Grumman OV-1 Mohawk
Страна: США
Год: 1959


Двухместный разведывательно-наблюдательный самолет
Описание
Фотографии
Grumman OV-1 Mohawk (G-134)

   В середине 1950-х годов Армия и КМП США сформулировали свои технические требования к разведывательно-наблюдательному самолету. Требования их оказались близкими: способность нести разнообразное разведывательное оборудование, возможность эксплуатации с полевых площадок, короткие разбег и пробег. Это позволило объединить требования в одно техническое задание, а в 1957 году координатором программы создания самолета для Армии и КМП стали ВМС США. Для испытаний заказали девять самолетов G-134. Эти машины получили военное обозначение YAO-1, вскоре измененное на YAO-1A. Первый полет YOV-1A выполнил 14 апреля 1959 года.
   Первые результаты испытаний не оставляли сомнений в удачной конструкции новой машины, однако еще до первого полета прототипа КМП отказался от участия в программе - ни одного OF-1 для морской пехоты так и не построили. Однако программу летных испытаний ускорили, а в конце 1959 года Армия США заключила контракт на серийное производство OV-1A и OV-1B Mohawk. Первый турбовинтовой самолет Армии США OV-1 отличался сравнительно небольшой скоростью, но очень хорошей маневренностью, бронированием кабины (алюминиевая броня толщиной 64 мм), пуленепробиваемым лобовым остеклением и другими мерами пассивной защиты. Конструкция OV-1 вполне традиционна, хотя внешний облик самолета уникален. Два турбовинтовых двигателя установлены в гондолах над крылом, хвостовое оперение выполнено трехкилевым. Просторная кабина с остеклением большой площади обеспечивает членам экипажа великолепный обзор. Необычности облику самолета в варианте OV-1B добавляет стеклопластиковый контейнер длиной 5,49 м с РЛС бокового обзора, установленный на пилоне под фюзеляжем со смещением к правому борту.
   Штатно полагалось в каждой дивизии Армии США иметь по четыре Mohawk. Хотя самолет мог нести вооружение, Министерство обороны США с 1965 года предписало Армии США сделать все свои самолеты "безоружными" во избежание конфликтной ситуации с ВВС США, на которые возлагалась авиационная поддержка наземных войск. Тем не менее во Вьетнаме использовался вариант JOV-1 с четырьмя подкрыльевыми узлами для подвески вооружения грузоподъемностью по 227 кг. JOV-1 применялся как вооруженный разведчик.
   Базовым вариантом Mohawk стал OV-1A, с апреля 1959 года по декабрь 1970 года компания "Grumman" построила 380 таких машин, 64 из которых оснастили оборудованием для дневной и ночной визуальной разведки и фоторазведки. Данные самолеты имели дублированные органы управления. OV-1B с крылом увеличенного с 12,80 м до 14,63 м размаха, РЛС бокового обзора и встроенными фотокамерами построили в количестве 101 экземпляра: двойного управления они не имели. Следующим серийным вариантом стал OV-1C, близкий к варианту OV-1A позднего выпуска, но с ИК-системой AAS-24; построено 165 самолетов. Последним серийным вариантом является OV-1D (построен 41 самолет, включая четыре YOV-1D для испытаний), на котором предусматривалось размещение сменного целевого оборудования: РЛС бокового обзора, ИК-систем, фотоаппаратов и др. Помимо вновь построенных в вариант OV-1D доработали 80 машин OV-1B и OV-1C. OV-1C и OV-1D в количестве 31 экземпляра, доработанные в самолет радиотехнической разведки, получили обозначение RV-1C и RV-1D. Последний Mohawk снят с вооружения Армии США в 1997 году. Примерно в это же время снял с вооружения такие же самолеты и Израиль. В 21 веке Mohawk эксплуатируются лишь Вооруженными силами Аргентины (10 самолетов).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Grumman OV-1D Mohawk

   Тип: двухместный разведывательно-наблюдательный самолет
   Силовая установка: два ТВД Lycoming T53-L-701 мощностью по 1400 л. с. (1044 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3050 м с РЛС бокового обзора - 465 км/ч, без РЛС на той же высоте - 491 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 333 км/ч; скороподъемность 1103 м/мин; практический потолок 7620 м; дальность полета с РЛС бокового обзора 1519 км
   Масса: пустого 5468 кг; максимальная взлетная с РЛС бокового обзора 8214 кг
   Размеры: размах крыла 14,63 м; длина 12,50 м; высота 3,86 м; площадь крыла 33,44 м2
   Вооружение: массой до 1225 кг на двух подкрыльевых пилонах, обычно контейнеры с пулеметами, бомбы, блоки НАР калибра 70 мм
Под крылом самолета 64-14246 подвешен окрашенный в черный цвет контейнер системы AN/ALQ-133; отсутствие РЛС бокового обзора дает основание предположить, что изображен RV-1D.K моменту снятия в 1996 году RV-1D с вооружения миниатюризация электроники сделала возможным размещение аппаратуры радио- и радиотехнической разведки на самолете Beech RC-12K/N/P Guardrail.
Эти OV-1D с бортовыми номерами 4X-JRA и 4X-JRB арендовались ВВС Израиля. В 1977-1978 годах после закупки Израилем самолетов ДРЛОиУ E-2C Hawkeye их вернули Армии США.
Первый OV-1B Mohawk (59-2621) сфотографирован в полете с открытыми воздушными тормозами, а под крылом подвешены дополнительные топливные баки.
Первым вариантом Mohawk с РЛС бокового обзора стал AO-1B (позже OV-1B); построен 101 самолет. Для компенсации массы и лобового сопротивления контейнера с РЛС размах крыла AO-1B увеличили до 14,6 м, в то время как размах крыла AO-1A составлял 12,8 м. Эта фотография третьего AO-1B, 59-2623, сделана вскоре после завершения постройки самолета. В районе стыка крыла и фюзеляжа установлены контейнеры с ИК-ловушками.
Разведчики-корректировщики JOV-1/OV-1 «Мохаук» из 23-го спецподразделения огневой поддержки армии США над дельтой Меконга. Не ранее 1962 г.
"Мохаук" OV-1 SLAR на вираже с выпущенными щитками
"Мохаук" OV-1D SLAR с авиабазы "Фэйфорд" (Великобритания), 1985г.
На закате карьеры самолеты OV-1D Армии США получили однотонную серую окраску. В 2001 году Аргентина осталась единственным эксплуатантом самолетов данного типа - девять OV-1D использовались до 2009 года.
"Мохаук" в полете с ПТБ и контейнерами разведоборудования
Few aircraft are as distinctive as the OV-1 Mohawk (15936 illustrated) with its bulged cockpit windows and triple fins. Of all the aircraft in the V-series, the Mohawk was ordered in the largest quantities.
OV-1C из драйденского летно-исследовательного центра NASA, 1983г.
Легкий разведчик-штурмовик OV-1DB армейской авиации США, начало 1960-х годов
Один из 37 построенных OV-1D, 69-16998, сфотографирован вскоре после поставки заказчику. В конце 1980-х годов самолеты предполагалось модернизировать по программе MSIP (Multi-Stage Improvement Program), направленной на повышение эффективности бортовых систем самолета. Было выделено финансирование на доработку двух машин в прототипы OV-1D(E), один из них даже поднялся в воздух, но от программы отказались в связи с окончанием холодной войны.
"Нарядный" OV-1B на одном из современных американских авиашоу
Специалисты по вооружению готовят 127-мм НАР к подвеске на OV-1C, Вьетнам. На самолете имеются дополнительные подкрыльевые пилоны, на снимке - JOV-1A.
Заряжание блоков НАР на самолете JOV-1/OV-1 «Мохаук». Авиабаза Ня Транг
"Мохауки" из 73-й разведывательной авиароты на южновьетнамской авиабазе "Вунг Тау", 1966 год. На снимках хорошо видны существенные различия в окрасках этих машин. Верхняя покрыта блестящей эмалью и несет много ярких значков и служебных надписей. Нижняя с целью снижения заметности окрашена матовой краской со слабоконтрастными надписями, номерами и эмблемами
Из Германии и США на ТВД были переброшены состоявшие на вооружении армейской авиации США самолеты визуальной и радиотехнической разведки OV-1D и RV-1D.
OV-1 состоял на вооружении строевых частей Армии США более 30 лет. На снимке - OV-1D c демонтированной РЛС бокового обзора.
В 1990-е годы парк Mohawk существенно сократился, высвободившиеся самолеты выставили на продажу. OV-70D, лишенные контейнеров с РЛС бокового обзора, сфотографированы в ожидании отправки в Аргентину. В ФРГ и Франции проводились оценочные испытания OV-1B и OV-1C, но ни одна из этих стран не закупила Mohawk. Израиль в 1970-е годы получил в лизинг два OV-1D. В 1980-е годы интерес к самолету проявляли Пакистан и Филиппины, но до поставок дело не дошло.
Этот пестро окрашенный OV-1 использовался в качестве "летающего стенда" для испытаний турбореактивных двигателей
Давно списанный "Мохаук" на "последней стоянке" в авиамузее. Можно заметить, как со временем выгорает и меняет цвет под жарким южным солнцем американская зелено-оливковая камуфляжная краска
"Законсервированный" OV-1 на базе хранения авиатехники "Дэвис Монтан", 1994г.
Relatively few of the surviving Mohawks were retired to Davis-Monthan AFB, Arizona, after the aircraft was withdrawn front the VS Army.
Раскапотированный двигатель
Отсек сменного оборудования
Отсек электрооборудования
До 1962 года прототипы Mohawk обозначались YAO-1A. На фотографии первый прототип, 57-6463, оклеенный пучками нитей для визуализации обтекающего самолет воздушного потока.
"Мохаук" - "шепчущая смерть" - как и положено индейцу (благодаря турбовинтовым двигателям), "умел" нападать внезапно и нес довольно мощное вооружение, благодаря чему был почти идеальной противопартизанской машиной.
Разведчики-корректировщики JOV-1/OV-1 «Мохаук» из 23-го спецподразделения огневой поддержки армии США над дельтой Меконга. Не ранее 1962 г.
Grumman OV-1A 59-2603 (foreground) formates alongside the first OV-1B (59-2621), immediately identified by the externally-mounted elongated SLAR container. An early success in Vietnam, the type has continued in US Army service to the present day but is due for final retirement by the end of 1995.
OV-1C (нa переднем плане) в полете с OV-1B. Первый оснащен не очень чувствительной ИК-системой AN/UAS-4 Red Haze, требовавший пролета на малом расстоянии от цели.
На переднем плане - ранний OV-1C, далее - два OV-1B. Установленная на OV-1C тепловизионная аппаратура позволяла вести разведку ночью и в плохую погоду.
Grumman OV-1 Mohawk.
OV-1D из 601-й разведывательной эскадрильи аргентинских ВВС
Испытания системы воздушной передачи топлива для "Мохаука"
GRUMMAN OV-1D/RV-1D MOHAWK
PRESTWICK MILITARY - First appearance at Prestwick were made by a Grumman OV-1 Mohawk 29/7/64. It bore 1960 serial, 60-3737 one of a batch commencing 60-3728
Grumman OV-1B Mohawk with SLAR radar in container under fuselage
Grumman OV-1B Mohawk with SLAR radar in container under fuselage
OV-1B Mohawk готовится к взлету с авиабазы Фу Кэт. 18.11.1970г.
Reader A M Chappell, of Steeple Morden, Herts, provides this photograph, taken by F Zukas in Florida, of a Grumman OV-1 Mohawk that made a forced landing "while chasing drug smugglers” and is now displayed in a local collection at St Petersburgh Beach, Florida.
Австралийский авианаводчик (справа) - фото на память с экипажем американского OV-1 «Мохавк» (второй слева - южновьетнамец). Сайгон, 1965-1966 гг.
Личный состав 225-й авиароты на базе в Южном Вьетнаме, 1971г. На снимке видны написанные от руки имена некоторых летчиков
"Мохаук", оснащенный в экспериментальном порядке двумя дополнительными ТРД J-47
OV-1 - сравнительно простой самолет, строившийся по традиционным для авиастроения технологиям. В верхней средней части фюзеляжа полумонококовой конструкции размещен единственный топливный бак, хотя запас топлива можно было увеличить за счет установки подкрыльевых баков. Воздушные тормоза с гидроприводами установлены по бортам хвостовой части фюзеляжа. Усиленное шасси оптимизировано для эксплуатации с грунтовых полевых аэродромов. Отличную маневренность самолету обеспечили крыло малого относительного удлинения и трехкилевое оперение. Большая часть БРЭО размещена в хвостовой части фюзеляжа.
Для оценки использования самолета Mohawk по решению задачи вооруженной разведки и обеспечения непосредственной авиаподдержки два OV-1A модернизировали в JOV-1A, установив дополнительные подкрыльевые пилоны (рассчитаны на нагрузку по 227 кг). В кабине установлены прицел и органы управления вооружением, смонтирована бронезащита. Ассортимент подвесного вооружения включал контейнеры с 12,7-мм пулеметами, 70- и 127-мм НАР FFAR, 127-мм НАР HVAR, бомбы калибра 114,227 и 454 кг, зажигательные бомбы и УР "воздух-воздух" Sidewinder.
Стойки шасси OV-1, вид спереди
Кабина экипажа. Хорошо видны служебные надписи и эмблемы на борту
Аварийная посадка "Мохаука" во Вьетнаме. Самолет на пробеге "слетел" с полосы
Программа создания OF-1 для морской пехоты не продвинулась дальше постройки макета, который отличался Т-образным хвостовым оперением, предусмотренным в исходном проекте самолета. Т-образное оперение изменили на трехкилевое еще до постройки прототипа - оно обеспечивало лучшую путевую устойчивость.
So true to scale are this mock-up that the casual observer might be forgiven in mistaking it for the real thing, but in fact this is only model. Grumman AO-1 Mohawk, a twin turboprop observation aircraft for the United States Army. It is the Grumman Company's first aircraft for the Army, and the first turboprop-powered, fixed-wing machine to enter Army service. Pantobase operations will be able to be carried out with the aid of skis, which enable the Mohawk to land and take-off from unprepared fields, snow and water. It will also be produced for the Marine Corps, under the designation OF-1.
When first conceived the Mohawk had a T-tail, and the mock-up was completed with such a unit prior to the adoption of the triple tail arrangement.
Деревянный полноразмерный макет G-134 с первоначальным Т-образным вариантом хвостового оперения и "комбинированным" колесно-лыжным шасси, не применявшимся на серийных машинах
A model of the Grumman AO-1 Mohawk, with two Lycoming T53 engines. In Naval service it will be designated OF-1.
OV-1D Mohawk. Этот 66-18905 был построен для Армии США как вариант OV-1C и вошел в число 17 самолетов OV-1B и 63 OV-10C, модернизированных в OV-10D в дополнение к 37 машинам, вновь построенным. В конце 1980-х годов самолет базировался в Штутгарте, ФРГ, и состоял на вооружении 73-й роты военной разведки 2-го батальона военной разведки Армии США в Европе.
OV-1D Mohawk
Технологическое членение "Мохаука"
Схема бронезащиты кабины экипажа из американского руководства по эксплуатации. Голубым цветом показаны бронестекла, а зеленым - дюралевая броня. Видно, что от огня с боков экипаж "Мохаука" ничем не защищен