Sikorsky CH-34 / S-58 Choсtaw
Варианты:
Sikorsky - CH-34 / S-58 Choсtaw - 1954 - США
Страна: США
Год: 1954
Вертолет

Средний вертолет
Описание
Фотографии
Sikorsky S-58/H-34 Choctaw, Seabat и Seahorse

   Опыт ВМС США, полученный при эксплуатации противолодочного варианта HO4S вертолета S-55, выявил необходимость увеличения дальности полета и массы полезной нагрузки. Фирма "Sikorsky" с учетом пожеланий флота разработала S-58.
   S-58 сохранил носовую часть фюзеляжа с размещенным в ней мотором от S-55, но в остальном фюзеляж был спроектирован заново, установлены четырехлопастные несущий и хвостовые винты, новые редукторы. Лопасти несущего винта и хвостовая балка для удобства размещения на корабле выполнены складными. Силовая установка включала мотор Wright R-1820 мощностью 1525 л. с.
   Прототип XHSS-1 был заказан 30 июня 1952 года, первый полет он выполнил 8 марта 1954 года. 20 сентября того же года в воздух поднялся первый серийный HSS-1 Seabat (позже SH-34G), а в августе 1955 года вертолеты начали поступать в противолодочные эскадрильи ВМС США.
   HSS-1N (SH-34J) предназначался для использования ночью и был оборудован доплеровской навигационной системой, автоматическим стабилизатором на режиме висения. Единственный HSS-1F (SH-34H) выполнил первый полет 30 января 1957 года, он был оснащен двумя ТВаД General Electric Т58.
   В 1960 году пять HSS-1Z (VH-34D) поступили в отдельное звено VIP-перевозок, ответственное за транспортировку президента США и других высокопоставленных официальных лиц. Seabat со снятым противолодочным оборудованием обозначались UH-34G и UH-34J.
   КМП США заказал 15 октября 1954 года вариант HUS-1 Seahorse (UH-34D). Штурмовая модификация, способная брать на борт 12 бойцов, начала поступать в войска в феврале 1957 года.
   Четыре HUS-1L(LH-34D) были доработаны для работы в Арктике; HUS-1A (UH-34E) для КМП США и HUS-1G (HH-34F) для Береговой охраны снабжались надувными баллонетами.
   Армия США заказала большую партию H-34A, H-34B и H-34C Choctaw с мотором R-1820-84 мощностью 1425 л. с. Эти модели могли перевозить до 16 бойцов или восемь раненых на носилках. Первые вертолеты заказчик получил в сентябре 1955 года.
   Во Вьетнаме H-34 применялись масштабнее любого другого поршневого американского вертолета. Choctaw являлись основными транспортно-штурмовыми вертолетами морской пехоты и ВВС Южного Вьетнама и использовались до 1968 года. Морская пехота потеряла во Вьетнаме UH-34 больше, чем UH-1. В США H-34 сняли с вооружения в начале 1970-х годов.
   S-58 экспортировался в 25 стран мира, выпускался по лицензии во Франции и Великобритании. В Великобритании был разработан турбовинтовой вариант Westland Wessex (см. отдельно).
   В небольшом количестве фирма "Sikorsky" строила гражданские пассажирские и грузовые S-58B, S-58C и S-58D. Семнадцать 12-местных S-58C приобрели "Chicago Helicopter Airways" (пять), "New York Airways" (пять) и "Sabena" (семь).
   К моменту прекращения серийного выпуск в январе 1970 года фирма "Sikorsky" построила 1821 S-58 всех модификаций.
   В апреле 1971 года "Sikorsky" получила сертификат FAA на конверсию S-58T с ТВаД PT6A Twin Рас.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Sikorsky UH-34D Choctaw

   Тип: средний вертолет
   Силовая установка: один радиальный Wright R-1820-84 мощностью 1525 л. с. (1137 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 198 км/ч; скороподъемность 335 м/мин; практический потолок 2895 м; дальность 300 км
   Масса: пустого 3583 кг; снаряженного 6350 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 17,07 м; длина фюзеляжа 14,25 м; высота 4,36 м; площадь ометания несущего винта 228,82 м!
   Вооружение: комплект TK-1 в составе двух стреляющих вперед 7,62-мм пулеметов M60 и двух 18-зарядных блоков НАР калибра 70 мм
UH-34 из состава 361-й вертолетной эскадрильи морской пехоты США, Южный Вьетнам, 1963г.
H-34A (CH-34A) Choctaw. С конца 1955 года вертолеты H-34A стали основой легких транспортных вертолетных рот Армии США. Изображенный вертолет (56-4303) позже модернизировали до уровня CH-34B с минимальными изменениями в составе БРЭО. Обратите внимание на дворники остекления кабины и штыревую радиоантенну на киле - этих устройств нет на вертолете HSS-1. Изначально Choctaw эксплуатировались, главным образом, в США и Западной Европе.
HSS-1 (SH-34G) Seabat. Данный вертолет "Hiss-1" (№ 141586), принадлежавший ВМС США, получил броскую окраску. Машина эксплуатировалась учебно-тренировочной эскадрильей HT-8 (Уайтинг-Филд) вплоть до поступления на вооружение специализированных учебных машин Bell TH-57A SeaRanger. В 1962 году обозначение HSS-1 сменили на SH-34G.
Вооруженный вертолет Sikorsky H-34 Pirate из вертолетной группы EH 23 ВВС Франции. 1960г.
USA
Два UH-34D Sea Horse КМП США, принимавшие участие в войне во Вьетнаме, ныне восстановлены до пригодного к полетам состояния.
Вертолет UH-34D из эскадрильи HMM-262 "Flying Tigers", приписанной к 1-й бригаде морской пехоты, взлетает с палубы корабля.
Вертолет UH-34D из 362-й вертолетной эскадрильи КМП США принимает на борт поисковую партию для вылета на обнаружение сбитых пилотов. Авианосец «Вэлли Фордж».Тонкинский залив, 1966-1967 гг.
Первые вертолеты КМП США - HUS-1 Seahorse - были получены от компании "Sikorsky" 15 октября 1954 года и использовались в качестве транспортных и многоцелевых. После 1962 года вертолет получил обозначение UH-34D. На этой модификации уже не было противолодочного оборудования, зато появилась кабина, вмещавшая до 12 пассажиров. Поставки в 363-ю вертолетную эскадрилью (HMRL-363) начались в феврале 1957 года, вертолет широко применялся в качестве транспортного и вертолета поддержки. 362-я эскадрилья средних вертолетов прибыла во Вьетнам первой в КМП США, ее вертолеты HUS-1 принимали участие в операции "Shu Fly" в апреле 1962 года. Частота их использования на ТВД была такова, что КМП потерял до их вывода из эксплуатации в 1968 году больше H-34, чем UH-1. Комплект вооружения TK-1 включал два 7,62-мм пулемета M-60 в носовой части и два блока по 18 70-мм НАР. Четыре вертолета Seahorse модифицировали в HUS-1L (LH-34D) и использовали в Антарктике в составе 6-й опытовой эскадрильи. Семь вертолетов HSS-1Z (позже VH-34D) переданы в специальный летный отряд армейской авиации - авиации КМП США (Вашингтон), обслуживающий президента и других официальных лиц. Сорок других S-58 из КМП США под обозначением HUS-1A (UH-34E) должны были использоваться с "плавучих аэродромов".
Sikorsky UH-34D Choctaw H-12 of Air America on the football field at Luang Prabang in north central Laos, until the communist takeover in 1975 the royal capital and seat of government of the Kingdom of Laos. Initially Sikorsky H-19 Chickasaws were used by Air America in Laos but, after the (non-fatal) loss of an H-19 at Na Nhom in May 1960, the type was withdrawn and replaced by the UH-34, which itself struggled in the hot and humid climate.
One of the few static aircraft at the Flying Tigers Museum - a former US Navy Sikorsky H-34 helicopter. Behind it lurk a Piasecki HUP and an A-26 Invader.
South Vietnam
Вертолет Сикорский CH-34 «Си Хорс» ВВС Южного Вьетнама. Первая половина 1960-х гг.
Вертолет Сикорский CH-34 «Си Хорс» ВВС Южного Вьетнама. Первая половина 1960-х гг.
Вертолет Сикорский CH-34 «Си Хорс» ВВС Южного Вьетнама
Belgium
The last Sikorsky SH-34 in operational military service (in the world?), which was withdrawn from use in July 1986. For this occasion, and for the 25th anniversary of SAR operations at Koksijde, it received some artwork on the tail and nose. On the other side of the fuselage was written "Bye Bye ...”. The helicopter is still at Koksijde.
UN
S-58 с маркировкой ООН взлетает с аэродрома Порт-Харкурт, на переднем плане Ил-28. Перед войной Нигерия собственных ВВС не имела, а в конце войны располагала реактивными истребителями и бомбардировщиками. Сравнительно современная техника позволила федеральным войскам взять верх в противостоянии с Биафрой.
Laos
Dornier Do 28A XW-PCG (c/n 3026) at Thakhek West in November 1965. Note the dragon motif on the fuselage and a UH-34D, probably of the Royal Lao Air Force, in the background.
Civil
During 1956-57 Sabena replaced its S-55s with the faster and larger S-58, OO-SHL (c/n 58-388) arriving in Brussels in early January 1957. It is seen here in June 1958 at the international airport at Melsbroek/Zaventem, six miles (10km) north-east of the heliport, and where the Sabena helicopter fleet was officially based and maintained.
Martin 4-0-4 N40424 taxies past a Chicago Helicopter Airways Sikorsky S-58 at Chicago-Midway in July 1959. A total of 103 4-0-4s was built; 60 for Eastern Air Lines, 41 for TWA and two for the US Coast Guard as VIP transports, designated RM-1Zs.
USA
Два небольших обтекателя на нижней поверхности фюзеляжа позволяют идентифицировать вертолет как HSS-1N. Он оснащен системой автостабилизации, упрощающей противолодочные операции в ночное время.
Newest U.S. Navy helicopter is the Sikorsky HSS-1N all-weather version of the Model 58.
Sikorsky HSS-1 Seabat 139024 in use for AMCM tests in the early 1960s - the type was never adopted for this role by operational squadrons as it lacked sufficient power for minesweeping operations.
ВМС США разместили свой заказ на HSS-1 еще до того, как прототип вертолета поднялся в воздух в марте 1954 года. 3-я эскадрилья ПЛО получила первый Seabat в августе 1955 года. За ним последовал ночной всепогодный HSS-1N (фото). После замены на SH-3A, вертолеты HSS-1 (с 1962 года - SH-34G) использовались как вертолеты общего назначения UH-34G, тогда как HSS-1N получили обозначение UH-34J.
Water pickup of a Firebee II. Note the inflated flotation bag at the rear of the drone
A US Marine Corps Sikorsky HUS-1 Seahorse assists a Cessna OE-2. The OE-2 was similar to the US Army's OE-1 Bird Dog but used Cessna 180 wings.
A US Marine Corps Sikorsky HR2S-1 lifts a Sikorsky HUS during a demonstration of its muscle power by 26 US Marine Corps Air Group at New River in North Carolina in March 1958.
Sikorsky CH-34A Choctaw (1,525 hp Wright R-1820-84 engine)
Армия США. Первым армейским подразделением, получившим H-34A Chostaw в сентябре 1955 года, стала 506-я вертолетная рота в Форт-Беннинг. К 1958 году их передислоцировали в Германию. В 1960-1961 годах появилась улучшенная модификация H-34B/C, в 1962 году все вертолеты получили дополнительное обозначение "С". Несколько экземпляров было модифицировано в штабные вертолеты VH-34A (фото).
Вертолеты H-34A Choctaw в Гренландии во время экспедиции, предпринятой Армией США в 1960 году для разведки сухопутных путей между "ледяной шапкой" Гренландии и свободным ото льда северо-восточным побережьем острова.
Береговая охрана США. Шесть S-58 передали в Береговую охрану США для проведения поисково-спасательных операций. Они представляли собой модификации HUS-1 Seahorse КМП США и имели обозначение HUS-1G (после 1962 года - HH-34F). Три вертолета разбились в 1960-1962 годах, причем пилоты HUS-1G постоянно жаловались на неожиданную потерю мощности.
ВВС США. Несколько вертолетов, ранее принадлежавших ВМС и КМП США, были переданы в Резерв ВВС США, получив обозначения HH-34D (бывшие HUS-1, поставлено 10 вертолетов) и HH-34J (бывшие HSS-1N, на снимке), и новые серийные номера.
A UH-34 from Marine Squadron HMM-362 drops off a patrol in a cloud of dust.
Вертолет HUS-1A - амфибийный вариант с надувными баллонетами. В данный вариант доработали 40 вертолетов HUS-1, которые с 1962 года стали обозначаться UH-34E. К борту фюзеляжа прикреплен дополнительный топливный бак.
3 июня 1960г. Начались полеты вооруженного управляемыми ракетами Martin Bullpup вертолета USMC UH-34.
O-1 сопровождает легкие транспортные вертолеты H-34.
Вертолеты H-34 из состава американского Корпуса Морской Пехоты.
Sikorsky UH-34D “H-F” of Air America lands at Sam Thong in January 1966. Most UH-34s used by Air America in Laos were serialled with the letter H followed by a number and it is probable that by the time the author arrived in country in 1965 “H-F” was a unique survivor of a previous identity system used by Air America in Laos.
Предполетный инструктаж в вертолетном подразделении КМП США (предположительно эскадрилья HMM-362), на переднем плане бортстрелки в бронежилетах. Хорошо видно, что на большинстве CH-34/HUS-1 белые бортовые коды закрашены менее контрастной зеленой краской. Южный Вьетнам 1963-1964 гг.
Высадка американских морских пехотинцев с вертолета UH-34.
Высадка американских морпехов с вертолетов HUS-1 КМП США. Южный Вьетнам, 1965-1964 гг.
Разгрузка UH-34 "Эйр Америки" на одной из лесных площадок где-то в Лаосе. На вертолете сохранилась зеленая армейская окраска.
В плане быстрой посадки и аварийного покидания кабины вертолеты типа CH-34/HUS-1 были отнюдь не подарком. 1963-1964 гг.
Самодельная бортовая турель с пулеметом M60 на вертолете CH-34/HUS-1 КМП США, 1963-1964 гг.
Дананг стал передовой базой «Старфайтеров». На переднем плане: F-104C и легкий самолет «Бичкрафт 18». В глубине - транспортный вертолет H-34 и ударный самолет A-3
Аэродром американской станции Мак-Мердо. Слева направо: B-26 "Инвейдер", UH-34, R4D (флотское обозначение C-47), P2V "Нептун", "Бивер", R4D-8 (он же LC-117, он же "Super DC-3"). На переднем плане - дом Роберта Скотта (находится внутри строения). 25 октября 1958 года.
France
Французское изобретение - боевой вертолет H-34 "Пират"
После алжирского кризиса Франция стала одним из основных покупателей S-58. Армейская авиация Франции (ALAT) заказала "Sikorsky" 90 вертолетов H-34A, а компания "Sud Aviation" построила по лицензии еще 166 машин для армейской авиации и ВМС Франции и пять машин для Бельгии. Большинство французских вертолетов оставалось в эксплуатации и в 1980-х годах.
Вертолетчики в Алжире много работали, высаживая десанты и эвакуируя раненых
The six Sikorsky UH-34Ds of the Commission Internationale de Controle (two of which are seen here), flown predominantly by French pilots, were tasked with supervising the neutrality of Laos, and were all maintained by Air America at the latter’s repair depot at Udorn in Thailand. Note the Helio Courier already well airborne by the end of the runway at LS 20.
Curtiss C-46 XW-PBW, bare metal apart from Lao Erawan insignia on the fuselage and upper port wing surface and Lao flag on the tail, prepares to take off on a sortie from Vientiane in June 1966. Note the Sikorsky UH-34D of the International Control Commission, used to fly officials around Laos and Vietnam, parked opposite.
Canada
Первые шесть H-34A для канадских ВВС были поставлены в 1955 году, вертолет активно использовался во время строительства канадской части системы ПВО Североамериканского континента (NORAD) наряду с Vertol H-21 и H-44A. В Канаде машина получила обозначение CH-126.
Recently handed over to the Air Transport Command of the Royal Canadian Air Force is this Sikorsky S-58 which will be used for transporting supplies under winter conditions. Hitherto, only the U.S. Army has taken delivery of S-58s. under the designation H-34A.
В конце 1950-х - начале 1960-х годов канадские ВВС эксплуатировали как вертолеты Sikorsky H-19 (нижние два), так и Sikorsky H-34 (второй сверху, первый заказан в 1955 году) и Piasecki (затем Vertol) H-21 (вверху). Все три типа вертолетов активно привлекались к строительству линии РЛС ПВО для командования NORAD (Командование аэрокосмической обороны Северной Америки) и обслуживались в основном гражданскими операторами.
Japan
Вертолет HSS-1N японской морской авиации во время поисково-спасательной операции поднимает на борт пассажиров севшего на мель судна. Япония использовала большое количество HSS-1, ранее принадлежавших ВМС США, позже они были заменены построенными по лицензии S-62.
Israel
Вертолет S-58 (CH-34) ВВС Израиля на Иорданском фронте. Июнь 1967 г.
S-58 являлся стандартным транспортным вертолетом ВВС Израиля. В конце Шестидневной войны 1967 года эти машины применялись для преследования отрядов фронта освобождения Палестины в районе границы с Иорданией.
Recently restored for the Israeli Air Force Museum by Carmiel-based Cyclone Aviation Products is a Sikorsky’ S-58
UK
The Sikorsky S-58, registered G-17-1, seen with its original Wright Cyclone piston engine at Yeovil before work started on converting it to the prototype Wessex
The original Sikorsky S-58 (HSS-1, 265th model from the Sikorsky production line), imported into this country in June 1956.
Finished in F.A.A. helicopter colours - dark sea grey above and light grey below, the Sikorsky S-58 (serial XL722) made its first flight in England on 11th August
Транспортный вертолет H-34 (S-58)
Germany
Widely used by the US Army, with which it became the standard transport helicopter in the late 1950s, the Sikorsky H-34 also achieved considerable export success - seen here is German Heersflieger example QK-584 from Heersfleigerstaffel 307.
Cambodia
CM.170 «Мажистер» ВВС Камбоджи на столичной авиабазе Почетонг. На заднем плане видны O-1A и вертолеты H-34, 1970 г.
Civil
SKYBUS is the name given by New York Airways, Inc., to the newest additions to their pioneer, all-helicopter fleet - the first commercial Sikorsky S-58 twelve-seaters. Illustrated is N876 which is serving on the New York inter-airport shuttle flights every forty-five minutes.
In August 1956 NYA received its first Sikorsky S-58, N876, seen here, the other three arriving between September 1956 and January 1957. The S-58 offered better economics then the S-55 but was still rather utilitarian.
SIKORSKY S-58. Different types of emergency flotation gear are being tried out on the twelve-passenger Sikorsky S-58 helicopter which is now in scheduled operation both in the U.S.A. and Belgium . Lightweight flotation bags and a new twin mainwheel undercarriage are being experimented with at the Sikorsky plant.
SIKORSKY S-58. Different types of emergency flotation gear are being tried out on the twelve-passenger Sikorsky S-58 helicopter which is now in scheduled operation both in the U.S.A. and Belgium. In Belgium, SABENA is operating its present fleet of five S-58s with Air Cruisers' (Belmar, New Jersey) collapsible, rubberised "doughnuts" which can be inflated in six seconds.
Sikorsky S-58 OO-SHK was used on routes between city centres in the 1950s and 1960s.
A pair of S-58s, OO-SHL (nearest) and OO-SHH, await their next flight from the Groendreef. The distinctive domed building at the nearby Place de l’Yser is visible in the background. The heliport was finally closed in June 1965 and was developed into Parc Maximilien, a landscaped residential area.
Two Sikorsky S-58s operated by Sabena.
Turbine
HSS-1F (SH-34H) - вариант с газотурбинным двигателем. 30 января 1957 года единственный HSS-1F выполнил первый полет. На вертолете вместо ПД R-1820 стояло два турбовальных двигателя General Electric Т58, машина использовалась как платформа для летных испытаний этих двигателей и всестороннего изучения вопросов эксплуатации таких двигателей на вертолетах. Американский газотурбинный S-58 остался в единственном экземпляре, но через четыре месяца в Великобритании поднялся в воздух HSS-1N компании "Westland" с ТВаД Napier Gazelle - родоначальник семейства вертолетов Wessex.
A Navy HSS (Sikorsky S-58), the first production helicopter to be powered by twin gas turbines in the States
S-58 helicopter re-engined with a Turbomeca Bi-Bastan coupled shaft-turbine by Sud-Aviation
На войне случается всякое. На этот раз поисково-спасательная операция с участием CH-34/HUS-1 завершилась подъемом на борт лишь тела сбитого пилота. Южный Вьетнам, 1963-1964 гг.
Our pilgrimage to Davis-Monthan ends with Sikorsky H-34s; their pugnacious noses face an uncertain future.
Подбитый CH-34 удачно приземлился в горах
Американский вертолет CH-34/HUS-1, сбитый над Южным Вьетнамом. Фото первой половины 1960-х гг.
CH-34 КМП США - один из многих американских вертолетов, потерянных при снабжении окруженной Кхе Сани. Фото марта-апреля 1968 г.
It took two days, with a battle raging near them, for a MAG-16 maintenance crew to dismantle a UH-34D in Vietnam so that a 'Deuce' could carry it home.
Израильский "Супер Фрелон" эвакуирует поврежденный вертолет S-58.
Первыми боевое крещение получили десантно-штурмовые вертолеты SA 321K израильских ВВС - последние только получили первые из 12 заказанных машин, а тут разразилась Шестидневная война (июнь 1967 года). Вертолеты привлекались к переброске десантников во время атаки аэродрома в Шарм-эль-Шейх, а также к операции по захвату новейшей РЛС советского производства, которая находилась на вооружении египетских ВС. Затем в 1978 году были объявлены планы ремоторизации израильских вертолетов Super Frelon - на них установили ТВаД General Electric T58-16 мощностью по 1896 л. с., имевшие лучшие характеристики при эксплуатации в жарком климате и в горных условиях. Плюс к тому, это обеспечило совместимость с другими израильскими вертолетами - Sikorsky CH-53. Впрочем, последние, обладавшие большей грузоподъемностью, вскоре сменили Super Frelon, хотя одна из эскадрилий, 114-я, сохранила название "The Super Frelon Squadron". В ходе операции "Буря в пустыне" был уничтожен минимум один иракский вертолет Super Frelon.
Обломки американского вертолета CH-34, сбитого вьетконговцами над Сайгоном во время Тетского наступления, февраль 1968 г.
This image from one of Sabena's early 1960s promotional booklets, Jet’n’Copter Flight Seeing, emphasises the airline’s ability to land within a few minutes’ walk of the Belgian capital’s landmarks, like the Atomium and the spire of the Town Hall - which are nowhere near each other in reality!