Boeing Boeing 747
Варианты:
Boeing - Boeing 747 - 1969 - США
Страна: США
Год: 1969


Тяжелый дальнемагистральный пассажирский самолет с экипажем из трех человек
Boeing Model 747
Фотографии:

Ч/б фото (95)

Boeing Model 747

Требования ВВС США CX-HLS (Cargo, Experimental - Heavy Logistics System) к новому тяжелому транспортному самолету инициировали проведение в мае 1964 года конкурса на создание такого самолета. Контракт на эскизное проектирование был подписан с фирмами "Boeing", "Douglas" и "Lockheed". Конкурс выиграла "Lockheed" с самолетом С-5 Galaxy.
   Сотрудники "Boeing" испытали глубокое разочарование, но анализ гражданского рынка выявил потребность в крупноразмерном самолете, который будет востребован в 1970-е годы многими авиакомпаниями. Еще до оглашения результатов военного конкурса на фирме создали небольшую группу проектировщиков, детально прорабатывавших гражданскую модификацию транспортника.
   После того, как "Boeing" оказалась "за бортом" военной программы, ее конструкторы полностью сконцентрировалась на коммерческом варианте, получившем обозначение Boeing Model 747. Первые прикидки делались по самолету максимальной взлетной массой порядка 272 200 кг, способному перевозить не менее 430 пассажиров. Двухпалубный фюзеляж, с сечением типа "восьмерка", не устроил потенциальных заказчиков, поэтому проект полностью пересмотрели в начале 1966 года, в результате чего появился "большой брат" самолета Boeing 707, но с крылом, разработанных на основе последних достижений аэродинамики, фюзеляж имел почти круглое сечение, кабину экипажа разместили в надстройке носовой части фюзеляжа, за счет чего лайнер приобрел весьма характерный облик, а под ней оборудовали один из пассажирских салонов.
   Главной особенностью фюзеляжа стали его размеры - длина салона составила 56,39 м, а ширина 6,13 м. Изначально в типовой конфигурации пассажировместимость в салонах смешанных классов составляла 368 человек. Максимальная взлетная масса - 283 500 кг - позволяла эксплуатировать Model 747 с существующих аэродромов, однако потребовалось пересмотреть схему шасси, чтобы более равномерно распределить нагрузки на ВПП. От трехопорной схемы отказались в пользу четырехопорной. Три основные опоры - четырехколесные, носовая - двухколесная.
   Определившись с обликом самолета в целом, "Boeing" приступила к поиску потенциальных покупателей. Наиболее вероятным первым заказчиком виделась "Pan Am", но компания проявляла лишь позитивную заинтересованность, а технические и финансовые риски проекта разделить не спешила, из-за чего полномасштабное проектирование "Boeing" пришлось вести на собственные средства.
   13 апреля 1966 года одновременно было объявлено о начале строительства самолета и подписании контракта с "Pan Am" на поставку 25 гигантских авиалайнеров. На самом деле окончательное решение о постройке самолета приняли 25 июля 1966 года - после получения твердых заказов от авиакомпаний JAL и "Lufthansa".
   Оценка "Pan Am" проекта компании "Boeing" привела к внесению изменений в конструкцию. Самолет немедленно привлек внимание прессы и вскоре получил неформальное прозвище "Jumbo Jet".
   Прототипы Model 747 не строились, первая машина являлась демонстратором фирмы "Boeing". Ее выкатка состоялась 30 сентября 1968 года в Пэйн-Филд (Вашингтон), где "Boeing" возвела новый завод специально для производства 747. Первый полет был выполнен 9 февраля 1969 года, а вскоре в небо поднялись первые четыре серийных самолета. Программу сертификационных испытаний завершили до конца 1969 года - сертификат летной годности FAA получен 30 декабря. 22 января 1970 года "Pan Am" выполнила первый рейс на Model 747 по маршруту Нью-Йорк - Лондон.
   Период между началом постройки 747 и получением сертификации не обошелся без проблем. Сложнее всего оказалось выдержать заданные требования в части соотношения полезной нагрузки и дальности, из-за чего пришлось пойти на увеличение максимальной взлетной массы, которая у Model 747-100 составила 322060 кг. Не меньшие сложности, в том числе и в плане массы, добавила силовая установка. Двигатели не только имели собственные недоработки, они еще и увеличивали массу самолета в целом, что диктовало установку двигателей большей мощности, а они имели большую массу. Компания "Pratt & Whitney" испытывала трудности с доводкой новых двухконтурных двигателей, и, хотя для установки на самолет выбрали JT9D-3, он оставался "сырым". Окончательно проблемы силовой установки удалось разрешить в 1970 году с появлением JT9D-3A.


Варианты

   Model 747-100B: вариант 747-100 с усиленными фюзеляжем, шасси и крылом
   Model 747-123 Space Shuttle Carrier: обозначение одного 747-100, закупленного НАСА и доработанного для перевозки над фюзеляжем орбитального корабля Space Shuttle
   Model 747-200B: в целом схожий с 747-100B вариант 747-200B поступил в эксплуатацию в январе 1971 года, на данной модификации допускалась установка по желанию заказчика двигателей трех разных типов, были увеличены емкость топливных баков и максимальная взлетная масса (до 377850 кг)
   Model 747-200B Combi: вариант 747-200 с грузовой дверью в левом борту фюзеляжа, позволяющей использовать самолет не только для пассажирских, но и для грузовых перевозок
   Model 747-200B Convertible: вариант 747-200, легко конвертируемый из пассажирского в грузопассажирский или транспортный вариант и обратно
   Model 747-200F Freighter: грузовой вариант 747-200 с отклоняемой вверх носовой частью фюзеляжа и погрузо-разрузочным оборудованием. Предусмотрена возможность оборудования грузовой двери в борту фюзеляжа. Максимальная масса полезной нагрузки 112493 кг
   Model 747SP (Special Performance): облегченный вариант с увеличенной дальностью, длина фюзеляжа сокращена на 14,35 м, установлено хвостовое оперение большей площади; эксплуатация в компании "Pan Am" начата в 1976 году
   Model 747SR (Short Range): вариант 747-100B с меньшей дальностью. Доработана конструкция планера с целью увеличения эксплуатационного ресурса
   Model 747SUD (Stretched Upper Deck): вариант с удлиненной верхней палубой. Разработан для моделей 747-100B, 747-200B, 747-200B Combi и 747SR. На верхней палубе установлены 69 пассажирских кресел, а за счет отказа от спиральной лестницы на нижней палубе установлены еще семь дополнительных кресел
   Model 747-300: первый вариант с увеличенной на 7,11 м верхней палубой; эксплуатация компанией "Swissair" начата в 1983 году
   C-19A: военное обозначение гражданских 747-200, состоящих на учете гражданского авиационного резерва
   VC-25A: обозначение двух "президентских" 747-200B, состоявших на вооружении ВВС США; самолеты предназначались для перевозок первых лиц страны
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing Model 747-200B

   Тип: тяжелый дальнемагистральный пассажирский самолет с экипажем из трех человек
   Силовая установка: четыре ТРДД General Electric CF6-50E2 тягой по 233,53 кН или Pratt & Whitney JT9D-7R4G2 тягой по 243,52 кН или Rolls-Royce RB.211-524D4 тягой по 236,24 кН
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 9145 м - 970 км/ч; крейсерская скорость на высоте 10 670 м - 940 км/ч; практический потолок 13 715 м; дальность с максимальным числом пассажиров 11400 км
   Масса: пустого 170 200 кг; максимальная взлетная 377 850 кг
   Размеры: размах крыла 59,64 м; длина 70,66 м; высота 19,33 м; площадь крыла 510,95 м:
   Полезная нагрузка: до 516 пассажиров с багажом общей массой до 68 720 кг
747-100
Boeing 747. 30 сентября 1968г.: первая официальная демонстрация широкофюзеляжного авиалайнера Boeing 747 состоялась в специально построенном предприятии Пайн-филд, Эверетт, штат Вашингтон. Этот гигантский авиалайнер вскоре прозвали Jumbo Jet (реактивный слон). Успех нового самолета был очевиден - в апреле 1965 года одна только авиакомпания "Pan American" заказала 25 экземпляров на сумму 525 млн долларов. На фюзеляже этого самолета нанесены эмблемы компаний, заказавших лайнеры Boeing 747.
Демонстрация первого Боинга-747
30 сентября 2018г. исполнилось 50 лет со дня выкатки из сборочного цеха на заводе в Эверетте первого летного экземпляра самолета Boeing 747 (на фото) - самого большого авиалайнера в мире того времени, рассчитанного на перевозку 450 пассажиров.
Фирма "Boeing" не построила ни одного прототипа лайнера 747. 30 сентября 1968 года в Пайн-Филд (Эверетт) закончили постройку первого самолета-демонстратора. Самолет впервые взлетел в феврале следующего года. Он оставался собственностью фирмы, на носовой части фюзеляжа самолет несет логотипы всех авиакомпаний, заинтересованных в приобретении 747, - как намек на будущий всемирный успех.
Roll-out of RA001, the 'Jumbo' prototype at Everett, September 30, 1968.
Специально для сборки самолетов 747-й модели был построен новый завод в Эверетте, недалеко от Сиэтла. Строительные работы начались с расчистки площадки в лесном массиве весной 1966 года, а выкатка первого самолета Boeing 747 местной сборки состоялась уже в сентябре 1968 года.
9 февраля 1969г.: широкофюзеляжный пассажирский самолет Boeing 747 совершил первый полет с заводского аэродрома Пайн-филд возле Сиэтла в Вашингтон.
The first Boeing 747.
Взлет первого 747-го
Boeing’s original prototype of the 747, re-engined with four General Electric CF6-50 turbofan engines
Boeing 747SR, short-range version of the Model 747-100
Boeing Model 747-287B high-capacity transport aircraft in the insignia of Aerolineas Argentinas
Air India Boeing 747.
American Airlines Boeing 747.
Highland Express finally commenced operations from Stansted, Birmingham and Prestwick on 30/6/87 with their single Boeing 747-123 G-HIHO, aptly named Highlander
Boeing 747-51 N601US was Northwest’s first "Jumbo". Altogether twenty 747s are now in service, with a 747-251F on order, and the type may soon be operating into Europe
Northwest Orient Airlines Boeing 747.
Pan American World Airways Boeing 747.
"Jumbo" прибыл в Лондон-Хитроу. 22 января 1970г.: компания "Pan American Airlines" вошла в историю, когда широкофюзеляжный авиалайнер этой компании впервые совершил перелет между Нью-Йорком (аэропорт им. Кеннеди) и Лондоном (аэропорт Хитроу). Boeing 747 "Clipper Young America" начал трансатлантический перелет в 01.52. Компания "Pan Am" эксплуатировала Boeing 747 с конца 1969 года, но из-за проблем с двигателями JT9D на некоторое время регулярные рейсы пришлось прекратить. После ремонта двигателей Boeing 747 выполнил свой легендарный перелет без малейших проблем. Лайнер благополучно приземлился в Хитроу.
Боинг-747-100 авиакомпании "Пан Америкэн"
747SP
Боинг-747SP рядом с классическим 747-100
Prototype Boeing 747SP reduced-capacity long-range airliner (foreground), accompanied at its roll-out by the first 747, built in 1968
Boeing 747SP (4 July 1975)
Braniff International Boeing 747SP.
China Airlines' new Boeing 747SP, B-1862, inaugurated a non-stop service from Taipei, Taiwan, to San Francisco and Los Angeles on 18th May 1977
CAAC Boeing 747SP.
Boeing 747SP EP-IAA, first of three to be put into service by Iran Air
Основным заказчиком самолетов Boeing 747SP стала авиакомпания "Pan Am". На фотографии: третий самолет авиакомпании, "Clipper Freedom" (№533PA), поставленный в марте 1976 года.
The first of five Boeing 747SFs on order for Pan American, N3475P, has now been delivered. Services to Tokyo were to be inaugurated towards the end of April.
Боинг-747SP
Syrian Arab Airlines Boeing 747SP
Second of two Boeing 747-SP94s delivered to Syrian Arab Airlines (Syrianair), YK-AHB is seen arriving at London (Heathrow) on an early visit. Livery is white fuselage top with blue trim and fin. The "SP" (Special Performance) is a short-body long-range version of the 747
Инфракрасная обсерватория SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy), размещенная на борту специально доработанного самолета Boeing 747SP
747-200
Boeing 747 services from Buenos Aires to Frankfurt, Rome and Madrid were inaugurated by Aerolineas Argentinas on January 1, 1977.
Air Madagascar Boeing 747.
Qantas Boeing 747-238 VH-EBK was the first 747 to be leased by the airline in 1985, later being replaced by other Qantas examples. Although wearing full Air Pacific colours, the aircraft retains its Australian registration.
All Nippon Airways Boeing 747SR.
British Airways' new Rolls-Royce powered Boeing 747-236B, G-BDCX, landing at Miami 5/10/77.
Cathay Pacific Airways Boeing 747.
CP Air Boeing 747.
Garuda B747-ZU3B PK-GSD pushes back from the Terminal "B" "finger desk".
Боинг-747-200
Delivered last October, Iran Air's first Boeing 747-286B "Combi", EP-IAG, will be joined this month by a second. In all-passenger configuration the "Combi" seats 479, while in a typical mixed layout it can carry 277 passengers plus the cargo load of a 707 freighter. In addition to the "Combi" Iran Air have two Boeing 747SPs in service and will be taking delivery of their third in May. The type will be used initially on special flights within the Middle East.
JA8117, the first Boeing 747SR-46 short-range version of the 747 for Japan Air Lines
Japan Air Lines Boeing 747.
KLM Boeing 747.
Korean Air Lines Boeing 747.
Kuwait Airways Boeing 747-200B.
Middle East Airlines Boeing 747.
Pakistan International Airlines Boeing 747.
Qantas Airways Boeing 747-238B.
This unique line-up on Melbourne’s freight apron shows the three main types then in the Qantas fleet on the ramp together. From nearest to camera: Douglas DC-4, Boeing 707 and 747. Qantas retained a pair of DC-4s for services to Norfolk Island but was in the process of becoming an “all-747” airline. Beyond the Qantas line is a pair of Ansett Lockheed Electras.
A Fairchild Swearingen Metro II and a de Havilland Dash-7 share apron space with a Boeing 747.
When the Boeing 747 entered service it heralded the large scale application of the electronic data-bus connecting several computer-based systems.
Boeing 747-238B G-VLAX at Heathrow on 2/7/1991, the second day of Virgin's operations from the airport.
747-300
Боинг-747-300
Japan Air Lines - which is the biggest user of the 747 in all its variants - specified Pratt & Whitney JT9D turbofans.
The manufacturers of large transport aircraft can choose from three families of powerful turbofans, but only the Boeing 747, to date, is actually in ser­vice with all three - Pratt & Whitney JT9D, General Electric CF6-50 and Rolls-Royce RB.211. The KLM 747-300 illustrated uses CF6s.
"... it is difficult to write off the product liability insurance cost without a horrendous percentage increase in purchase price" of general aviation aircraft. For example, the Cessna 172 represents a return of only $12,500 per seat, whereas a Boeing 747-300 (on photo) provides $250,000 per seat.
A full range of cargo handling equipment is in use here to load Swissair Boeing 747-357 Combi HB-1GD 'Basel' in the Zurich airport cargo area.
French operator UTA uses General Electric CF6-50E2 engines in its Boeing 747-300s
Other
Президентский самолет VC-25
Снимок, символизирующий американо-иракское авиационное сотрудничество в период правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви: "Боинг-747" иранских ВВС заправляется в воздухе от американского "летающего танкера" на базе аналогичной машины.
Boeing Model 747-200F freighter in the insignia of Seaboard World Airlines
El Al Israel Airlines Boeing 747.
Flying Tigers Boeing 747s con carry 700-ton cargo loads - N800FT illus.
Boeing 747-123, delivered originally to American Airlines and since converted to all-cargo configuration for Flying Tigers
Flying Tiger Line Boeing 747.
DC-8-63CF N794FT (foreground) and Boeing 747 N801FT at the airline's Los Angeles headquarters and maintenance base
Unloading a 747 freighter
Rolled out late in November 1971 in preparation for flight testing was the first Boeing 747F, an all-freight version with hinged nose and no fuselage windows, destined for Lufthansa.
Носовая откидная часть на грузовом Боинге-747F
Nose-loading of the Boeing Model 747-230F freighter being demonstrated
Пожарный вариант самолета Boeing-747-200F
The take-off for the first manned captive flight on June 18, 1977, with astronauts Fred Haise and Gordon Fullerton aboard the Orbiter. Flutter, the Orbiter speed brakes, and control stick steering were checked out during the 55min flight.
The Enterprise Space Shuttle pictured during its visit to Fairford on May 21, 1983.
FRANK. R. MORMILLO's plate, taken during one of the five unmanned captive flights of the orbiter atop the Boeing 747 which commenced from Edwards AFB on February 18, 1977, shows the conspicuous bulged fairing which presently streamlines the Orbiter's blunt rear fuselage.
The first flight of NASA’s Boeing 747/Shuttle Orbiter composite took place from the Dryden Flight Research Center, California, on February 18, 1977. The 584,000lb combination took off from the Rogers Dry Lake runway after a 6,000ft roll at 8.30 a.m. local time, climbed to 16,000ft and flew a race-track course over the Mojave Desert for 2hr at a maximum speed of 250kt. A series of gentle manoeuvres were made checking behaviour at circuit speeds and investigating flutter response. At present, the Orbiter’s engines are faired to reduce buffet. Five free-flight drops of the Orbiter are scheduled to take place between July 22 and October 15.
Rockwell International Shuttle Orbiter atop NASA's Boeing 747 during its first captive flight, 18th February 1977
Well in evidence in this in-flight study are the end-plates added to the tailplane of 747 N905NA. Traces of the markings of the airliner's previous owner, American Airlines, are also visible.
Боинг-747 с "Шаттлом" на спине
Аналог "Шаттла" отделяется от самолета-носителя
The Orbiter carrier over the Rocky Mountains, minus its charge. The Orbiter struts and end plate fins are easily removable
The sheer bulk of the Orbiter makes it appear too heavy for the 747 to lift.
Access to the Orbiter is achieved by means of this hydraulic platform.
A close-up of the attachment points beneath the Orbiter wing.
The rear fuselage fairing and fin and rudder of the Orbiter.
Тяга одного двигателя Боинга-747 была больше, чем четырех у Боинга-707