
Варианты
- Туполев - Ту-95 / Ту-95М - 1952 - Россия
- Туполев - Ту-95В - 1956 - Россия
- Туполев - Ту-95К - 1956 - Россия
- Туполев - Ту-96 - 1956 - Россия
- Туполев - Ту-116 - 1957 - Россия
- Туполев - Ту-95ЛЛ / Ту-142ЛЛ - 1958 - Россия
- Туполев - Ту-95Н - 1958 - Россия
- Туполев - Ту-95ЛАЛ / Ту-119 - 1961 - Россия
- Туполев - Ту-95РЦ - 1965 - Россия
- Туполев - Ту-142 - 1968 - Россия
- Туполев - Ту-95МС - 1979 - Россия
Ту-95 и Ту-142
Эволюция Ту-4 через Ту-80 и Ту-85 привела к появлению одного из этапных для истории авиации самолетов - Ту-95. Особенностью Ту-95 является силовая установка из четырех ТВД НК-12М Н. Д. Кузнецова мощностью по 12 000 л. с. с огромными соосными винтами противоположного вращения АВ-60Н. Но прототип выполнил первый полет 12 ноября 1952 года с силовой установкой из восьми установленных попарно ТВД ТВ-2. Двигатели НК-12М позволяют Ту-95 развивать скорость, не намного меньшую, чем скорость бомбардировщиков с ТРД, при этом более экономичные ТВД обеспечивают межконтинентальную дальность полета.
Первые Ту-95М поступили на вооружение частей Дальней авиации в 1956 году. Они предназначались для нанесения ударов свободнопадающими атомными и термоядерными бомбами; до сих пор ошибочно считается, что первые Ту-95 имели обозначение Ту-20.
<...>
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 194
Ту-95 первых модификаций являлись бомбардировщиками и могли нести только свободнопадающие ядерные или термоядерные бомбы. В 1960-е годы возросло стратегическое значение ракет, поэтому часть ранее построенных бомбардировщиков доработали в ракетоносцы.
-
Air International 2008-05 / D.Hobbs - British F-4 Phantoms /Military/
For many years, Phantoms of 43 and 111 Squadrons were tasked with providing northern quick reaction alert cover from RAF Leuchars, from where they frequently intercepted Soviet bomber and maritime patrol aircraft over the North Sea. This 111 Squadron aircraft was photographed escorting a Bear-A in August 1984.
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas Phantom FG.Mk I / FGR.Mk II - США - 1964
-
Air International 2002-07 / A.Dawes - Tupolev's Bear /Military/ (2)
Seen at Ryazan Air Base in October 1992, this Tu-95MR Bear-E was used in the latter years of its service for a variety of utility tasks, including unspecified ‘technical improvement trials’. The two tear-drop antennae under the forward fuselage are part of the Romb Elint suite, whilst the red band around the rear fuselage denotes its non-combative status within the provisions of Article XI of the START-1 Treaty.
-
История Авиации 2001-03 / В.Аверченко - Николай Кузнецов. К девяностолетию со дня рождения /Юбилей/
Первый опытный Ту-95 с турбовинтовыми двигателями 2ТВ-2Ф.
-
Авиация и Космонавтика 2000-12 / В.Ригмант - Ту-95 (2)
Опытный "95/2" в полете
-
Авиация и Космонавтика 2000-12 / В.Ригмант - Ту-95 (2)
Головной серийный Ту-95 (зав. N 5800101) (в дальнейшем стал прототипом Ту-95М)
-
Авиация и Космонавтика 1995-10 / ??? - Стратегический долгожитель
Головной серийный Ту-95 (зав. N 5800101) (переделанный в 1957 г. в прототип Ту-95М)
-
Air International 2002-06 / A.Dawes - Tupolev's Bear /Military/ (1)
One of the early production Tu-95M Bear-As in conventional bomber configuration. After some 20 years of service, some of the original batch of Tu-95Ms were converted into the Tu-95U trainer, with bomb doors sealed permanently shut. Others were simply cut up for scrap. The large airframe of the Tu-95 made it an ideal choice as a test-bed for various systems, and numerous examples served usefully in this role for many years.
-
Авиация и Космонавтика 2022-11 / Е.Арчаков - Служба отечеству. История 79-й ТБАД
Ту-95 уходит на выполнение задания
-
Авиация и Космонавтика 2000-12 / В.Ригмант - Ту-95 (2)
Ту-95М с СПС-1 и СПС-2
-
Мировая Авиация 195
В 1965 году Ту-95К начали снимать с вооружения частей первой линии, многие из них переоборудовали в тренировочный вариант Ту-95У.
-
Мировая Авиация 194
Первые варианты Ту-95 отличались застекленной носовой частью фюзеляжа, ниже находился обтекатель радиолокационного бомбардировочного прицела. Штанги системы дозаправки в воздухе эти машины не имели. Ту-95 первых модификаций отличаются элегантностью и чистотой аэродинамики.
-
Авиация и Космонавтика 2014-12 / ??? - Дальняя Авиация России 100 лет /Юбилей/
Подготовка к вылету дальнего бомбардировщика Ту-95. На переднем плане бомба калибра 9000 кг
-
Авиация и Космонавтика 2022-11 / Е.Арчаков - Служба отечеству. История 79-й ТБАД
Плановые полеты. Аэродром Чаган, 1960-е гг.
-
Мировая Авиация 194
Ту-95/95МС: турбовинтовой бомбардировщик. Ту-95 остается на сегодня единственным турбовинтовым стратегическим бомбардировщиком. Первый полет самолет выполнил еще в 1952 году, а сегодня - вместе с Ту-160 - составляет основу воздушной компоненты стратегических ядерных сил России. Созданный в 1970-1980 годах, Ту-95МС может нести 10 крылатых ракет (шесть в отсеке, четыре - под крылом), а Ту-95МС-16 - даже 16 ракет (шесть в отсеке, десять - под крылом).
Некоторые западные обозреватели посчитали ошибкой установку на Ту-95 турбовинтовых двигателей, но именно такая силовая установка обеспечила самолету длительную карьеру, которая продолжается и сейчас. Ту-95 и B-52 правильнее сравнивать скорее с линейными кораблями, нежели с другими бомбардировщиками. -
Мировая Авиация 194
В таком облике Ту-95 впервые предстал перед западными наблюдателями. Контуры фюзеляжа не искажены антеннами, блистерами и обтекателями.
-
Авиация и Космонавтика 2000-12 / В.Ригмант - Ту-95 (2)
Ту-95 над Тушино, 1956 год
-
Авиация и Космонавтика 2001-04 / В.Ригмант - Ту-95 (6)
Ту-95-е над Тушино, 1956г
-
Авиация и Космонавтика 2000-12 / В.Ригмант - Ту-95 (2)
Ту-95М над Тушино, июль 1961 года
-
Авиация и Космонавтика 2013-08 / С.Ковалев - Праздник в небесах
Над Тушино летит Ту-95 "в окружении" МиГ-17, 1961г.
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-17 / МиГ-17Ф - Россия - 1950
-
Air Enthusiast 1971-10 / ??? - The Billion Dollar Bomber (4)
Small sensor housings may be seen under the forward fuselage of the “Bear-A".
-
Авиация и Время 1996-05 / В.Ригмант, Е.Гордон - Цель - Америка /Монография/
Ту-95 из 409-го ТБАП на учениях "Океан". Весна 1970г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / Е.Арчаков - Самая важная авиадивизия
F-102A из 57-й эскадрильи во время перехвата советского Ту-95. Район Исландии, июль 1970г.
Другие самолёты на фотографии: Convair F-102 Delta Dagger - США - 1953
-
Мировая Авиация 194
До конца холодной войны почти все фотографии Ту-95 были сделаны в воздухе во время перехватов советских самолетов западными истребителями. Перехваты Ту-95 выполняли самые разные самолеты - от старых Crusader до современных Raptor и Typhoon.
Другие самолёты на фотографии: Vought F8U / F-8 Crusader - США - 1955
-
Авиация и Космонавтика 2004-12 / М.Никольский - 79-й авиационный тяжелый бомбардировочный полк
Разведчик Ту-95 в сопровождении "Фантома" проходит над авианосцем "Саратога"
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas F-4 Phantom II - США - 1958
-
Авиация и Время 1996-05 / В.Ригмант, Е.Гордон - Цель - Америка /Монография/
F-4E Phantom II "пасет" Ту-95М
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas F-4E / F-4F Phantom II - США - 1965
-
Авиация и Космонавтика 2004-12 / М.Никольский - 79-й авиационный тяжелый бомбардировочный полк
"Фантом" подлез под фюзеляж Ту-95, мешая фотосъемке американских кораблей
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas F-4E / F-4F Phantom II - США - 1965
-
Авиация и Космонавтика 2004-12 / М.Никольский - 79-й авиационный тяжелый бомбардировочный полк
Ту-95 в сопровождении "Фантомов" проходит над американским авианосцем
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas F-4 Phantom II - США - 1958
-
Air Enthusiast 2000-11 / R.Leach - For Faith and Freedom (3)
A 50 Squadron Vulcan K.2 tanker, shadowing a Soviet Tupolev 'Bear'.
Другие самолёты на фотографии: Avro Vulcan / Type 698 - Великобритания - 1952
-
Air Pictorial 1977-10 / M.Allward - Tupolev Tu-95 "Bear" /Design Profile/
This "Bear" can be identified as a reconnaissance "E" aircraft by the six camera ports in the fuselage under the wing.
-
Air International 1987-05 / ??? - Tupolev Bear - II /На вооружении советской авиации/ (17)
The Bear-F, maritime photographic reconnaissance aircraft was a rework of the original Tu-95 Bear-A strategic bomber with a camera pallet (possibly also accommodating non-optical sensors) inserted in the weapons bay.
-
Авиация и Космонавтика 2005-02 / М.Никольский - 326-я авиационная тарнопольская тяжелая бомбардировочная дивизия
Дозаправка Ту-95 от воздушного заправщика Ил-78
Другие самолёты на фотографии: Ильюшин Ил-78 - Россия - 1983
-
Авиация и Время 1996-05 / В.Ригмант, Е.Гордон - Цель - Америка /Монография/
Расцепка с танкером М-4. Из конуса стекает остаток топлива
Другие самолёты на фотографии: Мясищев М-4 - Россия - 1953
-
Авиация и Время 1996-05 / В.Ригмант, Е.Гордон - Цель - Америка /Монография/
Стратегический разведчик Ту-95МР
-
Авиация и Космонавтика 2021-08 / С.Дроздов - Авиация силовых ведомств Казахстана (1)
Ту-95 из состава 102 3-го тбап, Семипалатинск-2
-
Авиация и Время 1996-05 / В.Ригмант, Е.Гордон - Цель - Америка /Монография/
Грузолюк Ту-95МР снабжен сдвижными створками для фотокамер
-
Авиация и Время 1996-05 / В.Ригмант, Е.Гордон - Цель - Америка /Монография/
Носовая часть Ту-95МР. К входному люку приставлен трап
-
Авиация и Время 1996-05 / В.Ригмант, Е.Гордон - Цель - Америка /Монография/
Былая мощь... Ту-95МР и Ту-95К-22 перед разделкой. Энгельс, 1994г.
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-95К - Россия - 1956
-
Авиация и Космонавтика 1997-10 / А.Фирсов - Энгельс - последний приют "стратегов"
Ту-22 и Ту-95 - очередь на гильотину
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-22 - Россия - 1958
-
Авиация и Космонавтика 2001-02 / В.Ригмант - Ту-95 (4)
Ту-95М-5 с ракетой Х-55 во время испытаний
-
Авиация и Космонавтика 2001-03 / В.Ригмант - Ту-95 (5)
Ту-95М-5 с ракетами КСР-5 на заводских испытаниях
-
Авиация и Космонавтика 2005-09 / В.Марковский, К.Перов - Советские авиационные крылатые ракеты (2)
Ту-95М-5 с ракетами КСР-5
-
Авиация и Космонавтика 2000-12 / В.Ригмант - Ту-95 (2)
Ту-95У ("учебный") на аэродроме под Энгельсом
-
Авиация и Космонавтика 2008-05 / А.Артемьев - Крылья над морем (22)
Ту-95 на Кубе и на авиабазе Камрань во Вьетнаме (снимки с американских спутников)
-
Авиация и Космонавтика 2000-12 / В.Ригмант - Ту-95 (2)
Термоядерная бомба РДС-6с - оружие "судного дня" для Ту-95
-
Авиация и Космонавтика 1995-10 / ??? - Стратегический долгожитель
Турбовинтовой двигатель НК-12М
-
Авиация и Космонавтика 1995-10 / ??? - Стратегический долгожитель
НК-12М (вид со стороны реактивного сопла)
-
Авиация и Космонавтика 1995-10 / ??? - Стратегический долгожитель
Основная стойка шасси
-
Авиация и Космонавтика 1995-10 / ??? - Стратегический долгожитель
Хвостовая вспомогательная опора
-
История Авиации 2003-02 / А.Витюк, В.Марковский - Последний аргумент /Авиационное оружие/ (2)
23-мм автоматические пушки АМ-23 в кормовой установке ДК-12 самолета Ту-95. Боковые блистеры служат для размещения агрегатов прицельной станции ПС-53.
-
Авиация и Время 1996-05 / В.Ригмант, Е.Гордон - Цель - Америка /Монография/
Кормовая пушечная установка Ту-95
-
Авиация и Время 1996-05 / В.Ригмант, Е.Гордон - Цель - Америка /Монография/
Нижняя пушечная установка Ту-95
-
Авиация и Время 1996-05 / В.Ригмант, Е.Гордон - Цель - Америка /Монография/
Верхняя пушечная установка Ту-95 в выдвинутом положении
-
Air International 2002-06 / A.Dawes - Tupolev's Bear /Military/ (1)
Cockpit layout of the early Bear variants was of typical 1950s vintage, with a profusion of analogue instruments mounted on a black painted panel. Noteworthy are the cruciform radio channel selectors mounted on the cross frame of the central windshield panel.
-
Авиация и Космонавтика 2024-05 / О.Рязанцев - Последняя надежда пилота (4)
Транспортер в кабине Ту-95
-
Авиация и Время 1996-05 / В.Ригмант, Е.Гордон - Цель - Америка /Монография/
Рабочее место помощника командира корабля Ту-95МР
-
Авиация и Время 1996-05 / В.Ригмант, Е.Гордон - Цель - Америка /Монография/
В кабине штурмана Ту-95МР
-
Air International 2002-07 / A.Dawes - Tupolev's Bear /Military/ (2)
One of only four Tu-95MRs ever built being broken up at Ryazan in 1992. Noteworthy on the aircraft's tail unit control surfaces are the presence of comparatively small tailplane trim tabs. The fairing behind the red band on the fuselage is part of the aircraft’s Vishnya (Cherry Tree) communications intelligence gathering equipment.
-
Авиация и Космонавтика 2000-11 / В.Ригмант - Ту-95 (1)
Модель самолета "95/1"
-
Авиация и Время 1996-05 / В.Ригмант, Е.Гордон - Цель - Америка /Монография/
Модель самолета "95-1"
-
Авиация и Космонавтика 2000-12 / В.Ригмант - Ту-95 (2)
Компоновка фюзеляжа Ту-95
-
Авиация и Космонавтика 1995-10 / ??? - Стратегический долгожитель
Подлинная компоновочная схема самолета "95-1"
-
Авиация и Космонавтика 1995-10 / ??? - Стратегический долгожитель
Передняя стойка шасси Ту-95
-
Авиация и Космонавтика 1995-10 / ??? - Стратегический долгожитель
Основная стойка шасси
-
Авиация и Космонавтика 2000-11 / В.Ригмант - Ту-95 (1)
Самолет "95/1" с двигателями 2ТВ-2Ф - эскизный проект (с плаката ОКБ-156)
-
Авиация и Космонавтика 2000-12 / В.Ригмант - Ту-95 (2)
Самолет "95/2" - эскизный проект
-
Air Enthusiast 1971-10 / ??? - The Billion Dollar Bomber (4)
Tu-114D; Bear-A, Bear-B, Bear-C
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-116 - Россия - 1957Туполев Ту-95К - Россия - 1956
-
Air International 1987-05 / ??? - Tupolev Bear - II /На вооружении советской авиации/ (17)
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-95РЦ - Россия - 1965
-
Air International 2002-07 / A.Dawes - Tupolev's Bear /Military/ (2)
1. Tu-114D/Tu-116 special VIP variant of the Tu-95 Bear-A. 2. Tu-95 Bear-A free fall bomber variant. 3. Tu-95K Bear-B with AS-3 Kangaroo ASM. 4. Tu-95KD Bear-B with IFR probe and AS-3 Kangaroo ASM. 5. Tu-95KM Bear-C showing location of Sigint antenna fairings on rear fuselage. 6. Tu-95K-22 Bear-G showing location of AS-4 Kitchen ASMs under fuselage and wings, plus Rezeda (Mignonette) ECM installation in tail cone. 7. Tu-95MS Bear-H showing modified fuselage nose profile and more angular cockpit glazing
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-116 - Россия - 1957Туполев Ту-95К - Россия - 1956Туполев Ту-95МС - Россия - 1979
-
Авиация и Космонавтика 2000-12 / В.Ригмант - Ту-95 (2)
Первый серийный Ту-95
-
Авиация и Космонавтика 2000-12 / В.Ригмант - Ту-95 (2)
Серийный Ту-95М
- Фотографии