Aichi D3A Val
Страна: Япония
Год: 1938


Двухместный пикирующий бомбардировщик палубного и аэродромного базирования
Описание:
D3A Val
Aichi D3A
Фотографии

D3A Val

Палубный пикирующий бомбардировщик, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Шасси неубирающееся, основные колеса в обтекателях. Консоли крыла при хранении на авианосце складываются. Сконструирован в КБ фирмы "Аичи токей денки" под руководством Т. Гоаке. Опытный образец бомбардировщика, AM-17, совершил первый полет в январе 1938 г. Серийно выпускался с декабря 1939 г. Строился заводами "Аичи" в Фунаката и "Сева хикоки" (с декабря 1942 г.) в Токио. Всего выпущено 1495 экз.
Экипаж - 2 чел. Мотор "Кинсей". Вооружение 3x7,69, бомбы до 380 кг.
Принят на вооружение императорского флота в декабре 1939 г. (как "тип 99").
Серийно выпускались модификации:
   - D3A1 (модель 11) с мотором "Кинсей" 43 (поздние серии - "Кинсей" 44);
   - D3A2 (модель 22) с мотором "Кинсей" 54, увеличенным запасом горючего, коком винта, измененными очертаниями фонаря кабины.
Осенью 1940 г. новые пикировщики опробовали в боевых действиях в Китае. 13 сентября они в первый раз участвовали в налете на Чунцин. В конце 1940 г. самолеты поступили на авианосцы "Акаги" и "Кага". В 1941 г. их разместили на "Дзуйкаку", "Секаку", "Сорю" и "Хирю".
Пикировщики "типа 99" нанесли первый удар по американскому флоту 8 декабря 1941 г. в Пёрл-Харборе. Бомбардировщики и торпедоносцы совместно потопили или вывели из строя все линкоры Тихоокеанского флота США. Значительного успеха они достигли также в ходе налета на порт Дарвин в Северной Австралии 19 февраля 1942 г. Позднее эти машины участвовали в боях на о. Ява.
5 апреля 1942 г. при бомбежке Коломбо (о. Цейлон) пикировщики утопили 16 транспортов. В ходе удара по Цейлону ими были уничтожены в открытом море крейсера "Корнуэлл" и "Дорсетшир", авианосец "Гермес" и эсминец "Вампир".
Самолеты D3A в 1942-1943 гг. участвовали во всех крупных сражениях с американским флотом. В битве в Коралловом море им удалось повредить авианосец "Лексингтон". У о. Мидуэй японцам повезло меньше и они понесли большие потери.
С конца 1942 г. "тип 99" постепенно вытесняется более современными машинами на легкие авианосцы и береговые базы. С начала 1944 г. в основном использовались как учебные, причем часть самолетов переделали для этого в специальные D3A2-K.
Производство в Фунаката закончили в июле 1944 г., в Токио самолеты строили вплоть до капитуляции Японии. С вооружения D3A официально не снимался.


D3A2||
Размах:||14,4 м
Длина:||10,2 м
Моторы, количество х мощность:||1x1300 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3800 кг
Максимальная скорость:||430 км/ч
Практический потолок:||10500 м
Дальность:||1350 км

Aichi D3A

D3A стал первым массовым самолетом фирмы "Aichi". Он разработан согласно техническому заданию 11-Shi японских ВМС, составленному в 1936 году. Самолет предназначался для замены устаревающих пикирующих бомбардировщиков палубного базирования. Получивший обозначение D3A, самолет стал более известным, чем его предшественники. Эллиптическое в плане крыло во многом напоминало крыло самолета Heinkel Не 70. Колеса шасси закрывались большими каплевидными обтекателями.
   Прототип самолета с двигателем Hikari-1 мощностью 730 л.с. (как на D1A2) выполнил первый полет в январе 1938 года. Испытания выявили недостаточную мощность мотора. Кроме того, воздушные тормоза неэффективно работали на пикировании, а при выполнении крутых виражей самолет имел тенденцию к сваливанию. На втором прототипе большинство недостатков удалось исправить. Площадь крыла увеличили, усилили конструкцию воздушных тормозов и установили звездообразный двигатель Mitsubishi KINSEI-3 мощностью 840 л. с.
   Второй прототип по своим характеристикам превзошел конкурирующий образец фирмы "Nakajima", спроектированный по тому же техническому заданию. В декабре 1939 года было принято решение о запуске изделия фирмы "Aichi" в серию под наименованием "военно-морской палубный бомбардировщик тип 99 модель 11" (Aichi D3A1).
   Серийные образцы отличались от второго прототипа крылом несколько меньшей площади и небольшим форкилем, улучшившим путевую устойчивость. В очередной раз увеличили энерговооруженность машины, оснастив первые серийные экземпляры двигателями Mitsubishi Kinsei-43 мощностью 1000 л. с.
   Палубные испытания D3A1 завершились в 1940 году, а в конце того же года новые пикирующие бомбардировщики уже выполняли боевые вылеты в Китае и в Индокитае. Полным сюрпризом для американцев стал налет японских палубных авианосцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. В нем приняли участие 129 пикирующих бомбардировщиков D3A1, наносивших удар двумя волнами. D3A1 стал первым японским самолетом, сбросившим бомбы на корабль ВМС США. Над Перл-Харбором было сбито 15 бомбардировщиков D3A1.
   Самолеты D3A, названные союзниками "Val", применялись во всех основных сражениях с участием японских авианосцев в первый год войны на Тихом океане и потопили больше вражеских кораблей, чем любой другой самолет стран Оси. На счету D3A потопление 5 апреля 1942 года британского авианосца "Гермес" (первый в истории авианосец, уничтоженный самолетами авианосного базирования), а также крейсеров "Корнуэлл" и "Дорсетшир".
   Самолеты "Val" сыграли видную роль в битве в Коралловом море в мае 1942 года и в Мидуэйском сражении, произошедшем месяц спустя. В этих сражениях японские пикирующие бомбардировщики понесли тяжелые потери от американских истребителей F4F Wildcat. Самолеты D3A вообще не имели бронирования, а их топливные баки не протектировались, оборонительное вооружение было слишком слабым.
   Несмотря на появление в 1942 году модификации D3A2, самолет устарел. Машины данного типа постепенно передавались в части второй линии и учебно-тренировочные подразделения, тем не менее, их эксплуатация продолжалась до 1944 года, а потом некоторые машины использовались летчиками-камикадзе для отработки атак. Всего было построено примерно 1500 экземпляров D3A разных модификаций, в том числе 201 самолет был собран фирмой "Showa".


Модификации Aichi D3A

   D3A1: первая серийная модификация - "военно-морской палубный бомбардировщик тип 99 модель 11" (построено 476 самолетов)
   D3A2 модель 12: прототип улучшенного варианта с двигателем Mitsubishi Kinsei-54 мощностью 1300 л.с, топливными баками увеличенной емкости, доработанным фонарем задней кабины и коком воздушного винта (построен один самолет)
   D3A2 модель 22: серийный вариант самолета D3A2 модель 12; максимальная скорость на высоте 6200 м - 430 км/ч; практический потолок 10500 м; масса пустого 2570 кг; максимальная взлетная масса 3800 кг (построено 1016 самолетов)
   D3A2-K: учебно-тренировочный вариант, в который переделывались ранее построенные самолеты D3A1 и D3A2


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Aichi D3A2 модель 22

   Тип: двухместный пикирующий бомбардировщик палубного и аэродромного базирования
   Силовая установка: один звездообразный поршневой двигатель воздушного охлаждения Mitsubishi Kinsei-54 мощностью 1300 л. с.
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 6200 м 430 км/ч; крейсерская скорость на высоте 3000 м 295 км/ч; время набора высоты 3000 м - 5 мин 48 с; практический потолок 10 500 м; дальность полета 1352 км
   Массы: пустого 2570 кг; максимальная взлетная 3800 кг
   Размеры: размах крыла 14,37 м; длина 10,20 м; высота 3,85 м; площадь крыла 34,90 м2
   Вооружение: два фиксированных 7,7-мм пулемета тип 97 с боекомплектом 791 патрон на ствол; один 7,7-мм пулемет тип 92 на подвижный турельной установке в задней кабине с боекомплектом 100 патронов; одна 250-кг бомба или две 60-кг бомбы
Конструкция D3A позволяла ему устойчиво пикировать под углом до 80", что обеспечивало высокую точность бомбометания. Воздушные тормоза сохраняли скорость на приемлемом уровне, чтобы гарантировать выход из пикирования. На рисунке представлен D3A1 из кокутая Yokosuka.
Аити D3A1 "Вэл" с авианосца "Дзуйкаку" Императорских японских ВМС.
Пикировщики D3A1 "Вэл" из авиагрупп "Секаку" (вверху) и "Дзуйкаку".
Палубный пикирующий бомбардировщик D3A2 "Вэл" с авианосца "Акаги"
Самолет D3A, известный у союзников под наименованием "Val", показал себя как очень эффективный пикирующий бомбардировщик. На фотографии изображен самолет D3A1 из авиагруппы "Yokosuka".
Снимок последнего летавшего D3A "Val" - ныне эта машина уже не может подниматься в воздух. Но на базе самолета Vultee BT-15 было построено три копии, а позднее на базе Vultee BT-13 было построено девять копий японского пикировщика. Эти самолеты используются в основном при реконструкции атаки на Перл-Харбор во время различных авиашоу.
Второй прототип D3A, уже оснащенный 14-цилиндровым радиальным мотором воздушного охлаждения Mitsubishi Kinsei 3. В число доработок также входило увеличение размаха крыла на 40 см.
The second prototype AM-17 which embodied significant modifications and provided the basis for the Type 99 Carrier Bomber.
D3A1s apparently photographed in China during operational evaluation.
Самолеты D3A2 на аэродроме Мисава, октябрь 1945 г.
Истребители A6M2 и пикирующие бомбардировщики D3A готовятся к взлету с авианосца «Секаку», чтобы атаковать Перл-Харбор
Японский императорский флот получил две модификации пикирующего бомбардировщика фирмы "Аичи": D3A1 (на фото) и D3A2
Основную роль в потоплении "Гермеса" и "Вэмпира" сыграли пикирующие бомбардировщики Аичи D3A "Вэл"
A still from a Japanese wartime propaganda film, this D3A1 was allegedly photographed returning to its carrier after the attack on Pearl Harbor
В первые годы войны на Тихом океане самолет Aichi D3A являлся основным пикирующим бомбардировщиком японской морской авиации. По воздушным тормозам, хорошо различимым на нижней поверхности крыла, легко определить модификацию - D3A1.
A D3A2 of the 33rd Kokutai based at Surabaya in 1942 and combining the tasks of advanced pilot training and air defence. The D3A2 saw some limited use from small carriers, but was employed mostly from shore bases.
Действующие совместно с торпедоносцами Nakajima B5N2 и истребителями Mitsubishi А6М в качестве прикрытия, D3A были грозой кораблей союзников. Машина на снимке принадлежала 33-му кокутаю (авиагруппе).
Среди основных "действующих лиц" японской авиации на Алеутах были пикирующие бомбардировщики D3A1 "Вэл"
Несущие свое основное оружие - 250-кг бомбу под фюзеляжем - D3A2 направляются атаковать корабли союзников (снимок середины 1942 года). Под крылом, рядом с воздушными тормозами, хорошо видны пустые бомбодержатели.
Японский императорский флот получил две модификации пикирующего бомбардировщика фирмы "Аичи": D3A1 и D3A2 (на фото)
Выглядевший несколько архаично благодаря своему неубирающемуся шасси, D3A был очень эффективным самолетом. Он мог нести одну 250-кг бомбу под фюзеляжем и две 60-кг бомбы под крылом.
Палубный пикирующий бомбардировщик D3A
135 истребителей Mitsubishi A6M2, 135 пикирующих бомбардировщиков Aichi D3A1 (на снимке) и 144 торпедоносца Nakajima B5N2 были доставлены к Перл-Харбору японским авианосным соединением.
D3A, состоявшие на вооружении ударного соединения адмирала Нагумо, отлично зарекомендовали себя на начальном этапе войны на Тихом океане. Однако по мере усиления ПВО корабельных группировок союзников и неспособности пикировщиков вести воздушный бой, эффективность их действий резко снизилась.
Полетная палуба авианосца "Дзуйкаку" заполнена готовыми к взлету самолетами перед вылетом в районе Новой Гвинеи. На переднем плане "Рейсен Модель 21", за которыми следуют бомбардировщики "Аити D3A1" и бомбардировщики-торпедоносцы "Накадзима B5N2". Фото сделано 21 января 1942г.
"Вэл" очень похож
The Challenge Publications “Val”;
Also owned by Challenge Publications is this “Val” carrier bomber replica, another refugee from the Tora collection.
The "Val" formates on the Mitchell
A film peel-off by three “Vals” and a ”Kate”
Уникальный снимок, сделанный с палубы "Энтерпрайза" в момент атаки на корабль японских самолетов. Хорошо видны разрывы зенитных снарядов и горящий пикировщик "Вэл".
Модель Aichi D3A (1:48). Фирма "Эйрфикс"
Модель Aichi D3A1 (1:48). Фирма "Хасегава"
Aichi D3A1 Navy Type 99 Model 11
The Aichi "Val" 22 Navy Dive-bomber.
Aichi D3A1