Яковлев Як-38
Варианты:
Яковлев - Як-38 - 1970 - Россия
Страна: Россия
Год: 1970


Палубный штурмовик ВВП
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (9)
Як-36 и Як-38

<...>
   Опыт, полученный при создании Як-36, был использован при проектировании палубного штурмовика ВВП Як-38 («Forger-A»), Первый полет Як-38 (тогда называвшегося Як-36М) состоялся 2 декабря 1970 года, а первая посадка на палубу вертолетоносца «Москва» была совершена 18 ноября 1972 года. Первая посадка на тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) «Киев» (проект 1143) была выполнена 18 мая 1975 года.
   Силовая установка Як-38 состояла из одного подъемно-маршевого ТРД с поворотными соплами Р-27В-300 тягой 65,59 кН и двух подъемных двигателей РД-36-35 тягой по 23,04 кН, установленных вертикально за кабиной пилота. На четырех пилонах под внутренней секцией крыла самолет мог нести до 2000 кг боевой нагрузки. Вариант Як-38М получил более мощную силовую установку из подъемно-маршевого ТРД Р-27ВМ-300 и подъемных ТРД РД-38.
<...>
   Все Як-38 (за исключением первых 10) оснащались катапультными креслами К-36ЛВ с автоматической системой катапультирования.
   В 1980-1981 годах несколько Як-38 (вместе с Су-25) были развернуты в Афганистане для оценки возможности применения в условиях жары и высокогорья.
   Ограниченная боевая нагрузка и высокий уровень аварийности сыграли негативную роль в судьбе самолета. Всего было построено около 240 единиц Як-38 всех вариантов. Но несмотря на отсутствие РЛС и малый радиус действия, Як-38 обеспечил советскому ВМФ столь важные возможности ПВО. Самолет был снят с вооружения авиации ВМФ в 1991 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Як-38

   Тип: палубный штурмовик ВВП
   Силовая установка (Як-38М): один подъемно-маршевый двигатель Р-27ВМ-300 тягой 68,04 кН и два подъемных двигателя РД-38 по 29,90 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 978 км/ч; максимальная скорость на высоте 11000 м - 1009 км/ч; начальная скороподъемность 4500 м/мин; потолок 11000 м; радиус действия 200 км (Як-38М - 390 км)
   Масса: пустого 7500 кг; максимальная при взлете с коротким разбегом 11700 кг
   Размеры: размах крыла 7,02 м; длина 16,37 м; площадь крыла 18,69 м2
   Вооружение: до 2000 кг боевой нагрузки на четырех пилонах
Второй опытный экземпляр Як-36М, на котором летчик-испытатель М.С.Дексбах 18.11.1972г. совершил первую посадку на крейсер "Москва"
Каждый авианесущий крейсер типа «Киев» нес 12 Як-38/38М и три учебных Як-38У. Самолеты состояли на вооружении ОКШАП (отдельных корабельных штурмовых авиаполков) на Черноморском, Северном и Тихоокеанском флотах.
Як-38
Як-38, выполнявший в сентябре 1983г. полеты с борта контенеровоза "Николай Черкасов"
Як-38 в светло/темно-сером камуфляже, 1983г.
Як-38, участвовавший в операции "Ромб". Афганистан, Шинданд, май 1980г.
Як-38 N 80. ТАКР "Новороссийск", Североморск, август 1983г.
Як-38 N 83, капитан В.Н.Колобов. ТАКР "Новороссийск", Североморск, август 1983г.
Макет Як-38. ТАКР "Тбилиси", октябрь 1989г.