RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Россия

Год : 1938

ДБ-3Т

Торпедоносец на базе дальнего бомбардировщика, цельнометаллический двухмоторный свободнонесущий моноплан, убирающееся шасси. Создан в ЦКБ под руководством С.В. Ильюшина. Опытный бомбардировщик ЦКБ-30, являвшийся развитием конструкции предыдущего ЦКБ-26, совершил свой первый полет в марте 1936 г. Серийное производство ДБ-3 было развернуто с января 1937 г. Самолет выпускался заводами # 18 (Воронеж), # 126 (Комсомольск-на-Амуре), # 39 (Москва, позднее Иркутск), # 23 (Москва). Сборку из привозных узлов осуществлял также завод # 81 (Москва). В общей сложности построено 6785 экз.
ДБ-3 состоял на вооружении советских ВВС с лета 1937 г. С конца того же года проводились работы по оснащению его торпедной подвеской. Опытный образец торпедоносца ДБ-3Т (на базе бомбардировщика ДБ-3А) вышел на испытания в начале 1938 г. Серийный выпуск торпедоносцев был начат в июле того же года на заводе # 39. Впоследствии различные модификации торпедоносцев строились заводами #39 и # 126 (с мая 1940 г.). В годы Великой Отечественной войны в торпедоносцы переделывали также ранее выпущенные бомбардировщики.
Серийно выпускались модификации торпедоносца:
   - ДБ-3Т на базе бомбардировщика ДБ-3Б с моторами М-86, М-87А или М-87Б, вооружение 3x7,62, экипаж 3 чел;
   - Ил-4Т (ДБ-3ФТ) на базе бомбардировщика ДБ-3Ф (с марта 1942 г. - Ил-4) с моторами М-87Б или М-88А/Б, вооружение 3x7,62 (полевые доработки - 4x7,62), позднее 1x12,7+2x7,62, экипаж - 3 чел. (со второй половины 1941 г. - 4 чел.), с осени 1941 г. введены деревянные каркас кабины штурмана и хвостовой кок, с конца 1943 г. увеличена стреловидность крыла по передней кромке и внедрено усиленное шасси.
Бомбовая нагрузка обеих модификаций до 2000 кг или одна торпеда (940 кг) на наружной подвеске.
ДБ-3Т поступили на вооружение советской морской авиации летом 1939 г. сначала на Балтике, затем на Черном море и Тихом океане. В войне с Финляндией зимой 1939/40 г. использовались как дальние дневные бомбардировщики и постановщики мин. В феврале - марте 1940 г. ими были выставлены минные заграждения на подходах к финским портам.
К началу Великой Отечественной войны это был единственный тип торпедоносца, имевшийся на вооружении советской морской авиации. Он применялся в боевых действиях на Балтике, Черном море, а с осени 1941 г. также на Северном флоте. Уже в июне - июле 1941 г. эти самолеты ставили мины в устье Дуная и в Прибалтике. Минные постановки на Балтике продолжили в марте следующего года, причем перейдя на ночные действия. В ночь на 7 марта авиационные мины были сброшены близ Хельсинки.
С мая 1942 г. Ил-4 стали применять торпеды. 3 июня на Балтике потопили немецкий транспорт "Генрих фон Плауэн". Далее в течение всей войны торпеды и мины использовались примерно в равной мере. Ими были поражены немало немецких и финских кораблей.
С весны 1943 г. Ил-4 начал вытесняться торпедоносцем на базе американского бомбардировщика A-20G, однако сохранялся на Балтике и Черном море до лета 1944 г., на Северном флоте - до лета 1943 г., на Тихом океане - до конца войны (включая старые ДБ-3Т на базе ДБ-3Б). Самолеты Тихоокеанского флота приняли участие в боевых действиях против Японии в августе - сентябре 1945 г.
Ил-4 прекратили выпускать в начале 1945 г. С вооружения он был снят в начале 1946 г.

Показать полностью

Описание:

  • ДБ-3Т
  • Варианты
  • Фотографии