ЦКБ ЛШ / ТШ-1 / ТШ-2 / ШОН
Страна: Россия
Год: 1931


Двухместный штурмовик
Описание
Фотографии
ТШ-1 и ТШ-2 Д. П. Григоровича
  
<...>
   В отличие от ТБ-5 штурмовики Д.П. Григоровича сохранили традиционную конфигурацию одномоторного биплана. На первом самолете такого типа - ЛШ (Легкий штурмовик, ЦКБ-5) - стоял закрытый броней мотор BMW VI, кабина также бронировалась, обзор летчику обеспечивали бронированные створки и перископ. ЛШ получился перетяжеленным, до завершения сборки его переделали в ТШ-1 (Тяжелый штурмовик, ЦКБ-6). ТШ-1 проходил испытания в феврале 1931 года на лыжном шасси. В сравнении с ЛШ бронирование кабины и мотора сократили, а позже кабину переделали в открытую. ТШ-1 представлял собой полутораплан с N-образными стойками, неубираемым шасси с хвостовой опорой и вертикальным оперением большой площади. Вооружение состояло из десяти 7,62-мм пулеметов ПВ-1 (в четырех съемных двухпулеметных контейнерах под нижним крылом, два - в обтекателях под верхним крылом). Построили еще два прототипа для отработки различных способов бронирования и этилгликолевой системы охлаждения мотора. На третьем прототипе установили "бронекороб", листы бронирования которого крепились к конструкции фюзеляжа болтами, и мотор жидкостного охлаждения М-17, разработанный на основе BMW.
   В декабре 1931 года собрали ТШ-2 (ЦКБ-21), который рассматривался как серийный вариант ТШ-1. В конструкцию ТШ-2 внесли изменения, направленные на снижение массы и лобового сопротивления. Часть бронезащиты экипажа включили в конструкцию фюзеляжа, в более толстом нижнем крыле разместили восемь пулеметов, которые на ТШ-1 были установлены в контейнерах. Верхнее крыло ТШ-2 было идентично крылу разведчика Р-5 Н.Н. Поликарпова. Изменена на ТШ-2 форма киля и руля направления. В 1931 году построено десять серийных ТШ-2.
   В 1931 году был построен еще один штурмовик Д.П. Григоровича - ШОН. ШОН предназначался для борьбы с басмачами в Туркестане. Крылья самолета для удобства перевозки по железной дороге выполнили отъемными, площадь бронирования в сравнении с ТШ сократили. Испытания самолета завершены не были, в серию он не передавался.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   ТШ-2

   Тип: двухместный штурмовик
   Силовая установка: один V-образный 12-цилиндровый мотор М-17 мощностью 500 л. с.
   Летные характеристики: максимальная скорость 200 км/ч; практический потолок 6000 м; дальность 650 км
   Масса: пустого снаряженного 1700 кг; максимальная взлетная 3510 кг
   Размеры: размах крыла 15,50 м; длина 10,56 м; площадь крыльев 51,20 м1
   Вооружение: восемь неподвижных 7,62-мм пулеметов ПВ-1 в нижнем крыле и спаренный пулемет ПВ-1 на турели в задней кабине, до 100 кг бомб
ТШ-2 N 1 с мотором БМВ-6 в ходе государственных испытаний в НИИ ВВС
ТШ-2 N 1 с мотором БМВ-6 в ходе государственных испытаний в НИИ ВВС
Тяжелый штурмовик ТШ-2 (2-й вариант)
Опытный штурмовик ТШ-1 (ТШ-2) недалеко от здания ЦКБ. Под нижним крылом размещены сбрасываемые при боевом повреждении топливные баки. Весна 1931г.
Опытный штурмовик ТШ-2 во время испытаний на лыжном шасси
Опытный штурмовик ТШ-2 с подвешенными пулеметными контейнерами.
Для своего времени вооружение штурмовика ТШ-1 было исключительно мощным, оно состояло из двух пулеметов под верхним крылом и восьми пулеметов под нижним крылом (в четырех двухпулеметных контейнерах).
Grigorovich TSh-1, prototype of the TSh-2.
Штурмовик особого назначения ШОН на аэродроме весной 1932г.
ШОН
Опытный штурмовик особого назначения ШОН с БМВ-6. Со сложенными крыльями самолет занимал в ангаре заметно меньше места, чем другие самолеты
ШОН
Со сложенными крыльями самолет ШОН в ангаре занимал заметно меньше места, чем другие самолеты
Опытный штурмовик ШОН со сложенными крыльями
Кабины летчика и летнаба самолета ТШ-2 №1. Хорошо видны вентиляционные «жабры» на капоте мотора