Bell UH-1D Iroquois / Model 205     США, 1961
Agusta-Bell AB.205     International, 1966
Варианты:
Bell - UH-1D Iroquois / Model 205 - 1961 - США
Страна: США
Год: 1961
Вертолет

Многоцелевой вертолет с экипажем из одного человека
Описание:
Bell Model 205 (UH-1D/H/U/V/X Iroquois) и Model 210 (UH-1P Huey II)
Agusta-Bell АВ 205
Фотографии:

Ч/б фото (56)

Bell Model 205 (UH-1D/H/U/V/X Iroquois) и Model 210 (UH-1P Huey II)

В начале 1960 года фирма "Bell" предложила улучшенный вариант вертолета Model 204 - новый Model 205 с удлиненным фюзеляжем, в котором стало возможным перевозить 12-14 бойцов или шестерых раненых на носилках, или груз массой до 1814 кг. Причем доступ в кабину обеспечивался с обеих сторон, а за счет установки турбовального двигателя Avco Lycoming T53-L-11 мощностью 1100 л. с. и несущего винта диаметром 14,63 м были улучшены летные данные машины в условиях жаркого климата и высокогорья.
   В июле 1960 года Армия США заключила с фирмой "BELL" контракт на постройку семи новых вертолетов, предназначенных для проведения войсковых испытаний. Они получили обозначение YUH-1D, a первый поднялся в воздух 16 августа 1961 года. По результатам испытаний было принято решение о серийном производстве вертолетов под обозначением UH-1D, первую машину заказчик получил 9 августа 1963 года. Всего для Армии США и на экспорт было построено 2008 вертолетов UH-1D, 30 из них позже доработали в поисково-спасательный HH-1D, еще 348 машин данной модификации было построено по лицензии в ФРГ фирмой "Dornier".
   Поскольку характеристики UH-1D в условиях жаркого климата и высокогорья по-прежнему не удовлетворяли военных, с сентября 1967 года в войска начал поступать UH-1H, оснащенный двигателем T53-L-13 мощностью 1400 л. с. Производство UH-1H завершилось в декабре 1980 года, но позже возобновилось для выполнения контракта на поставку 55 машин в Турцию. Последний вертолет по этому контракту был передан заказчику в 1986 году. Всего для Армии США построили 3573 вертолета UH-1H, на экспорт - 1317.
   Вертолеты UH-1H выпускались по лицензии в Италии фирмой "Agusta", в Японии фирмой "Fuji" и на Тайване фирмой "AIDC". Последняя с 1969 по 1976 год построила 118 вертолетов.
   Для Мобильного командования ВВС Канады фирмой "BELL" было построено 10 вертолетов UH-1H в варианте CH-118 (исходное обозначение CUH-1H), первый из них был сдан в марте 1968 года. 30 поисково-спасательных вертолетов HH-1H построено для ВВС США.
   UH-1D/H интенсивно использовались в боевых действиях в Индокитае до самого вывода американских войск. Этот вертолет стал своеобразным символом и настоящей "рабочей лошадью" вьетнамской войны, обеспечивая, кроме того, специальные операции в Лаосе, Камбодже и отдаленных районах Южного Вьетнама. Историки ВВС США особо отмечают роль UH-1 как поисково-спасательного.
   Впоследствии три вертолета UH-1H были доработаны в вариант радиотехнической разведки и РЭБ, получив обозначение EH-1H, а с 1981 года в войска стали поступать машины, оснащенные усовершенствованной системой РЭБ и РТР Quick Fix I. В рамках реализации Армией США программы SOTAS (Stand-Off Target Acquisition System) четыре UH-1H модернизировали в вариант JUH-1H, предназначенный для изучения возможности использования обзорных РЛС для отображения тактической обстановки на поле боя.
   Около 220 вертолетов UH-1H переоборудовали в оснащенный подъемной лебедкой поисково-спасательный вариант UH-1V, а один - в трехместный вертолет РЭБ EH-1X, на который установили двигатель и систему постановки инфракрасных (ИК) помех от вертолета AH-1 HueyCobra.
   В начале 2000-х годов Армия и Национальная гвардия США оставались основными эксплуатантами UH-1H, используя эти вертолеты для решения широкого спектра задач. Все остающиеся в эксплуатации машины подверглись модернизации, в том числе получили навигационные доплеровские РЛС, новое оборудование пилотской кабины, композитные лопасти несущего винта и пр.
   В какой-то момент программа оказалась под угрозой закрытия или значительного сокращения - Армия США была не в состоянии одновременно финансировать разработку и выпуск 491 нового легкого многоцелевого вертолета LUH и модернизацию UH-1. В сложившихся условиях была предпринята попытка возложить ее финансирование на Национальную гвардию, но закрытие программы разработки разведывательно-ударного вертолета RAH-66 Commanche высвободило финансовые средства, что позволило осуществить финансирование в полном объеме. Многие зарубежные эксплуатанты UH-1 также провели модернизацию своих вертолетов.
   Три фирмы предложили проекты модернизации UH-1, все они предусматривали установку современных двигателей, доработку несущей системы и обновление бортового оборудования.
   "Bell Helicopters" предложила вариант UH-1HP Huey II с прошедшими капитальный ремонт двигателями T53-L-13B повышенной на 400 л.с. мощности. Прототип Huey II, построенный с использованием узлов и агрегатов вертолетов Model 212 и UH-1N, выполнил первый полет в августе 1992 года. В 2009 году фирма продолжает предлагать на рынке проект модернизации вертолетов под обозначением Huey II в военном варианте и Model 210 в гражданском варианте.
   Тот факт, что фирма-разработчик представила проект модернизации вертолета, не остановил другие компании от работ в данном направлении. Наиболее интересные проекты были представлены "Global Helicopter Technology" и "US Helicopter". Первая компания представила вертолет Huey 800, поднявшийся в воздух в июне 1992 года. На машине был установлен двигатель LHTEC T800-LHT-800 мощностью 1399 л.с, имевший по сравнению с Т53 меньшую массу и удельный расход топлива, что позволило существенно увеличить дальность полета. К 2007 году компания оставила попытки выйти на рынок с данным проектом, но продолжала предлагать комплекты для модернизации UH-1.
   Проект "US Helicopter" известен как UH-1/T700 Ultra Huey. Доработки планера и несущей системы аналогичны выполненным на Huey II, но двигатель Т53 заменен на General Electric T700-GE-701C мощностью 1900 л.с. К 2007 году фирма прекратила разработку проектов модернизации вертолета UH-1, хотя до сих пор выполняет работы по переоборудованию снятых с вооружения Huey в противопожарный и транспортный варианты.
   "BELL" разработала гражданский вариант UH-1H под обозначением Model 205A-1 с двигателем T5313B пониженной до 1250 л. с. мощности, особое внимание было уделено конструкции грузового отсека, которая позволяет осуществлять быстрое переоборудование в грузовой, медицинский, пассажирский, поисково-спасательный варианты и т.д. Вертолет можно было использовать для перевозки грузов на внешней подвеске и проведения строительно-монтажных работ. Максимальная вместимость - один летчик и 14 пассажиров или до 2268 кг груза на внешней подвеске.
   Вертолеты Model 205 строились по лицензии в Японии. Fuji-Bell Model 205 выпускался как военный Fuji-Bell HU-1H с двигателем Kawasaki T53-K-13B и лопастями несущего винта из стеклопластика, но его хвостовой винт сделан тянущим, а не толкающим. Первый HU-1H поднялся в воздух в июле 1973 года, для Сил самообороны Японии было построено 107 вертолетов, часть из которых впоследствии прошла модернизацию в вариант UH-1J. Гражданским аналогом HU-1H стал Fuji-Bell Model 205A-1, мало отличавшийся от вертолета Model 205A-1 американского производства за исключением установленного на нем ТВД Kawasaki KT5313B.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bell UH-1H Iroquois

   Тип: многоцелевой вертолет с экипажем из одного человека
   Силовая установка: один турбовальный двигатель Textron Lycoming T53-1-13 мощностью 1400 л. с.
   Характеристики: максимальная скорость горизонтального полета и максимальная крейсерская скорость на высоте 1735 м - 204 км/ч; скороподъемность 488 м/мин; практический потолок 5840 м: статический потолок с учетом влияния земли 4145 м. без учета влияния земли 1220 м; дальность 511 км
   Масса: пустого 2363 кг; максимальная взлетная 4309 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 14,63 кг; длина с вращающимися винтами 17,62 м; длина фюзеляжа 12,77 м; высота 4,41 м; площадь, ометаемая несущим винтом 168,11м'

Agusta-Bell АВ 205

Вертолет Agusta-Bell АВ 205 представляет собой вариант вертолета Bell Model 205, лицензия на производство которого была приобретена в 1966 году итальянской фирмой "Costruzioni Aeronautiche Giovanni Agusta SpA". Подобно американскому "родственнику", итальянский вариант АВ 205 отличается от вертолета АВ 204 удлиненным фюзеляжем с кабиной, в которой могут поместиться до 14 человек и один летчик. На вертолете установлен газотурбинный двигатель Т53 повышенной мощности. С целью реализации возросшей мощности двигателя изменениям были подвергнуты динамические системы вертолета. Так на АВ 205 использован несущий винт диаметром 14,63 м, в то время, как диаметр несущего винта вертолета АВ 204 - 13,41 м.
   В военном варианте вертолет АВ 205 является прямым аналогом американского вертолета Bell UH-1D / UN-1H Iroquois. Зарекомендовавшие себя как очень надежные, многоцелевые вертолеты АВ 205 широко экспортировались в разные страны мира.
   Вертолет сертифицирован для эксплуатации в темное время суток. Он может использоваться для перевозки людей и грузов, эвакуации больных и раненых, выполнения поисково-спасательных операций и т.д. В зависимости от характера выполняемой задачи вертолет может быть оснащен надувными поплавками, лебедкой для подъема на борт людей и грузов, лыжным шасси, носилками для больных или раненых, вооружением. Объем грузопассажирской кабины составляет 6,2 м3.
   В базовом варианте вертолет АВ 205 вооружения не несет, но в дверных проемах кабины предусмотрена возможность установки шкворневых турелей для пулеметов, а по бортам кабины возможна подвеска блоков с неуправляемыми авиационными ракетами.
   С 1969 года в Италии серийно строились вертолеты конструктивно улучшенной модификации АВ 205A-1 с увеличенной взлетной массой. Вертолет итальянской постройки оснащался газотурбинным двигателем T53-L-13B (на американском вертолете Bell 205A-1 установлен двигатель T53-L-13A). AB205A-1 спроектирован с учетом возможности быстрой конвертации базового варианта в вертолет-кран грузоподъемностью 2268 кг, санитарный вариант для перевозки шести больных или раненых на носилках с одним-двумя сопровождающими санитарами, поисково-спасательный вариант и вертолет для VIP-перевозок.
   Фирма "Agusta" разработала и построила прототип вертолета АВ 205BG, оснащенного двумя газотурбинными двигателями Rolls-Royce (изначально Bristol Siddeley) Gnome Н.1200. Также был построен прототип вертолета АВ 205TA с двумя газотурбинными двигателями Turbomeca Astazou. Ни один из двух вариантов в серийное производство не передавался.
   Серийное производство вертолетов AB-205 прекращено в 1988 году после поставки 490 вертолетов, в большинстве случаев заказчиками являлись ВВС разных стран мира.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Agusta-Bell АВ 205

   Тип: 15-местный многоцелевой военный/гражданский вертолет
   Силовая установка: один газотурбинный двигатель Avco Lycoming T53-L-13B номинальной мощностью 1400 л. с. в варианте с пониженной до 1250 л. с. взлетной мощностью (мощность на продолжительном режиме работы 1100л. с.)
   Характеристики (с нормальной взлетной массой): максимальная скорость на уровне моря 222 км/ч; крейсерская скорость 212 км/ч; скороподъемность 548 м/мин; статический потолок с учетом влияния земли 5180 м; стандартной заправкой топливом без навигационного запаса 580 км; максимальная продолжительность полета со стандартной заправкой топливом без навигационного запаса 3 ч 48 минут
   Массы: пустого 2177 кг; нормальная взлетная 3680 кг; максимальная взлетная 4309 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 14,72 м; длина с вращающимися винтами 17,98; длина фюзеляжа 12,77 м; высота 4,48 м; площадь, ометаемая несущим винтом 170,16 м2
   Вооружение: штатно не устанавливается; предусмотрена установка в дверных проемах грузовой кабины пулеметов на турелях


Операторы вертолета

   Эксплуатация вертолетов АВ 205 продолжается, хотя их серийное производство завершилось 20 лет назад - в 1988 году. Крупнейшим оператором вертолетов данного типа является Турция: турецкая армия имеет на вооружении 125 вертолетов АВ 205, жандармерия - еще пять. Большинство турецких вертолетов АВ 205 используется в качестве транспортных, санитарных, поисково-спасательных и учебно-тренировочных, но часть машин модернизирована в вариант вооруженного вертолета, который применяется для борьбы с повстанцами. На вооружении армии Италии состоит 80 вертолетов АВ 205 под обозначением EM-2; эти вертолеты в составе миротворческих сил ООН использовались в Ливане, Намибии и Курдистане, а в составе Европейских сил по поддержанию мира - на Балканах. Вертолеты АВ 205 состоят на вооружении армейской авиации и ВВС Греции. Вертолеты АВ 205A также имеются в ВВС и ВМС Ирана, ВВС Марокко, ВВС Омана (14-я эскадрилья), ВВС Саудовской Аравии (12-я и 14-я эскадрильи), ВВС республики Сингапур (120-я и 123-я эскадрилья), вооруженных сил Танзании, ВВС Туниса (31-я эскадрилья), ВВС Уганды, ВВС Замбии. В Испании несколько сохранившихся на вооружении вертолетов из подразделения Esc 783/Ala 78 используются под местным обозначением HE.10B для тренировок в полетах по приборам.
USA
Белл UH-1B (гражданский вариант знаменитого "Ирокеза") авиакомпании "Эйр Америка" взлетает с лесной поляны в Лаосе.
Bell HH-1H Iroquois local base rescue helicopter in USAF service
Bell YUH-1D Iroquois with two flexibly-mounted machine-guns on each side of the cabin
Южновьетнамский вертолетный десант направляется к месту очередной боевой операции против повстанцев
UH-1D австралийских ВВС ведет огонь по вьетконговцам из пулемета "Миниган"
Высадка десанта с вертолета UH-1H. Южный Вьетнам, 1966-1967 гг.
Выгрузка доставленных с передовой раненых. Сайгон, апрель 1968 г.
Вертолет UH-1H эвакуирует раненых из Кхе Сани. Март-апрель 1968 г.
An Army UH-1D delivers supplies to a troop-carrier of the Mobile Riverine Force in the Mekong Delta in July 1967.
Вертолет UH-1H Huey 9-й пехотной дивизии садится на катер ВМФ США на реке Меконг, 1967 год. Из-за малого размера таких плавсредств экипажам приходилось приземляться на своих вертолетах поперек их палубы
Вертолет UH-1H над центром Сайгона. Тетское наступление, февраль 1968 г.
Многоцелевой вертолет UH-1D
UH-1F
"Bell" разработала целое семейство боевых и транспортных вертолетов, завоевавших популярность в Армии США. На переднем плане - AH-1G, в центре UH-1B и на заднем плане UH-1D. Все три вертолета спроектированы на базе самой первой модели UH-1.
Bell UH-1H Iroquois.
That long-serving workhorse of the US Army, the UH-1H Huey, supported Certain Shield. These Hueys bear the white cross markings which denote their assignment to the Visitors' Programme for the media coverage of Certain Shield.
UH-1H in the new black paint and with a black cover over its canopy to reduce glinting when on the ground
UH-1Hs from an Assault Battalion await the start of the exercise
Mottled camouflage on this UH-1H attached to Divison HQ, shows the difference between standard Army drab brown and the new matt-black (infra-red non-reflective) paint which has been added
UH-1H fitted with "toilet bowl"modification to the engine which directs exhaust flow upwards as an anti-infra-red missile device
M-56 aircraft mine dispensing system fitted to a UH-1H.
The ring fixture immediately behind the exhaust ol this UH-1H ejects engine oil into the outlet and produces a large amount of smoke which can be used to provide cover for an assault landing
The photograph from Stefan Naerlich showing a Bell UH-1 carrying SOTAS sensors on and under the fuselage.
Agrinautics spray system applied to a Bell Model 205A helicopter
Первая попытка американцев воспроизвести Ми-24 - JUH-1, сделанный на базе вертолета UH-1H "Хью".
Germany
UH-1D;
German Army UH-1D Iroquois 72+43 seen visiting Divulje on February 1, 1996 is one of four based some 80 miles further up to coast at Zadar and, rather than the more usual large white IFOR titles on helicopters in the region, carries the blue/white IFOR badge on the boom with IFOR in English and cyrillic.
This year's Army Air Day, held at Middle Wallop on 6th August 1977, began with a massed arrival of ten fixed-wing aircraft (Chipmunks) and sixty-five helicopters. Front row: Basic Fixed-Wing Flight Chipmunks, Canadian A.F. Kiowas, German Army MBB BO 105Cs and Bell UH-1Ds. 2nd row: Gazelles from the Basic Rotary-Wing Flight and No. 2 Flight. 3rd row: Bristow Bell 47Gs, Scouts from the Advanced Rotary-Wing Flight. 4th row: Alouettes of Nos. 6 and 14 Flights, sundry Sioux and Scouts. 5th row: I.F.T.U. Lynx and and R.A.F. No. 230 Squadron Puma landing
Italy
Agusta-Bell 205BG MM80503, a production aircraft for the Italian A.F, enjoyed flying sideways
A129 из 49-й группы сопровождает многоцелевой вертолет A205. Албания, 1997 г.
Agusta-Bell AB.205 fourteen-seat helicopter (1,100 shp Lycoming T53-L-11 shaft-turbine)
Agusta-Bell 205A-1 used by the Italian Fire Brigade.
Albania
AB-205 3340-го АП ВВС Албании. Авиабаза Фарка, 2010 г.
Macedonia
Македонский санитарный "Ирокез" из 301-й транспортно-вертолетной эскадрильи.
Македонские десантники отрабатывают эвакуацию раненого на вертолете UH-1
Bosnia
Полученные Боснией из США вертолеты UH-1H используются, в том числе, и в качестве поисково-спасательных
Georgia
Грузинский UH-1H во время многонациональных учений
Turkey
Recent additions to the inventory of the Turkish Air Forces, the Turk Hava Kuvvetleri (THK), have included 10 Bell UH-1D Iroquois helicopters, one of these being illustrated; sufficient Northrop RF-5A photographic aircraft to equip one squadron of the THK's 3rd Tactical Air Force, and three ex-THY Vickers Viscount 794s which are being used exclusively as VIP transports.
20 июля 1974г. Турецкие парашютисты высаживаются с вертолетов UH-1 на Кипре в ходе операции "Атилла"
Турецкие парашютисты занимают позиции на Кипре
Iraq
Иракцы активно используют UH-1, поставленные США
Iran
Agusta-Bell 205 multi-purpose helicopter in the insignia of the Imperial Iranian Ground Forces
Saudi Arabia
An Agusta-Bell AB 205 of the Royal Flight at Riyadh.
Oman
Two of the SOAF Skyvan 3Ms with one of the eight Agusta Bell 205s of the Helicopter Squadron.
Vietnam
Значительную часть вертолетного парка вьетнамских ВВС в конце 70-х годов прошлого века составляли трофейные "Белл" UH-1. Позже к ним добавились советские ударные Ми-24А. Оба этих типа винтокрылых машин активно воевали в Камбодже.
Cambodia
Вертолетный десант камбоджийцев с "Ирокеза"
Morocco
One of the several types of helicopter included in the inventory of the substantial RMorAF rotorcraft fleet, an AB 205, photographed at Rabat-Sale.
Philippines
Bell UH-1H Iroquois helicopters of the 205th Airlift Wing, the Iroquois being numerically the most important aircraft type in the inventory of the HHP
Japan
Fuji-Bell UH-1H helicopter in the insignia of the Japan Ground Self-Defence Force
Taiwan
AIDC/CAF-built Bell UH-1H Iroquois helicopter for the Chinese Nationalist Army
First Taiwan-built example of the Bell UH-1H Iroquois helicopter, which first flew in 1971
Australia
As part of the RAAF's continuing assistance to neighbouring nations, a mapping survey of Sumatra, Indonesia, is conducted each year. A Bell Iroquois of No 5 Squadron is here seen over Sumatra.
Argentina
Против партизан в Тукумане активно применялись вертолеты. На фото: армейский UH-1
Peru
Хотя на применение полученных от американцев "Ирокезов" были наложены определенные ограничения, однако они перуанцев нисколько не смутили и как только возникла необходимость винтокрылые "индейцы" были брошены в бой...
Bolivia
One of the remaining Bell UH-1Hs from the original batch of six delivered for use by GA 51 at Colcapiura, Cochabamba; six more were supplied in 1986.
Colombia
A Bell UH-1H Iroquois of the Grupo Aereo de Helicopteros photographed at the main FAC maintenance base at Madrid