Туполев Ту-22
Варианты:
Туполев - Ту-22 - 1958 - Россия
Страна: Россия
Год: 1958


Описание
Фотографии
Ту-22

   Разработка среднего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22 началась в 1955 году, проект получил шифр "Ту-105". Ту-16 уже не мог преодолевать ПВО, средства которой развивались в те годы стремительно. Ту-22 предназначался для прорыва сильной ПВО на больших скоростях и высотах. При создании самолета был учтен опыт проектирования более ранних Ту-98 и Ту-102.
   Самолет имеет очень необычную компоновку с фюзеляжем, выполненным с учетом правила площадей, стреловидными крылом и оперением. Двигатели разместили над фюзеляжем справа и слева от киля, благодаря чему стали ненужными длинные воздухозаборники. Основные опоры шасси убирались в гондолы на крыле. Три члена экипажа размещались в отдельных кабинах друг за другом. Катапультирование осуществлялось вниз.
   Первый полет Ту-22 выполнил 21 июня 1958 года, впервые самолет показали публично в 1961 году. Первые серийные бомбардировщики Ту-22А развивали скорость М=1,5, но не обладали необходимыми дальностью и продолжительностью полета. Гораздо более удачным стал ракетоносец Ту-22К, в носовой части которого установили мощную РЛС и штангу системы дозаправки в воздухе. Ракета Х-22 подвешивалась в бомбоотсек в полуутопленном положении. На Ту-22К был обновлен состав бортового комплекса обороны, часть которого разместили в гондолах основных опор шасси. Ту-22К, переоснащенные ТРДФ РД-7М2, получили обозначение Ту-22КД.
   Разведчик Ту-22Р внешне отличался радиопрозрачными панелями и окнами для фотокамер в носовой части фюзеляжа. Оснащенные РЛС бокового обзора "Куб-4" разведчики обозначались Ту-22РДК.
   Учебно-тренировочные Ту-22УБ получили кабину инструктора, которая возвышалась за кабиной штатного летчика.
   Постановщики помех обозначались Ту-22П.
   Серийное производство Ту-22 прекратили в 1969 году после выпуска более 300 самолетов. Изначально самолет из-за сверхвысокой аварийности популярностью в Дальней авиации и авиации ВМФ не пользовался, но к концу 1970-х годов машину доработали, и был накоплен опыт эксплуатации Ту-22. Самолеты эксплуатировались до середины 1990-х годов.
   Бомбардировщики Ту-22 поставлялись Ливии и Ираку. Ливия использовала свои Ту-22 в Танзании и при атаке аэропорта Нджамена в Чаде в феврале 1986 года в ответ на рейд французов на Уади-Дум.
   Ту-22 ВВС Ирака очень интенсивно использовались во время войны с Ираном.
Ту-22Б
Ту-22Б ВВС Ирака. Конец 80-х гг.
When the Federation of Arab Republics was disbanded in 1977, new national insignia were adopted by the LAAF, comprising a plain dark green flag and roundels, as seen here. This Tu-22 is shown with a FAB-1500M-54 bomb, as carried by LAAF Blinders on strikes against N’Djamena and Abeche on September 7, 1987.
One of the first V-VS-manned units to be assigned to the LARAF was a squadron of Blinder-A bombers, which, together with several Blinder-D conversion trainers, share the Obka Ben Nafi Air Base. The Blinders saw operational use in Chad last year, flying a number of sorties against the capital, N'djamena, and other targets.
Самолеты семейства Ту-22 оснащались вначале двумя турбореактивными двигателями ВД-7М, а затем - более мощными РД-7М и РД-7М2. Размещение двигателей осложняло их техобслуживание.
Ливийский Ту-22
A McDonnell Douglas F-4 Phantom of US Navy unit VF-51 intercepts one of the Libyan Arab Air Force’s Tu-22 Blinders over the Mediterranean during the latter’s delivery flight in April 1977. Note the red, white and black Egyptian-style roundel and fin flash used by LAAF aircraft during 1969-77.
Кормовая пушечная установка на первой машине отсутствовала
Опытный самолет "105" на испытательной базе
"Изделие 105" - первый прототип Ту-22. 1958г.
Опытный бомбардировщик "105" - прототип сверхзвукового Ту-22. Заводские испытания 1958г.
Редкие кадры кинохроники - первый опытный самолет на взлете
Ту-22 взлетает с помощью твердотопливных ускорителей. Командир экипажа полковник В.С.Вахнов. 21 ноября 1968г., Дягилево
Высокая посадочная и взлетная скорость Ту-22 стали причиной не одной аварии, а катапультные кресла могли быть задействованы лишь на высотах более 230 м.
Tupolev Tu-22 Blinder-A
Несмотря на довольно высокие скоростные характеристики, Ту-22 был явно не лучшим творением ОКБ А.Н.Туполева.
Ту-22 в полете
Полет строем
Строевой смотр гвардейцев-нежинцев во время инспекции полка командующим ДА СССР маршалом авиации Ф.А.Агальцовым (в центре). Крайний справа - командир корпуса ген.-л-т В.В.Решетников (в будущем командующий ДА). 1968г.
Ту-22 ВВС Ирака на ремонтном заводе в Рязани. Конфигурация линии сопряжения обтекателя РЛС с фюзеляжем характерна для ранних Ту-22Р
Ливийский бомбардировщик Ту-22.
Пара ливийских Ту-22 в сопровождении F-4N Phantom из эскадрильи VF-111 ВМС США, вероятно в 1977 году. Эскадрилья "Sundowners" была приписана к Тихоокеанскому флоту США и редко появлялась в Средиземноморье. Ливийские Ту-22 широко использовались в 1980-х годах в военных конфликтах в Уганде, Чаде и Судане. В Чаде Ливия потеряла военного имущества на 1,5 млрд долларов, включая пару сбитых Ту-22.
В ответ на удар по Уди Дум ливийские Ту-22 по крайней мере дважды бомбили Нджамену. Первый раз 24 февраля 1986 года, а затем - 7 сентября, тогда же ЗРК Hawk был сбит один бомбардировщик.
Ту-22 ВВС Ливии над Средиземным морем. На самолете - опознавательные знаки старого образца
Tupolev Tu-22 "Blinder"in the colours of the Libyan A.F., photographed by a U.S. Navy F-4N Phantom ol VF-51 which intercepted the Russian-built recce-bomber during its delivery flight to Libya. The Libyans are believed to have twelve "Blinders", some of which may be Russian-crewed
The Tu-22 was known as "the flying tank" in Libyan service, not only because of its sheer size and brute power, but also because of its lack of finesse as a flying machine; it was exceptionally hard to master and fly with precision. INSET The squadron badge of the LAAF’s No 1111 Sqn, featuring the unit’s winged-tiger motif.
Первый серийный Ту-22А, выпущенный в Казани
Ту-22А N 505 в Музее ВВС в Монино
Ту-22А на параде в Тушино в июле 1961г.
Бомбардировщик Ту-22Б эксплуатировался только в 203-м полку
Кормовая установка ДК-20 бомбардировщика Ту-22, оснащенная автоматической пушкой Р-23, над которой размещена комбинированная система управления огнем.
Ту-22 и Ту-95 - очередь на гильотину
Убираемая подфюзеляжная пята
Основная опора шасси
Передняя опора шасси
Ниша передней опоры шасси
Воздухозаборники двигателей
Мотогондола двигателя РД-7М-2
Верхняя поверхность фюзеляжа
Вентилятор турбогенератора аварийной гидросистемы в выпущенном положении
Астросекстанты БЦ-63 на гаргроте фюзеляжа
Окно прицела ОПБ-15А
Пульт воздушного оператора, тубус экранов радиолокационного и теле-прицелов кормовой стрелковой установки
"Изделие 105": после первого взлета прошло 30 лет. Аэродром Бада, 1988г.
У финишной черты... База ликвидации украинских Ту-22. Нежин, 1994г.
LEFT Locals inspect the wreckage of the Blinder shot down by 403 RA during the LAAF bombing sortie on N’Djamena in September 1987.
RIGHT One of the three FAB-1500 bombs carried by the Tu-22; it was not armed when the bomber was hit, so the French recovered it from the wreckage and put it on display at their HQ.
Отработка действий на тренажёре КТС-22.
Модель одного из первых вариантов проекта "105" с двигателями ВД-5
Модель "изделия 105"
Модель самолета "105"
Самолет "105" - прототип бомбардировщика Ту-22
Модель самолета "105А" с двигателями ВД-7М
Компоновка самолета "105"
Компоновка самолета "105А" (документ из архива музея ОАО "Туполев")
Носовая часть фюзеляжа самолета "105"
Гондолы двигателей самолета "105А"
Схема перехода от самолета Ту-105А к самолету Ту-106Б
Самолет "105" - прототип бомбардировщика Ту-22 и вариант "106" на его основе (показан пунктиром)
Сравнение Ту-22 (снизу) и Ту-106К при виде спереди
Крыло Ту-22 и тонкое крыло Ту-106К (пунктир)
Первые сверхзвуковые бомбардировщики
Общий вид раннего варианта самолета "105" с двигателями ВД-7М
Общий вид самолета "105А" (документ из архива музея ОАО "Туполев")