Dassault Rafale
Варианты:
Dassault - Rafale - 1986 - Франция
Страна: Франция
Год: 1986


Одноместный многоцелевой боевой самолет
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы (20)
Dassault Rafale

   Фирма "Dassault" в начале 1980-х годов (до выхода Франции в августе 1985 года из многонационального проекта европейского истребителя EFA) разработала экспериментальный боевой самолет ACX (Avion de Combat Experimentale) в рамках национальной программы. Франция вышла из проекта EFA из-за того, что французские ВС, особенно ВМФ, хотели получить более компактную и легкую машину массой около 8000 кг. Демонстрационный прототип ACX массой 9500 кг в то время еще доводился. Впервые он взлетел 4 июля 1986 года и помог проверить базовую аэродинамическую схему, конфигурацию, характеристики, систему дистанционного управления и конструкцию с широким применением композитов для проекта ACT (Avion de Combat Tactique).
   ACX, позже переименованный в Rafale A, первоначально оснащался двумя ТРДДФ General Electric F404-GE-400 тягой 68,60 кН. После 460 испытательных полетов, включавших посадки на палубу авианосца "Клемансо" с касанием и уходом на второй круг, левый двигатель заменили на SNECMA M88-2 тягой 73,5 кН, разработанный для Rafale.
   Одноместный прототип Rafale C впервые взлетел 19 мая 1991 года, совершив крейсерский полет со сверхзвуковой скоростью на бесфорсажной тяге. Он стал единственным прототипом одноместного самолета для ВВС.
<...>
   Серийные самолеты Rafale начали поступать в строй в 2004 году, тогда же ВВС Франции получили свой первый самолет Standard F2. Они заменяют устаревшие машины Crusader, Super Etendard, Jaguar, Mirage F1, Mirage 2000C/D/N и Mirage IV. При сохранении основных особенностей проекта ACX универсальный самолет Rafale D стал чуть компактнее и легче. Для уменьшения радиолокационной и визуальной заметности он получил более округлые обтекатели корневой части крыла, фонарь кабины с внутренним золотым напылением, темно-серую радиопоглощающую окраску и новый профиль сочленения хвостовой части фюзеляжа с оперением. Киль стал ниже и увенчался обтекаемым контейнером системы РЭБ Spectra и инфракрасного детектора пуска ракет. Обтекатели в районе крепления ПГО немного продлены вперед для установки антенн Spectra. Переднее горизонтальное оперение (при выпуске шасси отклоняется на 20° вверх для обеспечения дополнительной подъемной силы при посадке) стало больше, чем в проекте ACX, и изготовлено из сверхпластичного формованного титана вместо углепластика.
   Композитные материалы составляют более 50% массы планера Rafale. Пять узлов подвески предназначены для ПТБ, ракет MICA класса "воздух-воздух", AS30L класса "воздух-поверхность" с лазерным наведением, ПКР AM39 Exocet и блока средств пассивной самозащиты Scalp. На самолете установлена первая в Западной Европе РЛС RBE2 с ФАР с электронным сканированием по углу места и азимуту. Оборудование кабины - широкоугольный индикатор на фоне лобового стекла Sextant, дисплей оценки тактической обстановки, расположенный на уровне головы пилота и два многофункциональных дисплея, расположенных чуть ниже, на приборной панели, а также нашлемный прицел. Органы управления самолетом созданы с использованием принципа HOTAS.
   Rafale D стал основой для серийных одноместных Rafale C и двухместных Rafale B для ВВС Франции. Из-за урезания финансирования ВВС Франции получит 234 самолета Rafale вместо 250 первоначально заказанных, ВМФ получит 60 из 86 заказанных машин. В 1999 году наряду с 23 машинами для ВВС заказали 25 самолетов флотского варианта Rafale M. В 2002 и 2004 годах подписали еще два контракта на 59 самолетов каждый. Поставки по последнему контракту осуществляются в 2008-2011 годах.
<...>
   В конце 2009 года Франция решила заказать еще 60 самолетов Rafale Standard F3 (51 для ВВС, остальные для ВМФ), оборудованные РЛС AESA и улучшенными системами самозащиты. В начале 2010 года Rafale участвовал в конкурсах на поставки истребителей в Бразилию, Индию и Швейцарию. Интерес к машине также проявляли на Ближнем Востоке и в Ливии.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Dassault Rafale C

   Тип: одноместный многоцелевой боевой самолет
   Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя SNECMA M88-3 тягой по 75,00 кН на форсаже
   Летные характеристики: макс. скорость 1913 км/ч (М=1,8) на высоте 11000 м; макс. скороподъемность на уровне моря 18290 м/мин; рабочий потолок 16 765 м; радиус действия при задании проникновения свыше 1850 км
   Масса: пустого самолета 9060 кг; максимальная взлетная 24 500 кг
   Размеры: размах крыла 10,80 м с установленными на законцовках крыла ракетами "воздух-воздух"; длина 15,27 м; высота 5,34 м; площадь крыла 45,70 м2
   Вооружение: жестко закрепленная курсовая 30-мм пушка GIAT/DEFA M791B в передней части фюзеляжа с правого борта, плюс до 9500 кг боевой нагрузки на 14 узлах подвески в нижней части фюзеляжа, под крылом и на законцовках крыла
This model of the Dassault-Breguet ACX was displayed at the Paris Air Show earlier this year, together with a full-scale mock-up. The ACX is intended as a technology demonstrator leading to production of the ACT and ACM for the Armee de l'Air and Aeronavale respectively.
Макет истребителя Дассо-Бреге ACX на Парижской авиационно-космической выставке в июне 1983г.
Модель демонстрационного истребителя Дассо-Бреге "Рафаль" A на Парижской авиационно-космической выставке в июне 1985г.
Полноразмерный макет "Рафаля" на вышке для испытаний системы Spectra
"Рафаль"
Model of the Rafale fitted with conformal tanks, consisting of two fairings straddling the fuselage spine.
A model of the Dassault-Breguet ACX (Avion de Combat Experimental), the French counterpart of Britain's EAP design.
The Dassault-Breguet ACX which, in its production form, may be powered by the M88.
Проектное изображение "Рафаля" для индийских ВВС
Rafale weapon options (1998)
COMPARATIVE PLAN VIEWS OF RAFALE AND TYPHOON. Both aircraft are of a similar size and shape with the main difference being the positioning of the canards.
Top: Lift forces with a conventionally tailplane configuration, (MiG-29 Fulcrum) showing the tailplane download to trim under normal and high AoA flight.
Bottom: Lift forces of a canard configured aircraft (Rafale C) showing the positive lift from both canard and mainplane.
Illustration of the vortex flow from the foreplanes and mainplane of the Rafale at high AoA.
Three-view drawings of the Dassault-Breguet Rafale.
Схема демонстрационного самолета Дассо-Бреге "Рафаль" A
Схема истребителя Дассо Авиасьон "Рафаль" C (внизу справа показана боковая проекция палубного истребителя "Рафаль" M)
Dassault Rafale B, with additional side views of single-seat Rafale C (centre) and navalised Rafale M (bottom) (1996)
Dassault Rafale C