Mitsubishi A6M Reisen
Варианты:
Mitsubishi - A6M Reisen - 1939 - Япония
Страна: Япония
Год: 1939


Single-seat naval carrier-borne or land-based fighter
Описание:
A6M Reisen
Mitsubishi A6M Zero-Sen (морской палубный истребитель Тип 0)
Фотографии:

Ч/б фото (100)

A6M Reisen

Одноместный палубный истребитель, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Мицубиси дзюкоге" под руководством Дз. Хорикоси. Опытный образец этого самолета совершил первый полет 1 апреля 1939 г. Серийное производство начато в июне 1940 г. Строился заводами "Мицубиси" в Нагое, "Накадзима" в Окава, "Хитачи кокуки", 21-м авиаарсеналом флота в Омуре. Всего выпущено 10 938 экз. (вместе с учебными вариантами).
Мотор "Сакае". Вооружение - в зависимости от модификации.
Состоял на вооружении японского флота с июля 1940 г. (как "тип 0").
Основные серийные модификации:
  - A6M2 (модель 11) с мотором "Сакае" 12, вооружение 2x20+ 2x7,9, поздние серии (модель 21) с усиленным складным крылом и флеттнерами на элеронах;
  - A6M3 (модель 32) с мотором "Сакае" 21, измененным капотом, урезанным законцовками нескладывающегося крыла, увеличенным боезапасом пушек, вариант A6M3-Ko (модель 32А) с длинноствольными пушками;
  - A6M2-N - поплавковый истребитель на базе A6M2;
  - A6M5 (модель 52) с мотором "Сакае" 21, усиленной обшивкой крыла, дополнительными бензобаками в консолях, нескладывающееся крыло меньшей площади с округлыми законцовками, бомбодержателями (бомбы до 100 кг), вариант А6М5-Ко (модель 52А) с усиленным набором крыла, А6М5-Оцу (модель 52В) с вооружением 2x20+1x7,69+1x13,2, бронестеклом, автоматической системой пожаротушения, А6М5-Хей (модель 52С) - с 2x20+3x13,2+1x7,69, протектированием бензобаков, подвеской 2хНУР, часть А6М5-Хей выпущена как модель 53С с мотором "Сакае" 31, А6М5-Тей - перехватчик с вооружением 3x20+ 1x7,69+1,13,2 (одна пушка наклонно в задней части фюзеляжа), переделывался из типа Хей;
  - A6M7 - истребитель-бомбардировщик с мотором "Сакае" 31.
В июле 1940 г. А6М перебросили в Китай. Первый боевой вылет - сопровождение бомбардировщиков в налете на Чунцин 19 августа. Первый воздушный бой с китайскими истребителями состоялся 13 сентября над Чунцином. Позднее неоднократно совершали рейды на Чунцин и Ченгту. В 1941 г. участвовали в захвате Французского Индокитая.
К концу 1941 г. А6М являлся основным палубным истребителем императорского флота. Эти машины базировались на шести авианосцах. Они участвовали в атаке на Гавайские о-ва 8 декабря 1941 г., поддерживали вторжение в Малайю и десант на Филиппинах. Самолеты с авианосцев "Сорю" и "Хирю" нанесли удары по о. Уэйк и поддержали высадку там войск.
Позднее палубная авиация обеспечивала захват о-вов Новая Британия и Новая Ирландия.19 февраля 1942 г. А6М сопровождали бомбардировщики при налете на Дарвин (Австралия). До марта эти машины воевали в Индонезии, как с авианосцев, так и с берега. Весной 1942 г. они приняли участие в рейде японского авианосного соединения в Индийский океан, в налетах на Коломбо и Тринкомали.
В мае 1942 г. А6М прикрывали десант, высадившийся на о-ва Кыска и Атту (Алеутские о-ва). Одновременно они сражались у о. Мидуэй. В ноябре 1942 г. японский флот использовал эти истребители на шести авианосцах и в трех соединениях на суше.
A6M5 появились на фронте с осени 1943 г., к ее концу такие машины уже несли девять авианосцев. Они приняли участие в двух сражениях в Филиппинском море летом 1944 г., обороняли о-ва Сайпан, Гуам и Тиниан. Последняя крупная операция проводилась с авианосцев в октябре того же года.
В конце войны применялись отрядами "камикадзе" с подфюзеляжной подвеской 250-кг бомбы. Впервые их бросили в бой у о. Себу в октябре 1944 г. Летчики-самоубийцы в широких масштабах встречались на Филиппинах, а затем на Окинаве. Ими был потоплен авианосец "Сент-Ло".
В конце войны в строю оставались только A6M5. Ими были вооружены шесть групп в Японии, одна - в Рабауле, одна - на Тайване и одна - в Шанхае. Устаревшие модификации служили как учебные или были переданы в подразделения "камикадзе". Последние использовали также двухместные учебные модификации A6M2-K и A6M5-K (на базе истребителей A6M2 и A6M5 соответственно).
Производство А6М было прекращено уже после капитуляции Японии.

Mitsubishi A6M Zero-Sen (морской палубный истребитель Тип 0)

Самым известным японским одномоторным истребителем является Zero-Sen (военно-морской палубный истребитель Тип 0), разработанный для замены самолета А5M. На A6M1 стоял мотор воздушного охлаждения Mitsubishi MK2 Zuisei мощностью 780 л. с. (582 кВт); первый полет самолет выполнил 1 апреля 1939 года. На испытаниях истребитель показал выдающиеся летные данные, за исключением максимальной скорости, оказавшейся ниже требуемого значения. Прототип A6M2 с мотором Nakajima NK1C Sakae мощностью 925 л.с. выполнил первый полет 18 января 1940 года. Уже в июле 1940 года с компанией "Mitsubishi" был заключен контракт на постройку 15 предсерийных A6M2 для проведения испытаний в Китае. В июле самолет пошел в серию как "военно-морской палубный истребитель Model 11 (A6M2 Model 11)". Данный вариант также строился в подвариантах A6M2 Model 21 со складными законцовками крыла и учебно-тренировочном двухместном A6M2-K. Вариант с поплавковым шасси A6M2N строила компания "Nakajima". К улучшенным вариантам A6M2 относится A6M3 Model 22 с мотором Nakajima NK1F Sakae 21 и с обрезанными, вместо складных, законцовками крыла.
<...>
Сборка первого опытного самолета "12-Се"
Установка двигателя на первый A6M1 "Зеро". Обратите внимание на двухлопастный винт
Один из первых японских истребителей A6M1 "Зеро" в Китае

A6M2 - 27-й серийный самолет
Смена поколений. На смену A5M приходят A6M. Филиппины.
Истребитель A6M3 модель 32 начали серийно выпускать в июле 1942
A6M2 модель 21, закрепленный на палубе авианосца «Акаги», отправляющегося в поход для атаки на Перл-Харбор. Курилы, залив Хитокаппу (ныне Касатка), ноябрь 1941 г.
«Зеро» на палубе авианосца «Акаги» перед вылетом на Перл-Харбор. 7 декабря 1941 г.
«Зеро» из состава самолетов второй волны взлетает с палубы «Акаги». Нападение на Перл-Харбор, 7 декабря 1941 г.
Укрытые тентами самолеты на палубе авианосца «Дзуйкаку», который держит курс в Коралловое море. 5 мая 1942 г.
Полетная палуба авианосца "Дзуйкаку" заполнена готовыми к взлету самолетами перед вылетом в районе Новой Гвинеи. На переднем плане "Рейсен Модель 21", за которыми следуют бомбардировщики "Аити D3A1" и бомбардировщики-торпедоносцы "Накадзима B5N2". Фото сделано 21 января 1942г.
Истребители A6M2 и пикирующие бомбардировщики D3A готовятся к взлету с авианосца «Секаку», чтобы атаковать Перл-Харбор
Повышенные дальность и продолжительность полета позволяли самолетам "Zero" действовать на удалении от авианосцев. На фотографии — самолеты A6M2 на палубе авианосца "Хирю" перед нападением на Перл-Харбор. Девять A6M2, 15 D3A1 и пять B5N2, сбитые во время налета - небольшая плата за одержанную победу.
Взлет ударной группы
"Зеро" перед стартом с палубы авианосца "Дзуйкаку"
A6M2 модель 21 взлетает с авианосца «Дзуйкаку». 23 января 1942 г.
Японский авианосец "Дзуйкаку" уцелел в битве с американским флотом в Коралловом море. На снимках - истребитель "Зеро" стартует с палубы "Дзуйкаку" в ходе сражения у Санта-Крус 21 октября 1942г.

A6M2 модель 21, пилотируемый лидером истребительной группы л-том Хидэки Синго, стартует с авианосца «Сёкаку», октябрь 1942г..
С палубы взлетает «Зеро» с двумя подвешенными бомбами. Бой возле островов Санта-Крус, 26 октября 1942 г.
Операция против Алеутских островов. С палубы авианосца стартует "Зеро", вооруженный двумя 60-кг авиабомбами
Палубная команда авианосца «Дзуйкаку» принимает «Зеро» в ходе битвы в Коралловом море
Погрузка A6M2 на транспортное судно. Хорошо видны сложенные законцовки крыла
A6M2 модель 21 перегружают с баржи на транспорт
Derelict A6M3 Zero-Sen Model 32 (s/n 3268) '2-152' of 582 Kokutai, photographed at Lae airfield following its capture by US forces in September 1943. Note the distinctive clipped-wing configuration of the naval Hamp.
A6M2 модель 21 из 202-й авиагруппы (бывшая 3-я). В ходе новогодней церемонии по случаю встречи 18-го года Сева (1943 г.)
Адмирал Ямамото (второй справа) за несколько часов до своей гибели. На заднем плане - готовый к вылету истребитель A6M3. Рабаул, 18 апреля 1943 г.
A6M3 "модель 22" с закругленными законцовками крыла
Линейка истребителей из состава 3-й авиагруппы. Тайвань, конец 1941 г.
Истребители A6M3 модель 32 (хорошо видны "обрубленные" законцовки крыла) и 22 (фото справа) из состава авиагруппы "Ивакуни", сформированной на одноименной авиабазе и занимавшейся подготовкой морских летчиков
Model 32 'Zeros' at an operational training unit somewhere in Japan. Following the arrival of the A6M5 Model 52a, many of the earlier models were relegated to the training role from late 1943 into early 1944. Note the clipped wings, unique to the 'Hamp'.
A6M2 модель 11 раннего выпуска из Центра переучивания морских летчиков. Авиабаза Касумигаура. На заднем плане - истребитель A5M
Истребители "Зеро" на Тайване готовятся к налету на Филиппины
Истребители A6M2 с началом серийного производства вытеснили из строевых частей истребители устаревших конструкций, например самолет A5M, отличавшийся исключительной маневренностью. Тем не менее самолеты А5М принимали участие в боях начального периода войны на Тихом океане. Часто на вооружении одного подразделения состояли истребители А5М и A6M2. Американцы впервые познакомились с японскими истребителями при отражении удара палубной авиации ВМС Японии по Перл-Харбору. Удар по Перл-Харбору планировался в обстановке тотальной секретности, подготовка нападения заняла несколько месяцев. Истребители "Zeke" эскортировали в налете на Перл-Харбор ударные самолеты и сбили в воздухе четыре американских самолета, не понеся потерь в воздушных боях. В дальнейшем самолеты японских авианосцев очень удачно действовали в Яванском море, в районе острова Уэйк и над Даренном.
Истребители A6M2 готовятся совершить первый боевой вылет
Истребители A6M2 «Зеро» 203 Кокутая Аэродром Мусаси, о. Парамушир, апрель 1944г.
"Зеро" из состава авиагруппы авианосца "Дзуйкаку".
"Зеро" с аэродрома Рабаула готовятся стартовать в район Гуадалканала
Истребители A6M2 модель 21 готовятся к вылету на аэродроме в окрестностях Рабаула. Вторая половина 1942 г.
A6M3 модель 22 с авианосца «Дзуйкаку». Два шеврона на борту - отличительный знак командира истребительной эскадрильи авиагруппы. Рабаул, ноябрь 1942 г.
Rabaul, November 1943, during Operation 'RO-GO' designed to wrest air supremacy over the Solomons back from the Allies. These are A6M3 Model 22s from the IJN fleet carrier 'Zuikaku', flown in to reinforce the land-based units at the base. Note the copious use of fuselage chevrons/stripes on individual aircraft.
Истребители "Зеро" из "Тайнань кокутая" на аэродроме Рабаул, лето 1942г. Надпись на борту самолета означает, что он был приобретен в дар императорской армии на деньги одной из гражданских организаций. Обратите внимание на отсутствие радиоантенны, что не характерно для истребителей этого типа. Возможно, радиостанция снята с целью облегчения машины.
A6M3 модель 22a оснащался пушками «тип 99» модель 2
«Зеро» с двумя 30-кг бомбами готов к боевому вылету
Техники осматривают A6M2 из авиагруппы «Тайнань». Аэродром Лакунай, Рабаул, весна 1942 г.
Истребители "Зеро" на авиабазе Рабаул, осень 1942г.
More typical 'Zero' paint finish on a Model 22, being wheeled into position by ground crew. Pictured from a refreshingly different angle, it was being loaded onto a ship and transported to the USA. The tail code cannot be read, apart from a white figure '2'. Note that the reverse of the propeller is black.
Подготовка «Зеро» к очередному вылету на стоянке со сборным покрытием
A6M3 "Хэмп" из 204-го кокутая на аэродроме Лакунаи (Рабаул) в октябре 1943-го.
Model 32 of the 204th Kokutai while operational at Rabaul in 1943. The clipped wings made the type easy to identify in combat.
A6M3 на передовом аэродроме на Соломоновых островах
На этом фото запечатлены несколько "Зеро" из числа находившихся в Рабауле. Виден и самолет Ивамото с N 7-104 на киле.
Операция "Священный ветер". Когда поражение Японии стало очевидным, военное командование пошло на отчаянные меры - самоубийственные атаки бомбардировщиков. На фотографии снаряженный бомбами Zero выруливает со стоянки во время операций над заливом Лейте, ноябрь 1944 года. Сослуживцы салютуют камикадзе перед выполнением его последнего полета.
Звено Нисизавы готовится сопровождать пятерку пилотов-камикадзе на A6M с подвешенными 250-кг бомбами. На переднем плане самолет лейтенанта Юкио Секи. Аэродром Мабалакат на о.Лусон (Филиппины), 25 октября 1944г.
«Зеро» из 4-й авиагруппы выруливает на старт. Новая Гвинея, март 1942 г.
"Зеро" в Рабауле, 1943г.
A Model 22 getting airborne from Lakunai at Rabaul. Note the mottled dark green overspray, fairly commonplace on A6M3s. The wartime censor, or unit painter, has covered the unit identification code letter/number on the tail.
A Model 22 taking off at Lakinai in front of IJN Fleet Commander Isoroku Yamamoto on April 18, 1943. just four days later, the Admiral was dead, the victim of an audacious aerial assassination by P-38s over Bougainville.
Взлетающий "Хэмп". Снимок сделан камерой, установленной в хвостовой части фюзеляжа B-25 из состава 501-й бомбардировочной эскадрильи.
A6M с большим успехом действовали против китайцев во второй половине 1940 года. На снимке: A6M2 Type 0 Model 11 с ПТБ, вероятно пилотируемый знаменитым асом Сабуро Сакаи. Этот пилот, переживший войну, имел на своем счету 64 победы.
Истребитель A6M2 в полете
A6M2 сфотографирован вскоре после принятия самолета на вооружение. Этот самолет вместе с другими истребителями данного типа в составе 12-го смешанного авиакорпуса был направлен в Китай.
«Зеро» в ходе одного из первых боевых вылетов. Китай, Хайкоу, сентябрь 1940 г.
1 апреля 1939г.: самолет A6M1, вооруженный двумя 20-мм пушками и парой 7,7-мм пулеметов, стал лучшим палубным истребителем японского ВМФ.
"Мицубиси A6M2b" (красный борт. N Охи-101) Тетсудзо Ивамото из состава кокутая Оппама в районе священной горы Фудзияма, Япония, зима 1942-1943гг. Самолет был построен на заводе фирмы "Накадзима".
Пара истребителей A6M2 модель 11 из 12-й авиагруппы. Китай, май 1941 г.
Истребители A6M3 модель 22 выполняют задание в районе Соломоновых островов
An A6M3 Model 22, belonging to the 251st Kokutai, one of the personal mounts of lJN ‘ace of aces' Hiroyoshi Nishizawa. The tail code reads 'Ul-105'. The unit coding could either have been removed by the censor or painted over in situ.
К моменту начала сражения при Соломоновых островах большинство эскадрилий имели на вооружении истребители модификации A6M3. На A6M3 стоял более мощный, чем на A6M2, мотор, но дальность полета из большего расхода топлива снизилась.
A6M3 Нисизавы в полете над Соломоновыми островами, 1943г.
A6M3 модель 22 снова получил крыло увеличенного размаха
Ранний вариант A6M5 модель 52 (на переднем плане) и A6M3 модель 22 из состава 201-й авиагруппы над Тихим океаном. Осень 1943 г.
Air-to-air view of a pair of A6M3 'Zeros' of the 254th Kokutai. This Air Group was formed in October 1943 with both Model 32s and 22s on strength, flying in defence of Hong Kong and the Chinese coast. Note the use of two different shades of green (or black) circling the fuselage Hinomaru (national insignia), also the silver hub and propeller. Both fighters look factory-fresh.
Kamikaze Zero attack on USS Missouri in April 1945 (25 October 1944).
"Зеро" в прицеле американских истребителей
A6M3 Model 32 in Japanese surrender markings in August/September 1945. The aircraft is painted brilliant white with green surrender crosses. Note the anti-glare panel in front of the cockpit - essential in the tropical sunlight.
Favourably reviewed on this page, "Engineer in Charge" records the successive arrival at Langley Laboratory of this aircraft in March 1943: a captured Mitsubishi A6M Zero-Sen fighter for a brief evaluation
Истребитель A6M2 модель 21 которого испытывали американцы
"Алеутский подарок" - "Зеро" во время испытаний американцами
Captured Mitsubishi A6M Zero-Sen.
Захваченный на Новой Гвинее A6M3 доставили в США, где самолет в 1943-1944 годах прошел оценочные летные испытания.
«Зеро», захваченные на Сайпане и в Сингапуре, стали трофеями британцев
В конце войны два трофейных Zero прошли испытания в подразделении ATAIU (Allied Technical Air Intelligence Unit), дислоцированном в Сингапуре.
Этот «Зеро» совершил вынужденную посадку на китайской территории 26 ноября 1941 г. Был восстановлен на авиабазе Лючжоу (верхнее фото) и в результате получил несколько отличий конструкции. Его перекрасили и нанесли опознавательные знаки ВВС Китая. В конце 1942 г. этот самолет перелетел в Карачи (Британская Индия), а оттуда на корабле был отправлен в США
Этот восстановленный A6M3 демонстрируется в зале международного аэропорта в Нагое
Японский истребитель "Зеро"
Замена воздушного винта в ангаре
Курсанты школы механиков на практических занятиях по обслуживанию двигателя
Обслуживание двигателя истребителя A6M3 модель 32 в полевых условиях
Fine portrait of IJN 'ace' Kiyoshi Ito mounting his Model 32. Ito flew this aircraft, tail code 'X-151', for the 3rd Kokutai, which later became the 202nd Kokutai, following the IJN's re-numbering in November 1942. Compare the fuselage markings with the Tainan Kokutai Model 32: they are remarkably similar. This photograph is often wrongly captioned as showing a Model 22.
Тетсузо Ивамото у хвоста своего "Рейсена" с бортовым N EII-102
Отметки побед на киле A6M2 в виде цветка сакуры
Учебно-тренировочные самолеты A6M2-K модель 21
Вначале на вооружении авиации ВМС Японии состояли только одноместные самолеты A6M, а летчики тренировались на самолетах устаревших типов. С появлением двухместной модификации A6M-K процесс подготовки пилотов истребителей "Zeke" упростился.
Буксировщик мишеней на базе A6M2-K. Под крылом подвешены контейнеры для свернутых мишеней-конусов
Двухместные учебно-тренировочные истребители A6M2-K из авиационной группы Tenzan (Гёнзан кокутай). Точную модификацию этих спарок по фотографии установить сложно.
Сборка A6M2 модель 21 на заводе фирмы «Накадзима». Коидзума, 1941 г.
Якобы "Зеро"
Моторама и пулеметы «тип 97», установленные на «Зеро» мод. 22
Тормозной гак
Основная стойка шасси
Основная опора шасси
Ниша уборки колеса со створкой
Стойка хвостового колеса
Хвостовая опора шасси