Туполев Ту-144
Варианты:
Туполев - Ту-144 - 1968 - Россия
Страна: Россия
Год: 1968


Сверхзвуковой дальнемагистральный авиалайнер
Описание
Фотографии:

Кабина (20)
Ту-144

   Ту-144 часто сравнивают с действительно очень похожим внешне Aerospatiale/BAC Concorde. Оба самолета являлись претендентами на первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. Первый полет Ту-144 выполнил раньше конкурента, но выполнять пассажирские перевозки первым начал Concorde. Concorde эксплуатировался довольно долго и относительно успешно, в то время как эксплуатацию Ту-144 сопровождал шлейф проблем технического плана. Флагмана "Аэрофлота" из Ту-144 не получилось, но свое достойное место в истории авиации самолет занял.
   Разработка сверхзвукового пассажирского авиалайнера началась в СССР в первой половине 1960-х годов. Планировалось построить 75 самолетов для "Аэрофлота". По компоновке и характеристикам Ту-144 не сильно отличался от Concorde. Особенностями Ту-144 являлись оживальное дельтовидное крыло, сгруппированные под фюзеляжем двигатели и отклоняемая для лучшего обзора на взлете и посадке носовая часть фюзеляжа.
   Прототип Ту-144 (СССР-68001) выполнил первый полет 31 декабря 1968 года. В ходе испытаний самолет достиг скорости М=2,4, крейсерская скорость составляла М=2,35 (2500 км/ч). Но испытания выявили массу проблем, для решения которых конструкцию и аэродинамику пришлось серьезно изменить. Так, была увеличена площадь крыла и изменена его форма в плане, фюзеляж удлинен на 6,30 м, изменено месторасположение гондол двигателей, внедрены полностью регулируемые воздухозаборники, установлено убираемое ПГО. Масса самолета возросла со 130 т до 180 т, а емкость баков была увеличена с 87 500 л до 118 750 л.
   Первый из шести самолетов второй партии, СССР-77101, выполнил первый полет весной 1973 года. Вскоре в воздухе поднялся СССР-77102, этот самолет разбился вместе с экипажем при взлете на авиасалоне в Париже в июне 1973 года. Несмотря на катастрофу, работы по программе СПС (сверхзвуковой пассажирский самолет) были продолжены. 26 декабря 1975 года СССР-77106 начал выполнять регулярные грузовые перевозки между Москвой и Алма-Атой. Серийные Ту-144 при экипаже из трех человек могли брать на борт до 140 пассажиров.
   С февраля 1977 года Ту-144 приступили к выполнению технических рейсов на линии Москва - Хабаровск, а с ноября того же года начали перевозить пассажиров между Москвой и Алма-Атой. После выполнения 55 рейсов с пассажирами в июне 1978 года потерпел катастрофу улучшенный Ту-144Д (самолет не принадлежал "Аэрофлоту"), После катастрофы полеты Ту-144 с пассажирами прекратили, к этому времени летало 13 Ту-144.
   Было выпущено шесть улучшенных Ту-144Д (включая один переделанный из ранее построенного Ту-144) с повышенной дальностью полета и двигателями РД36-51 П. А. Колесова. Грузовые перевозки Ту-144 выполняли до 1983 года, когда программу СПС окончательно закрыли.
   Ту-144 использовались для различных летных экспериментов, в том числе совместных с США. Ту-144ЛЛ выполнял полеты в интересах агентства НАСА, позже на нем установили двигатели НК-321 ОКБ Н.Д. Кузнецова (как на Ту-160). Последний полет Ту-144ЛЛ выполнил в 1998 году.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ту-144

   Тип: сверхзвуковой дальнемагистральный авиалайнер
   Силовая установка: четыре ТРДДФ НК-144 ОКБ Н. Д. Кузнецова тягой по 127,5 кН, тяга на форсаже 196,1 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость М-2,35 (2500 км/ч); нормальная крейсерская скорость на высоте 16000-18000 м М=2,2 (2300 км/ч); максимальная дальность со 140 пассажирами - 3500 км
   Масса: пустого 85 000 кг; максимальная взлетная 180000 кг
   Размеры: размах крыла 28,80 м; длина 65,70 м; высота 12,85 м; площадь крыла 438 мг
   Полезная нагрузка: 15 000 кг
Летчик-испытатель Э.В.Елян осваивает кабину Ту-144
В.М. Козлов в кабине Ту-144
Приборная панель летчиков на серийном Ту-144
Приборная доска после реставрации
В такое состояние пришел уникальный лайнер в "лихие" 1990-е гг.
Реставрация кресла бортинженера
Дело двигалось, но еще многому предстояло научиться
В салоне опытного Ту-144
Первые пассажиры Ту-144: зам. министра А.В,Болбот, Генеральный конструктор А.А.Туполев, Главный конструктор П.А.Колесов и зам. министра И.С.Разумовский
В конце 1970-х годов советские граждане наслаждались удобствами путешествия со сверхзвуковой скоростью. В отличие от лайнера Concorde в самолете Ту-144 имелись салоны трех классов. В основном салоне кресла стояли по пять в ряд.
Испытательное оборудование, установленное в пассажирском салоне Ту-144ЛЛ