B5N Kate
Палубный торпедоносец и бомбардировщик, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан, имел убирающееся шасси. Создан в КБ фирмы "Накадзима хикоки" под руководством К. Накамуры. Являлся первым японским палубным самолетом с убирающимся шасси. Его ДальшеMore>>>
опытный образец, торпедоносец "тип К", совершил свой первый полет в январе 1937 г. Самолет запущен в серию в ноябре того же года и строился на заводах "Накадзима" (Коизуми), "Аичи" (Нагоя) и в 11-м авиаарсенале флота (Хиро). Всего вместе с учебными B5N1-K изготовлено 1149 экз.
Экипаж - 3 чел. Вооружение 1x7,69, бомбы до 800 кг или одна торпеда снаружи под фюзеляжем.
B5N состоял на вооружении японского флота с конца 1937 г. (как "тип 97").
Выпускались две основные модификации:
- B5N1 (модель 11) с мотором "Хикари" 3;
- B5N2 (модель 12) с мотором NK1B ("Сакае" 11) и коком винта, с 1943 г. на части машин установлены РЛС.
Эти самолеты впервые были использованы в боевых действиях в Китае осенью 1938 г. с береговых аэродромов. В декабре 1941 г. B5N являлся единственным палубным торпедоносцем императорского флота и до конца 1944 г. основным типом самолета такого назначения. В этом качестве он участвовал во всех операциях японских авианосцев - ударе по Пёрл-Харбору, сражениях в Коралловом море и у Мидуэя, налете на Дарвин и атаке на Цейлон. С конца 1944 г. переведен на роль самолета ПЛО и морского разведчика, базирующегося на суше. С этой целью часть самолетов оснащалась РЛС или магнитными детекторами. Использовался также как учебная машина и буксировщик мишеней.
Производство B5N2 прекращено в 1943 г. Состоял на вооружении вплоть до капитуляции Японии.
B5N2||
Размах:||15,52 м
Длина:||10,3 м
Моторы, количество х мощность:||1x1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3600 кг
Максимальная скорость:||378 км/ч
Практический потолок:||7700 м
Дальность:||980 км
Nakajima B5N (морской палубный бомбардировщик-штурмовик Тип 97)
Под тактико-технические требования японских ВМС от 1935 года на новый палубный штурмовик-бомбардировщик, предназначенный на замену Yokosuka B4Y1, компания "Nakajima" предложила самолет Тип K. Это был свободнонесущий низкоплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом, оснащенный двигателем Nakajima Hikari 3 мощностью 770 л. с. Самолет проходил испытания в двух модификациях - с закрылками Фаулера, гидравлическим приводом закрылков и гидравлическим приводом механизма складывания крыла, а также в варианте с бесщелевыми закрылками и ручным складыванием крыла. После испытаний самолет пошел в серийное производство под обозначением "морской палубный бомбардировщик-штурмовик Тип 97 Модель 1" (или Nakajima B5N1). Самолет удачно проявил себя в боевых операциях в Китае, пока китайские летчики не получили более современные советские истребители. В 1939 году был разработан усовершенствованный вариант B5N2 с более мощной силовой установкой, сменивший B5N1, многие из которых были переделаны в учебно-тренировочные, получив обозначение B5N1-K. Соединение из 144 бомбардировщиков B5N2 было включено в первую группу, атаковавшую Перл-Харбор, доказав свое превосходство над многими зарубежными аналогами.
Самолеты B5N2 также участвовали в уничтожении трех американских авианосцев - "Хорнет", "Лексингтон" и "Йорктаун". Однако к 1944 году растущая мощь истребительной авиации союзников привела к тому, что бомбардировщики стали нести тяжелые потери, и их сняли с фронта, отправив решать задачи противолодочной обороны и патрулирования (разведки) морских акваторий. Серийный выпуск составил 1149 самолетов, строившихся компаниями "Aichi" (200 машин) и "Nakajima" (669), а также военно-морским арсеналом в Хиро (280 самолетов). США и их союзники присвоили самолету обозначение "Kate".
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Nakajima B5N2 "Kate"
Тип: палубный торпедоносец-бомбардировщик с экипажем из трех человек
Силовая установка: один звездообразный ПД Nakajima NK1B Sakae мощностью 1000 л. с. (746 кВт)
Летные характеристики: макс. скорость 378 км/ч; практический потолок 8260 м; макс. дальность 1990 км
Масса: пустого 2279 кг; максимальная взлетная 4100 кг
Размеры: размах крыла 15,52 м; длина 10,30 м; высота 3,70 м; площадь крыла 37,70 м2
Вооружение: один 7,7-мм пулемет в наводимой установке в задней кабине, плюс до 800 кг бомб или одна торпеда сравнимой массы
B5N2 "Kate". В начале войны на Тихом океане "Kate" считался самым совершенным торпедоносцем-бомбардировщиком в мире. За 12 месяцев боев эти самолеты потопили три американских авианосца и обеспечили множество японских десантов. В 1944 году техническое управление признало самолет устаревшим, после чего его карьере в частях первой линии был положен конец.
Nakajima B5N2 к-на 1 ранга Мицуо Фучида. Авианосец "Акаги", 5 апреля 1942г.
Этот B5N2, AI-308, принадлежал авиакрылу авианосца "Акаги". Код на киле означает: "A" - принадлежность к авианосной дивизии;"I" - авианосец базирования (в данном случае "Акаги"); "3" - бомбардировщик, а "08" - индивидуальный номер машины.
Палубный бомбардировщик B5N2 "Кейт" с авианосца "Хирю"
B5N с авианосца "Рюдзе" - участник инцидента с теплоходом "Майкоп" 15 декабря 1941 г.
Торпедоносец-бомбардировщик B5N2 "Кейт" из авиагруппы "Секаку".
B5N2 "Кейт" из авиагруппы "Дзуйкаку".
Палубные торпедоносцы "Кейт" нередко использовались в качестве "горизонтальных" бомбардировщиков.
Палубные бомбардировщики Накадзима B5N2 в ходе боевого вылета
Бомбардировщики-торпедоносцы B5N с легкого авианосца "Рюдзе" сыграли роковую роль в судьбе советского танкера "Майкоп"
B5N2 с авианосца "Дзуйкаку" атаковал Перл-Харбор 7 декабря 1941 года во второй волне ударных самолетов. Внизу виден густой дым от пылающих американских кораблей, горят в числе прочих линкоры "Калифорния" и "Аризона".
В вооружение самолета B5N2 в варианте бомбардировщика входил морской 356-мм бронебойный снаряд, переделанный в авиабомбу, в то время как торпедоносцы B5N2 несли 450-мм торпеды Тип 91 Модель 1. Они предназначались для использования на глубинах менее 12 м, поскольку в Перл-Харборе корабли стояли на якорях на мелководье.
B5N2 сражались большую часть войны на Тихом океане, но установка более мощного мотора не избавила самолет от свойственных B5N1 недостатков - отсутствия пассивной защиты и слабости оборонительного вооружения.
В полете "Кейт" с авианосца "Дзуйкаку" (отличительный признак - две белые полосы вокруг фюзеляжа).
B5N одинаково успешно использовался как бомбардировщик и торпедоносец - в том числе и во время налета на Перл-Харбор. Бомбы подвешивались под фюзеляжем.
Nakajima B5N1.
Палубный бомбардировщик-торпедоносец B5N
The Nakajima "Kate" 12 Naval Torpedo-Bomber (1,020 h.p. Nakajima Sakae 11 engine).
"Kate" были захвачены союзниками в качестве трофеев на позднем этапе войны. Этот самолет в 1945 году доставили в США для проведения оценочных испытаний.
Среди основных "действующих лиц" японской авиации на Алеутах были торпедоносцы B5N2 "Кейт"
Санта Крус - японский "Накадзима" B5N2 прошел между двумя американскими крейсерами к более "лакомой" цели - авианосцу "Хорнет". Снимок сделан 26 октября 1942 года во время сражения при Санта-Крузе.
Два B5N2 поздней постройки с пустыми бомбодержателями под крыльями. Пара проходит над якорной стоянкой кораблей японского флота.
Японские палубные бомбардировщики "Накадзима" B5N2 сыграли важнейшую роль в налете на Дарвин 19 февраля 1942г.
"Кэйт" в полете - наиболее трудоемкая, но блестяще выполненная работа студии "XX век"
Полетная палуба авианосца "Дзуйкаку" заполнена готовыми к взлету самолетами перед вылетом в районе Новой Гвинеи. На переднем плане "Рейсен Модель 21", за которыми следуют бомбардировщики "Аити D3A1" и бомбардировщики-торпедоносцы "Накадзима B5N2". Фото сделано 21 января 1942г.
Аэродинамически вылизанный B5N являлся самым красивым торпедоносцем-бомбардировщиком начального периода Тихом океане.
Торпедоносец B5N1 на аэродроме
Самолетами, нанесшими смертельный удар авианосцу "Йорктаун", были бомбардировщики-торпедоносцы Nakajima B5N. На их счету также множество других потопленных кораблей.
Захваченный американцами B5N2 оборудован РЛС для поиска подводных лодок
"Kate" в белой окраске "пленного" с крестами зеленого цвета, такие кресты наносили на японские самолеты после капитуляции Японии.