RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : США

Год : 1972

Самолет ПЛО с экипажем из четырех человек

Варианты

Lockheed S-3 Viking

   Самолет S-3 Viking на протяжении многих лет оставался основным противолодочным самолетом палубного базирования ВМС США. Однако в 1998 году он был снят с вооружения, оставшиеся самолеты варианта S-3B были переориентированы на решение задач по штурмовке наземных целей и использование в качестве воздушных танкеров. В последнем случае самолет часто обозначался как KS-3B.
   В 1964 году были выпущены требования ВМС США к новому палубному самолету ПЛО. В ответ компанией "Lockheed" был разработан соответствующий самолет. Первый из восьми предназначенных для войсковых испытаний YS-3A поднялся в воздух 21 января 1972 года в Палмдейле, штат Калифорния. Новый самолет, названный Viking, имел довольно традиционную конструктивную схему и предназначался для базирования на авианосцах. Он представлял собой высокоплан с гидравлически складывающимися внешними секциями крыла, двумя турбореактивными двигателями, убирающимся трехопорным шасси и герметической кабиной с кондиционированием воздуха, рассчитанной на экипаж из четырех человек.
   В рамках контракта от августа 1969 года компания "Lockheed" строила Viking в кооперации с "Vought", разработавшей и выпускавшей крыло, хвостовое оперение, шасси и гондолы двигателей. Комплекс аппаратуры и вооружения ПЛО включал магнитометр Texas Instruments ASQ-81 MAD (чувствительный элемент находился в убираемой штанге), а также систему обработки акустических данных OL-82 и отдельную систему обработки данных от гидроакустических буев. Вооружение располагалось во внутреннем отсеке и на двух подкрыльевых узлах подвески.
   В июле 1974 года 21-я эскадрилья ПЛО "Fighting Redtails" первой в авиации ВМС получила S-3A. Компания "Lockheed" построила в общей сложности 179 самолетов S-3A, последний поставлен заказчику в августе 1978 года. Усовершенствованный вариант S-3B создан в рамках программы расширения боевых возможностей самолета, начатой в 1981 году. Планер и силовая установка S-3A были сохранены, но добавились модернизированная система обработки гидроакустических данных, новая система приема и обработки данных от гидроакустических буев, более совершенная система РЭБ и более производительная система обработки данных РЛС, а также обеспечена возможность применения ПКР AGM-84 Harpoon. Практически все остававшиеся в эксплуатации S-3A прошли модернизацию в S-3B на предприятиях ВМС США.
   Седьмой YS-3A был модифицирован в прототип US-3A палубного транспортного самолета, первый его полет состоялся 2 июля 1976 года. Самолет рассматривался в качестве замены C-1 Trader. В общей сложности в данном качестве были использованы шесть US-3A. Компания "Lockheed" также переоборудовала пятый YS-3A в опытный самолет для отработки варианта самолета-заправщика, получившего рабочее обозначение KS-3A. Самолет проходил испытания в 1980 году, но результаты его были признаны неудовлетворительными, и проект закрыли. Впрочем, строевые противолодочные самолеты Viking зачастую использовались в роли воздушных танкеров - они оснащались системой передачи топлива типа D-704.

   В рамках операции "Буря в пустыне" самолеты S-3A/B Viking показали себя как достаточно эффективный бомбардировщик - они применялись в этой роли против позиций иракских РЛС, батарей ПВО и других целей, включая малоразмерные надводные цели в акватории Персидского залива.
   На базе S-3B были также созданы несколько серийных и опытных специализированных вариантов. Вариант Outlaw Viking был оснащен системой OASIS III для обеспечения загоризонтного целеуказания; вариант Gray Wolf оснащался многорежимной РЛС (Multi-Mode Radar System), лазерным дальномером, цифровой камерой и ИК-станцией, он использовался для поиска, обнаружения и сопровождения пусковых установок ракет "Скад"; вариант Viking Beartrap использовался в том числе и как самолет радио- и радиотехнической разведки; вариант Orca Viking привлекался к испытаниям новых систем ПЛО, а также, предположительно, мог использоваться для обнаружения морских мин и минных полей.
   Несколько S-3B, оснащенных оптико-электронными и ИК-системами, привлекались к патрулированию в районе Карибских островов с целью обнаружения судов, перевозящих наркотики, вариант Calypso Viking представлял собой перспективный специализированный самолет для борьбы с контрабандой и наркотрафиком, в котором должны были использоваться некоторые системы с Gray Wolf, включая лазерный дальномер, РЛС с синтезированной апертурой и РЛС с инверсной синтезированной апертурой, ИК-систему и др. В рамках проекта "Aladdin" был разработан вариант Brown Buoy, предназначенный для установки на территории Боснии с воздуха специальных акустических датчиков, - для тех же целей, что и в рамках программы "Igloo White", реализованной в свое время во Вьетнаме.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Lockheed S-3A Viking

   Тип: самолет ПЛО с экипажем из четырех человек
   Силовая установка: два ТРДД General Electric TF34-GE-2 тягой по 41,26 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 814 км/ч; начальная скороподъемность - более 1280 м/мин; практический потолок - более 10670 м; боевой радиус с типовой боевой нагрузкой и временем барражирования в районе 4,5 ч - 853 км
   Масса: пустого 12 088 кг; максимальная взлетная 23 832 кг
   Размеры: размах крыла 20,93 м; длина 16,26 м; высота 6,63 м; площадь крыла 55,56 м2
   Вооружение: до 3175 кг авиационных средств поражения в отсеке вооружения в нижней части фюзеляжа и на двух подкрыльевых узлах подвески, обычно - одна тактическая ядерная бомба B57 мощностью 10 или 20 килотонн, либо четыре 454-кг авиабомбы Mk 83 или мины Mk 53, либо две или четыре глубинные бомбы Mk 54, либо четыре торпеды Mk 46 или Mk 53 Barracuda (в отсеке), и до шести 227-кг бомб Mk 82, или кассетные боеприпасы Mk 20 Mod 2 "Rockeye", или два-четыре блока НАР типа LAU-10A/A, LAU-61/A, LAU-68/A или LAU-69/A - 127-мм ZUNI и 70-мм FFAR или Hydra 70 (под крылом).

Показать полностью
  • Описание
  • Фотографии