A5M / Ki.18
Одноместный палубный истребитель, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с открытой кабиной и неубирающимся шасси (основные колеса в обтекателях). Спроектирован в КБ фирмы "Мицубиси дзюкоге" под руководством Дз. Хорикоси. Первый в мире палубный истребитель-моноплан. Впервые опытный образец истребителя, обозначенный Ка.14, поднялся в воздух 4 февраля 1935 г.
Серийное производство началось осенью 1936 г. Выпускался заводами "Мицубиси" в Нагое, "Ватанабэ теккосе" и 21-м авиаарсеналом флота в Омуре. В общей сложности изготовлено около 1000 экз.
Мотор "Котобуки". Вооружение 2x7,69, бомбы до 60 кг (на А5М2-Оцу и A5M4).
Состоял на вооружении в Японии с июня 1937 г. (как "тип 96").
Основные серийные модификации (истребители):
- A5M1 с мотором "Котобуки" 2КАИ-Ко;
- А5М2-Ко с мотором "Котобуки" 2КАИ-3-Ко;
- А5М2-Оцу с мотором "Котобуки" и закрытой кабиной (на первых сериях), бомбодержателями (бомбы до 60 кг);
- A5M4 с мотором "Котобуки" и открытой кабиной, увеличенным гаргротом, усовершенствованным оборудованием.
A5M1 приняли на борт авианосца "Кага" в августе 1937 г. 22 августа его самолеты совершили первый боевой вылет к побережью Китая, 4 сентября сбили три китайских истребителя. В сентябре А5М получили авианосцы "Хосе" и "Рюйхо". С 9 сентября новые монопланы применялись в Южном Китае и с береговых аэродромов. Эти машины активно действовали в японо-китайской войне на суше как прикрывая свои аэродромы в тылу, так и сопровождая бомбардировщики в глубь китайской территории, в частности, при налетах на Ухань в январе 1938 г.
В 1941 г. они участвовали во вторжении во Французский Индокитай. К середине того года авиационные подразделения на крупных авианосцах перевооружили на новые истребители А6М, но старые А5М сохранялись на легких авианосцах и береговых базах. В частности, с сентября 1941 г. они использовались в частях ПВО в Японии и на Маршалловых о-вах. В декабре 1941 г. А5М базировались на авианосцах "Хосе", "Рюйхо" и "Дзуйхо". Самолеты с "Рюйхо" поддерживали высадку десанта на о. Давао (Филиппины), а затем участвовали в боях в Индонезии. В феврале-марте 1942 г. "Рюйхо" действовал на коммуникациях противника в Бенгальском заливе.
В конце зимы 1942 г. А5М приняли участие в прикрытии с воздуха Рабаула (о. Новая Британия). Последним боем, в котором эти машины действовали как палубные истребители, стало сражение в Коралловом море. Самолеты пытались защитить авианосец "Сехо", но не смогли. Последним же авианосцем, несшим А5М, стал вспомогательный "Касугамару", на котором они стояли и в июне 1942 г.
Позднее их использовали для прикрытия береговых баз в тылу. В 1944-1945 гг. самолеты, изъятые из учебных подразделений, использовались подразделениями камикадзе. При этом подвеску бомб осуществляли и на двухместных учебных A5M4-K. Такие машины применялись для атак на американские корабли у побережья Японии в первой половине 1945 г.
Истребитель снят с производства в начале 1941 г., его учебные варианты выпускались в Омуре до 1943 г. С вооружения машину официально не снимали.
A5M4||
Размах:||11,0 м
Длина:||7,56 м
Моторы, количество х мощность:||1x785 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1822 кг
Максимальная скорость:||435 км/ч
Практический потолок:||8250 м
Дальность:||1200 км
Описание:
- A5M / Ki.18
- Mitsubishi A5M (морской палубный истребитель Тип 96)
Фотографии
-
Авиация и Время 2007-04 / А.Демин - Воздушные драконы Поднебесной (1)
Mitsubishi A5M1 ("тип 95") из 13-го авиаполка Императорских японских ВМС. Район Шанхая, осень 1937г.
-
История Авиации 27 / Н.Донцов - Тетсудзо Ивамото /Асы мира/
"Мицубиси A5M2a" (борт. N 3-124, красный) из состава 12-го кокутая, принадлежавший Тетсузо Ивамото. Китай, апрель-сентябрь 1938г.
-
Мир Авиации 2000-02 / В.Котельников - A5M - первый палубный истребитель-моноплан /Авиадосье/
A5M2a из 12-го авиаотряда.
-
Авиация и Время 2003-04 / А.Подопригора - Цветенья вишни век не долог
A5M2 мичмана Кашимуры Каничи из 13-го кокутая, на котором он 9 декабря 1937г. таранил китайский истребитель. К моменту гибели в 1942г. летчик имел 12 побед
-
История Авиации 27 / Н.Донцов - Тетсудзо Ивамото /Асы мира/
"Мицубиси A5M2a" (борт. N 4-133, белый) из состава 13-го кокутая, авиабаза Дайкоджо, район Нанкина, Китай, зима 1937-1938гг. В кабине именно этого самолета Ивамото поолучил свое крещение огнем во время налета на Нанчанг. Поскольку Ивамото часто пилотировал этот самолет, он считается его персональной машиной, хотя, справедливости ради, необходимо отметить, что на этом самолете часто летали и другие пилоты 13-го кокутая.
-
Мир Авиации 2000-02 / В.Котельников - A5M - первый палубный истребитель-моноплан /Авиадосье/
A5M2a из 13-го авиаотряда в окраске периода войны в Китае.
-
История Авиации 2002-02 / И.Сеидов - Оружие смелых /Маленькие эпизоды больших войн/ (2)
A5M2-Ко лейтенанта Мочифуши Нанго из состава 15-го кокутая (авиагруппы). Лето 1938г., аэродром в районе Аньянга, Китай.
-
Мировая Авиация 92
А5М2-ко, лето 1938 года. Эта машина базировалась на авианосце "Кага" (КОД "К" на киле) во время операций у побережья Китая, для чего несла соответствующую камуфляжную окраску.
-
Мир Авиации 2000-02 / В.Котельников - A5M - первый палубный истребитель-моноплан /Авиадосье/
A5M2b на испытаниях в НИИ ВВС. Май 1939г.
-
Мир Авиации 2000-02 / В.Котельников - A5M - первый палубный истребитель-моноплан /Авиадосье/
A5M2b из 12-го авиаотряда.
-
Авиация и Время 2010-06 / А.Демин - Воздушные драконы Поднебесной (11)
A5M4 будущего аса Сабуро Сакае из 12-го АП императорских ВМС Японии. Провинция Гуандун, конец 1938 г.
-
Мировая Авиация 195
A5M4 лейтенанта Мотонари Сухо из 14-й авиагруппы, дислоцированной в 1940 году на острове Вейчоу, Китай. В 1940 году эту часть перевооружили на A6M2 и перебазировали в Ханой.
-
Мировая Авиация 92
A5M4, лето 1939 года. Военно-морской летчик 1-го класса Мацуо Хагири летал на этом самолете, базировавшемся на авианосце "Сорю" (код "W"). Обратите внимание на дополнительный 210-литровый топливный бак.
-
Мировая Авиация 92
A5M4, ноябрь 1939 года. Во время блокады зоны Восточно-Китайского моря на этих машинах летали командиры истребительной группы с авианосца "Сорю". Большинство А5М с 1938 года имело натуральную металлическую окраску.
-
Мировая Авиация 92
A5M4,1941 год. К 1941 году код самолетов авианосца "Сорю" был заменен на "VII", а окраска стала бледно-серой по всей поверхности. Данная машина была зафиксирована разведкой на авианосце на военно-морской базе Касанбару.
-
Мир Авиации 2000-02 / В.Котельников - A5M - первый палубный истребитель-моноплан /Авиадосье/
A5M4 авиагруппы Йокосука. Пилот - Хидео Оиси, декабрь 1939г.
-
Мировая Авиация 92
A5M4, вероятно 1943 год. В апреле 1942 года после налета на Японию самолетов B-25 до того полностью оранжевые учебные самолеты получили темно-зеленую окраску в верхней части фюзеляжа. Эта машина принадлежала авиакорпусу "Kasumigaura" и базировалась в Омуре.
-
Мир Авиации 2000-02 / В.Котельников - A5M - первый палубный истребитель-моноплан /Авиадосье/
A5M4-K авиаотряда летной школы в Оита.
-
Air International 1987-07 / Fighter A to Z
The first prototype Ka-14 as originally flown
-
Мир Авиации 2000-02 / В.Котельников - A5M - первый палубный истребитель-моноплан /Авиадосье/
Опытный образец палубного истребителя Ka-14, ставшего прототипом A5M. Обратите внимание на крыло в форме "обратной" чайки.
-
Air International 1987-07 / Fighter A to Z
Единственный экземпляр сухопутного истребителя Ki.18.
The sole prototype of the Ki-18 developed for the Army from the Ka-14 -
Мир Авиации 2000-02 / В.Котельников - A5M - первый палубный истребитель-моноплан /Авиадосье/
Опытный образец истребителя Ki.33, 1936г.
-
Air International 1987-07 / Fighter A to Z
The Ki-33 "advanced fighter"
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 02 - The progress of the world in military aviation during the year 1937-38
A formation consisting of two Navy Type-95 Seaplanes and one Navy Type-96 Fighter.
Другие самолёты на фотографии: Nakajima E8N - Япония - 1934
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
The Navy Type 96 Single-seat Fighter Monoplane.
-
Авиация и Космонавтика 2000-09 / А.Демин - Авиация великого соседа (Советские истребители в небе Китая. 1937 - начало 1940-х годов) (8)
Основной воздушный противник китайских истребителей - A5M1 ("тип 96")
-
История Авиации 27 / Н.Донцов - Тетсудзо Ивамото /Асы мира/
Тетсузо Ивамото в кабине своего A5M2a из состава 12-го кокутая над Китаем летом 1938г.
-
История Авиации 27 / Н.Донцов - Тетсудзо Ивамото /Асы мира/
"Мицубиси" A5M2a (борт. N 4-133, белый) из состава 13-го кокутая, авиабаза Дайкоджо, район Нанкина, Китай, зима 1937-1938гг. На борту этого самолета Ивамото поолучил свое крещение огнем во время налета на Нанчанг. Поскольку он часто пилотировал этот самолет, он считается его персональной машиной.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Мицубиси A5M2a из 13-го авиаотряда в период операций в Китае.
-
Мир Авиации 2000-02 / В.Котельников - A5M - первый палубный истребитель-моноплан /Авиадосье/
Мицубиси A5M2a из 13-го авиаотряда в период операций в Китае.
-
Мировая Авиация 195
Принятие на вооружение A5M ознаменовало достижение самодостаточности Японии в разработке и производстве военных самолетов. Истребители данного типа сыграли заметную роль в японо-китайской войне.
-
Мировая Авиация 92
Модификации А5М, выпущенные в ограниченном количестве, включали A5M2b (вверху) с закрытой кабиной, не получившей популярности у пилотов.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Мицубиси A5M2b (А5М2-Оцу) с полностью закрытой кабиной (фонарь показан в открытом положении) из авиаотряда Хякурикара
-
Авиация и Время 2014-01 / В.Котельников - Трофейные японские самолеты в СССР
Испытания A5M2b в НИИ ВВС. Май 1939г.
-
Авиация и Время 2014-01 / В.Котельников - Трофейные японские самолеты в СССР
А5М2-Оцу в ходе испытаний в НИИ ВВС. Весна 1939 г.
-
Авиация и Время 2014-01 / В.Котельников - Трофейные японские самолеты в СССР
Трофейный А5М2-Оцу на стадии сборки. Фото сделано в НИИ ВВС
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Мицубиси A5M4 с подвесным баком. 14-й ао, Китай, 1940г.
-
Авиация и Время 2011-03 / А.Демин - Воздушные драконы Поднебесной (14)
У советских истребителей в небе Китая были грозные противники: флотские (фото) А5М и армейские Ki.27
-
Мир Авиации 2000-02 / В.Котельников - A5M - первый палубный истребитель-моноплан /Авиадосье/
A5M4 из 12-го авиаотряда.
-
Мировая Авиация 41
Предшественник "Zero" - самолет Mitsubishi A5M был стандартным палубным истребителем Японии в 1940 году. На снимке машина из 14-й авиагруппы в небе над Китаем.
-
Авиация и Время 2010-04 / А.Демин - Воздушные драконы Поднебесной (9)
Основными противниками в небе Китая были японские истребители Ki-27 и А5М (фото)
-
Авиация и Время 2003-04 / А.Подопригора - Цветенья вишни век не долог
Оттачивать свое мастерство японские морские летчики начали в Китае на истребителях A5M4. Новый японский истребитель стал неприятным сюрпризом для китайцев
-
Мировая Авиация 92
Обозначение "3" в маркировке на киле этих A5M2 означает принадлежность к 12-му авиакорпусу - крупному соединению, принимавшему активное участие в боевых действиях в Китае в 1938 году.
-
Мир Авиации 2000-02 / В.Котельников - A5M - первый палубный истребитель-моноплан /Авиадосье/
Еще один A5M4 из авиаотряда Хякурикара.
-
Мировая Авиация 92
Японский флот имел в своем составе авиакорпуса наземного базирования и авианосные подразделения. На снимке: A5M4 на суше, конец 1930-х годов.
-
Мир Авиации 2000-02 / В.Котельников - A5M - первый палубный истребитель-моноплан /Авиадосье/
Смена поколений. На смену A5M приходят A6M. Филиппины.
Другие самолёты на фотографии: Mitsubishi A6M Reisen - Япония - 1939
-
Мировая Авиация 30
Истребители A6M2 с началом серийного производства вытеснили из строевых частей истребители устаревших конструкций, например самолет A5M, отличавшийся исключительной маневренностью. Тем не менее самолеты А5М принимали участие в боях начального периода войны на Тихом океане. Часто на вооружении одного подразделения состояли истребители А5М и A6M2. Американцы впервые познакомились с японскими истребителями при отражении удара палубной авиации ВМС Японии по Перл-Харбору. Удар по Перл-Харбору планировался в обстановке тотальной секретности, подготовка нападения заняла несколько месяцев. Истребители "Zeke" эскортировали в налете на Перл-Харбор ударные самолеты и сбили в воздухе четыре американских самолета, не понеся потерь в воздушных боях. В дальнейшем самолеты японских авианосцев очень удачно действовали в Яванском море, в районе острова Уэйк и над Даренном.
Другие самолёты на фотографии: Mitsubishi A6M Reisen - Япония - 1939
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Харук - Меч самурая: палубный истребитель "Мицубиси" A6M "Зеро"
A6M2 модель 11 раннего выпуска из Центра переучивания морских летчиков. Авиабаза Касумигаура. На заднем плане - истребитель A5M
Другие самолёты на фотографии: Mitsubishi A6M Reisen - Япония - 1939
-
Мировая Авиация 92
Модификации А5М, выпущенные в ограниченном количестве, учебно-тренировочный истребитель A5M4-K (внизу).
-
Мир Авиации 2000-02 / В.Котельников - A5M - первый палубный истребитель-моноплан /Авиадосье/
Учебный двухместный A5M4-K из летной школы Оита.
-
Авиация и Время 2007-05 / А.Демин - Воздушные драконы Поднебесной (2)
A5M впервые вступили в бой, взлетев с палубы авианосца "Кага"
-
Авиация и Космонавтика 2000-10 / А.Демин - Авиация великого соседа (Советские истребители в небе Китая. 1937 - начало 1940-х годов) (9)
Японский кинооператор успел запечатлеть, как подпоручик Каничи Касимура возвращается на свой аэродром после таранного удара "на честном слове и одном крыле", 9 декабря 1937г
-
Авиация и Время 2003-04 / А.Подопригора - Цветенья вишни век не долог
Истребитель A5M2, который пилотировал Кашимура Каничи, лишился в бою части крыла. Летчик смог посадить его на своем аэродроме
-
Flight 1938-01 / Flight
NIGHTMARE: Most of us have occasionally gazed pensively at a wing tip and wondered horribly what we should feel like if it suddenly disappeared. This Japanese fighter (apparently a Mitsubishi Karigane) was brought safely back to its base with half of its port wing shot away. The photograph appears to be quite unfaked and the starboard aileron can, in the original, be seen to be pulled right up to hold the machine level in this condition.
-
Мировая Авиация 92
Самолет А5М, уже считавшийся устаревшим к моменту нападения на Перл-Харбор, успел доказать свою эффективность во время второй китайско-японской войны 1937 года. По ряду показателей он превосходил такие самолеты, как И-152 конструкции Поликарпова.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-15бис / И-152 - Россия - 1937
-
Авиация и Космонавтика 2000-12 / А.Демин - Авиация великого соседа (Советские истребители в небе Китая. 1937 - начало 1940-х годов) (11)
Так японский художник изобразил воздушный бой в Китае между "чайкой" и A5M ("тип 96"). Но такие бои происходили лишь на Халхин-Голе, а в Китае в 1941г. И-153 просто попали под "каток" A6M "Зеро"
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-153 - Россия - 1938
-
Air International 1987-07 / Fighter A to Z
The first prototype Ka-14 after application of a close-fitting, long-chord engine cowling.
- Фотографии