Ил-86 и Ил-96
<...>
Дальнейшим развитием отечественных широкофюзеляжных авиалайнеров стал дальнемагистральный Ил-96. Причем первоначально предполагалось, что новый самолет будет дальнейшим развитием Ил-86 и сохранит максимально возможную ДальшеMore>>>
конструктивную общность с ним - именно поэтому первый вариант дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера получил обозначение Ил-86Д ("дальний") и имел одинаковую с Ил-86 конструкцию фюзеляжа, оперения и основных бортовых систем. Отличия заключались только в большей площади крыла, а также в силовой установке - на базе новых двигателей с большой степенью двухконтурности и малыми удельными расходами топлива на крейсерских режимах полета.
Однако в целях максимально возможного повышения топливной эффективности нового авиалайнера было решено разработать новый, существенно усовершенствованный проект дальнего широкофюзеляжного пассажирского самолета - Ил-96. Отличительными особенностями новой машины стали: Т-образное хвостовое оперение, новое крыло с большим удлинением и с новыми суперкритическими профилями, позволившими уменьшить стреловидность до 30° и пр. Но и этот проект стал быстро устаревать - настолько стремительно развивалась мировая авиапромышленность и смежные сектора промышленности и науки.
В итоге разработчик принял решение отказаться при проектировании нового лайнера от применения агрегатов планера и систем с самолета Ил-86 и наработок по проектам Ил-86Д и Ил-96, а выполнить заново проектирование новой машины с применением всех новейших конструкционных материалов, производственных технологий, компьютерной техники и различных оборудования и систем. Основными целями при этом были поставлены повышение аэродинамического совершенства самолета, снижение его массы и обеспечение простоты технического обслуживания в процессе эксплуатации. В частности, при изготовлении закрылков, пола в пассажирском салоне и других элементах конструкции широкое применение получили различные композиционные материалы. Пассажирский салон уже имел двухсалонную, а не трехсалонную компоновку, а пилотская кабина имела приборное оборудование, построенное по принципу "стеклянная кабина". В состав силовой установки включили более мощные турбовентиляторные двигатели ПС-90А с реверсивными устройствами, а крыло обзавелось винглетами.
Новый самолет получил обозначение Ил-96-300, первая опытная машина поднялась в воздух 28 сентября 1988 года. Всего было построено три опытных самолета, сертификация была завершена в декабре 1992 года. Впрочем, экспортных заказов не последовало, и программа стала пробуксовывать. Тогда разработчик предложил усовершенствованный вариант Ил-96-350 - затем Ил-96М, отличавшийся применением зарубежных двигателей, различных бортовых систем и авионики. 6 апреля 1993 года первый полет совершил самолет Ил-96МО - опытный самолет с двигателями Pratt & Whitney PW2337 тягой по 164,58 кН и "стеклянной кабиной", рассчитанной на двух пилотов.
По имеющимся данным, было заказано 17 самолетов семейства Ил-96-300 компаниями "Аэрофлот", "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Атлант-Союз", "Cubana" и "Россия".
Была разработана грузовая модификация самолета Ил-96-300, получившая обозначение Ил-96Т и отличающаяся наличием большой грузовой двери по левому борту, сразу перед крылом. Первый такой "грузовик" совершил полет 16 мая 1997 года. Следующей модификацией стал Ил-96-400 - с новыми двигателями ПС-90А1, в вариантах пассажирского и грузового. Впрочем, программа постепенно потеряла свою актуальность ввиду начала закупок российскими компаниями все большего количества зарубежных авиалайнеров подобной размерности. Напротив, работы над грузовой модификацией Ил-96-400Т продолжаются более или мене успешно. Так, в апреле 2009 года российская авиакомпания "Полет" стала первым обладателем нового российского грузового широкофюзеляжного самолета Ил-96-400Т (бортовой номер 96101), оснащенного четырьмя пермскими двигателями ПС-90А1. Причем общий заказ компании составил три таких самолета.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Ил-96-300
Тип: дальнемагистральный пассажирский самолет с экипажем 3/5 человек
Силовая установка: четыре ТРДД ПС-90А тягой по 156,90 кН
Летные характеристики: крейсерская скорость на высоте 10100-12100 м- от 850 до 900 км/ч; дальность с максимальной полезной нагрузкой 7500 км
Масса: пустого 117 000 кг; максимальная взлетная 216 000 кг
Размеры: размах крыла по винглетам 60,11 м; длина 55,35 м; высота 17,55 м; площадь крыла 391,60 м2 Полезная нагрузка: до 300 пассажиров в контексте максимальной полезной нагрузки 40 000 кг
Ил-96-300. Изображен первый прототип Ил-96-300, СССР-96000, выполнивший первый полет 30 сентября 1988 года. В 1993 году самолет модернизировали в Ил-96М, получивший регистрацию RA-96000.
Пассажирский самолет Ил-96-300, выбранный для переделки в вариант Ил-96МО
Основная причина, по которой ведущие западные фирмы, специализировавшиеся в области авиационного двигателестроения и приборостроения, заинтересовались советским дальнемагистральным лайнером Ил-96-300, заключалась в его великолепной аэродинамике и очень высокой весовой отдаче этой машины для конца 80-х годов.
В конструкции Ил-96-300 постарались исправить большинство недостатков Ил-86. Ил-96 отличался более коротким фюзеляжем, новым крылом с «суперкритическими» профилями и винглетами, доработанным фюзеляжем и более эффективными двигателями ПС-90А.
В 2013 году компания «Аэрофлот - Российские авиалинии» располагала шестью Ил-96-300 в двухклассной компоновке - 12 мест в бизнес-классе и 270 мест в эконом-классе. RA-96010 поставлен в 1994 году и назван в честь бывшего летчика компании Николая Карпеева.
Ил-96 является технически очень совершенным самолетом, однако по топливной эффективности уступает западным аналогам.
Аэродром Елизово (Петропавловск-Камчатский), 10-14 апреля 2004г. Ил-96.
Ил-96 президентской авиакомпании "Россия". Первый полет Ил-96 выполнил в 1988 году, но за 25 лет построили менее 20 самолетов, не исключается достройка еще 10 машин, находящихся на разных стадиях изготовления.
Имя Г.В. Новожилова присвоено самолету Ил-96
Ил-96-300-ПУ («Пункт управления») в цветах компании «Россия» - самолет, используемый для перелетов президента России. Он отличается повышенным комфортом салона и усовершенствованными системами связи.
Тягач куда-то тянет Ил-96 борт "016"
Взлетает Ил-96 борт "014"
Il-96-300PU RA-96012 was built in 1995 and remains the oldest aircraft used for Presidential transportation. It is likely to be retired after two new Il-96-300PUS command post aircraft enter service during the final weeks of this year.
Ил-96 "014" доворачивает на глиссаду
Britain's government blamed Russia for the terrorist attack in the UK on former Russian spy Sergei Skripal and his daughter Yulia on March 4, 2018. As a consequence, the UK ordered 23 Russian diplomats and their families to leave the UK within a week. Captured arriving at London Stansted at approximately 12:00hrs on March 20, 2018, following its direct flight from Moscow, was IL-96-300PU RA-96023 of Rossiya's Special Flight Detachment, which arrived to collect the Russian personnel. The aircraft departed at approximately 16:00hrs the same day.
Новый самолет Ил-96-300 совершил первый испытательный полет
... а это Президентский борт "016"
В парке авиакомпании «Атлант-Союз», действовавшей в 1993-2010 годах, находился данный Ил-96-300 (RA-96002), а также пара грузовых Ил-96-400Т. Последние были в 2009 году переданы компании «Полет».
Ил-96 в самом конце взлетной полосы готовится к первому полету.
Ил-96МО на авиасалоне в Ле-Бурже
В сотрудничестве с западными компаниями был разработан удлиненный вариант Ил-96М, получивший зарубежные двигатели, авионику и различные системы. Его стоимость заявлялась в 75 млн долларов.
Prototype of increased-capacity Ilyushin Il-96M four-turbofan wide-bodied transport (1999)
Первый взлет самолета Ил-96МО
К августу 2008 года "Аэрофлот" получил два грузовых Ил-96Т, каждый из которых может доставлять груз массой 92 000 кг на расстояние не менее 5200 км.
Ил-96Т рассчитан на перевозку грузовых контейнеров и грузов на стандартных поддонах. Погрузка и выгрузка осуществляется через люк размером 4,85 х 2,87 м, расположенный в левом борту фюзеляжа перед крылом.
First production Ilyushin Il-96T (RA-96101) in ARIA colours (1998)
Ил-96-400Т авиакомпании "Атлант-Союз"
Ilyushin Il-96-400T freighter RA-96102, the first of the type to be completed, made its maiden flight at the VASO production plant at Voronezh on August 14, 2007. It was then handed-over at Zhukovsky during MAKS 2007 to Atlant-Soyuz Airlines, which has five on order through Ilyushin Finance. The aircraft will now undergo joint tests leading to expected certification in September and entry into service. Atlant-Soyuz will take delivery of a second Il-96T-400 by the end of 2007 and the remaining three during 2009. RA-96102 is seen here displaying at Zhukovsky in company with Il-76MD-90 RA-78854, the first of the type to be re-engined for the Russian Air Force with PS-90A-76 turbofans.
Авиалайнер RA-96101, получивший название «Вячеслав Саликов», является одним из четырех грузовых Ил-96-400Т компании «Полет» и ранее принадлежал компании «Атлант-Союз». Ил-96-400Т может брать на борт до 92 т груза.
Ilyushin Il-96-400T RA-96101 is one of the aircraft that was originally planned to be converted into a tanker.
Cubana Ilyushin Il-96-300 CU-T1250 (c/n 74393302015) at Madrid on March 2, 2018 operating one of the twice-weekly services to the Spanish capital from Havana. This aircraft, which had been in long-term storage and not visited Europe for around five years, was reactivated last year and is one of four Il-96-300s operated by Cubana.
Ilyushin Il-96 cargo door (1998)
Ил-96-300 в процессе доработки его в вариант 96МО. На переднем плане видны двигатели Пратт Уитни PW-2337
Ил-96-400М передан в цех окончательной сборки
28 сентября 1988г.: первый полет Ил-96-300, разработанного на основе Ил-86; отличается крылом большего размаха с винглетами и более коротким фюзеляжем.
The Ilyushin Il-96-300 is currently scheduled to be delivered to Aeroflot from 1991, the first of five prototypes having entered flight test on 28 September 1989. Developed versions, the stretched Il-96-350 and -400, will have the fully rated PS-90A turbofans of 35,280 lb st (16 000 kgp) as compared with the 29,762 lb st (13 500 kgp) engines currently installed.
Ilyushin Il-96-300 four-turbofan wide-bodied passenger transport of Aeroflot Russian International Airlines (1995)
30 марта 2014г. Ил-96-300 (борт RA-96008) авиакомпании «Аэрофлот» выполнил последний регулярный рейс по маршруту Москва-Ташкент-Москва. Посадкой в столичном аэропорту Шереметьево завершилась 20-летняя история эксплуатации в российских коммерческих авиакомпаниях самолетов типа Ил-96. С выводом их из эксплуатации в коммерческих авиакомпаниях РФ не осталось ни одного широкофюзеляжного пассажирского самолета российского производства и ни одного пассажирского самолета марки «Ил».
Ил-96МО выкатывают из сборочного цеха
Посетители выставки "Дубай-93" осматривают Ан-225 и Ил-96М.
Ил-96МО после возвращения из Ле-Бурже на авиационной выставке в Жуковском
Ил-96М все еще не возит пассажиров
Любительские кадры сотрудников предприятия, запечатлевших разбег и взлет Ил-96МО
Только что совершил посадку Ил-96М
Грузовой самолет Ил-96-400Т российской авиакомпании "Полет" (борт RA-96102)
Первый серийный экземпляр транспортного самолета Ил-96-400Т (борт RA-96101, "Вячеслав Саликов")
Аэродинамическая законцовка на крыле
Президент РФ Б.Н. Ельцин в сопровождении Г.В. Новожилова осматривает двигатель Пратт Уитни PW-2337, который предстоит установить на самолет Ил-96МО
Flight deck of prototype Ilyushin Il-96M (1995)
Flight deck of Ilyushin Il-96-300 four-turbofan wide-bodied airliner (1996)
Центральная панель кабины пилотов
Штурвальная колонка и панель приборов командира корабля
Боковая штурманская панель
Начало второго салона и видеоэкран
Кресло экономического класса (заметен большой шаг установки)
Видеопроекционная установка
Internal arrangements of Ilyushin Il-96-300 with 262 passengers and (not to scale) Il-96M with 318 (1998)
Cargo stowage aboard the Ilyushin Il-96T (1998)
Ilyushin Il-96M powered by four P&W PW2337s, with additional side view (top) of the Il-96-300, powered by four Aviadvigatel PS-90As (1993)