Мясищев М-4
Варианты:
Мясищев - М-4 - 1953 - Россия
Страна: Россия
Год: 1953


Описание
Фотографии
М-4

   Ядерное противостояние между СССР и США привело к развитию ядерного оружия и средств его доставки. До создания межконтинентальных баллистических ракет приоритетным средством доставки ядерных боеприпасов на большую дальность являлись стратегические бомбардировщики. 24 марта 1951 года принимается постановление советского правительства №949-469 о начале работ по созданию бомбардировщика, способного доставить ядерную бомбу к целям на территории Соединенных Штатов. Работы по проекту была поручена конструкторскому коллективу во главе с Владимиром Михайловичем Мясищевым.
   Для нового самолета В.М. Мясищев выбрал двигатели АМ-3 конструкции А. А. Микулина, которые было решено "вписать" в корневые части аэродинамически чистого стреловидного крыла. При создании шасси выбор пал на велосипедную схему - две основные опоры с четырехколесными тележками и небольшие опоры на законцовках крыла. Вооружение: бомбовая нагрузка - нормальная до 9000 кг, максимальная - до 24000 кг; три 23-мм пушечные установки, обеспечивавшие круговой обстрел. Для экипажа предусматривались катапультные кресла.
   Постройку первого прототипа бомбардировщика, получившего условное обозначение М, начали 15 мая 1952 года, в воздух он поднялся 20 января 1953 года. 19 сентября того же года было решено выпустить в 1954-1955 годах опытную партию из 11 машин, а 25 июля 1955 года были завершены госиспытания самолета, которому присвоили официальное обозначение М-4. Нормальная боевая нагрузка - 9000 кг, включая ядерные или обычные авиабомбы или четыре ракеты большой дальности на внешней подвеске, которые он мог доставить на дальность до 8100 км. Построено 32 самолета М-4, после чего в серию пошел усовершенствованный вариант ЗМ. Впоследствии для увеличения дальности М-4 оснастили системой дозаправки в полете - в качестве танкера выбрали сам М-4, обозначенный как M-4-II (известны варианты написания М-4-2 и М-4-П). В заправщики переоборудовали все оставшиеся в строю М-4.
<...>
Самолет М-4 оказался не совсем удачным кандидатом на роль стратегического бомбардировщика - по дальности он существенно уступал Ту-95. Строевые машины имели белый низ для отражения светового излучения ядерного взрыва.
Дальний бомбардировщик М-4
Стратегический бомбардировщик М-4 в Жуковском.
Seemingly identical to the M-3, this M-4, one of 33 production aircraft, was photographed on Myasishchyev's apron at Zhukovsky in 1994. C/n 6303134, Red 61, has a glazed nose, kinked wing leading edge, dihedral tailplane and white rudder and undersurfaces. Note the huge gantry behind which is used for mounting outsize loads on the back of the VM-T Atlant variant of the Bison.
Самолет Мясищева, сохранившийся на музейной площадке: бомбардировщик М-4 в Дягилево
Самолет Мясищева, сохранившийся на музейной площадке: бомбардировщик М-4 в Украинке
Опытный самолет "М" уходит в небо. Механизма "вздыбливания" на передней опоре еще нет
Советский межконтинентальный бомбардировщик М-4, которому в США присвоили кодовое наименование «Бизон»
Опытный самолет "ДМ" во время заводских испытаний
Стоянка летно-испытательной базы ОКБ-23 в Жуковском. На переднем плане - М-4 N 0104. В отдалении слева видна летающая лаборатория Ту-4ШР
Первый танкер - самолет М-4 N 0205
Заправщик М-4-II в "противоатомной" окраске (серый верх, белый низ)
М-4
На стоянке коллекции в Дягилево (Рязань)
Мясищевский М-4
М-4 в составе 1096-го ап
Дальний бомбардировщик М-4, приземлившийся на аэродроме Чаган
The nose undercarriage pushes the sole prototype of the maritime-attack version (previously the third prototype M-4) off the Zhukovsky runway in 1956. The bomb bay was modified to carry four anti-ship (eg 45-36AN) torpedoes.
Пятый серийный М-4 N 0508. Бомбардировщик имеет цвет неокрашенного дюраля (согласно стандарту, действовавшему до 1955г.)
In this air-to-air photograph of the sole M-4A, the censor has altered the c/n from 1518 to 4300. The airframe was basically an M-4, the only glazed-nosed example with a probe.
Стратегический бомбардировщик с четырьмя ТРД. Созданный в КБ В. М. Мясищева реактивный бомбардировщик М-4 стал, пожалуй, первым настоящим стратегическим бомбардировщиком ВВС СССР, поскольку мог легко и быстро решить главную на то время задачу - доставить ядерные боеприпасы на территорию США. Первый серийный бомбардировщик был передан ВВС в феврале 1955 года. М-4 имел мощное оборонительное вооружение - три стрелковые установки с 23-мм пушками (девять НР-23 или шесть АМ-23). На базе бомбардировщика был создан воздушный танкер М-4-2.
Самолеты 1096-го ап на Тушинском параде
Three of the first Project 25 bombers, this time designated M-4 by the Air Force, flying over Tushino in June 1956.
Второй прототип бомбардировщика М-4 в сопровождении четырех МиГ-17 (два на снимке не видны) совершил первый публичный полет во время военного парада на Красной площади в мае 1953 года. Серийное производство новых самолетов осуществлялось на заводе №23 в Филях, в пригороде Москвы.
"Бизон" - поводырь "Барсуков" (1 мая 1954г. первый опытный М-4 ведет девятку первых серийных Ту-16). Для "непосвященных" названия машин оставались военной тайной "за семью печатями", иностранцы пользовались кодовыми обозначениями НАТО
Танкер М-4-II готов к отдаче топлива
Положение штанги топливоприемника перед контактом и во время него
М-4 N 0104 стал первым дозаправляемым самолетом семейства
Бомбардировщик 3М дозаправляется от танкера М-4-2
В Тушино в 1956г. зрители впервые увидели "кормление Бизона", в строю заправки М-4
Бомбардировщик 3М дозаправляется от танкера М-4-II
Расцепка с танкером М-4. Из конуса стекает остаток топлива
Ту-95МС дозаправляется от танкера М-4 над Приполярным Уралом
A notice in front of this M-4 warns that the aircraft has electric power supplied. Technicians are working above the engines and the tail turret. Ahead of the windscreen is a passive warning receiver which, in the 3M, was replaced by two on the sides behind the cockpit and on tankers was removed altogether.
При каждой замене колеса шасси М-4 требовалось устанавливать на 6 подъемников
Зарядка пушек на М-4 из 1230-го ТБАП
Заправка М-4-II топливом во время учений
Кормовая оборонительная установка бомбардировщика М-4. Обтекатель сверху служил для размещения антенны радиолокационного стрелкового прицела ПРС-1 "Аргон".
Кормовая стрелковая установка
Верхняя стрелковая установка. Обтекатель снят
Нижняя стрелковая установка
Боекомплект стрелковых установок
Комплексный агрегат заправки
Конус в убранном положении
Хвостовая и средняя части фюзеляжа во время сборки
Стенд силовой установки
Наземная отработка механизма "вздыбливания"
Вид на рабочие места летчиков и штурмана самолета М-4
Рабочее место штурмана-бомбардира
Макет самолета "М" с первоначальным вариантом воздухозаборников
СДБ аванпроект
Three-view drawings of the SDB (strategic long-range bomber)
1М (М-2) проект
Three-view drawings of the 1M (M-2)
На этапе эскизного проектирования рассматривались разные варианты силовой установки самолета "М", в том числе с шестью двигателями АЛ-5 и восемью ТВ-2Ф
2М (М-4)
Three view drawing of the Myasishchyev 3MD with nose and tail details of the M-4, nose detail of the 3M and side view of the VM-T.