Туполев Ту-154
Варианты:
Туполев - Ту-154 - 1968 - Россия
Страна: Россия
Год: 1968


Среднемагистральный авиалайнер
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (8)
Ту-154

   Ту-154, пассажирский среднемагистральный самолет с тремя двигателями, предназначался для замены Ил-18 и Ту-104. Самолет получился удачным, в нем сочетались хорошие летные данные с высокой для своего времени экономичностью и хорошими эксплуатационными показателями. Лайнер может эксплуатироваться с относительно плохих ВПП, типичных для большинства аэропортов СССР и стран СНГ.
   По заданию "Аэрофлота" в ОКБ А.Н.Туполева начали проектирование самолета, сохранившего компоновочные особенности Ту-134, но оснащенного новым крылом с развитой механизацией, включающей предкрылки, трехщелевые закрылки, элероны и четырехсекционные интерцепторы. В удлиненном фюзеляже увеличенного диаметра стало возможным установить кресла по шесть в ряд; максимальная вместимость самолета 167 пассажиров (нормальная 128-158 пассажиров). Помимо двух двигателей, установленных как на Ту-134 на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, в хвостовой части фюзеляжа разместили третий ТРДД, воздухозаборник которого находился перед килем.
   Прототип выполнил первый полет 4 октября 1968 года, а эксплуатация Ту-154 в "Аэрофлоте" началась 9 февраля 1972 года. В 1975 году в серию пошел Ту-154А с измененной конфигурацией пассажирского салона, увеличенной емкостью топливных баков, обновленным БРЭО и двигателями НК-8-2У. В 1977 году Ту-154А в серии сменил улучшенный Ту-154Б с более прочным крылом, "Б" строился в вариантах Ту-154Б-1 и Ту-154Б-2, последний имел большую пассажировместимость. Несколько Ту-154Б конвертировали в грузовые Ту-154С - перед крылом в борту фюзеляжа был оборудован грузовой люк, а в салоне установили ролики для упрощения перемещения грузов.
   Испытания модернизированного Ту-154М начались в 1982 году. На Ту-154М установили новые двигатели Д-30КУ-154-II, изменили горизонтальное оперение, модернизировали закрылки, увеличили площадь интерцепторов, а вместимость довели до 180 пассажиров. Эксплуатация Ту-154М в "Аэрофлоте" началась в декабре 1984 года.
   На основе Ту-154 было разработано несколько специальных вариантов, включая самолет для VIP-перевозок Ту-154 Люкс, самолет для тренировок космонавтов Ту-154М-ЛК-1 и самолет для выполнения полетов по программе "Открытое небо" Ту-154М-ОН.
   Массовое производство Ту-154 прекратили в 1997 году, хотя последний достроенный из задела Ту-154М был передан ВВС России весной 2013 года. Всего построено более 1000 Ту-154.
   Ту-154 экспортировались во многие страны мира. Самолет завоевал репутацию надежного и безопасного. "Аэрофлот" прекратил эксплуатацию Ту-154 в декабре 2009 года. В 2013 году в эксплуатации, главным образом в России и странах СНГ, находилось порядка 100 Ту-154.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ту-154М

   Тип: среднемагистральный авиалайнер
   Силовая установка: три ТРДД Д-30КУ-154-II ПНПП "Авиадвигатель" тягой по 103,95 кН
   Летные характеристики: крейсерская скорость на высоте 11900 м - 950 км/ч; практический потолок 12 500 м; дальность с полной заправкой и полезным грузом массой 5450 кг - 6600 км
   Масса: пустого снаряженного 55 300 кг; макс. взлетная 100 000 кг
   Размеры: размах крыла 37,55 м; длина 47,90 м; высота 11,40 м; площадь крыла 201,45 м2
   Полезная нагрузка: запас топлива 39 750 кг; максимальная масса полезной нагрузки 18000 кг
Tupolev Tu-154A CCCP-85109, c/n 75A109, in the classic Aeroflot colour scheme, circa 1978.
Tupolev Tu-154B-2 HA-LCG, c/n 75A127, of Malev Hungarian Airlines, circa 1976. The airline operated 18 Tu-154A, B and B-2 versions from 1973 until they were replaced by Boeing 737s. The last revenue flight was in March 2001.
В вооруженных силах более 20 стран Ту-154 использовались для VIP-перевозок. Изображен редкий Ту-154Б-2, один из четырех самолетов, арендованных у "Air Koryo" ВВС КНДР. На вооружении ВВС Китая состоят четыре Ту-154М/Д, доработанные в самолеты радиотехнической разведки.
Tupolev Tu-154M LZ-HMW, c/n 85A707, of Balkan Holidays Air (BH Air) is one of four leased Tu-154s operated by the company.
Tupolev Tu-154M RA-85720, c/n 91A902, is one of 29 Tu-154s in the Kras Air fleet. Like many Russian airlines, Kras Air's aircraft sport a variety of old, new and hybrid colour schemes - this is the current 'official' one.
Tupolev Tu-154M SP-LCL, c/n 89A812, of LOT Polish Airlines (Polskie Linie), circa 1994. Tu-154s replaced LOT'S ageing IL-18s from 1985 onwards, eventually operating 14 Tu-154Ms until 1995.
Tupolev Tu-154M RA-85688, c/n 90A859, of S7 Siberia Airlines wearing the Landor-designed 'all together now' colour scheme introduced in 2005 when Sibir Airlines was rebranded. The airline is one of Russia's largest operator of the type.
Tupolev Tu-154M, B-2629, c/n 92A919, of Sichuan Airlines, circa 1998. One of four Chinese airlines to operate the Tu-154, it flew five Tu-154Ms for around ten years in the 1990s.