RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Китай

Год : 1998

Одноместный многоцелевой истребитель

Chengdu J-10

   Многоцелевой истребитель Chengdu J-10 Vigorous Dragon (экспортная версия F-10 Vanguard) создавался для замены устаревшего истребителя Chengdu J-7 и штурмовика Nanchang Q-5. J-10 получил носовую часть, напоминающую Су-27, прямоугольный воздухозаборник для двигателя АЛ-31Ф, спаренные носовые колеса, относительно крупный киль и пару подфюзеляжных гребней для повышения устойчивости на больших углах атаки. В отличие от самолета J-7E, имевшего треугольное крыло двойной стреловидности, J-10 обрел крыло типа "обратная чайка" и переднее горизонтальное оперение.
   Программа создания J-10 началась в середине 1980-х годов. Ранняя модель имела воздухозаборник с центральным полуконусом для улучшения характеристик на высоких скоростях и хвостовую часть, внешне напоминающую проект IAI Lavi. В ходе десятилетней разработки проект J-10 из истребителя завоевания превосходства в воздухе превратился в многоцелевую машину с элементами уменьшения радиолокационной заметности. Проект J-10 имеет усовершенствованное БРЭО, включая фонарь кабины с широкоугольным коллиматорным индикатором (HUD), три многофункциональных дисплея, эргономичную систему управления, созданную по принципам HOTAS, приемник системы сигнализации об облучении РЛС, четырехкратно резервированную цифровую систему управления полетом, цифровую систему регулирования расхода топлива, шину передачи данных стандарта 1553B и новую импульсно-доплеровскую РЛС управления огнем (израильская Elta EL/M 2035, вариант советской "Фазотрон-Жук" или китайской JL-10A).
   Самолет может нести новые виды оружия класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" (ракеты PL-8 малой дальности, PL-11/PL-12/SD-10 средней дальности, C-701 с теленаведением и авиабомбы с лазерным наведением). Возможно, первоначально самолет J-10 оснащался турбовентиляторным двигателем АЛ-31ФН. Сообщалось, что Российская Федерация отказалась продать Китаю лицензию на выпуск этого двигателя. В результате для основной части серийных истребителей может использоваться двигатель WS-10A китайского производства.
   Программа разработки проекта J-10 шла с трудом. Считается, что первый прототип летал в 1996 году, но в конце 1997 года второй прототип разбился из-за неисправности системы управления, и проект серьезно пострадал. После тщательной реконструкции и обширных наземных испытаний новый прототип взлетел 23 марта 1998 года, что позволило возобновить программу. Собрали еще девять прототипов, и в конце 2005 года самолет J-10 вступил в строй.
   Разработка и улучшение самолета J-10 продолжались и после поступления в строевые подразделения. В ноябре 2009 года появились сведения, что Пакистан согласился на закупку 36 J-10B. Эти самолеты в строю будут обозначаться FC-20.


Варианты

   J-10A: одноместный многоцелевой экспортный вариант (иные обозначения F-10A или FC-10A)
   J-10B: модернизированный вариант J-10 со сверхзвуковым воздухозаборником постоянного сечения, инфракрасной поисково-следящей системой, РЛС с АФАР, возможна установка двигателя с изменяемым вектором тяги 3DTVC, покрытие RAM с поглощением РЛС излучения, более мощные системы БРЭО и РПД, и т.д.
   J-10AS: двухместный учебно-боевой вариант J-10A с удлиненной носовой частью фюзеляжа для размещения второй кабины под удлиненным каплевидным фонарем; включает расширенный надфюзеляжный гаргрот, в котором может размещаться дополнительное топливо или БРЭО; этот вариант также может применяться в боевых условиях с оператором вооружения в задней кабине
   Super-10: модернизированный вариант J-10 с РЛС с пассивной ФАР, усиленным планером и двигателем НПО "Сатурн"/ММПП "Салют" АЛ-31 ФН-М1 с управляемым вектором тяги согласно источникам в РФ.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Chengdu J-10A

   Тип: одноместный многоцелевой истребитель
   Силовая установка: турбовентиляторный двигатель АЛ-31ФН либо WS-10A Taihang тягой 122,50 кН или 129,40 кН на форсаже
   Летные характеристики: максимальная скорость 2340 км/ч (2,2М) на большой высоте; практический потолок 20 000 м; максимальная дальность 3400 км; боевой радиус действия 1540 км при полете по профилю "большая-малая-большая высота" с боезапасом 1814 кг и двумя ракетами "воздух-воздух" малой дальности
   Масса: пустого самолета от 8000 до 9000 кг; максимальная взлетная 19275 кг
   Размеры: размах крыла 9,70 м; длина 15,50 м; высота 4,78 м; площадь крыла 39 м!
   Вооружение: двуствольная 23-мм пушка и до 4500 кг боевой нагрузки на 11 узлах подвески (пять под фюзеляжем и шесть под крылом)

Показать полностью
  • Описание
  • Мировая Авиация 123

    Наиболее мощным вооружением J-10 является ракета PL-12, оснащенная активной радиолокационной ГСН, схожая с американской AMRAAM.

  • Мировая Авиация 154

    Эволюция ракеты в Китае. После выпуска по лицензии советских УР РС-2У (PL-1) и К-13 (PL-2/PL-3) Китай принял на вооружение новое поколение УР малой дальности, разработанных на основе Python 3. Впервые ракета PL-8H с ТГСН была представлена в 1991 году как часть ракетно-артиллерийского комплекса ПВО в сочетании с двумя 39-мм зенитными пушками. Практически идентичная Python 3, УР PL-8H, предположительно, является лицензионной или пиратской копией ее экспортного варианта. В 1997 году появилось подтверждение об интеграции PL-8 в СУВ истребителя J-7. УР PL-8 входит в арсенал средств поражения самолетов J-8, Q-5, JH-7, J-10 (фото) и J-10B. Вероятно, УР PL-8 приняли на вооружение ВВС КНР в 1991 году, так как экспорт зенитного варианта этой ракеты Китай начал в этом же году.

  • Air International 2014-11 / A.Rupprecht - Vigorous Dragon /Military/

    The K/JDC01 laser designator pod used for the LS-500J laser-guided bombs carried by the J-10 is seen here on this CAC-owned test aircraft, CAC 95613

  • Air International 2015-12 / News

    Close-up of the J-10B's afterburner section. In contrast to the AL-31FN, the WS-10B - similar to the WS-10A used by nearly all Chinese Flanker-versions - features shorter nozzle-pedals.

  • Air International 2019-01 / Airscene

    A montage of images depicting the nozzle movement of the WS-10X engine with thrust vector control.