SAAB Draken / J-35
Варианты:
SAAB - Draken / J-35 - 1955 - Швеция
Страна: Швеция
Год: 1955


Одноместный истребитель-перехватчик
Описание
Фотографии:

Рисунки, схемы, чертежи (19)
Saab 35 Draken
  
   В 1949 году шведские ВВС приступили к реализации амбициозного проекта - были выработаны требования на новый истребитель, который должен был заменить J 29 и иметь лучшие летно-технические характеристики (на 50%) по сравнению с современными зарубежными истребителями. После интенсивных исследований и летных испытаний масштабной модели Saab 210 (1:7) специалисты "Saab" приступили к постройке трех полноразмерных прототипов нового самолета, которому присвоили обозначение Saab 35 Draken и который имел отличительное треугольное крыло с изломом передней кромки.
   В остальном конструкция самолета была традиционной для того времени, хотя отличительными чертами стали необратимое бустерное управление поверхностей управления, комбинация мягких и встроенных топливных баков, убирающееся трехопорное шасси с носовой опорой, которое дополняли два убирающихся хвостовых колеса.
   Отличительной особенностью машины также стало наличие катапультного кресла национальной разработки, которое имело отклоненную назад спинку и обеспечивало летчику возможность относительно комфортного перенесения больших перегрузок. Первый прототип был облетан 25 октября 1955 года. Все прототипы оснащались импортными двигателями Avon, но первые серийные J 35A получили уже более эффективные лицензионные двигатели Svenska Flygmotor (затем Volvo Flygmotor) RM6B с форсажной камерой.
   Истребитель-перехватчик J 35A первым в марте 1960 года получило на вооружение 13-е авиакрыло в Норкопинге. Следующий вариант истребителя-перехватчика, J 35B, отличался от предшественника удлиненной хвостовой частью фюзеляжа и двумя убирающимися хвостовыми колесами (улучшали посадочные характеристики машины при посадке с применением тормозного парашюта). Большинство J 35A позже модернизировали под данный стандарт.
   Следующим вариантом стал J 35D, отличавшийся более мощным двигателем RM6C и более совершенным БРЭО и РЛС. Последним вариантом истребителя-перехватчика для шведских ВВС стал J 35F, разработанный на базе J 35D.
   На нем стояли более совершенные РЛС и система управления вооружением при атаке на встречных курсах, одна 30-мм пушка была демонтирована, но зато обеспечивалась возможность применения УР "воздух-воздух" Hughes Falcon, выпускавшихся в Швеции по лицензии, а на J 35F-II устанавливался тепловизор Hughes.
   На J 35F, кроме того, применили новый, более выпуклый фонарь кабины, установили усовершенствованный автопилот и систему обмена данными с наземным КП. Запас топлива был увеличен, в результате чего возросла и дальность полета. В двигателе была применена новая форсажная камера.
   Для шведских ВВС также выпускался еще один вариант - разведчик S 35E, созданный на базе J 35D; на нем РЛС заменили на пять АФА и герметизировали носовой отсек.
   В вариант J 35J были переоборудованы 64 или 66 самолетов J 35F, они находились на вооружении до 1998 года. Вариант J 35J имел расширенный состав вооружения, для чего под воздухозаборниками двигателей установили два дополнительных пилона. Самолет также имел более современные РЛС, тепловизор, систему госопознавания и другую авионику.
   Двухместный учебнотренировочный Sk 35C был облетан 30 декабря 1959 года, а в середине 1960-х годов компания "Saab" приступила к работам по созданию экспортных вариантов Draken. Первым для швейцарских ВВС был продемонстрирован J 35H, но более успешным стал J 35F, отличавшийся усиленной конструкцией и увеличенным запасом топлива, он мог брать боевую нагрузку массой до 4500 кг.
  
   Самолет получил обозначение Saab 35X и вызвал интерес у командования ВВС Дании, которые заказали 46 самолетов (1968-1969 годы). Среди заказанных машин были: базовый истребитель-бомбардировщик A 35XD (датское обозначение F-35; 20 самолетов), в целом схожий с ним разведчик/истребитель RF-35 (отличался наличием АФА в носовой части по типу S 35E Draken, но сохранил пушку в крыле; 20), а также учебно-тренировочный вариант TF-35 (Sk 35XD), схожий с Sk 35C, но сохранивший одну пушку в крыле. Датские Draken прошли модернизацию в середине 1980-х годов и находились на вооружении до 1993 года.
   Другим экспортным заказчиком самолета стала Финляндия, заказавшая в 1970 году 12 Saab 35X - они собирались из машинокомплектов на заводе "Valmet Oy". Вначале из боевого состава шведских ВВС в аренду были переданы шесть J 35B (с них демонтировали РЛС и обозначили J 35S; на них проходила подготовка летчиков), а в 1975 году они были выкуплены и получили обозначение J 35BS. Финны также приобрели 24 J 35F и Sk 35C непосредственно у Швеции, первые пять из них получили новое обозначение J 35FS, а учебно-тренировочные машины стали именоваться J 35CS.
   Последним зарубежным покупателем Draken стала Австрия, чьи ВВС в 1985 году приобрели непосредственно в Швеции партию из 24 J 35D. Причем снятые с вооружения шведских ВВС машины были выбраны в приоритетном порядке, хотя австрийцам "British Aerospace" предлагала самолеты Lightning, снятые с вооружения саудовских ВВС.
   Самолеты имели каплевидные выпуклые фонари кабин по типу J 35F, но, вероятно, сохранили авионику и РЛС варианта J 35D. Им присвоили новое обозначение J 35O, первые машины были переданы новому заказчику в июне 1987 года и после некоторого времени, проведенного в Швеции (осуществлялась подготовка летчиков), самолеты в 1988-1989 годах перегнали в Австрию. Австрийские ВВС стали и последним военным эксплуатантом Draken - они сняли их с вооружения только в 2005 году.
   По состоянию на 2012 год, единственным эксплуатантом самолетов данного типа была Школа летчиков-испытателей США, в распоряжении которой находятся шесть самолетов, переданных Данией, - два F-35 и четыре TF-35, которые используются в процессе различных испытаний.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Saab J 35J Draken

   Тип: одноместный истребитель-перехватчик
   Силовая установка: один ТРДФ Volvo Flygmotor RM6C (лицензионный Rolls-Royce Avon Series 300, оборудованный форсажной камерой шведской разработки и производства) нефорсированной тягой 56,89 кН и тягой на форсированном режиме 78,51 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость в горизонтальном полете без внешних подвесок на высоте 10 975 м - более 2126 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря на форсажном режиме 10 500 м/мин.; практический потолок 19 995 м; боевой радиус при полете по профилю "большая - малая - большая высота" без дополнительного топлива - 564 км
   Масса: пустого 8250 кг; максимальная взлетная в роли перехватчика 12 270 кг
   Размеры: размах крыла 9,40 м; длина 15,35 м; высота 3,89 м; площадь крыла 49,20 м2
   Вооружение: одна 30-мм пушка ADEN, плюс до девяти 454-кг бомб и УР "воздух-воздух" Rb 28 (Falcon) или Rb 24 (Sidewinder)
RF 35 Draken. Этот Saab RF 35 (Sk 35XD) Draken несет обозначения 729-й эскадрильи датских ВВС, базировавшейся на аэродроме Каруп в конце 1980-х годов. Дания в 1968 году заказала 20 одноместных F35 и три учебных TF35 (позднее их число увеличилось до 11). К ним добавились 20 одноместных тактических разведчиков RF 35 и три двухместных учебных разведчика RF 35 (на рисунке) для замены RF-84F. В датских ВВС Draken довольно долго продолжали использоваться как разведчики, пока в январе 1994 года эскадрилья не была расформирована по экономическим соображениям, а ее обязанности передали 726-й эскадрилье, вооруженной F-16.
Saab 35F-2 Draken
Saab J 35F-2 Draken
Saab 35
Variant of Project 1250, still with the nose intake but approaching the eventual Draken configuration
Variant of Project 1250, dated April 1951, with nose intake, two underwing Type 321s, two cannon in underwing root pods and a single STAL Gian engine with 40% afterburning.
Draken Family Tree
To evaluate the double-delta wing design, Saab built the 210, a small single-seat test aircraft which paved the way for the J 35 Draken which made its first flight on October 25, 1955. It entered SwAF service in 1960 and remains in use in its latest upgraded J 35J model. Close-coupled canard delta configuration was the hallmark of the JA 37 Viggen which was developed for a range of tasks. A design of the late-1970s that failed to gain an order was the B 3LA attack/trainer intended to be a replacement for the SK 60. The JAS 39 is the latest in Saab’s fighter family and should see service well into the next century.
Saab J 35F Draken fighter armed with Rb 27 and Rb 28 missiles
Saab J 35F Draken armed with RB27 and RB28 Falcon missiles
Project 37-1, a drawing dated November 7, 1960. The similarity with the Draken is immediately obvious, but the additional outline of the J 35D illustrates just how much the 37-1 has been scaled up from the original fighter
Проект 37-1
Project 135-C of June 12, 1956, was marked as Flygplan 36 on Saab's drawing.