Fokker Dr.I
Варианты:
Fokker - Dr.I - 1917 - Германия
Страна: Германия
Год: 1917


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (51)
Fokker F I и Dr I (V.4 и V.5)

   Воевавшие на Западном фронте германские пилоты быстро оценили высокую скороподъемность и выдающуюся маневренность британского истребителя Sopwith Triplane, поступившего на вооружение авиации Королевского ВМФ весной 1917 года. Поэтому германские авиационные фирмы в спешном порядке приступили к разработке экспериментальных истребителей-трипланов. Главный конструктор "Fokker" Мартин Кройтцер погиб при испытаниях 27 июня 1916 года, и на смену ему пришел Рейнхольд Платц, который и стал отвечать за разработку нового триплана. Создание V.4 (такое обозначение дали самолету) берет свое начало от заказа авиации Австро-Венгрии, размещенного в мае 1917 года. Первоначально оно предусматривало разработку одноместного истребителя-биплана, но затем схему изменили на триплан, свободнонесущие крылья которого не были связаны стойками. Другими особенностями прототипа были фюзеляж с плоскими бортами, подкрепленный подкосами стабилизатор треугольной формы с прямыми рулями высоты, руль направления - характерного вида ("запятая"), при полном отсутствии киля и шасси с хвостовым костылем, основные стойки которого были закрыты обтекателями.
   Первый полет V.4, оснащенного ротативным двигателем Le Rhone 9 мощностью 120 л. с. (90 кВт), состоялся во второй половине мая 1917 года и сразу выявил опасную вибрацию крыльев. Поэтому машину оснастили I-образными стойками с каждой стороны крыльевой коробки, а также элеронами и рулями высоты с роговой компенсацией. В таком виде первый V.4 был поставлен Австро-Венгрии в августе 1917 года.
   Между тем фирма "Fokker" получила германский заказ на еще один V.4, а также на два прототипа V.5, у которых размах увеличивался от нижнего крыла к верхнему, а в силовой установке использовался нелицензионный вариант двигателя Le Rhone мощностью 110 л.с. (82 кВт), выпускавшийся в Германии под обозначением Oberursel U.II.
   V.5 был запущен в серийное производство под обозначением F I, которое вскоре изменили на Dr I, отражавшее его схему триплана (Dreidecker). Dr I оснащался или ротативным двигателем Le Rhone, выпускавшимся по лицензии фирмой "Thulin", или его нелицензионной копией U.II.
   Вскоре Dr I приобрел несколько преувеличенную репутацию, во многом благодаря тому, что на нем летали многие известные асы, включая знаменитого Манфреда фон Рихтгофена, который любил эту машину за отличную маневренность и высокую скороподъемность. Но вот по максимальной скорости Dr I уступал современным ему истребителям противника, и много машин были потеряны из-за недостаточной прочности крыла. В конце 1917 года полеты этих истребителей были на время приостановлены, пока проводились мероприятия по усилению крыла. К моменту завершения серийного производства в мае 1918 года были построены около 320 машин этого типа, служивших в строевых частях до лета 1918 года.


Варианты

   V.6: заказанный в июле 1917 года и разрабатывавшийся параллельно с V.5; этот вариант был оснащен рядным двигателем водяного охлаждения Mercedes D.III мощностью 160 л. с. (119 кВт), большая масса которого вынудила Платца удлинить фюзеляж и увеличить площадь крыльев; также увеличили высоту фюзеляжа и расстояния между плоскостями крыльев; испытания показали, что по маневренности V.6 заметно уступает более легкому V.5
   V.7: обозначение для четырех опытных самолетов, оснащенных форсированными двигателями; один из них, с ротативным двигателем Oberursel U.III мощностью 145 л.с. (108 кВт), в январе 1918 года принимал участие в первом конкурсе на создание истребителя D; еще два самолета были поставлены в Австро-Венгрию, один из них с ротативным редукторным двигателем Siemens-Halske Sh.III в 160 л. с. (119 кВт), а второй - с двигателем Steyr-Le Rhone 9 в 145 л.с. (108 кВт); четвертая машина использовалась в Германии для испытаний ротативного двигателя Goebel Goe.III мощностью 170 л.с. (127 кВт)
   V.8: этот необычный прототип являлся дальнейшим развитием V.6 и был выполнен по схеме пятиплана с тандемным расположением крыльев; фюзеляж был значительно удлинен в носовой части, чтобы установить трипланную коробку, у которой верхнее и нижнее крыло находились над и под фюзеляжем, соответственно; позади кабины пилота располагалась бипланная коробка крыла; верхние плоскости каждой из коробок несли элероны с компенсацией, а хвостовое оперение имело обычную схему; Фоккер лично совершил первый полет на V.8 в октябре 1917 года, но дальнейшие работы над этой необычной машиной вскоре прекратили
   V.9: экспериментальный биплан, созданный осенью 1917 года, с использованием элементов конструкции Dr I и центропланом верхнего крыла, крепившегося к фюзеляжу с помощью двух трехстоечных кабанов; в качестве силовой установки использовался ротативный двигатель Oberursel U.0 мощностью 80 л.с. (60 кВт)
   V.10: стандартный Dr I, оснащенный двигателем Oberursel U.III мощностью 145 л.с. (108 кВт), которому удалось достичь небывалой для тех времен высоты 9500 м


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fokker Dr I

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один ротативный двигатель Thulin-Le Rhone 9 или Oberursel U.II мощностью 110 л. с. (82 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость у земли 185 км/ч; время набора высоты 1000 м - 2 мин 54 с; потолок 6095 м; продолжительность полета 1 ч 30 мин
   Масса: пустого 406 кг; максимальная взлетная 586 кг
   Размеры: размах крыла 7,19 м; длина 5,77 м; высота 2,95 м; площадь крыльев 18,66 м2
   Вооружение: два 7,92-мм пулемета LMG 08/15 в носовой чаш фюзеляжа
Fokker V.3 (позднее D.VI) был первым прототипом истребителя-триплана, построенного самой компанией "Fokker". Самолет имел свободнонесущие крылья без стоек и расчалок. Он был окрашен в серебристый и серый цвета и не имел вооружения.
Второй F.I, 102/17, ставший первым трипланом аса фон Рихтгофена. В первом вылете на этой машине 1 сентября 1917 года он одержал свою 60-ю победу.
Хотя фон Рихтгофен одержал большинство своих побед на истребителях Albatros, его имя всегда будет связано с трипланом Fokker F.I (позже - Dr. I.), на котором он летал в конце своей карьеры. На фотографии: ранний экземпляр самолета проходит летное испытание.
Фоккер Dr.I "Триплан" - последний самолет Рихтгофена
60-й воздушной победой "Красного Барона" был самолет-разведчик R.E.8, сбитый 2 сентября 1917 года. Это была первая победа, совершенная на самолете Fokker Dr. I. Все пилоты Рихтгофена раскрашивали свои самолеты в яркие кричащие цвета.
30 августа 1917г.: лейтенант В.Фосс впервые вылетел в бой на триплане Fokker Dr I и сбил британский самолет.
A Fokker Dr I Triplane in the standard streaked green camouflage. It carries the straight-sided crosses adopted in April 1918. The 110/145 h.p. Oberursel UR.II/III engine was a copy of the French Le Rhone rotary.
An interesting photograph of Leutnant von Stapenhort's Fok.DR 1 144/17 which was brought down by anti-aircraft fire on 13 January 1918 after destroying a British balloon, and was subsequently shipped to the UK as G125 - note the substituted starboard aileron with incomplete cross patee. The type designation can be made out on the fuselage just ahead of the chequered band and reads Fok.DR - showing that upper case letters were used for Dreidecker, rather than the upper and lower case ’Dr’ as directed by official order of 19 August 1917.
Фоккер Dr.I "Триплан" - последний самолет Рихтгофена
A well-known photograph of Richthofen (on the right) with General von Lossberg (centre), showing how roman and arabic numerals were used to differentiate between aircraft type and serial number, as in Fok.FI 102/17.
Механик поправляет привязной ремень пилоту самолета Fokker Dr.l из эскадры JG 1, готовящемуся к вылету. JG 1 отвечала за боевые испытания ранних трипланов компании "Fokker", хотя плохая погода зимой 1917-1918 года ограничивала действия авиации.
Не столь скоростной, как другие машины, триплан Dr.l отличался великолепной маневренностью и мощным вооружением из двух синхронных пулеметов Spandau - стрельбу можно было вести как одновременно, так и раздельно.
Designed with emphasis on manoeuvrability - the Fokker Triplane with Oberursel rotary.
Fokker Dr.l из истребительной эскадрильи Jasta 11 на стоянке, март 1918 года. Пилот с тростью - Манфред фон Рихтгофен, командир JG 1.
First World War atmosphere was recreated by Leisure Sport Ltd. at the Queen's Jubilee Air Display at White Waltham 14-15/5/77 by combat between the Warner Scarab-powered Fokker Triplane and Sopwith Camel replicas G-BEFR and G-AWYY, flown by pilots dad in uniforms of the day
Leisure Sport’s Fokker Dr.l Triplane replica G-BEFR, seen here minus interplane struts, made its first flight from St Just, Land’s End, on October 30, 1976.
Captain Francis Freeman about to forsake his normal lefthand seat in a Boeing 747 for something completely different.
The museum’s Fokker Dr I replica, photographed soon after completion by Dr Richard Coughlin at Syracuse, NY in 1972. The aircraft is on display in the museum in the same black colour scheme and markings.
Eberhardt Fritsch's superb Fokker Dr I replica made its first flight at La Ferte-Alais on May 4, 1991 - and then shattered its propeller while taking off there during the airshow on May 19, a split second after the photograph was taken.
Palen’s Fokker Triplane reproduction.
The Fokker Triplane makes a sprightly take-off.
A triplane replica belonging to the Virginian Flying Circus.
N152DR during a flight from its base at Napa County Airport in April this year.
Registered N1917, triplane replica is being flown by Don Dillman, seen in close-up
The triplane replica is owned by Lynn Garrison of Blue Max Aviation, Dublin, and featured in the film Darlin’ Lily.
Triplane replica, G-ATJM, built by Blitz for the Blue Max film
Triplane replica, G-ATJM, built by Blitz for the Blue Max film, flying in company with Doug Bianchi's Fokker E.III replica. G-ATJM has since been sold abroad.
Jim Appleby's Fokker Dr.I bears down on Eric Schilling in his Nieuport 28, and then bites the dust
NEVILLE PARNELL'S plate, taken off the Australian coast near Brisbane, features the Sopwith Pup VH-PSP and the Fokker Triplane N864DR.
Jim Appleby's Fokker Dr.I bears down on Eric Schilling in his Nieuport 28, and then bites the dust
Хотя оригиналов Fokker Dr.l не сохранилось, было построено множество летающих копий - реплик этого самолета. Реплики Dr.l несут регистрационные номера Австралии, Британии, Германии, Новой Зеландии, Сингапура и США, где было построено как минимум 20 машин. Одна из самых популярных реплик Fokker Dr.l выпускалась серийно как в виде чертежей, так и наборов для домашней постройки фирмой "Ron Sands Inc". К концу 1980-х годов было продано около 120 комплектов чертежей и 10 наборов и в общей сложности в воздух поднялись 18 самолетов.
The “Black Baron's” Fokker DrI is shot down in flames after dismissing the Sopwith Pup
One of two Fokker Dr I. Triplanes built by John Bitz GmbH of Munich.
One of two Fokker Dr I. Triplanes built by John Bitz GmbH of Munich.
The North Weald based Fokker DR. 1 Triplane replica N152JS was reregistered G-BTYV in November 1991
The Fokker Dr I is nothing to do with the film; it is the reproduction built by John Lanham and Stuart Tantrum at Levin, New Zealand. Contrary to our previous report, Lanham maintains that the aircraft's lozenge camouflage is “not at all non-authentic".
Great War Combat Team Nieuport 24 replica N153JS, in which Tony Harold died when it crashed at North Weald during display rehearsals on April 11, 1991. The team’s Fokker Dr 1 replica, seen in the background, was taking part in the same rehearsal but was not involved in the accident.
Tom Summer’s "Hansen Special” Formula I racer, parked in front of a Wright Flyer and a Fokker Triplane.
HOMAGE TO AN ACE: On the eighteenth anniversary of the death of Richthofen the director of the German State Museum laid a wreath before the scarlet Fokker triplane at one time used by Germany's greatest war-pilot.
The brass telescopic gunsight which Corporal O S Gomme, 44th Battalion, AIF, claimed he souvenired from von Richthofen's Fokker DR I 425/17 on 21 April 1918. The facsimile box of matches measuring 2 1/16 in by 1 7/16 in (5.24 by 3.65 cm) gives scale.
Alan Bennett’s photographs of surviving relics from Manfred von Richthofen’s Fokker Triplane 425/17, housed at the Canadian Military Institute. The pictures above and right show the seven rivet holes - not "bullet holes"- and their location in the back of the seat. Below, remains of the wingtip of the starboard upper main-plane.