McDonnell Douglas AH-64 Apache
Варианты:
McDonnell Douglas - AH-64 Apache - 1975 - США
Страна: США
Год: 1975
Вертолет

Двухместный боевой вертолет
Описание
Фотографии:

Цветные фото (81)
Boeing AH-64 Apache и Longbow Apache

   Согласно сформулированным в 1970-х годах требованиям Армии США к усовершенствованному боевому вертолету должна быть создана машина, способная вести противотанковые действия в любое время суток и в любую погоду. Были выбраны предложения фирм "Bell" и "Hughes"для постройки и сравнительных испытаний двух прототипов. Это были YAH-63 и YAH-64A соответственно. Последний, обозначенный производителем как Model 77 и взлетевший 30 сентября 1975 года, стал победителем конкурса 10 декабря 1976 года. Следующие 4 вертолета (один для наземных и три для летных испытаний) были построены во второй фазе программы испытаний. И они в основном были задействованы в исследованиях бортовых систем, авионики, электрооптики и систем управления огнем. Модификации предсерийного стандарта уже имели стреловидные концы лопастей несущего винта, переставляемый стабилизатор, смещенный ниже, более высокий киль и адаптированную систему "Black Hole" для защиты от ракет с ИК-наведением. 26 марта 1982 года был заключен контракт с Армией США на первую партию из 11 Hughes AH-64A Apache.
   Первый серийный образец был поставлен в январе 1984 года. В это время компания "Hughes" стала частью "McDonnell Douglas", 27 августа 1985 года фирма сменила название на "McDonnell Douglas Helicopter Company". В августе 1997 года "McDonnell Douglas" влилась в компанию "Boeings, и с тех пор AH-64 стал изделием "Boeing".
   Apache - двухместный вертолет традиционной схемы с тандемным расположением членов экипажа и с улучшенной их защитой. В носовой части размещена прицельно-навигационная система Martin-Marietta AAQ-11 TADS/PNVS (Target Acguisition and Designation Sight/Pilot Night-Vision Sensor). Второй пилот (оператор систем вооружения) располагается впереди, а сиденье командира экипажа расположено на 49 см выше сзади. Оба летчика применяют идентичные системы для обнаружения и атаки целей, включая нашлемную систему целеуказания и индикации. Второй пилот отвечает за ведение огня, но командир экипажа в любой момент может отменить его действия.
   Выживаемость повышена за счет брони - конструкция должна позволить машине выжить после попаданий снарядов калибра 12,7 мм в любую часть нижней полусферы (плюс 20° в область верхней полусферы) и после этого продержаться в воздухе еще не менее 30 мин. Защита большинства важных бортовых систем рассчитана против снарядов 23-мм пушки. Экипаж защищен бронеплитами из борсодержащего сплава, а шасси, кабина и сиденья спроектированы так, чтобы выдерживать удар о землю при скорости снижения до 12,9 м/сек. Пушка в случае аварийной посадки должна уходить в фюзеляж между сиденьями пилотов. Турбовальные двигатели широко разнесены, и их важнейшие элементы защищены броней. Трансмиссия может работать свыше часа без смазки, а редукторы и валы должны работать такое же время после некоторых видов повреждений. Вертолет может выдерживать перегрузки при подъеме до +3,5 g и при спуске до -0,5 g.
   Производство AH-64A продолжалось до 1997 года и составило всего 937 машин. Начиная с 604-й машины, на вертолет устанавливались 1800-сильные (1342 кВт) двигатели General Electric T700-GE-701C, планировавшиеся как часть модернизации в AH-64B.
   Первое боевое применение Apache состоялось в операции "Just Cause" в Панаме в декабре 1989-го и январе 1990 года. Они успешно использовались в операции "Буря в пустыне" против иракских войск в Кувейте, а также во всех боевых действиях не только США, но и Израиля, Великобритании, Нидерландов и других стран.
   Основная полезная нагрузка Apache по проекту составляет до 16 УР AGM-114A Hellfire дальнего действия с лазерным наведением, размещенных по 4 на четырех узлах подвески под крылом. Другим вооружением является блок с 19-ю 70-мм НУР "воздух-поверхность" Hydra 70, а стандартным стационарным вооружением - наводимая пушка Chain Gun калибра 30 мм с подфюзеляжным креплением и с 1200 снарядами.
   Обозначение AH-64C планировали присвоить примерно 540 образцам AH-64A, прошедшим модернизацию до стандарта AH-64D, за исключением имеющейся у последнего РЛС обнаружения и управления огнем APG-78 Longbow. Однако от этого плана отказались в начале 1994 года, и в середине 1990-х AH-64D стал второй версией Apache, поставляемой в войска вначале без РЛС управления огнем Northrop Grumman APG-78 Longbow, которую начали устанавливать с 1997 года на конкретные AH-64D Longbow Apache. Новый план Армии США по парку модернизации Apache предусматривал переоборудование 748 AH-64A до стандарта AH-64D, а 227 из них до стандарта Longbow Apache. В 1992 году "McDonnell Douglas" оборудовала 4 AH-64A РЛС миллиметрового диапазона Longbow и ракетами AGM-114L Hellfire для отработки концепции комплекса AH-64D Longbow Apache. Первый прототип совершил свой первый полет 15 апреля 1992 года, хотя новую РЛС начали испытывать в полете только на втором прототипе в 1993 году. Испытывались также два прототипа AH-64C. В начале 1999 года Армия США приняла решение, что 530 AH-64A будут модернизированы до AH-64D, для чего будет заказано 500 систем Longbow. Но военные действия в Ираке скорректировали этот план, так как были заказаны машины для пополнения армии, а также дополнительные машины в рамках военного финансирования. Весной 2009 года Армии США требовалось примерно 236 вертолетов AH-64D соответствующих последнему стандарту Block III. Этот стандарт закладывает основу совместимости с будущими боевыми БЛА и оснащается более мощным двигателем T701D. Конгресс США выделил средства еще на 52 AH-64D Block III для планового пополнения, чтобы Национальная гвардия США начала переход с модели "А" на модель "D". По оценкам компании "Boeings общее количество AH-64D только для Армии США к 2040 году составит около 800 машин.
   Комплекс Longbow легко опознать по надвтулочному обтекателю антенны РЛС APG-78. Комплекс позволяет использовать ракеты AGM-114L в автономном режиме "выпустил-забыл". Longbow может обнаруживать, распознавать и определять приоритеты одновременно из нескольких целей, даже сквозь туман и дым, которые мешают ИК и телевизионным датчикам. У всех AH-64D новая система целеуказания и ночного видения, заменившая TADS/PNVS предыдущего поколения. Она производится "Lockheed Martin" под названием Arrowhead.
   У AH-64D усовершенствованы также системы прицеливания, управления боем, связи, вооружения и навигации, в кабине установлены новые дисплейные индикаторы, а электрогенераторы стали вдвое мощнее. Передний отсек авионики расширен, а в удлиненных вперед обтекателях шасси размещено новое оборудование. AH-64D выпускается как с РЛС Longbow, так и без нее - один вертолет с РЛС Longbow может давать данные о цели другим AH-64D по линии прямой передачи данных. Продолжающаяся модернизация до стандарта Block III расширила возможности AH-64D Apache на поле боя, особенно в плане обнаружения целей и оперативной передачи их другим для уничтожения в рамках военной концепции США о "сетевой войне".
   Вертолеты Apache широко экспортируются в Египет, Грецию, Израиль (AH-64A Peten и AH-64D Saraf), Японию, Нидерланды, Саудовскую Аравию, Сингапур, Великобританию (WAH-64D Apache AH.Mk 1 постройки компании "AgustaWestland" с двигателями RTM322) и Объединенные Арабские Эмираты. Некоторые из этих операторов решили модернизировать прежние закупки до уровня AH-64D, другие получили новые AH-64D Longbow.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing AH-64A Apache

   Тип: двухместный боевой вертолет
   Силовая установка: два турбовальных двигателя General Electric T700-GE-701, мощностью по 1800 л.с. (1342 кВт)
   Летные характеристики: максимальная горизонтальная и крейсерская скорость 293 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 762 м/мин; практический потолок 6400 м; потолок в режиме висения 4570 м с учетом влияния земли и 3505 м без учета влияния земли; дальность 1899 км с полными внутренними и внешними баками или 482 км только с внутренними баками
   Масса: пустого 5165 кг; максимальная взлетная 9525 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 14,63 м, размах крыла 5,82 м с пустыми направляющими для вооружения; общая длина с вращающимися винтами 17,76 м; высота 4,66 м; ометаемая площадь 168,11 мг
   Вооружение: одна подфюзеляжная наводимая пушка калибра 30 мм и до 771 кг различных видов вооружения на четырех точках подвеса под крылом
Prototypes
AV-02, второй прототип YAH-64, на раннем этапе летных испытаний. Обратите внимание на первоначальную форму носовой части фюзеляжа и фонаря кабины.
Американский опытный вертолет YAH-64 «Апач»
Прототип AV-03 с макетами ракет Hellfire. Видна управляемая поверхность задней кромки крыла, использовавшаяся на первых AH-64. Позднее от ее использования отказались.
Для установки на вертолет ААН были предложены варианты систем TADS/PNVS от двух разработчиков, фирм "Martin-Marietta" (слева) и "Northrop" (справа). В обоих случаях в состав систем входили тепловизионные и телевизионные датчики, позволявшие экипажу обнаруживать и атаковать цели днем и ночью. Изображения, передаваемые TADS/PNVS, отображались на нашлемных индикаторах экипажа.
USA
Официальная церемония передачи первого AH-64A Армии США была проведена в сентябре 1983 года на заводе в Меза, Аризона, специально построенном для выпуска Apache.
Вертолеты AH-64 успешно использовались во время войны в Персидском заливе. Им удалось уничтожить свыше 1000 единиц бронетехники ценой потери одной машины.
AH-64A из 501-го штурмового авиаполка в международном аэропорту Багдада, 2004 год. В Ираке и Афганистане широко использовались авиационные пушки, а установленное на Apache 30-мм орудие, сопряженное с нашлемным прицелом, показало высокую надежность и точность огня.
One of the large contingent of US Army helicopters to pass through Hungary en route to Bosnia for IFOR duties, 2/227th Avn AH-64A 87-0504 from Langendiebach, Germany, is seen at Kaposvar/Kaposujlak Airport, Hungary, after arrival on December 21, 1995.
AH-64A из XVIII воздушно-десантного корпуса Армии США с максимальной боевой нагрузкой - 16 ракетами AGM-114A. Сочетание ракет Hellfire и вертолетов Apache достаточно эффективно показало себя во время операции "Буря в пустыне", уничтожив большое количество иракской бронетехники.
Принятый на вооружение более 25 лет назад AH-64A до сих пор сохранил высокий боевой потенциал. На снимке - AH-64A Apache Армии США в ожидании очередного вылета на одном из аэродромов Бахрейна во время операции "Enduring Freedom".
Первыми в бою AH-64A применили военнослужащие 1-го авиационного батальона 82-й воздушно-десантной дивизии в ходе операции "Just Cause" в Панаме в декабре 1989 года, а первые выстрелы в операции "Буря в пустыне" сделали вертолеты Apache из 101-й воздушно-десантной дивизии, приписанные к боевой группе "Normandy". В ночь на 17 января 1991 года восемь AH-64A пересекли границу Ирака с задачей уничтожения РЛС раннего предупреждения, чтобы открыть путь ударным самолетам.
AH-64A использовались во всех крупных конфликтах XXI века, в том числе в Ираке, Афганистане и в Израиле. Хотя AH-64A уступал AH-64D по уровню оснащения, он зарекомендовал себя эффективным средством борьбы с мятежниками и партизанами.
A US Army forward air controller co-ordinates air cover in Afghanistan, with an AH-64 Apache behind him. In recent years, these individuals have been given the capability to transmit target data in the form of GPS co-ordinates to CAS aircraft overhead.
The US military refers to forward air controllers as joint terminal attack controllers (JTACs), one of which is pictured in the Sroghar Mountains in Afghanistan directing a US Army AH-64 Apache.
Эффективность AH-64, продемонстрированная в ходе операции "Буря в пустыне", произвела большое впечатление на военных ряда стран, включая Грецию, Великобританию и Нидерланды, что во многом способствовало экспортным поставкам вертолетов, которые также закупили Саудовская Аравия и ОАЭ.
Избежать поражения средствами ПВО в полете на малой высоте можно только за счет великолепной маневренности, которой обладает вертолет AH-64, однако внешняя боевая нагрузка существенно эту возможность ограничивает
Со времен войны в Персидском заливе в 1991 году вертолеты AH-64 Apache практикуют боевое применение ПТУР Hellfire. Вертолетам Apache удавалось создавать хаос в колоннах бронетехники иракской армии.
На снимке изображен Apache из 1-й учебной авиационной бригады Армии США, дислоцированной в Форт-Ракере, штат Алабама. Форт-Ракер считается "столицей" армейской авиации США. Все учебные вертолеты, базирующиеся в Форт-Ракере, снабжены крупно нарисованными идентификационными кодами. Курсанты сначала проходят курс летной подготовки, а затем приступают к отработке боевого применения. В Форт-Ракере также выполняется переучивание на AH-64 военнослужащих иностранных армий.
До операции "Буря в пустыне" вертолет AH-64 часто критиковали, подозревая его в ненадежности. Но в ходе войны все эти сомнения рассеялись.
Полеты в пустыне иногда связаны с особым риском. Опаснее всего считается попасть в "затмение" - густое облако мелкого песка, поднятого винтом вертолета во время взлета. Оно практически полностью перекрывает видимость.
В ходе операции "Joint Guardian II", проводившейся для разоружения отрядов косовских албанцев, вертолеты AH-64A были переброшены в город Клина, Косово.
Apache обладает прекрасной маневренностью. Максимальная угловая скорость крена составляет 100град/с, что соответствует скорее самолету-истребителю, чем вертолету. Для большинства вертолетов максимальное ограничение по перегрузке составляет 2g, но для AH-64 оно равно 3,5g, что позволяет летчику выполнять резкие маневры, не опасаясь разрушения конструкции вертолета.
Обвешанный ПТУР Hellfire и блоками НАР вертолет AH-64A уходит в очередной боевой вылет. Война в Персидском заливе стала важной вехой в карьере AH-64. При ее проведении экипажи приобрели опыт полетов на сверхмалых высотах в условиях пустыни, а технический персонал сумел преодолеть проблемы, связанные с эксплуатацией вертолетов, характерные для периода освоения новой техники.
Серьезным врагом вертолетов в пустыне стал песок, поднимаемый вращающимися винтами при выполнении взлетов и посадок, а пустынная местность затрудняла экипажам ориентирование.
An AH-64A Apache from Task Force 1/151st Aviation Attack Battalion, a US Army unit supporting the 2nd Marine Aircraft Wing (Forward) in Iraq, is seen over the Euphrates River in April this year.
Часть американских AH-64A получили приведенный на фотографии серый камуфляж вместо традиционного (зеленого) для армейских вертолетов. Эта схема окраски более эффективна для уличных боев, а также снижает заметность в ИК-диапазоне.
Обозначение ракет Hydra 70 используется при сочетании любой боевой части с ракетным двигателем Mk 66. НУРС обычно размещаются в 19-зарядных блоках, хотя существует и семизарядный вариант.
Вертолет Apache начинает атаку вне радиуса действия стрелкового оружия малого калибра. Хотя в ассортимент вооружения вертолета входит управляемое оружие, неуправляемые ракеты используются очень часто; такие ракеты очень эффективны для поражения площадных целей, имеющих слабое ПВО. Неуправляемые ракеты снаряжаются разнообразными боевыми частями, от фугасных до зажигательных.
Экипаж AH-64A выполняет боевую стрельбу НАР Hydra 70 на одном из американских полигонов.
В состав типового варианта боевой нагрузки AH-64 Армии США входят 70-мм НАР Hydra 70 (на снимке), являющиеся также важным оружием и в арсенале AH-64D, который пришел в армейской авиации США на смену AH-64A.
Широкий ассортимент боевых частей и ракетные двигатели нескольких типов обеспечивают ракетам Hydra широкое боевое применение с вертолетов AH-64.
Вертолет AH-64 способен нести 16 управляемых ракет Hellfire, но обычно вертолет несет восемь ракет на двух узлах подвески. Для подвески ракет используются многозамковые держатели, один держатель на четыре ракеты.
Испытания ракет Hellfire начались в 1980 году. Большая дальность пуска обеспечивает Apache высокую живучесть в условиях современного боя. На начальном этапе испытаний выявили ряд недостатков Hellfire - туман, дым, пыль или дождь затрудняли работу лазерной системы наведения.
Данный снимок сделан в Германии несколько лет назад. Вертолеты предназначались для отражения удара советских танков. Способность вертолетов Apache действовать с примитивных посадочных площадок была поставлена под вопрос во время проведения операции "Буря в пустыне", когда на ремонт и обслуживание вертолетов приходилось затрачивать значительные усилия.
Вертолеты Apache из 1-го батальона 1-го авиаполка сфотографированы в ходе операций в Косово. Наряду с плановыми полетами два Apache постоянно дежурили на аэродроме.
UH-60 заходит на посадку на передовой базе Бэйлаф, Афганистан, его прикрывает AH-64 Apache (июнь 2010 года). К лету 2010 года в Афганистане было потеряно 14 вертолетов Black Hawk, официально три - от огня противника.
Первыми боевой опыт получили вертолеты AH-64A, но сегодня в подразделениях регулярной Армии США эксплуатируются уже новейшие AH-64D Longbow.
Для поиска и опознавания целей экипаж Apache использует современные электронно-оптические и инфракрасные датчики. Они позволяют выбрать тип оружия и нанести эффективный удар с расстояния до восьми километров.
Размещение датчиков в носовой части имеет недостаток - AH-64A демаскирует себя при поиске целей. Система записи и регистрации позволяет экипажу "выпрыгнуть" из-за укрытия, сделать снимок поля боя, и "спрятавшись" спокойно выбрать потенциальные объекты для удара.
Основное место на турели с датчиками занимают два блока системы TADS, состоящей из "ночной" (правой, относительно пилота) и "дневной" (левой) систем ИК-обзора. В небольшой сфере над ними размещается оборудование системы ночного видения пилота PNVS. AH-64A способен нести ракеты "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder, но использует эту возможность крайне редко.
AH-64A не миновала глобальная тенденция последних 30 лет наносить на все боевые машины серый камуфляж. Считается, что серый цвет снижает визуальную заметность вертолета днем. Но безотносительно цвета камуфляжа Apache всегда имел хищный вид, особенно с изображением акульей пасти, как на снимке.
Netherlands
Royal Netherlands Air Force AH-64A Apache 85-25471 ends its delivery flight as it touches down at Gilze Rijen air base on November 13, 1996 after a flight from Illesheim in company with the other 11 former US Army examples being delivered to the KLu. As they are only on lease, the helicopters have retained their US Army serials but carry Koninklijke Luchtmacht titles on the fuselage sides aft of the stub wings.
Greece
Греция стала первым европейским покупателем вертолетов AH-64 Apache, первоначально заказав 12 машин.
The primary sensor of the first generation Apache is the Target Acquisition Designation Sight/Pilot Night Vision Sensor mounted on the nose of the helicopter.
The terrain of Greece is ideal for attack helicopters, in that it provides plenty of cover from detection from radar for low flying aircraft.
The Apache fleets are extremely active. According to a 1st TEEP pilot, "Alongside our 'standard' daily missions we have maintenance flights booked most days, as well as 'readiness' flights, which are a critical part of our operational status and flying schedule”
AH-64A+ Apache ES1014 (c/n PV-889, ex 90-0537) passes by the tower at Stefanovikio, with a line up Hueys in the distance.
The Hellenic Apache fleets are protected from missile threats by the HIDAS system, which uses sensors mounted on the front and mid-section of the fuselage, with countermeasure dispensers towards the rear
AH-64A ES-1015 became the first Hellenic Army AH-64A Apache to be lost when it was involved in a fatal crash on November 5, 2008.
Israeli Apache Longbows are followed by Hellenic Army Aviation Apaches as another mission gets under way.
К 19 AH-64A+ (из 20 поставленных с 1995 года), Греция ныне добавила еще 12 AH-64DHA. В противовес этому турецкая Армия выбрала вариант T129 (AW729) ATAK европейского боевого вертолета Mangusta.
AH-64A Apache ES1020 (c/n PV-895, ex 92-0481) on the ramp at Stefanovikio.
Ground crew preparing a 1st TEEP Apache crew for launch.
Ground crew load a 2.75-in (70-mm) Hydra rocket into a M261 pod. The weapon is used by both variants of the Apache in HAA service. The AH-64A also employs the AGM-114F/K and KBF versions of the Hellfire II.
Israel
Израильские "Апачи" над Газой
В ходе арабо-израильского противостояния вертолеты Apache привлекались к ударам возмездия по ливанским и палестинским организациям после их нападений на Израиль
Информация об израильских AH-64 всегда была крайне скудной. Несмотря на относительно большое число поставленных машин, израильтяне долгое время признавали существование только одной, вооруженной ими эскадрильи. Официальное ее название долго не оглашалось, она была известна как 113-я эскадрилья "Wasp" ("Осы", эмблема на фотографии справа). Состоящие на службе IDF/AF вертолеты AH-64A Apache известны под местным названием Peten ("Кобра"). В начальный период эксплуатации эти машины часто действовали совместно с вертолетами Hughes 500MD.
Peten 828 of the 'Magic Touch Squadron' shows the prominent satellite communication antennas above the stub wings and the additional avionics pannier below the front fuselage that were recently installed on the fleet.
AH-64A 938 of 190 Sqn undergoing Matrix IX conversion at Depot 22 in April 2015. The original IAF former US Army AH-64A model Apaches were not returned to Boeing Mesa for longbow conversion; instead they were brought up to an interim standard
UAE
Вооруженный ракетами Hellfire и блоками ПУ НАР Hydra-70 вертолет AH-64A Объединенных Арабских Эмиратов взлетает на патрулирование края Косово. Патрулирование проводилось совместно с вертолетами Армии США.
Многие страны, располагающие большим оборонным бюджетом, или столкнувшиеся с угрозой военных конфликтов, пожелали приобрести AH-64 Apache. Для ВВС Объединенных Арабских Эмиратов финансирование не являлось проблемой, а взрывоопасная обстановка на Ближнем Востоке вполне оправдывала закупки AH-64.
Действия Apache ОАЭ в Косово обогатили их экипажи опытом взаимодействия с американскими коллегами
Группа Apache несколько месяцев патрулировала над Косово из лагеря "Able Sentry" в Македонии. Затем их перевели на базу
Saudi Arabia
На 2009 год армия Саудовской Аравии располагает двенадцатью AH-64A. В дальнейшем им на смену должны прийти 25 AH-64D, контракт на закупку которых уже заключен.
Вертолеты Apache были переброшены в Саудовскую Аравию по морю, основная часть машин прибыла из частей, расквартированных в Германии. Обслуживание вертолетов производилось прямо под открытым небом.
 
Вертолет AH-64 был разработан с учетом быстрого развертывания с переброской либо по воздуху (в частности, на транспортном самолете C-5 Galaxy), либо морем, либо своим ходом. Для дальних перегоночных полетов могут подвешиваться внешние баки.
During the UK's campaign in Afghanistan under Operation Herrick, 99 Squadron regularly airlifted Apache AH1 attack helicopters in and out of theatre.
AGM-114 HELLFIRE. Это управляемая ракета класса "воздух-земля". Изначально ракета была разработана для поражения бронетехники, однако данные ракеты широко применяются для поражения разнообразных малоразмерных целей. На вертолет AH-64 ракеты AGM-114 HELLFIRE подвешиваются на специальных держателях, один держатель - на четыре ракеты.
JAGM. Ожидается, что в 2016 году начнется замена ракет Hellfire, ракет TOW и Maverick на ракеты JAGM. Ракеты JAGM предполагается оснащать трехканальными (лазерный, оптический инфракрасный, радиолокационный миллиметрового диапазона) головками самонаведения. Разработка ракеты JAGM ведется на конкурсной основе фирмой "Lockheed Martin" и кооперацией фирм "Raytheon/Boeing".
Вооружение вертолета размещается на четырех пилонах под крылом. На снимке представлена типовая боевая нагрузка Apache, состоящая из 19-зарядного блока НУРС и четырех (в данном случае учебных) ракет Hellfire.
HYDRA 70. Это неуправляемая авиационная ракета калибра 70 мм. Для ракет данного типа разработаны боевые части нескольких типов. На вертолетах AH-64 ракеты HYDRA 70 запускаются из подвесных 19-зарядных блоков.
CRV-7. В ассортимент вооружения вертолетов Apache авиации армии Великобритании входят канадские 70-мм неуправляемые авиационные ракеты CRV-7. По дальности пуска и эффективности боевой части ракеты CRV-7 значительно превосходят неуправляемые ракеты Hydra того же калибра.
M230E1 CHAIN GUN. Сектор наведения пушки в вертикальной плоскости составляет от + 11° до -60° от продольной оси вертолета. Высокий максимальный угол возвышения цели позволяет вертолету обстреливать и поражать воздушные цели.
Пушка M230E1 Chain Gun имеет скорострельность 600-650 выстрелов в минуту (60 в секунду) и выходит на этот режим за 0,2 с. Пушка установлена на турели с гидравлическим приводом и способна отклоняться на углы + 11 °/-60° по вертикали и до 100° в обе стороны от продольной оси вертолета.
Пилот вертолета Apache имеет монокулярный прицел, прикрепленный к нашлемному дисплею. Прицел связан с пушкой Chain Gun таким образом, что она разворачивается в направлении взгляда пилота.
Три кадра обзорно-прицельной системы вертолета AH-64, на которых запечатлено уничтожение пушечной очередью лодки на реке Тигр, сентябрь 2007 года.
The ‘Black Hole’ exhaust design on a US Army AH-64 Apache.