Aero L-39 Albatros
Страна: Чехословакия
Год: 1968


Двухместный легкий штурмовик и самолет-разведчик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (112)
Aero L-39C, L-39Z, L-139 Albatros

   В странах Варшавского договора и дружественных СССР государствах L-29 работал в самых различных климатических условиях. В ходе эксплуатации были выявлены отдельные технические проблемы самолета, включая недостаточную мощность двигателя и его тенденцию глохнуть при взлете с мокрых или заболоченных полос из-за слишком низкого расположения воздухозаборников.
   Несмотря на это, в целом L-29 оказался настолько удачным, что был объявлен конкурс на создание улучшенной модели этой машины с целью исключения выявленных недочетов.
   Новый самолет проектировался, прежде всего, с учетом требований, выдвигавшихся советскими ВВС. Конструкторы проверяли конфигурацию машины в аэродинамической трубе Центрального аэрогидродинамического института под Москвой.
   На новом Aero L-39 прежняя Т-образная хвостовая часть заменена на хвостовую часть обычной аэродинамической формы. Но, как и L-29, модель имела низко расположенное крыло для лучшей управляемости на малых скоростях. Хотя нестреловидное крыло ограничивало возможности машины, ее максимальная скорость несколько возросла.
   Модульная конструкция L-39 состоит из трех главных элементов: основного фюзеляжа, задней части фюзеляжа вместе с хвостовым оперением, крыла с топливными баками. Необычно здесь то, что хвостовое оперение интегрировано в заднюю часть фюзеляжа и снимается вместе с ним, тем самым обеспечивается легкий доступ к двигателю. Носовой обтекатель, управляющие поверхности, шасси и фонарь кабины - отсоединяемые детали.
   L-39 обладал улучшенными характеристиками благодаря более сильному двигателю - усовершенствованному советскому турбовентиляторному АИ-25ТЛ. Двухвальный двигатель АИ-25ТЛ имел мощность вдвое большую по сравнению с устанавливавшимся на L-29 турбореактивным Motorlet М 701, при этом он был намного экономичнее и лучше приспособлен для аэробатики.
   Кабину L-39 сконструировали так, чтобы она походила на кабину советского МиГ-21. Курсант и инструктор располагались в креслах Aero VS-1-BRI, далеко отставленных друг от друга по вертикали, что улучшало обзор с обоих мест (особенно сзади, где находился инструктор).
   Вспомогательная турбинная силовая установка Safir 5 поставляла сжатый воздух для запуска двигателя. Шины низкого давления и прочное шасси позволяли L-39 взлетать и садиться на неподготовленные взлетно-посадочные полосы.
   К концу 1970 года было построено пять летающих прототипов и еще два для наземных испытаний. После первых пробных полетов несколько увеличили длину и диаметр воздухозаборников. Еще десять предсерийных машин появились в 1971 году, после чего испытания продолжались весь следующий год. В конце 1972 года L-39 был официально выбран в качестве замены L-29 в Чехословакии, СССР и ГДР. В 1973 году самолет, успешно выдержав приемные испытания в Чехословакии и СССР, начал поступать на вооружение.
   На Западе Albatros впервые показали в 1977 году - на Парижском авиасалоне. К тому времени поступили заказы приблизительно на 1 000 таких машин. L-39 быстро превзошел по популярности своего предшественника L-29. В общей сложности было построено 2900 самолетов L-39.


Модификации L-39

   L-39C: стандартный учебный самолет
   L-39V: тот же L-39C в варианте "летающей мишени"; всего было построено восемь таких самолетов для Чехословакии и ГДР
   L-39ZO: учебный самолет с вооружением; первый полет совершил 25 августа 1975 года; имел усиленное крыло с четырьмя подкрыльевыми подвесками для вооружения; был одноместным, заднее кресло убиралось, вместо него устанавливался дополнительный топливный бак
   L-39ZA: усовершенствованный вариант штурмовика и разведчика L-39ZO; первый полет совершил 29 сентября 1976 года; имел усиленное шасси и полупогруженный в фюзеляж обтекатель, внутри которого устанавливалась 23-мм спаренная пушка ГШ-23Л с боеприпасом на 150 выстрелов; для управления огнем использовался пушечный прицел ASP-3 NMU-39 Z; в кабине устанавливался фотопулемет FKP-2-2
   L-39ZA/MP: вариант L-39ZA с более совершенной электроникой, позволявшей самолету выполнять роль ведущего в звене; предназначался на экспорт, но было построено только несколько опытных образцов; оснащался западным электронным оборудованием, включая интегрированную цифровую систему навигации и наведения (бортовой компьютер, электронную систему AlliedSignal Bendix/King и другое навигационное оборудование)
   L-39ZA/ART: вариант, близкий к L-39ZA, продававшийся Таиланду с электронным оборудованием Elbit
   L-39MS (L-S9): усовершенствованный вариант базового L-39
   L-139 Albatros 2000: вариант L-39, выставлявшийся на объявленный ВВС и ВМС США конкурс JPATS на создание нового основного учебно-тренировочного самолета; в июне 1991 года был подписан договор об участии в проектировании самолета компании "AlliedSignal"; на L-139 установили турбовентиляторный двигатель AlliedSignal (Garrett) TFE731-4-1T мощностью 18,15 кН, катапультные кресла VS-2A zero/zero, дисплей отображения информации на фоне лобового стекла Flight Visions и электронное оборудование AlliedSignal Bendix/King; первый полет был совершен 8 мая 1993 года; L-139 не сумел выиграть конкурс JPATS, уступив первенство самолету Beech Т-6 Texan II


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Aero L-39ZA Albatros

   Тип: двухместный легкий штурмовик и самолет-разведчик
   Силовая установка: один турбовентиляторный двигатель АИ-25 ТЛ мощностью 16,87 кН
   Летные характеристики: (для самолета с полной нагрузкой в 4570 кг и пустыми топливными баками на консолях крыла) предельная скорость 900 км/ч; максимальная скорость на уровне моря 700 км/ч. на высоте 6000 м - 780 км/ч; максимальная скороподъемность 1320 м в минуту; время подъема на высоту 5000 метров - 6 минут; практический к 11500 м; дальность полета на высоте 5000м - 1015 км без дополнительных топливных баков, 1800 км с дополнительными крыльевыми топливными баками
   Масса: пустого - 3565 кг; нормальная взлетная - до 4548 кг; максимальная взлетная - 6000 кг
   Размеры: размах крыла 9,46 м, включая топливные баки на консолях; длина 12.13 м; высота 4,77 м; площадь крыла 18.80 кв. м
   Вооружение: одна расположенная по центру спаренная 23-мм пушка ГШ-23Л с боеприпасом в 150 выстрелов в нижней части фюзеляжа; до 1100 кг боеприпасов на четырех внешних подкрыльевых подвесках
Прототипы
Aero L-39 two-seat jet trainer in its current form, with modified air intakes
Первый прототип L-39 с индексом OK-32 (X-02) впервые взлетел 4 ноября 1968 года. Это машина более старшего поколения, чем такие самолеты, как BAe Hawk.
Опытный самолет L-39 X-03
Испытания катапультного кресла на L-39 X-03
Aero L-39 Albatros two-seat jet trainer (licence-built Ivchenko AI-25-TL turbofan engine) in Czechoslovak Air Force insignia
Aero L-39 two-seat trainer in its production form (licence-built Ivchenko AI-25-TL turbofan engine)
Опытный самолет L-39 X-05
Испытания самолета L-39 X-06 на раскисшем аэродроме. Весна 1974г.
Самолет L-39 X-07 во время Госиспытаний в СССР
Самолет L-39 X-11 в экспозиции Парижского аэрокосмического салона
Czechoslovakia's new jet trainer, the Aero L-39 Albatros, OK-HXA, a worthy successor to the L-29 Delfin
Aero L-39 Albatros with underwing stores.
Replacing the L-29 Delfin trainer in the Eastern bloc will be the Aero L-39 Albatross.
Чехословакия
"Альбатросы" в сборочном цехе "Аэро-Водоходов"
Россия
Один из первых "Альбатросов" 105-го УАП Черниговского ВВАУЛ
L-39 Школы летчиков-испытателей ЛИИ им. М.М.Громова
Подготовка к вылету Л-39 Ставропольского ВВАУЛШ
Л-39 - основной пилотажный самолет группы "Гусары"
Взлетает пара L-39 Смоленского центра ДОСААФ. 1992г.
Подготовка L-39 к полету. 1995 г.
Во время экзаменационных полетов на аэродроме Камень-на-Оби Барнаульского ВВАУЛ
Л-39 на аэродроме Кант, 1980 г.
Учебно-тренировочные Л-29 и Л-39, учебные Ту-134УБ-Л и Ту-134УШС, транспортные Ан-12А и Ан-24Т
Подготовка к вылету L-39 из 378-го ОШАП. Баграм, осень 1986г.
На маршруте в Кандагар
Основным покупателем L-39 стал СССР, получивший в 1973-1991 годах более 2000 самолетов L-39C. Самолет стал основным реактивным УТС в ВВС и ДОСААФ. На L-39 выступало несколько советских пилотажных групп.
Пара из пилотажной группы "Русь" во время выступления на МАКС-2005. Жуковский, август 2005г.
Летчик-инструктор С.В.Молдавский (слева) проводит разбор полета с курсантом Е.А.Галуненко. Аэродром Добрянка Черниговского ВВАУЛ, 1988г.
Обычный день на аэродроме Баграм
Беларусь
L-39 Вооруженных сил Республики Беларусь
Украина
L-39 из 105-го УАП ЧВВАУЛ с подвешенными учебными ракетами Р-3У. Аэродром Конотоп, лето 1995г.
1 декабря 2018г. на аэродроме Васильков под Киевом состоялась церемония передачи военной техники Вооруженным Силам Украины. В ней приняли участие Президент Украины Петр Порошенко, секретарь СНБО Александр Турчинов, министр обороны Степан Полторак, командующий Воздушными Силами генерал-полковник Сергей Дроздов и др. Среди переданной техники были отремонтированные истребители МиГ-29 и Су-27, учебно-боевые самолеты L-39, вертолеты Ми-8, беспилотники МП-1 Spectator-M. После церемонии присутствовавшие осмотрели представленные госпредприятием «Антонов» транспортные самолеты Ан-77 (прежнее обозначение - Ан-70) и Ан-132Д, а также БПЛА «Горлица».
Учебно-боевые самолеты L-39M1 на аэродроме Васильков. 2016 г.
Буксировка самолета 203-й УАБ. Чугуев, июнь 2005г.
L-39 из состава 201-й авиабазы ХИЛа. Район Чернигова, лето 2000г.
L-39 пилотирует мастер спорта на реактивных самолетах военный летчик-инструктор 1 класса подполковник А.Зализко
Авиационный музей в Луганске
L-39 в сборочном цехе Одесского авиазавода
Узбекистан
Узбекские L-39 на аэродроме Джизак
Отремонтированный на Чугуевском АРЗ L-39 ВВС Узбекистана. Октябрь 2004г.
Таджикистан
Российские военные передают L-39 представителям МО Таджикистана. 25 июля 2007 г.
Литва
«Самый торжественный момент в истории новых ВВС Литвы» - закрашивание красных пятиконечных звезд и нанесение национальных ОЗ на купленных в Киргизии самолетах L-39C. Каунас. Февраль 1993 г.
Грузия
Бывший советский аэродром "Марнеули" стал основным местом базирования грузинских ВВС. В частности там размещались учебно-боевые самолеты Л-29 "Дельфин" и Л-39 "Альбатрос", которые видны на снимках, сделанных в 2007 году
Абхазия
Учебно-боевой самолет Л-39 "Альбатрос" - одна из четырех машин, имеющихся у Абхазии
Ичкерия
"Неуставные" опознавательные знаки на Ми-8: зеленый волк и флаг Ичкерии (зеленое полотнище, внизу которого две белые полосы, а между ними - красная)
Германия
Developed during the mid 1970s, the L-39ZO had simple ground attack capabilities with provisions for a belly-mounted 23mm GSh-23 cannon and four underwing pylons. This variant was exported to four countries. 222 being one of 52 L-39ZOs delivered to East Germany.
Серийный самолет L-39ZO из состава ВВС ГДР
Болгария
Болгарский L-39ZA (сер. N 035137). Учения Cooperativ Key 2005, авиабаза Граф Игнатьев, 1 сентября 2005г.
Венгрия
L-39ZO ВВС Венгрии
Румыния
Взлетает румынский L-39ZA (сер. N 533218). Аэродром Ианка, 14 сентября 2004г.
Словакия
Словацкая пилотажная группа "Белые альбатросы"
Модернизированный L-39CM
Швейцария
Афганистан
Перед экзаменационным полетом в 393-м УАП ВВС в Афганистане
Во время выпускных полетов в Училище ВВС и ПВО ДРА. В задней кабине L-39 занял место советник командира 393-го УАП м-р В.А.Пехотин. Мазари-Шариф, 15.08.1979г.
Ливия
Строй ливийских L-39ZO
Пара истребителей Mirage F.1 и учебно-боевые L-39 авиации Правительства национального согласия Ливии
«Альбатрос» и его команда. Авиабаза ВВС ПНС Мисурата
Ирак
Of the jet trainers discussed in the accompanying article, the most successful, in terms of production, is the Aero L 39 Albatross, sales of which are approaching the 1,000 mark thanks to its selection as the standard trainer in the Soviet Union and its associated Warsaw Pact nations (except Poland). Illustrated is an export model for Iraq.
Сирия
Сирийский L-39 атакует НАРами
L-39ZA готов к вылету с двумя 100-кг бомбами
«Альбатрос», ставший трофеем повстанцев из группировки «Джейш аль-Ислам»
Вьетнам
Вьетнамские "Альбатросы" на авиабазе Нха Транг
Таиланд
Тайландский L-39ZA/ART с подвешенной мишенью "Дарт". Авиабаза Утапао, лето 1994г.
Эфиопия
Довольно значительный парк учебно-тренировочных L-39 позволял эфиопам готовить пилотов на месте.
США
"Альбатрос", проходивший испытания в США
Экспериментальные
Буксировщик мишеней L-39V и мишень KT-04
Зона размещения воздушной турбины на L-39V и установленная в его задней кабине лебедка
Опытный L-39C для отработки фотоконтейнера
Советская летающая лаборатория для отработки концевых аэродинамических поверхностей
Модернизированная "Элка" с "шариком" обзорно-прицельной системы ГОЭС
Making its western debut at Farnborough, the Aero L 39MS was regrettably unable to fulfil its planned eight-minute flying routine through the inability of the Czechoslovak export organisation, Omnipol, to provide the necessary hard currency for the insurance.
Undoubtedly one of the sleekest aircraft at NBAA was Aero Vodochody L-39CT NX39TR being marketed by Sundance Aviation Inc. It is one of two L-39CTs bought new from the Aero Vodochody 1996 production line and equipped with a complete Collins Proline avionics suite, extended range tip tanks, increased nose baggage area and a Progress AI-25 turbofan having a time before overhaul of 1,000 hours.
Украино-израильский L-39U. Аэрокосмическая выставка "Авiасвiт-XXI". Киев, сентябрь 2002г.
Подфюзеляжная пулеметная установка L-39U
14 сентября 2015г. на аэродроме компании Aero Vodochody Aerospace в Одолена-Вода под Прагой состоялся первый полет модернизированного учебно-боевого самолета L-39NG (сер. N° 332626).
L-139
Единственный экземпляр самолета L-139
This view of the prototype L-139 clearly shows two of the underwing pylons (it has provision for four 'wet' pylons), the ventral gun and deployed underwing airbrakes.
Детали
Двухщелевой закрылок. На фюзеляже видны окна воздушного канала воздухо-воздушного радиатора СКВ
Правая половина горизонтального оперения
Тормозные щитки
Вертикальное оперение
Пилоны самолета L-39ZO с 350-литровым ПТБ
Левый крыльевой топливный бак
Пушка ГШ-2-23 с открытым обтекателем
Двигатель АИ-25ТЛ
Сопло двигателя
Отсек радиоэлектронного и самолетного оборудования
Манометр воздушной системы (левый борт носовой части)
Аварийный электрогенератор ЛУН 2117.02
Правая основная опора шасси
Носовая опора шасси
Левая ниша шасси
Ступеньки кабины летчиков в открытом положении
Пилон самолета L-39C с блоком НАР УБ-16
Обслуживание самолетов в ТЭЧ 203-й авиабазы. Чугуев, начало 1999г.
Aero L-39 pilot ejection ground training simulator.