Ту-134
Ту-134 продолжил линию развития, начатую Ту-124. Главными отличиями стали Т-образное хвостовое оперение и установленные в хвостовой части фюзеляжа по бортам, как у французского Caravelle, двигатели. Также увеличили размах ДальшеMore>>>
центроплана на 3,45 м и длину фюзеляжа на 1,60 м. Пассажировместимость возросла до 64 человек.
Изначально самолет обозначался Ту-124А. После первого полета в июле 1963 года прототип был кардинально доработан. Серийное производство началось в 1966 году, а в 1967 году первые Ту-134 получил "Аэрофлот".
Ту-134 стал первым советским авиалайнером, сертифицированным по международным нормам ICAO.
В 1970 году начался выпуск 72-местного Ту-134А с удлиненным на 2,10 м фюзеляжем, оснащенным ВСУ и новыми двигателями Д-30 серии II ОКБ П. А. Соловьева. В носовой части фюзеляжа под кабиной штурмана установили метео-РЛС. Шасси и крыло были усилены в расчете на эксплуатацию с увеличенной взлетной массой. В 1980 году в серию пошел Ту-134Б вместимостью на 96 пассажиров.
Серийный выпуск Ту-154 прекратили в 1984 году после постройки примерно 850 самолетов, включая два прототипа. Ту-134 широко экспортировался, первыми иностранными заказчиками стали CSA и "Interflug".
Ту-134 зарекомендовал себя очень надежным и экономичным самолетом, однако из-за ужесточения норм шумности пассажирских самолетов в начале 2000-х годов пришлось прекратить полеты Ту-134 в аэропорты Западной Европы. В 2013 году в мире насчитывалось порядка 230 Ту-134, самолеты принадлежат, главным образом, российским компаниям.
Ту-134А эксплуатировались в ВВС Анголы, Болгарии, ЧССР, ГДР, КНДР, ПНР, Сирии и СССР.
<...>
Выпускался также учебно-штурманский Ту-134Ш, под центроплан которого можно было подвешивать бомбодержатели. Ту-134Ш состояли на вооружении учебных авиаполков высших авиационных училищ штурманов в Челябинске и Ворошиловграде (ныне Луганск).
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Ту-134А
Тип: ближне-/среднемагистральный авиалайнер
Силовая установка: два ТРДД Д-30 II ОКБ П. А. Соловьева (ныне ОАО "Авиадвигатель") тягой по 66,68 кН
Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 8500 м - 900 км/ч; практический потолок 11900 м; дальность с полезной нагрузкой массой 4000 кг - 3500 км
Масса: пустого снаряженного 29000 кг; максимальная взлетная 47 000 кг
Размеры: размах крыла 29,00 м; длина 37,10 м; площадь крыла 127,30 м2
Полезная нагрузка: максимальная масса полезной нагрузки 8165 кг
Ту-134А
Ту-124А (прототип Ту-134)
Первый прототип Ту-134 с полностью выпущенными закрылками и посадочным щитком
Оба прототипа Ту-134 в аэропорту Шереметьево, 1968г.
Опытные Ту-134: Ту-124А (борт. СССР-45075) и Ту-134 "Дублер" (СССР-45076).
Photograph of Tupolev Tu-134 medium-range transport aircraft (two Soloviev D-30 turbofan engines)
Первый предсерийный Ту-134. Харьков, август 1965г. Для испытаний на больших углах атаки этот самолет оснастили противоштопорным парашютом
Второй предсерийный Ту-134 в аэропорту Шереметьево
Aeroflot Tupolev Tu-134A CCCP-65604 as used on the flight to Minsk
Один из первых серийных Ту-134 (борт СССР-65610).
Один из первых серийных Ту-134 выруливает на взлет. Шереметьево, вторая половина 1960-х гг.
Первый прототип Ту-134А в исходной окраске
Ту-134 "без буквы" 1-го Ленинградского ОАО. Аэропорт Пулково, 1982г.
Ту-134А (зав. № 0351005), летавший в бориспольском 208-м отряде в 1972-75 годах. После завершения летной эксплуатации он стал наглядным пособием Рижского ИИГА на аэродроме Силве в столице Латвии, где и сделано это фото. 1994 г.
Ту-134АК (борт RA-65680) ранее был оснащен аппаратурой спецсвязи "Карпаты-СТ"
Ту-134А-3 на пробеге - реверс включен, механизация крыла выпущена. Внуково, 2007г.
Aeroflot Tupolev TU-134A.
Одинокий Ту-134А на стоянке аэропорта финской столицы. 1978г.
Запорожский Ту-134А (зав. № 23244) на техобслуживании в аэропорту Борисполь. Советский флаг с киля уже смыт, но ливреи «Авиалиний Украины» еще нет. Лето 1992 г.
Командир корабля 100-го отряда Василий Култыгин (в центре) со своим экипажем. По традиции, после первого самостоятельного вылета экипаж встречали торжественно, с цветами. Запорожье, конец 1980-х годов
Ту- 134А-3 (бывший СССР-65083), который 20 января 1989 г. один из пассажиров попытался угнать в Румынию. В настоящее время самолет летает под флагом компании "Аэрофлот-Норд"
Самолет Ту-134 (бывший СССР-65771), который 4 июля 1990 г. попыталась угнать продавщица книжного магазина Р. Маевская. Снимок сделан в 2008 г. во время взлета лайнера из московского аэропорта Внуково
Ту-134Б
Прототип самолета Ту-134Б (борт СССР-65146). Харьков, весна 1980г.)
Единственный экземпляр Ту-134Б-1
Ту-134А-3 авиакомпании UTair взлетел из аэропорта Внуково. Март 2009г. Сегодня эта авиакомпания является крупнейшим гражданским эксплуатантом Ту-134. На 31 марта 2010г. в ее авиапарке насчитывалось 31 такая машина
Показ на 85-летие ГЛИЦ. Снимок Су-24М сделан с борта Ту-134
Беларусь
Ту-134 белорусской авиакомпании.
Ту-134 белорусской авиакомпании.
Ту-134 белорусской авиакомпании.
Украина
Ту-134А-3 (зав. № 36175) Харьковского авиапредприятия R-65888. Харьков 30 августа 1993 г.
Запорожский Ту-134А (зав. № 60647) на перроне аэропорта Борисполь. Лето 1992 г.
Самолет Ту-134А из Запорожского объединенного авиационного отряда. Аэропорт Бердянск, лето 1992 г.
Бориспольские Ту-134А (справа налево: UR-65852, -65757, -65765, зав. №№ 23244, 62215 и 62315) в родном аэропорту. 22 сентября 1994 г.
Бывший борт ВВС Польши (зав. N 49985), работавший в Бориспольском авиапредприятии. Москва, Шереметьево, август 1992 г.
Эстония
Ту-134 эстонской авиакомпании.
Польша
LOT (Polskie Linie Lotnicze) use both Tupolev Tu-134s and Ilyushin Il-62s on the run from Poland to Heathrow, replacing the earlier Il-18s. SP-LHA, depicted here, was the first Tu-134A model with longer fuselage, but still has nose glazing for the navigator. LOT's fleet includes five Tu-134s, seven Tu-134As and six Il-62s
Польский Ту-134А во время визита в Амстердам
Многие реактивные самолеты Туполева легко опознать по гондолам на крыле, в которые убираются основные опоры шасси. Ту-134 использовался, главным образом, на внутренних рейсах.
Polish Air Force Tupolev Tu-134A.
Германия
Interflug Gesellschaft Tupolev Tu-134.
Tupolev Tu-134 medium-range transport aircraft (two Soloviev D-30 turbofan engines) of Interflug
Tupolev Tu-134A medium-range transport (two Soloviev D-30 turbofan engines) of the East German Interflug
Один из тридцати девяти Ту-134 авиакомпании Interflug
Болгария
Первый экспортный Ту-134 болгарской авиакомпании "Балкан"
Лайнер Ту-134А (борт LZ-TUR) авиакомпании Balkan Bulgarian. 10 января 1984 г. этот самолет потерпел катастрофу в аэропорту София-Враждебна
Венгрия
Passengers embarking in one of Malev's Tupolev Tu-134s at Budapest's Ferihegy International Airport. Until 1950 Budaors was the capital's main civil airport but is today used chiefly lor general aviation
Other types operated by Malev include the Tu-134A (HA-LBK)
Tu-134A HA-YSB is one of two VIP transports operated by the Hungarian Government
Чехия
Ceskoslovenske Aerolinie Tupolev TU-134A.
OK-AFB is one of 11 Tupolev Tu-134As which replaced Tu-104As on short-to-medium-stage routes.
Tupolev Tu-134A medium-range transport aircraft (two Soloviev D-30 turbofan engines) of CSA Czechoslovakian Airlines
Сербия
Единственный Ту-134 "без буквы" с радаром "Гроза-М134" в белградском аэропорту
Кампучия
Кампучийский Ту-134А-3 в "комфортабельном" варианте. Пномпень, 30 сентября 1992г.
Мозамбик
Советский Союз предоставил Мозамбику Ту-134А-3 (сер. N 63457), который использовался в качестве президентского самолета. Снимок сделан в 1983г. в Роттердаме (Нидерланды). Через 3 года самолет потерпел катастрофу, в которой погибли все находившиеся на борту, включая президента Мозамбика Самора Машела. Считается, что трагедия стала следствием операции спецслужб ЮАР
Вьетнам
Сирия
Правительство Сирии использовало этот Ту-134Б-3
Ту-134 "Балканы"
Штабной самолет Ту-134 "Балканы" в типовой советской окраске с красной полосой
Самолет, потерпевший аварию 26 марта 2009 г. на аэродроме Долинск
Антенна комплекса спецсвязи на Ту-134 "Балканы"
Ту-134 "Балканы" Воздушных сил Украины со снятым спецоборудованием. 23 марта 2005г.
Ту-134СХ
Второй экземпляр Ту-134СХ - единственного в мире специализированного тяжелого патрульного сельскохозяйственного самолета
Обтекатели антенн РЛСБО и открытый фотолюк
Ту-134Ш
Прототип Ту-134Ш-1. Аэродром 929-го ГЛИЦ ВВС России. Ахтубинск, 1995г.
Ту-134Ш с бомбодержателями
Взлет самолета № 02, потерпевшего катастрофу 25 апреля 1985 г.
День Авиации на аэродроме Шагал, 1990-е гг.
Ту-134Ш 78-й ОВТАЭ на аэродроме Сочи, 2005г.
Слева - подвеска бомб ПБ-50 на бомбодержателях БД-360 под Ту-134Ш-1, справа - бомбодержатели МБДЗ-У6-68Ш на Ту-134Ш-2
Подвеска практической бомбы на самолет Ту-134Ш
Практические бомбы под фюзеляжем Ту-134Ш
Учебно-тренировочные Л-29 и Л-39, учебные Ту-134УБ-Л и Ту-134УШС, транспортные Ан-12А и Ан-24Т
Стоянка самолетов 78-й ОВТАЭ, Клин
ЛЛ
Самолет для подготовки летчиков-космонавтов Ту-134ЛК-2
Измерительный комплекс Ту-134ИК. Аэродром Пушкин, 18 августа 1991г.
Радиотехническая ЛЛ СЛ-134Ш для отработки ГСН ракет
Радиотехническая ЛЛ СЛ-134Ш в варианте Л17-108 с радаром для Су-34, 2001г.
Летающая лаборатория на базе Ту-134, на которой отрабатывалась РЛС для Су-34
Носовая часть радиотехнической ЛЛ Ту-134СЛ (борт СССР-65098) с радаром ПНА-Д
Носовая часть спецсамолета Ту-134БВ
Летающая лаборатория ИМАРК. Жуковский, МАКС-95
Многоцелевая ЛЛ Ту-134А-1510. На врезке: подвешенные под нею испытуемый ТРД и контейнер с аппаратурой
Внешнее оборудование лаборатории для отработки ГСН ракет Ту-134ЛЛ (борт RA-65562)
Самолеты в цехе окончательной сборки Харьковского авиазавода
Детали
Загружать Ту-14 багажом и обслуживать его оперение было непросто
Раскапотированная вспомогательная силовая установка ТА-8А
Двигатель Д-30-III на транспортной тележке
Носовая опора шасси Ту-134А
Левая основная опора шасси, заснятая в заводском цехе во время транспортировки Ту-134А с использованием платформы на воздушной подушке
Задняя дверь и встроенный трап Ту-134АК