Mitsubishi A5M / Ki.18
Страна: Япония
Год: 1935


Одноместный палубный истребитель
Описание:
A5M / Ki.18
Mitsubishi A5M (морской палубный истребитель Тип 96)
Фотографии

A5M / Ki.18

Одноместный палубный истребитель, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с открытой кабиной и неубирающимся шасси (основные колеса в обтекателях). Спроектирован в КБ фирмы "Мицубиси дзюкоге" под руководством Дз. Хорикоси. Первый в мире палубный истребитель-моноплан. Впервые опытный образец истребителя, обозначенный Ка.14, поднялся в воздух 4 февраля 1935 г.
Серийное производство началось осенью 1936 г. Выпускался заводами "Мицубиси" в Нагое, "Ватанабэ теккосе" и 21-м авиаарсеналом флота в Омуре. В общей сложности изготовлено около 1000 экз.
Мотор "Котобуки". Вооружение 2x7,69, бомбы до 60 кг (на А5М2-Оцу и A5M4).
Состоял на вооружении в Японии с июня 1937 г. (как "тип 96").
Основные серийные модификации (истребители):
   - A5M1 с мотором "Котобуки" 2КАИ-Ко;
   - А5М2-Ко с мотором "Котобуки" 2КАИ-3-Ко;
   - А5М2-Оцу с мотором "Котобуки" и закрытой кабиной (на первых сериях), бомбодержателями (бомбы до 60 кг);
   - A5M4 с мотором "Котобуки" и открытой кабиной, увеличенным гаргротом, усовершенствованным оборудованием.
A5M1 приняли на борт авианосца "Кага" в августе 1937 г. 22 августа его самолеты совершили первый боевой вылет к побережью Китая, 4 сентября сбили три китайских истребителя. В сентябре А5М получили авианосцы "Хосе" и "Рюйхо". С 9 сентября новые монопланы применялись в Южном Китае и с береговых аэродромов. Эти машины активно действовали в японо-китайской войне на суше как прикрывая свои аэродромы в тылу, так и сопровождая бомбардировщики в глубь китайской территории, в частности, при налетах на Ухань в январе 1938 г.
В 1941 г. они участвовали во вторжении во Французский Индокитай. К середине того года авиационные подразделения на крупных авианосцах перевооружили на новые истребители А6М, но старые А5М сохранялись на легких авианосцах и береговых базах. В частности, с сентября 1941 г. они использовались в частях ПВО в Японии и на Маршалловых о-вах. В декабре 1941 г. А5М базировались на авианосцах "Хосе", "Рюйхо" и "Дзуйхо". Самолеты с "Рюйхо" поддерживали высадку десанта на о. Давао (Филиппины), а затем участвовали в боях в Индонезии. В феврале-марте 1942 г. "Рюйхо" действовал на коммуникациях противника в Бенгальском заливе.
В конце зимы 1942 г. А5М приняли участие в прикрытии с воздуха Рабаула (о. Новая Британия). Последним боем, в котором эти машины действовали как палубные истребители, стало сражение в Коралловом море. Самолеты пытались защитить авианосец "Сехо", но не смогли. Последним же авианосцем, несшим А5М, стал вспомогательный "Касугамару", на котором они стояли и в июне 1942 г.
Позднее их использовали для прикрытия береговых баз в тылу. В 1944-1945 гг. самолеты, изъятые из учебных подразделений, использовались подразделениями камикадзе. При этом подвеску бомб осуществляли и на двухместных учебных A5M4-K. Такие машины применялись для атак на американские корабли у побережья Японии в первой половине 1945 г.
Истребитель снят с производства в начале 1941 г., его учебные варианты выпускались в Омуре до 1943 г. С вооружения машину официально не снимали.


A5M4||
Размах:||11,0 м
Длина:||7,56 м
Моторы, количество х мощность:||1x785 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1822 кг
Максимальная скорость:||435 км/ч
Практический потолок:||8250 м
Дальность:||1200 км

Mitsubishi A5M (морской палубный истребитель Тип 96)

ВМС Японии в 1934 году выпустили спецификацию (техническое задание) на создание одноместного палубного истребителя. Заданная спецификацией максимальная скорость 350 км/ч представлялась недостижимой. Однако разработанный согласно этой спецификации прототип Mitsubishi Ka-14 уже в первом полете 4 февраля 1935 года разогнался до 450 км/ч. По ряду причин на втором прототипе пришлось изменить аэродинамику самолета и заменить крыло типа "обратная чайка" обычным низкорасположенным крылом. На второй прототип поставили мотор Nakajima Kotobuki 2-KAI-1 мощностью 585 л.с. (436 кВт). В таком виде самолет приняли на вооружение как "военно-морской палубный истребитель Тип 96 (A5M1)".
   Далее были спроектированы похожие A5M2a с мотором Kotobuki 2KAI-3 мощностью 610 л.с. и A5M2b с мотором Kotobuki 3 мощностью 640 л.с. В годы японо-китайской войны эти два самолета были основными японскими истребителями. На двух экспериментальных A5M3 стояли моторы Hispano-Suiza 12Xcrs. Финальным и самым массовым вариантом стал A5M4, строившийся также в двухместном учебном варианте A5M4-K.
   Все варианты самолета A5M в США и у их союзников по войне на Тихом океане именовали "Claude". Компания "Mitsubishi" построила 788 самолетов всех вариантов, включая прототипы, еще 39 машин собрали на предприятии "Watanabe" и 264 - в военно-морском арсенале Омура. Интерес к A5M проявила Армия Японии и провела оценочные испытания прототипа Ki-18, близкого к Ka-14, но сочла самолет недостаточно маневренным. Компания "Mitsubishi" построила два прототипа Ki-33 с новыми моторами, но они также не показали требовавшейся Армии маневренности.
   В начале войны на Тихом океане A5M4 находились на вооружении частей первой линии, однако по своим характеристикам самолеты уступали истребителям противника. К лету 1942 года все A5M передали в части второй линии. Большое количество A5M4 и A5M4-K использовалось смертниками-камикадзе на завершающем этапе войны.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Mitsubishi A5M4

   Тип: одноместный палубный истребитель
   Силовая установка: один звездообразный мотор Nakajima Kotobuki 41 (Bristol Jupiter) мощностью 710 л. с. (529 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3000 м - 440 км/ч; практический потолок 9800 м; максимальная дальность 1200 км
   Масса: пустого 1216 кг; максимальная взлетная 1705 кг
   Размеры: размах крыла 11,00 м; длина 7,55 м; высота 3,20 м; площадь крыла 17,80 м2
   Вооружение: два неподвижных 7,7-мм пулемета, две 30-кг бомбы
Mitsubishi A5M1 ("тип 95") из 13-го авиаполка Императорских японских ВМС. Район Шанхая, осень 1937г.
"Мицубиси A5M2a" (борт. N 3-124, красный) из состава 12-го кокутая, принадлежавший Тетсузо Ивамото. Китай, апрель-сентябрь 1938г.
A5M2a из 12-го авиаотряда.
A5M2 мичмана Кашимуры Каничи из 13-го кокутая, на котором он 9 декабря 1937г. таранил китайский истребитель. К моменту гибели в 1942г. летчик имел 12 побед
"Мицубиси A5M2a" (борт. N 4-133, белый) из состава 13-го кокутая, авиабаза Дайкоджо, район Нанкина, Китай, зима 1937-1938гг. В кабине именно этого самолета Ивамото поолучил свое крещение огнем во время налета на Нанчанг. Поскольку Ивамото часто пилотировал этот самолет, он считается его персональной машиной, хотя, справедливости ради, необходимо отметить, что на этом самолете часто летали и другие пилоты 13-го кокутая.
A5M2a из 13-го авиаотряда в окраске периода войны в Китае.
A5M2-Ко лейтенанта Мочифуши Нанго из состава 15-го кокутая (авиагруппы). Лето 1938г., аэродром в районе Аньянга, Китай.
А5М2-ко, лето 1938 года. Эта машина базировалась на авианосце "Кага" (КОД "К" на киле) во время операций у побережья Китая, для чего несла соответствующую камуфляжную окраску.
A5M2b на испытаниях в НИИ ВВС. Май 1939г.
A5M2b из 12-го авиаотряда.
A5M4 будущего аса Сабуро Сакае из 12-го АП императорских ВМС Японии. Провинция Гуандун, конец 1938 г.
A5M4 лейтенанта Мотонари Сухо из 14-й авиагруппы, дислоцированной в 1940 году на острове Вейчоу, Китай. В 1940 году эту часть перевооружили на A6M2 и перебазировали в Ханой.
A5M4, лето 1939 года. Военно-морской летчик 1-го класса Мацуо Хагири летал на этом самолете, базировавшемся на авианосце "Сорю" (код "W"). Обратите внимание на дополнительный 210-литровый топливный бак.
A5M4, ноябрь 1939 года. Во время блокады зоны Восточно-Китайского моря на этих машинах летали командиры истребительной группы с авианосца "Сорю". Большинство А5М с 1938 года имело натуральную металлическую окраску.
A5M4,1941 год. К 1941 году код самолетов авианосца "Сорю" был заменен на "VII", а окраска стала бледно-серой по всей поверхности. Данная машина была зафиксирована разведкой на авианосце на военно-морской базе Касанбару.
A5M4 авиагруппы Йокосука. Пилот - Хидео Оиси, декабрь 1939г.
A5M4, вероятно 1943 год. В апреле 1942 года после налета на Японию самолетов B-25 до того полностью оранжевые учебные самолеты получили темно-зеленую окраску в верхней части фюзеляжа. Эта машина принадлежала авиакорпусу "Kasumigaura" и базировалась в Омуре.
A5M4-K авиаотряда летной школы в Оита.
The first prototype Ka-14 as originally flown
Опытный образец палубного истребителя Ka-14, ставшего прототипом A5M. Обратите внимание на крыло в форме "обратной" чайки.
Единственный экземпляр сухопутного истребителя Ki.18.
The sole prototype of the Ki-18 developed for the Army from the Ka-14
Опытный образец истребителя Ki.33, 1936г.
The Ki-33 "advanced fighter"
A formation consisting of two Navy Type-95 Seaplanes and one Navy Type-96 Fighter.
The Navy Type 96 Single-seat Fighter Monoplane.
Основной воздушный противник китайских истребителей - A5M1 ("тип 96")
Мицубиси A5M2a.
Тетсузо Ивамото в кабине своего A5M2a из состава 12-го кокутая над Китаем летом 1938г.
Mitsubishi A5M2a.
"Мицубиси" A5M2a (борт. N 4-133, белый) из состава 13-го кокутая, авиабаза Дайкоджо, район Нанкина, Китай, зима 1937-1938гг. На борту этого самолета Ивамото поолучил свое крещение огнем во время налета на Нанчанг. Поскольку он часто пилотировал этот самолет, он считается его персональной машиной.
Мицубиси A5M2a из 13-го авиаотряда в период операций в Китае.
Мицубиси A5M2a из 13-го авиаотряда в период операций в Китае.
Принятие на вооружение A5M ознаменовало достижение самодостаточности Японии в разработке и производстве военных самолетов. Истребители данного типа сыграли заметную роль в японо-китайской войне.
Линейка A5M на аэродроме в Китае
Модификации А5М, выпущенные в ограниченном количестве, включали A5M2b (вверху) с закрытой кабиной, не получившей популярности у пилотов.
Мицубиси A5M2b (А5М2-Оцу) с полностью закрытой кабиной (фонарь показан в открытом положении) из авиаотряда Хякурикара
Испытания A5M2b в НИИ ВВС. Май 1939г.
А5М2-Оцу в ходе испытаний в НИИ ВВС. Весна 1939 г.
Трофейный А5М2-Оцу на стадии сборки. Фото сделано в НИИ ВВС
Мицубиси A5M4 с подвесным баком. 14-й ао, Китай, 1940г.
У советских истребителей в небе Китая были грозные противники: флотские (фото) А5М и армейские Ki.27
A5M4 из 12-го авиаотряда.
Предшественник "Zero" - самолет Mitsubishi A5M был стандартным палубным истребителем Японии в 1940 году. На снимке машина из 14-й авиагруппы в небе над Китаем.
Основными противниками в небе Китая были японские истребители Ki-27 и А5М (фото)
Оттачивать свое мастерство японские морские летчики начали в Китае на истребителях A5M4. Новый японский истребитель стал неприятным сюрпризом для китайцев
Обозначение "3" в маркировке на киле этих A5M2 означает принадлежность к 12-му авиакорпусу - крупному соединению, принимавшему активное участие в боевых действиях в Китае в 1938 году.
Еще один A5M4 из авиаотряда Хякурикара.
Японский флот имел в своем составе авиакорпуса наземного базирования и авианосные подразделения. На снимке: A5M4 на суше, конец 1930-х годов.
Смена поколений. На смену A5M приходят A6M. Филиппины.
Истребители A6M2 с началом серийного производства вытеснили из строевых частей истребители устаревших конструкций, например самолет A5M, отличавшийся исключительной маневренностью. Тем не менее самолеты А5М принимали участие в боях начального периода войны на Тихом океане. Часто на вооружении одного подразделения состояли истребители А5М и A6M2. Американцы впервые познакомились с японскими истребителями при отражении удара палубной авиации ВМС Японии по Перл-Харбору. Удар по Перл-Харбору планировался в обстановке тотальной секретности, подготовка нападения заняла несколько месяцев. Истребители "Zeke" эскортировали в налете на Перл-Харбор ударные самолеты и сбили в воздухе четыре американских самолета, не понеся потерь в воздушных боях. В дальнейшем самолеты японских авианосцев очень удачно действовали в Яванском море, в районе острова Уэйк и над Даренном.
A6M2 модель 11 раннего выпуска из Центра переучивания морских летчиков. Авиабаза Касумигаура. На заднем плане - истребитель A5M
Модификации А5М, выпущенные в ограниченном количестве, учебно-тренировочный истребитель A5M4-K (внизу).
Учебный двухместный A5M4-K из летной школы Оита.
A5M впервые вступили в бой, взлетев с палубы авианосца "Кага"
Японский кинооператор успел запечатлеть, как подпоручик Каничи Касимура возвращается на свой аэродром после таранного удара "на честном слове и одном крыле", 9 декабря 1937г
Истребитель A5M2, который пилотировал Кашимура Каничи, лишился в бою части крыла. Летчик смог посадить его на своем аэродроме
NIGHTMARE: Most of us have occasionally gazed pensively at a wing tip and wondered horribly what we should feel like if it suddenly disappeared. This Japanese fighter (apparently a Mitsubishi Karigane) was brought safely back to its base with half of its port wing shot away. The photograph appears to be quite unfaked and the starboard aileron can, in the original, be seen to be pulled right up to hold the machine level in this condition.
Самолет А5М, уже считавшийся устаревшим к моменту нападения на Перл-Харбор, успел доказать свою эффективность во время второй китайско-японской войны 1937 года. По ряду показателей он превосходил такие самолеты, как И-152 конструкции Поликарпова.
Так японский художник изобразил воздушный бой в Китае между "чайкой" и A5M ("тип 96"). Но такие бои происходили лишь на Халхин-Голе, а в Китае в 1941г. И-153 просто попали под "каток" A6M "Зеро"
The first prototype Ka-14 after application of a close-fitting, long-chord engine cowling.
Mitsubishi A5M4
Палубный истребитель A5M