Chengdu J-10
Страна: Китай
Год: 1998


Одноместный многоцелевой истребитель
Описание
Фотографии:

Цветные фото (83)
Chengdu J-10

   Многоцелевой истребитель Chengdu J-10 Vigorous Dragon (экспортная версия F-10 Vanguard) создавался для замены устаревшего истребителя Chengdu J-7 и штурмовика Nanchang Q-5. J-10 получил носовую часть, напоминающую Су-27, прямоугольный воздухозаборник для двигателя АЛ-31Ф, спаренные носовые колеса, относительно крупный киль и пару подфюзеляжных гребней для повышения устойчивости на больших углах атаки. В отличие от самолета J-7E, имевшего треугольное крыло двойной стреловидности, J-10 обрел крыло типа "обратная чайка" и переднее горизонтальное оперение.
   Программа создания J-10 началась в середине 1980-х годов. Ранняя модель имела воздухозаборник с центральным полуконусом для улучшения характеристик на высоких скоростях и хвостовую часть, внешне напоминающую проект IAI Lavi. В ходе десятилетней разработки проект J-10 из истребителя завоевания превосходства в воздухе превратился в многоцелевую машину с элементами уменьшения радиолокационной заметности. Проект J-10 имеет усовершенствованное БРЭО, включая фонарь кабины с широкоугольным коллиматорным индикатором (HUD), три многофункциональных дисплея, эргономичную систему управления, созданную по принципам HOTAS, приемник системы сигнализации об облучении РЛС, четырехкратно резервированную цифровую систему управления полетом, цифровую систему регулирования расхода топлива, шину передачи данных стандарта 1553B и новую импульсно-доплеровскую РЛС управления огнем (израильская Elta EL/M 2035, вариант советской "Фазотрон-Жук" или китайской JL-10A).
   Самолет может нести новые виды оружия класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" (ракеты PL-8 малой дальности, PL-11/PL-12/SD-10 средней дальности, C-701 с теленаведением и авиабомбы с лазерным наведением). Возможно, первоначально самолет J-10 оснащался турбовентиляторным двигателем АЛ-31ФН. Сообщалось, что Российская Федерация отказалась продать Китаю лицензию на выпуск этого двигателя. В результате для основной части серийных истребителей может использоваться двигатель WS-10A китайского производства.
   Программа разработки проекта J-10 шла с трудом. Считается, что первый прототип летал в 1996 году, но в конце 1997 года второй прототип разбился из-за неисправности системы управления, и проект серьезно пострадал. После тщательной реконструкции и обширных наземных испытаний новый прототип взлетел 23 марта 1998 года, что позволило возобновить программу. Собрали еще девять прототипов, и в конце 2005 года самолет J-10 вступил в строй.
   Разработка и улучшение самолета J-10 продолжались и после поступления в строевые подразделения. В ноябре 2009 года появились сведения, что Пакистан согласился на закупку 36 J-10B. Эти самолеты в строю будут обозначаться FC-20.


Варианты

   J-10A: одноместный многоцелевой экспортный вариант (иные обозначения F-10A или FC-10A)
   J-10B: модернизированный вариант J-10 со сверхзвуковым воздухозаборником постоянного сечения, инфракрасной поисково-следящей системой, РЛС с АФАР, возможна установка двигателя с изменяемым вектором тяги 3DTVC, покрытие RAM с поглощением РЛС излучения, более мощные системы БРЭО и РПД, и т.д.
   J-10AS: двухместный учебно-боевой вариант J-10A с удлиненной носовой частью фюзеляжа для размещения второй кабины под удлиненным каплевидным фонарем; включает расширенный надфюзеляжный гаргрот, в котором может размещаться дополнительное топливо или БРЭО; этот вариант также может применяться в боевых условиях с оператором вооружения в задней кабине
   Super-10: модернизированный вариант J-10 с РЛС с пассивной ФАР, усиленным планером и двигателем НПО "Сатурн"/ММПП "Салют" АЛ-31 ФН-М1 с управляемым вектором тяги согласно источникам в РФ.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Chengdu J-10A

   Тип: одноместный многоцелевой истребитель
   Силовая установка: турбовентиляторный двигатель АЛ-31ФН либо WS-10A Taihang тягой 122,50 кН или 129,40 кН на форсаже
   Летные характеристики: максимальная скорость 2340 км/ч (2,2М) на большой высоте; практический потолок 20 000 м; максимальная дальность 3400 км; боевой радиус действия 1540 км при полете по профилю "большая-малая-большая высота" с боезапасом 1814 кг и двумя ракетами "воздух-воздух" малой дальности
   Масса: пустого самолета от 8000 до 9000 кг; максимальная взлетная 19275 кг
   Размеры: размах крыла 9,70 м; длина 15,50 м; высота 4,78 м; площадь крыла 39 м!
   Вооружение: двуствольная 23-мм пушка и до 4500 кг боевой нагрузки на 11 узлах подвески (пять под фюзеляжем и шесть под крылом)
J-10A
Прототип J-10 первый полет выполнил неокрашенным, покрытым только слоем грунтовки, однако вскоре получил броскую демонстрационную окраску.
Большинство прототипов получило темную серо-голубую окраску. На снимке: третий прототип. Хорошо видны панели цвета грунтовки в основании киля, на фюзеляже и воздухозаборнике. Самолет оснащен двигателем WS-10.
Третий прототип китайского истребителя J-10
China's Chengdu J-10 in prototype form armed with PL-8 AAMs, a copy of the Israeli Python 3, under the delta wings. The large gap between the tail and the engine nozzle would indicate the later installation of a vectored-thrust exhaust.
Опытный самолет "1004" (четвертый опытный J-10A) с блоками НАР под крылом
Данный J-10A - из первой производственной партии - вооружен ракетами трех типов: PL-8 (на внешнем узле), PL-11 (на центральном пилоне) и PL-12 (на внутреннем пилоне).
Истребители J-10A из 131 -го авиационного полка 44-й авиадивизии ВВС КНР, снимок сделан во время церемонии по случаю перевооружения полка на новую технику. 131-й полк первым в китайских ВВС получил J-10A.
Легкие арочные укрытия от непогоды для самолетов
Истребители J-10 и J-11 на современном аэродроме в Тибете
J-10s from the 44th Fighter Division have regularly deployed on exercise to forward operating bases like here in Tibet. Here they’re seen together with a J-11A from the 33rd Fighter Division
«Вся королевская рать»: J-11B в общем строю с другими китайскими истребителями J-10,J-8II, J-8, J-7, J-6, J-5 и истребителями-бомбардировщиками JH-7 и Q-5
J-10A prototypes 1003 to 1006 in their dark camouflage and the first pre-series 1013 and 1016 in their light two-tone scheme together on the FTTC ramp at Jiugucheng during the flight trials.
Китайские истребители J-10 на авиабазе в Шигадзе
J-10 в Тибете (самолеты накрыты защитными чехлами)
One of the few photos that gives an idea of the J-20’s size compared to other types, with 2002 parked in front of two J-10s.
J-10 на фоне истребителя-бомбардировщика JH-7
Международный аэрокосмический салон "Airshow China"
Международный аэрокосмический салон "Airshow China"
One of the highlights of the airshow held at Zhuhai was the 'August First' display team of the PLAAF flying the Chengdu J-10.
Самолеты J-10 пилотажной группа "1-е августа" ВВС Китая на авиасалоне МАКС-2013
Зарубежный дебют китайской пилотажной группы "1 августа"
У этого предсерийного J-10 хорошо видна необычная конфигурация крыла, воздухозаборник под носовым обтекателем и переднее горизонтальное оперение.
На снимке, предположительно, запечатлен первый серийный J-10. Примерно 20 первых серийных J-10 с марта 2003 года поступили на вооружение 13-го испытательного полка в Цанчжоу.
A number of new and upgraded indigenous combat aircraft are either under development, or about to enter service with the PLAAF, including <...>came on stream in 2004. Given the number of AL-31FN powerplants delivered, it is conceivable that around 100 J-10s have been handed <...> it is estimated that around 300 J-10s will eventually serve with the PLAAF.
People's Liberation Army Air Force Chengdu J-10A fighter, serial number 61599, carrying a 90mm rocket pod loaded on a pylon under each wing.
The Chengdu J-10 is a mass-produced multi-role fighter for the PLAAF. It's powered by the Salyut-made AL-31FN afterburning turbofan, supplied to CHina in three subversions, known as Series 1, Series 2 and Series 3.
Истребитель J-10 - главный конкурент J-11 в ходе учений
The Mach 2 J-10 has a reported take-off weight of 42,409 lb (19,227 kg).
Утверждается, что по маневренности китайский J-10 превосходит имеющиеся в ВВС НОАК истребители семейства Су-27, хотя и имеет меньшую тяговооруженность.
This J-10A carries a PL-11, based on the Italian Aspide, and a PL-8B short-range air-to-air missile, a licence-built Python III.
На ролике, продемонстрированном китайским телевидением, показан один из прототипов J-10, который несет восемь 250-кг бомб, три ПТБ и пару ракет PL-8.
Пятый и шестой (на снимке - во время проведения испытаний на боевое применение) прототипы испытывались с неубираемыми штангами системы дозаправки в воздухе. Под крылом видны блоки НАР.
J-10A оптимизирован под решение задач ПВО, на имеющихся изображениях он был вооружен ракетами класса "воздух-воздух". В данном случае - PL-11.
A rare photograph of four J-10As flying in formation.
Новейшие серийные J-10A оборудованы системой дозаправки в воздухе и стационарными приемниками спутниковой навигационной системы (белая каплеобразная антенна на фюзеляже за фонарем кабины).
В корневой части киля расположен контейнер с тормозным парашютом, а в хвостовой части фюзеляжа - по два тормозных щитка и аэродинамических гребня.
J-10S
J-10AS из 131-го авиаполка. Иногда в некоторых источниках эти самолеты версии J-10AS обозначаются J-10B. Спарки используют для обучения и тренировок летчиков, хотя в будущем вероятна разработка на основе двухместной машины более эффективного боевого самолета.
Although photographs of the Chengdu J-10 have been circulating on the internet for several years, China had made no official acknowledgment of the type's existence until a public announcement on December 29, 2006. Seen here is a two-seat J-10B, 50756. The first prototype two-seater is reported to have made its maiden flight on December 26, 2003.
J-10S 132-го авиаполка 44-го дивизиона НОАК
Были построены два двухместных прототипа J-10AS. Первые полеты они выполнили неокрашенными, но затем получили камуфляж из двух оттенков серого цвета и бортовые номера "1021" и "1023".
J-10As taxying at Yangcun Air Base.
J-10S
Учебно-боевой истребитель J-10S
Самолет J-10 пилотажной группа "1-е августа" ВВС Китая на авиасалоне МАКС-2013
An operational 24th Division J-10AS, with the twin-seater's large bubble canopy, avionics spine and the rarely seen open chaff-and-flare boxes on the rear fuselage clearly in evidence.
J-10B
Эволюция ракеты в Китае. После выпуска по лицензии советских УР РС-2У (PL-1) и К-13 (PL-2/PL-3) Китай принял на вооружение новое поколение УР малой дальности, разработанных на основе Python 3. Впервые ракета PL-8H с ТГСН была представлена в 1991 году как часть ракетно-артиллерийского комплекса ПВО в сочетании с двумя 39-мм зенитными пушками. Практически идентичная Python 3, УР PL-8H, предположительно, является лицензионной или пиратской копией ее экспортного варианта. В 1997 году появилось подтверждение об интеграции PL-8 в СУВ истребителя J-7. УР PL-8 входит в арсенал средств поражения самолетов J-8, Q-5, JH-7, J-10 и J-10B (фото). Вероятно, УР PL-8 приняли на вооружение ВВС КНР в 1991 году, так как экспорт зенитного варианта этой ракеты Китай начал в этом же году.
The new variant of Chengdu's J-10B single engine fighter made its debut on the static display in Zhuhai. Weapons laid out in front of the aircraft included the PL-10E air-to-air missile, shown for the first time. Of note was the dual missile launch rail loaded with two PL-12 air-to-air missiles carried on both inner underwing pylons. The J-10B is powered by the uprated AL-31FN Series 3 engine and features a diverterless supersonic inlet, a new fire-control radar reportedly equipped with a passive electronically scanned antenna, and an infrared search and track system mounted in front of the canopy.
J-10B
Многофункциональный истребитель J-10B
The first two series-production J-10Bs powered by the indigenous WS-10B engine were first seen at CAC in October 2015.
This image shows both J-10B versions: in the background a standard Batch 01 aircraft powered by the AL-31FN Series 3 engine ready for delivery to a front-line unit and in the foreground the new Batch 02 version powered by the WS-10B.
A line of 14 series-production J-10Bs ready for delivery to an operational unit in January 2014. To avoid strict Chinese internet-regulations, the serial numbers are blurred to hide their true destination. These aircraft were reportedly destined for the 170 Brigade assigned to the FTTC.
J-11B и J-10 на учениях «Красный меч», 2016 г.
Участники конкурса ВВС НОАК в аэропорту Толмачево (Новосибирск) во время перелета из Рязани в Китай
A J-10B with full reheat; five regiments or brigades now fly the latest J-10B and J-10C, as China continues to introduce more modern multirole types into service.
A People’s Liberation Army Air Force J-10C loaded with two types of air-to-air missiles; short-range PL-10s on the outer wing pylons and long-range PL-15s on the inner pylons. The PL-10 reportedly features an infrared seeker with +/-90 degree off boresight capability, slaving to a helmet-mounted sight/display system, thrust­vector control with control wings fitted on the missile's tail, strakes fitted at the mid-fuselage position, and a solid rocket motor.
Истребитель J-10B
One of now more than 53 J-10Bs takes off at Chengdu-Huangtianba. Clearly visible is the typical afterburner-section of the Russian AL-31FN Series 3 engine with its characteristic blue section.
J-10B в полете, на киле смонтирована аппаратура РЭБ, по бокам отсека тормозного парашюта смонтированы датчики системы предупреждения о пусках ракет.
Усовершенствованный истребитель J-10B
AVIC’s J-10B test bed fitted with smoke generators trails red smoke during a spirited display routine thanks to its thrust vector controlled engine.
AVIC's Chengdu J-10B prototype, serial number 1034, the test bed aircraft fitted with thrust vector control.
The J-10B/C is gaining additional strike capabilities with integration tests underway with the K/JDC01 (also known as the OC-5) targeting pod and two GB-1/TG-500 500kg laser-guided bombs seen loaded on prototype 01 (1031).
Chengdu J-10B 101 is one of the six production examples of the upgraded fighter recently noted.
There are rumours an upgraded, semi-stealthy multi-role variant designated J-10C featuring enhanced avionics and other improvements is under development.
Details
Наиболее мощным вооружением J-10 является ракета PL-12, оснащенная активной радиолокационной ГСН, схожая с американской AMRAAM.
Эволюция ракеты в Китае. После выпуска по лицензии советских УР РС-2У (PL-1) и К-13 (PL-2/PL-3) Китай принял на вооружение новое поколение УР малой дальности, разработанных на основе Python 3. Впервые ракета PL-8H с ТГСН была представлена в 1991 году как часть ракетно-артиллерийского комплекса ПВО в сочетании с двумя 39-мм зенитными пушками. Практически идентичная Python 3, УР PL-8H, предположительно, является лицензионной или пиратской копией ее экспортного варианта. В 1997 году появилось подтверждение об интеграции PL-8 в СУВ истребителя J-7. УР PL-8 входит в арсенал средств поражения самолетов J-8, Q-5, JH-7, J-10 (фото) и J-10B. Вероятно, УР PL-8 приняли на вооружение ВВС КНР в 1991 году, так как экспорт зенитного варианта этой ракеты Китай начал в этом же году.
The K/JDC01 laser designator pod used for the LS-500J laser-guided bombs carried by the J-10 is seen here on this CAC-owned test aircraft, CAC 95613
Close-up of the J-10B's afterburner section. In contrast to the AL-31FN, the WS-10B - similar to the WS-10A used by nearly all Chinese Flanker-versions - features shorter nozzle-pedals.
A montage of images depicting the nozzle movement of the WS-10X engine with thrust vector control.