SAAB Gripen / JAS-39A/C
Варианты:
SAAB - Gripen / JAS-39A/C - 1988 - Швеция
Страна: Швеция
Год: 1988


Одноместный всепогодный истребитель, ударный и разведывательный самолет
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (26)
Saab JAS 39 Gripen

   К началу 1980 года шведскому военно-политическому руководству стало ясно, что если Швеция намерена сохранить национальную промышленность для самостоятельного создания современных боевых самолетов, то в ближайшее время надо приступать к проектированию нового самолета - на замену Saab Viggen.
   При этом правительство Швеции потребовало, чтобы стоимость нового самолета не была дороже стоимости Viggen, а масса машины - значительно меньше предшественника, но чтобы при этом он должен иметь более высокие летно-технические характеристики и боевой потенциал.

   Также новый самолет должен был нести большую боевую нагрузку, решать задачи истребителя-перехватчика, но в случае необходимости - иметь возможность решать ударные и разведывательные задачи, так что его причислили к классу JAS ("Jakt, Attak & Spanning", то есть "истребитель, ударный и разведывательный самолет"). В группу разработчиков вошли компании "Saab", "Volvo Flygmotor", "Ericsson" и "FFV".
   Вскоре "Saab" приступила к разработке базового проекта JAS 39 Gripen - одноместного однодвигательного боевого самолета, выполненного по схеме "утка", оснащенного цифровой электродистанционной системой управления и имеющего нормальную взлетную массу 8000 кг. В качестве силовой установки выбрали двигатель General Electric F404J в варианте, который в Швеции получил обозначение RM12 и был создан при участии "Volvo Flygmotor" (ныне "Volvo Aero"). Двигатель оснащался новой форсажной камерой, разработанной совместно "Volvo" и "General Electric", и не имел реверсера тяги, но это компенсировалось наличием цельноповоротного переднего горизонтального оперения - оно могло поворачиваться вниз почти на 90°, играя роль воздушного тормоза.
   Разработка РЛС для новой машины была поручена "Ericsson", которая в итоге предложила многорежимную импульсно-доплеровскую РЛС PS-046 (затем PS-05). Другими отличительными особенностями нового самолета стали: органы управления, скомпонованные по принципу HOTAS, приборное оборудование кабины с тремя многофункциональными индикаторами на приборной доске Ericsson EP 17 и широкоугольный голографический индикатор на лобовом стекле Kaiser, на который также выводились данные с ИК-станции переднего обзора, размещенной под правым воздухозаборником для решения задач разведки и наведения средств поражения.
   В июне 1982 года были подписаны контракты на проектирование и постройку пяти прототипов и 30 одноместных JAS 39A первой серийной партии, с опционом еще на 110 машин.
   Первый прототип был облетан 9 декабря 1988 года, но из-за проблем, возникших с работой системы управления полетом, он был потерян 2 февраля 1989 года, что вызвало 15-месячную задержку с реализацией программы. Второй прототип поднялся в воздух 4 мая 1990 года.
   В июне 1992 года консорциум разработчиков (IG JAS) получил контракт на постройку второй партии в 110 самолетов, включая 14 двухместных JAS 39B, которые получили программное обеспечение системы управления полетом разработки американской "Lockheed Martin". Учебные самолеты сохраняли полностью боевые возможности и могли применять оружие, как и JAS 39A. Двухместный вариант отличался от одноместного удлиненным фюзеляжем, позволившим вместить вторую кабину, в целом идентичную первой (в ней только не было индикатора на лобовом стекле), сокращенным запасом топлива и отсутствием встроенного пушечного вооружения.
   Первый JAS 39B поднялся в воздух в 1996 году, а серийные поставки начаты в 1998 году. В июне 1993 года ВВС Швеции был передан второй серийный самолет. 18 августа 1993 года, однако, во время показательного полета над Стокгольмом разбился первый серийный JAS 39A - разработчику пришлось вновь заняться доработкой системы управления полетом.
   Авиакрыло F7 получило свои первые JAS 39A в мае 1994 года - для начальной подготовки летчиков, а в октябре 1995 года оно приступило к полномасштабному перевооружению на новую машину. Состояния начальной оперативной готовности подразделение достигло в 1996 году.
   18 ноября 1998 года ЮАР стала первым зарубежным заказчиком нового самолета, разместив заказ на 28 самолетов для замены устаревших Cheetah C/D. В рамках НАТО поставки самолетов были осуществлены - в форме лизинга - в Чехию (16 самолетов) и Венгрию (14 самолетов). Причем Чехия стала первым зарубежным эксплуатантом Gripen, получив свои самолеты в 2004-2005 годах. В результате модернизации базового самолета - для обеспечения взаимодействий в рамках НАТО и расширения номенклатуры применяемого вооружения - появилась модификация JAS 39C и ее двухместный вариант JAS 39D, которые и поставлялись в Чехию и Венгрию.
   Следующим заказчиком Gripen стали Королевские ВВС Таиланда - общий заказ составил 30 Gripen C/D. Еще два шведских двухместных Gripen передали в аренду британской школе летчиков-испытателей.
   В 2008 году шведские специалисты продемонстрировали новый опытный самолет - демонстратор технологий, созданный по программе перспективного боевого самолета Gripen NG. Швейцария стала стартовым заказчиком новой боевой машины, разместив в 2011 году заказ на 22 самолета. Первый из них должен быть передан в 2018 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Saab JAS 39A Gripen

   Тип: одноместный всепогодный истребитель, ударный и разведывательный самолет
   Силовая установка: один ТРДДФ Volvo Aero RM12 нефорсированной тягой 54,00 кН и тягой на форсированном режиме 80,51 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11000 м - 2125 км/ч или М=2,0; практический потолок 20 000 м; дальность с ПТБ - 3000 км
   Масса: пустого 6622 кг; максимальная взлетная - около 13 000 кг
   Размеры: размах крыла 8,40 м; длина 14,10 м; высота 4,50 м
   Вооружение: одна встроенная 27-мм пушка Mauser BK27 в нижней левой носовой части фюзеляжа, плюс до 6500 кг авиационных средств поражения
A model photograph of the SAAB 2105, the Swedish contender to meet the Flygvapen requirement for a new multi-role combat aircraft; its contenders include the Northrop F-5S.
The Saab-Scania JAS 39 Gripen is one of several contemporary fighter designs to feature a canard layout, well displayed in this composite illustration of models.
Among the external changes to the Gripen demonstrator are two additional stores pylons and its repositioned main undercarriage. The latter has been moved out to the wing in order to increase the internal fuel capacity by up to 40%. Internally, there will be major improvements in avionics, including an AESA (Airborne Electronically Scanned Array) radar, structural refinements and the F414G engine will provide up to 25% more thrust. This wind tunnel model was tested at RUAG Aerospace, Emmen, in Switzerland.
The Saab JAS 39 Gripen, which is now under development for the Swedish Air Force, is to be powered by the RM 12, a version of the General Electric F404 produced in Sweden by Volvo Flygmotor.
A new impression of the Saab JAS 39, which has now entered upon a new phase of full-scale development.
Корпорация SAAB-BAe Systems обнародовала изображение модернизированного "Гриппена" - с конформными баками, усовершенствованными оборудованием и двигателем
Рисунок модернизированного "Грипена"
Рисунок палубного варианта истребителя "Грипен"
Saab JAS 39 Gripen
A company drawing of the JAS 39 showing the main wing and fuselage structure with the three closely spaced frames noted by the author in the text which transfer the loads from the wing to the fuselage.
Interior details of the JAS 39A Gripen (1996)
The schematic drawings above illustrate the principal features of the RM 12 engine for the Gripen. Volvo Flygmotor is responsible for final assembly and manufacture of between 30 and 35 percent (by value) of its component parts. These parts comprise: HPT rear shaft, LPT disk, LPT forward seal, LPT conical shaft, forward and rear plate cooling, HPT disk, seal rotation, spool stages 1-2, HPC front shaft, disk stage 3, front and rear compressor cases, LPT and HPT nozzle segments, air seal LPT nozzle, case LPT, support shroud HPT, afterburner mixer and case, combustion and afterburner liners, combustion case, fan disk stages 1 and 3. mounting ring, inner nozzle support, fan case, flame holder, primary flap and seal, and rear fan shaft. Volvo Flygmotor will have full responsibility for the RM 12 after completion of operational testing which is scheduled for the third quarter of 1990.
Проекты истребителей P2102, P2105, P2108, P2111-4
To evaluate the double-delta wing design, Saab built the 210, a small single-seat test aircraft which paved the way for the J 35 Draken which made its first flight on October 25, 1955. It entered SwAF service in 1960 and remains in use in its latest upgraded J 35J model. Close-coupled canard delta configuration was the hallmark of the JA 37 Viggen which was developed for a range of tasks. A design of the late-1970s that failed to gain an order was the B 3LA attack/trainer intended to be a replacement for the SK 60. The JAS 39 is the latest in Saab’s fighter family and should see service well into the next century.
The pre-design Model 2107 had a dorsal intake, and potentially a formidable weapon load, including points for two Sky Flash AAMs on the lower fuselage, four underwing hardpoints, a 27mm gun in the starboard wing root and two Sidewinders.
Проект истребителя P2107
A provisional three-view drawing of the SAAB 2105, the Swedish contender to meet the Flygvapen requirement for a new multi-role combat aircraft; its contenders include the Northrop F-5S.
General arrangement drawing of the Gripen
JAS 39A Gripen multirole combat aircraft for the Swedish Air Force, with additional side view (top) of two-seat JAS 39B (1997)
Схема JAS 39