McDonnell Douglas AH-64 Apache
Варианты:
McDonnell Douglas - AH-64 Apache - 1975 - США
Страна: США
Год: 1975
Вертолет

Двухместный боевой вертолет
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (18)
Boeing AH-64 Apache и Longbow Apache

   Согласно сформулированным в 1970-х годах требованиям Армии США к усовершенствованному боевому вертолету должна быть создана машина, способная вести противотанковые действия в любое время суток и в любую погоду. Были выбраны предложения фирм "Bell" и "Hughes"для постройки и сравнительных испытаний двух прототипов. Это были YAH-63 и YAH-64A соответственно. Последний, обозначенный производителем как Model 77 и взлетевший 30 сентября 1975 года, стал победителем конкурса 10 декабря 1976 года. Следующие 4 вертолета (один для наземных и три для летных испытаний) были построены во второй фазе программы испытаний. И они в основном были задействованы в исследованиях бортовых систем, авионики, электрооптики и систем управления огнем. Модификации предсерийного стандарта уже имели стреловидные концы лопастей несущего винта, переставляемый стабилизатор, смещенный ниже, более высокий киль и адаптированную систему "Black Hole" для защиты от ракет с ИК-наведением. 26 марта 1982 года был заключен контракт с Армией США на первую партию из 11 Hughes AH-64A Apache.
   Первый серийный образец был поставлен в январе 1984 года. В это время компания "Hughes" стала частью "McDonnell Douglas", 27 августа 1985 года фирма сменила название на "McDonnell Douglas Helicopter Company". В августе 1997 года "McDonnell Douglas" влилась в компанию "Boeings, и с тех пор AH-64 стал изделием "Boeing".
   Apache - двухместный вертолет традиционной схемы с тандемным расположением членов экипажа и с улучшенной их защитой. В носовой части размещена прицельно-навигационная система Martin-Marietta AAQ-11 TADS/PNVS (Target Acguisition and Designation Sight/Pilot Night-Vision Sensor). Второй пилот (оператор систем вооружения) располагается впереди, а сиденье командира экипажа расположено на 49 см выше сзади. Оба летчика применяют идентичные системы для обнаружения и атаки целей, включая нашлемную систему целеуказания и индикации. Второй пилот отвечает за ведение огня, но командир экипажа в любой момент может отменить его действия.
   Выживаемость повышена за счет брони - конструкция должна позволить машине выжить после попаданий снарядов калибра 12,7 мм в любую часть нижней полусферы (плюс 20° в область верхней полусферы) и после этого продержаться в воздухе еще не менее 30 мин. Защита большинства важных бортовых систем рассчитана против снарядов 23-мм пушки. Экипаж защищен бронеплитами из борсодержащего сплава, а шасси, кабина и сиденья спроектированы так, чтобы выдерживать удар о землю при скорости снижения до 12,9 м/сек. Пушка в случае аварийной посадки должна уходить в фюзеляж между сиденьями пилотов. Турбовальные двигатели широко разнесены, и их важнейшие элементы защищены броней. Трансмиссия может работать свыше часа без смазки, а редукторы и валы должны работать такое же время после некоторых видов повреждений. Вертолет может выдерживать перегрузки при подъеме до +3,5 g и при спуске до -0,5 g.
   Производство AH-64A продолжалось до 1997 года и составило всего 937 машин. Начиная с 604-й машины, на вертолет устанавливались 1800-сильные (1342 кВт) двигатели General Electric T700-GE-701C, планировавшиеся как часть модернизации в AH-64B.
   Первое боевое применение Apache состоялось в операции "Just Cause" в Панаме в декабре 1989-го и январе 1990 года. Они успешно использовались в операции "Буря в пустыне" против иракских войск в Кувейте, а также во всех боевых действиях не только США, но и Израиля, Великобритании, Нидерландов и других стран.
   Основная полезная нагрузка Apache по проекту составляет до 16 УР AGM-114A Hellfire дальнего действия с лазерным наведением, размещенных по 4 на четырех узлах подвески под крылом. Другим вооружением является блок с 19-ю 70-мм НУР "воздух-поверхность" Hydra 70, а стандартным стационарным вооружением - наводимая пушка Chain Gun калибра 30 мм с подфюзеляжным креплением и с 1200 снарядами.
   Обозначение AH-64C планировали присвоить примерно 540 образцам AH-64A, прошедшим модернизацию до стандарта AH-64D, за исключением имеющейся у последнего РЛС обнаружения и управления огнем APG-78 Longbow. Однако от этого плана отказались в начале 1994 года, и в середине 1990-х AH-64D стал второй версией Apache, поставляемой в войска вначале без РЛС управления огнем Northrop Grumman APG-78 Longbow, которую начали устанавливать с 1997 года на конкретные AH-64D Longbow Apache. Новый план Армии США по парку модернизации Apache предусматривал переоборудование 748 AH-64A до стандарта AH-64D, а 227 из них до стандарта Longbow Apache. В 1992 году "McDonnell Douglas" оборудовала 4 AH-64A РЛС миллиметрового диапазона Longbow и ракетами AGM-114L Hellfire для отработки концепции комплекса AH-64D Longbow Apache. Первый прототип совершил свой первый полет 15 апреля 1992 года, хотя новую РЛС начали испытывать в полете только на втором прототипе в 1993 году. Испытывались также два прототипа AH-64C. В начале 1999 года Армия США приняла решение, что 530 AH-64A будут модернизированы до AH-64D, для чего будет заказано 500 систем Longbow. Но военные действия в Ираке скорректировали этот план, так как были заказаны машины для пополнения армии, а также дополнительные машины в рамках военного финансирования. Весной 2009 года Армии США требовалось примерно 236 вертолетов AH-64D соответствующих последнему стандарту Block III. Этот стандарт закладывает основу совместимости с будущими боевыми БЛА и оснащается более мощным двигателем T701D. Конгресс США выделил средства еще на 52 AH-64D Block III для планового пополнения, чтобы Национальная гвардия США начала переход с модели "А" на модель "D". По оценкам компании "Boeings общее количество AH-64D только для Армии США к 2040 году составит около 800 машин.
   Комплекс Longbow легко опознать по надвтулочному обтекателю антенны РЛС APG-78. Комплекс позволяет использовать ракеты AGM-114L в автономном режиме "выпустил-забыл". Longbow может обнаруживать, распознавать и определять приоритеты одновременно из нескольких целей, даже сквозь туман и дым, которые мешают ИК и телевизионным датчикам. У всех AH-64D новая система целеуказания и ночного видения, заменившая TADS/PNVS предыдущего поколения. Она производится "Lockheed Martin" под названием Arrowhead.
   У AH-64D усовершенствованы также системы прицеливания, управления боем, связи, вооружения и навигации, в кабине установлены новые дисплейные индикаторы, а электрогенераторы стали вдвое мощнее. Передний отсек авионики расширен, а в удлиненных вперед обтекателях шасси размещено новое оборудование. AH-64D выпускается как с РЛС Longbow, так и без нее - один вертолет с РЛС Longbow может давать данные о цели другим AH-64D по линии прямой передачи данных. Продолжающаяся модернизация до стандарта Block III расширила возможности AH-64D Apache на поле боя, особенно в плане обнаружения целей и оперативной передачи их другим для уничтожения в рамках военной концепции США о "сетевой войне".
   Вертолеты Apache широко экспортируются в Египет, Грецию, Израиль (AH-64A Peten и AH-64D Saraf), Японию, Нидерланды, Саудовскую Аравию, Сингапур, Великобританию (WAH-64D Apache AH.Mk 1 постройки компании "AgustaWestland" с двигателями RTM322) и Объединенные Арабские Эмираты. Некоторые из этих операторов решили модернизировать прежние закупки до уровня AH-64D, другие получили новые AH-64D Longbow.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing AH-64A Apache

   Тип: двухместный боевой вертолет
   Силовая установка: два турбовальных двигателя General Electric T700-GE-701, мощностью по 1800 л.с. (1342 кВт)
   Летные характеристики: максимальная горизонтальная и крейсерская скорость 293 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 762 м/мин; практический потолок 6400 м; потолок в режиме висения 4570 м с учетом влияния земли и 3505 м без учета влияния земли; дальность 1899 км с полными внутренними и внешними баками или 482 км только с внутренними баками
   Масса: пустого 5165 кг; максимальная взлетная 9525 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 14,63 м, размах крыла 5,82 м с пустыми направляющими для вооружения; общая длина с вращающимися винтами 17,76 м; высота 4,66 м; ометаемая площадь 168,11 мг
   Вооружение: одна подфюзеляжная наводимая пушка калибра 30 мм и до 771 кг различных видов вооружения на четырех точках подвеса под крылом
Another view of the first prototype which made its maiden flight on 30th September 1975
The two prototype YAH-64s together. Of interest on the first aircraft is the target acquisition sensor unit on the nose, white the second machine carries twin rocket pods
The two prototype Hughes YAH-64 Advanced Attack Helicopters. The type has just won the U.S. Army's AAH competition
Конкурс на боевой вертолет для Армии США. Сентябрь - октябрь 1975г.: в конкурсе на боевой вертолет AAH (Armed Attack Helicopter) приняли участие "Hughes" и "Bell". Вертолеты проходили сравнительные испытания. 30 сентября выполнил первый полет Hughes (Model 77) YAH-64 (фото), а 1 октября взлетел Bell (Model 409) YAH-63. Требования к вертолету AAH начали формулировать в первой половине 1970-х годов, он предназначался для борьбы с бронетехникой на поле боя в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью. Победителем конкурса в декабре 1976 года стал Hughes YAH-64.
The first prototype Hughes YAH-64A, 22248 firing two of the 250 rockets launched during tests, in both hovering and forward flight, to ensure compatability of the weapons with the airframe.
Hughes YAH-64.
U.S. Army requirements included the ability to land on a 12-deg. longitudinal slope (as shown left) and a 15-deg lateral slope (right) The Hughes YAH-64's tailwheel landing gear is said to assist in meeting the former requirement
AV-04, третий летный прототип (AV-01 использовался для наземной отработки), стал первой машиной с новым хвостовым оперением. Управляемую хвостовую поверхность - цельноповоротный стабилизатор - установили вместо Т-образного оперения. При использовании последнего из-за влияния скоса потока с винта вертолет летал "задрав нос". Новый стабилизатор, связанный с автоматической системой управления полетом, значительно облегчил пилотирование YAH-64A.
US Army YAH-64 73-22248, seen here being shown off by the manufacturers to the Army Air Corps (AAC) at Middle Wallop, UK, on July 24, 1982, was the first of two development Apache prototypes to fly. At the time, the US Army was still over two years away from receiving its first Apache, while the AAC could only look longingly at it - it was to be another 13 years before the decision was made to acquire the type for the British Army.
Боевой вертолет AH-64 "Апач"
Hughes AH-64A Apache making its first Farnborough appearance
AH-64A "Апач"
За время этой жестокой войны вертолеты Apache выпустили 2876 ракет Hellfire и уничтожили более 1300 иракских машин. При этом от огня противника был потерян всего один AH-64.
Летчики 440-го полка в гостях у пилотов армейской авиации США
Основным оружием AH-64 является ракета Rockwell AGM-114 Hellfire, способная уничтожить любую бронированную машину на расстоянии около 8 километров.