Камов Ка-25
Варианты:
Камов - Ка-25 - 1961 - Россия
Страна: Россия
Год: 1961
Вертолет

Вертолет ПЛО
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы (7)
Ка-25

   Во второй половине 1950-х годов командование ВМФ подготовило задание на новый вертолет корабельного базирования, основной задачей для которого виделась борьба с подводными лодками. Под это ТТЗ КБ Камова спроектировало вертолет Ка-20 (обозначение НАТО - "Harp"), в воздух он поднялся в 1960 году. Ка-20 имел соосную схему винтов и оснащался уже двумя ГТД, установленными над кабинами. Впрочем, в серию машина не пошла - она стала промежуточной на пути создания вертолета Ка-25.
   Первый полет базовый Ка-25 (натовское обозначение - "Hormone"), совершил 20 мая 1961 года. Он оснащался двумя двигателями ГТД-3Ф конструкции В. А. Глушенкова, имел четырехопорное неубирающееся шасси, на стойки которого в сложенном положении монтировались баллонеты (при необходимости они наполнялись воздухом и обеспечивали посадку на воду). Ка-25 стал первым в СССР специально спроектированным боевым вертолетом (знаменитый Ми-24 появился позже). Для уменьшения размеров была создана электромеханическая система складывания лопастей винтов.
   Испытания Ка-25 завершились в 1968 году. Вначале создавались два варианта: Ка-25ПЛ - "охотник" за подводными лодками, оснащенный спецаппаратурой и средствами поражения, и Ка-25Ц - разведчик надводных целей и целеуказатель. При этом планер, несущая система и силовая установка обоих вариантов были унифицированы. Всего же было создано 18 различных модификаций Ка-25.
   Первым вариантом стал противолодочный Ка-25ПЛ ("Hormone-A"), противолодочное оборудование которого включало поисковую РЛС с антенной в обтекателе внизу носовой части машины, опускаемую ГАС ОКА-2, радиогидроакустическую систему "Баку" с приемным устройством СП АРУ-56 и 36 сбрасываемыми радиогидроакустическими буями, а также магнитометр и иную спецаппаратуру. Были установлены современные комплексы пилотажно-навигационного, прицельного и радиосвязного оборудования. Имелись автопилот, радиокомпас, система автоматической стабилизации вертолета и оборотов несущих винтов в полете. Вооружение включало одну-две противолодочные самонаводящиеся торпеды АТ-1 или 4-8 глубинных бомб калибром 250 и 50 кг, которые размещались в отсеке вооружения, расположенном по всей длине кабины и закрывающемся автоматически управляемыми створками с электроприводом. В отсеке также могли подвешиваться кассета с радиогидроакустическими буями или маркеры. Максимальная масса вооружения могла достигать 2000 кг, нормальная - 650 кг. На смену Ка-25ПЛ, поставлявшемуся также в Индию, Сирию, Вьетнам и Югославию, позже пришел более совершенный вертолет Ка-27ПЛ.
<...>
   Еще одним многочисленным вариантом Ка-25 стал поисково-спасательный вертолет, получивший обозначение Ка-25ПС (обозначение НАТО - "Hormone-C"). Вертолет мог брать на борт до 12 пассажиров или 1300 кг груза, оснащался осветительными средствами для ночных операций, радиоаппаратурой для вывода вертолета на аварийные радиостанции и спасательной лебедкой грузоподъемностью 250 кг с тросом длиной 40 м и сиденьем для подъема на борт машины спасаемых. Первый полет 21 июля 1967 года провел летчик-испытатель В.Н. Евдокимов.
   В линейке военных вариантов Ка-25 были вертолет- тральщик Ка-25БТ, буксировщик шнуровых зарядов Ка-25ШЗ, вертолет огневой поддержки Ка-25Ш и др.
   На базе военного Ка-25 был разработан гражданский вариант - Ка-25К. Вертолет вызвал высокий интерес во время демонстрации в 1967 году на выставке в Ле Бурже. Ка-25К был оборудован подвесной кабиной оператора под носовой частью фюзеляжа для управления машиной при подцепке и укладке груза массой до 2000 кг, перевозимого на внешней подвеске. Внутри кабины можно было перевозить груз массой до 1500 кг, а для перевозки людей в пассажирском варианте здесь ставили 12 откидных сидений.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ка-25ПЛ

   Тип: вертолет ПЛО
   Силовая установка: два двигателя В. А. Глушенкова ГТД-3Ф мощностью по 898 л. с. (671 кВт) на ранних машинах или два ГТД-3БМ мощностью по 900 л. с. (738 кВт) на поздних
   Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте - 220 км/ч; крейсерская скорость - 195 км/ч, динамический потолок 4000 м; статический потолок 600 м; дальность действия со стандартным запасом топлива 400 км; практическая дальность 650 км
   Масса: пустого 4765 кг; максимальная взлетная 7500 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 15,74 м; длина фюзеляжа 9,75 м; высота 5,37 м
   Вооружение: две противолодочные торпеды или глубинные бомбы, различные средства обнаружения; максимальная масса боевой нагрузки 2000 кг
Модель вертолета Ка-25Ф
Ка-25 и Ка-27. В странах НАТО вертолеты советской морской авиации Ка-25 и Ка-27 хорошо узнали в годы холодной войны. Эти машины базировались на крупных кораблях ВМФ Советского Союза, включая тяжелые авианесущие крейсеры типа "Киев" и противолодочные крейсеры типа "Москва". Палубный противолодочный вертолет Ка-25БШ был принят на вооружение в 1967 году. На смену Ка-25 пришел более крупный и совершенный Ка-27. Впервые Ка-27 западные эксперты "обнаружили" в 1981 году на палубе большого противолодочного корабля проекта 1155. На 1990 год в авиации ВМФ СССР насчитывалось порядка ста Ка-27. На основе Ка-27 был разработан транспортно-боевой Ка-29 с расширенной под размещение дополнительного члена экипажа (стрелка) носовой частью фюзеляжа и грузопассажирской кабиной увеличенного объема. Вертолеты Ка-25 и Ка-27 (под обозначением Ка-28) экспортировались в Индию, Сирию, Вьетнам и Югославию.
Kamov's shipborne helicopters, from the Ka-8 to the Ka-60.
Kamov Ka-20 anti-submarine helicopter code-named “Harp” (drawn before above photograph became available)
Anti-submarine version of the Kamov Ka-25 helicopter. Scrap view shows optional blister fairing at base of central tail-fin
Схема Ка-25