие самолёты на фотографии: Туполев И-4 / АНТ-5 - Россия - 1927
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
Vakhmistrov Z-2, composite of a Tupolev TB-3 (M-17) with three Polikarpov I-5s.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-5 - Россия - 1930
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
Vakhmistrov Z-5, composite of a Tupolev TB-3 (M-17) and a Grigorovich I-Z. Trapeze shown stowed and deployed.
Другие самолёты на фотографии: Григорович И-Z - Россия - 1931
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
Vakhmistrov Z-7, composite of a Tupolev TB-3 with two Polikarpov I-16s.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
An Aviamatka PVO air defence composite composed of a TB-3 with five fighters aboard.
Другие самолёты на фотографии: Григорович И-Z - Россия - 1931Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933Поликарпов И-5 - Россия - 1930
-
Авиация и Время 1997-04 / В.Котельников - Линкор сталинских соколов /Монография/
Схема "Звена-7"
Другие самолёты на фотографии: Григорович И-Z - Россия - 1931Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933Поликарпов И-5 - Россия - 1930
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
Tupolev ANT-6 (TB-3 prototype). Tupolev TB-3, M-17F engines. Tupolev TB-3, AM-34R engines, early production standard. Tupolev TB-3, AM-34R engines, unarmed variant. Tupolev TB-3, AM-34FRN engines.
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-3Р - Россия - 1932Туполев ТБ-3РН - Россия - 1934
Тип фотографий
- Все фото (132)
- Боковые проекции (9)
- Ч/б фото (96)
- Кабина (7)
- Обломки (7)
- Модели, рисунки, схемы (13)