Sikorsky CH-53 / S-65 Sea Stallion
Варианты:
Sikorsky - CH-53 / S-65 Sea Stallion - 1964 - США
Страна: США
Год: 1964
Вертолет

Всепогодный вертолет сил специальных операций
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (46)
Sikorsky S-65 и S-80 (H-53)
  
   S-65 был разработан под требования Корпуса морской пехоты (КМП) США на новый тяжелый транспортный вертолет, которым предполагалось заменить устаревший CH-37 Mojave. Разработка S-65 велась специалистами компании "Sikorsky" на базе проекта HR3S-1, представлявшего доработанный вариант спроектированного компанией корабельного вертолета S-61/SH-3 и отличавшийся удлиненным фюзеляжем и задней грузовой рампой. Проект также стал основой для создания боевых поисково-спасательных вертолетов CH-3 и HH-3 Jolly Green Giant.
   Тактико-технические требования на перспективный корабельный тяжелый транспортный вертолет HH(X) были обнародованы командованием КМП США в 1962 году. Морской пехоте требовался вертолет, способный брать на борт полезную нагрузку массой 3629 кг, с боевым радиусом не менее 185 км и скоростью полета 278 км/ч. Вертолет должен был иметь способность перевозить 1,5-тонный грузовик и трейлер, ЗРК Hawk или тактическую ракету Honest John класса "поверхность-поверхность".
   Компания "Sikorsky" предложила на тендер свой вертолет S-65, в котором сочетались трансмиссия летающего крана S-64 Tarhe, шестилопастный несущий и рулевой винты вертолета CH-37 и увеличенный планер CH-3 с водонепроницаемым корпусом, задней грузовой рампой и боковыми спонсонами.
   Прототип двухдвигательного вертолета S-65 был облетан в 1964 году, а вскоре на вооружение КМП США поступил тяжелый транспортный вертолет CH-53 Sea Stallion. Он строился в четырех основных модификациях: транспортный CH-53, поисково-спасательный HH-53, противоминный (вертолет-тральщик) RH-53 и вертолет для специальных операций MH-53. Модификации CH-53 и HH-53 широко использовались КМП и ВВС США во Вьетнаме.
<...>
   Вертолеты CH-53A/D и CH-53E авиации КМП США активно применялись в ходе операций "Iraqi Freedom" и "Enduring Freedom". В операциях в Афганистане также были задействованы немецкие вертолеты CH-53G.
   В 2008 году ВВС США списали свой последний вертолет специального назначения MH-53M Pave Low (Enhanced Special Operations), а годом ранее КМП США приступил к снятию с вооружения вертолетов первого поколения CH-53A/D - им на замену пришли конвертопланы V-22.
   По состоянию на 2013 год военные модификации вертолета S-65 оставались на вооружении Ирана, Израиля, Мексики и Германии. Компания "Sikorsky" же по заказу КМП США приступила к разработке вертолета нового поколения, получившего обозначение CH-53K.


Варианты S-65

   YCH-53A: два прототипа, первый облетан 14 октября 1964 года
   CH-53A Sea Stallion: первый серийный вариант тяжелого транспортного вертолета для КМП США - с дополнительным бронированием, усовершенствованными фильтрами воздухозаборников двигателей, усиленным вооружением, а с 1968 года - с усовершенствованными двигателями T64-GE-12 или -16; построены 139 вертолетов
   RH-53A Sea Stallion: серийный противоминный вертолет с возможностью буксировки противоминного трала; 15 вертолетов переоборудованы из CH-53A большей частью путем добавления узлов для буксировки минно-трального оборудования
   TH-53A: небольшое количество вертолетов переоборудовано из CH-53A и использовалось ВВС с 1989 года для подготовки экипажей MH-53
   HH-53B Super Jolly: восемь поисково-спасательных вертолетов, схожих с CH-53A и оснащенных системой дозаправки в воздухе и возможностью подвески на усиленных пилонах двух дополнительных внешних топливных баков емкостью по 2461 л; первоначально оснащались двигателями T64-GE-3
   CH-53C Super Jolly: 20 вертолетов, в целом схожих с HH-53B (но без топливозаправочной штанги, с двигателями T64-GE-7 и обычными пилонами с возможностью подвески двух менее крупных внешних баков емкостью по 1703 л). Применялись ВВС США в качестве транспортных и учебных, часть позже переоборудована в HH-53H и MH-53J
   HH-53C Super Jolly: 44 боевых поисково-спасательных вертолета, созданных на базе CH-53C и получивших вновь топливозаправочную штангу
   S-65O (S-65C-2): два вертолета для Австрии, схожие с CH-53C; позже проданы Израилю
   S-65C-3: 33 вертолета для Израиля, схожие с CH-53C для ВВС США
   CH-53D Sea Stallion: усовершенствованный вариант для КМП США с модернизированной трансмиссий и двигателями T64-GE-412 или -413; 124 вертолета
   RH-53D Sea Stallion: новый серийный противоминный вертолет с двигателями T64-GE-413A (затем -415), подвешенными на спонсонах 1893-литровыми топливными баками, модифицированным узлом подвески внешнего груза, спасательной лебедкой, топливозаправочной штангой и пр.; 30 вертолетов для ВМС США и шесть для Ирана VH-53D: два вертолета в VIP-варианте, схожих с CH-53D
   CH-53G: модификация для СВ Германии - два вертолета построены в США, остальные 110 собраны в Германии. В целом схожи с CH-53D, но с возможностью установки топливозаправочной штанги или внешних топливных баков на спонсонах. Фильтров на воздухозаборниках нет
   YHH-53H: один HH-53B, модифицированный в прототип вертолета-носителя системы Pave Low II для использования в качестве всесуточного всепогодного боевого поисково-спасательного вертолета
   HH-53H Super Jolly: восемь HH-53C и два переданных на замену потерянным CH-53C, модернизированные по стандарту Pave Low III и оснащенные топливозаправочными штангами для использования в качестве боевых поисково-спасательных
   MH-53H: оставшиеся HH-53H, получившие новое обозначение после установки системы Constant Green и передачи в состав 1-го авиакрыла специальных операций
   MH-53J: восемь оставшихся MH-53H, плюс 31 вертолет HH-53B, CH-53C и MH-53C, модифицированные под стандарт Pave Low III Enhanced - с усиленной трансмиссией и дополнительным бронированием. Все оставшиеся вертолеты позже модифицированы в вариант MH-53M Pave Low IV, принятый на вооружение в 1998 году
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Sikorsky S-65/MH-53J Pave Low III Enhanced

   Тип: всепогодный вертолет сил специальных операций
   Силовая установка: два ТВаД General Electric T64-GE-7A мощностью по 3936 л. с. (2935 кВт) каждый
   Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета на уровне моря без подвесок 315 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 631 м/мин; динамический потолок 6220 м; статический потолок - 3565 м с учетом влияния земли и 1980 м без учета влияния земли; дальность 868 км
   Масса: пустого 10691 кг; взлетная 17344 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 22,02 м; длина фюзеляжа без штанги топливоприемника 20,47 м; высота наибольшая 7,60 м; высота по втулку несущего винта 5,22 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 380,89 м2
   Полезная нагрузка: внутренний запас топлива 2384 л; дополнительный запас топлива - до двух ПТБ емкостью по 1703 л; максимальная полезная нагрузка 9072 кг
   Вооружение: три шестиствольных 7,62-мм пулемета GAU-2/A
USA
14 октября 1964г.: Sikorsky YCH-53A, предшественник тяжелых вертолетов серии S-65 и S-80, имел силовую установку из двух газотурбинных двигателей N-64 General Electric.
S-65 поступили в конце 1966 года на вооружение транспортных эскадрилий авиации КМП США под обозначением CH-53A и вскоре были направлены во Вьетнам.
Второй прототип YCH-53A (№151614) совершил свой первый полет 14 октября 1964 года из Стратфорда, штат Коннектикут. До запуска машины в серию в летных испытаниях использовались только два YCH-53A.
Sikorsky CH-53A heavy assault helicopter (two 2,850 shp General Electric T64-GE-6 shaft-turbine engines)
Вертолет CH-53A выполняет петлю Нестерова
Американские морпехи грузятся в свои CH-53 для выполнения очередного задания в Сирии.
Operation Eagle Pull. The Marine covering force prepares to depart, following the evacuation of Americans from Phnom Penh.
Операция "Urgent Fury" увенчалась успехом во многом благодаря высадке на остров морской пехоты с вертолетов CH-53D Sea Stallion, четыре такие машины были приданы эскадрилье HMM-261.
Operation Frequent Wind HH-53s in a carpark on the northern edge of Saigon in April 1975.
Vietnamese refugees arriving on the deck of the carrier USS Midway, courtesy of 56th SOW HH-53s, on April 20, 1975.
На коммерческом поприще CH-53 (или S-65C) не добился успеха. Этот вертолет был модифицирован НАСА для демонстрации его коммерческих возможностей, но машина оказалась слишком дорогой в эксплуатации.
Sikorsky CH-53 modified under NASA contract to demonstrate the commercial capabilities of the S-65 and to develop ride quality criteria for large VTOL aircraft
Filled with mine countermeasures equipment, Sikorsky CH-53A 153737 "DH/17" belongs to Squadron HM-12, the only unit of its kind in the U.S. Navy
Sikorsky HH-53C heavy-lift helicopter of the 37th ARRS, USAF, at Phu Cat Air Base, Vietnam
Five Sikorsky HH-53s took part in the Son Tay raid.
HH-53C редко проводил спасание из воды. На фотографии пловец прыгает с трапа при низком зависании. Зависание при этом должно быть максимально коротким, так как в этот момент вертолет очень уязвим.
HH-53C был модификацией промежуточной спасательной модели вертолета HH-53B. Объем его внутренних и наружных топливных баков был уменьшен, но радиус действия не изменился. Вертолеты HH-53C 55-й эскадрильи аэрокосмической службы поиска и спасения (ARRS) вылетали во время каждого космического полета Apollo, готовые к поиску капсулы с экипажем.
The ‘Super Jolly Green Giant’, the HH-53C ultimate Vietnam rescue helicopter.
Вертолет Морской пехоты CH-53A несет вертолет CH-46 во время испытаний в Патуксен Ривер. Большая грузоподъемность позволила Sea Stallion эвакуировать более 1000 самолетов во Вьетнаме.
An Air Force HH-53 carrying a disabled Air America UH-1 to an airfield in South Vietnam.
Штурмовик A-1H эскортирует спасательный вертолет HH-53 над Северным Вьетнамом.
An HC-130P refuelling an HH-53C in May 1972.
Вертолеты HH-53C заправляются топливом в дальнем перелете
Основной задачей RH-53D была буксировка минных тралов, которые заставляли морские мины всплывать на поверхность. Затем их расстреливали с вертолета из двух 12,7-мм пулеметов.
Sikorsky RH-53D minesweeping and multi-mission helicopter of the US Navy
HM-12 used the RH-53D to clear the Suez Canal during Operation Nimbus Star in 1974. One of the unit’s Sea Dragons is seen here on April 27, 1974 towing a Mk 105 sled along the Canal.
A U.S. Navy Sikorsky RH-53D Sea Stallion of Squadron HM-14 sweeping the Red Sea in 1984 for mines sown apparently in connection with the Iraq-lran war
HM-12 flew from Ismailia, Egypt and a northern forward operating location to clear the Suez Canal with the Mk 105 magnetic sled under Operation Nimbus Star. Here, HM-12 RH-53D 158693/'07/DH' is about to pick up one of the sleds at Ismailia on April 24, 1974.
The Mk 105 hydrofoil sled was rushed into production in 1972 and remains the primary sweeping tool for magnetic influence mines. The sled is deployed from ships or shore bases on its pontoon floats, and the hydrofoils are swung down into the water for tow.
A Sikorsky RH-53D, of the type involved in the abortive mission to rescue hostages from the US Embassy in Teheran.
An RH-53D of HM-12 Detachment 2 prepares to lift off the deck of USS Inchon in August 1975 during Operation Nimbus Stream to locate and clear mines from Egyptian coastal waters.
Left to right: Sikorsky CH-53D helicopters fitted experimentally with improved rotor blades (IRB), canted tail rotor and swept-tip rotor blades
MH-53
MH-53H
MH-53J
MH-53J Сил специальных операций США выполняет посадку на футбольное поле недалеко от посольства Ватикана, где укрылся генерал Норьега.
Для "Си Сталлионов" работы пока немного
Germany
VFW-Fokker (Sikorsky) CH-53G in service with the German Army
First two Sikorsky CH-53D/GS built for Germany.
A German Army Sikorsky CH-53G takes a bow before the masses.
Principal medium lift helicopter of the Heeresflieger is the Sikorsky CH-53G. This example is from Heeresflieger Regiment 15, based at Rheine-Bentlage, and which supplies air mobility for the troops of Luftlandebrigade 27.
VFW-Fokker CH-53G, German-built version of the Sikorsky CH-53, serving with the Federal German Army
VFW-Fokker CH-53G with main rotor and tail rotor pylon folded
Israel
The Sikorsky S-65C-3 heavy-lift helicopter, one of the Heyl Ha’Avir examples of which is illustrated, has now been in Israeli service for some two years, making a spectacular operational debut on 26 December 1969 when it was used in the capture of an entire “Barlock” mobile radar installation.
Iran
Иран (авиация ВМС ИРИ). В 1970-х годах Иран приобрел партию вооружения в США, в том числе 6 вертолетов-тральщиков RH-53D, имевших возможность установки штанги для дозаправки в воздухе (в реальности - не устанавливалась) и использования противоминных систем компании EDO. Эти машины (серийные номера 160099-160104) стали последними в семействе S-65, после чего производство переключили на S-80. Вертолеты заказаны в 1975 году, в ВМС Ирана им присвоили бортовые номера с 6-2701 по 6-2706 и включили в состав вертолетной эскадрильи ПМО, базировавшейся на острове Харк. После свержения шаха в 1979 году американцы прекратили техобслуживание и поставки запчастей, однако RH-53D получили поддержку из неожиданного источника. Иранцам достались несколько RH-53D ВМС США, брошенных на аэродроме во время операции "Eagle Claw" - попытке спасения заложников, захваченных в американском посольстве в Тегеране. К 1988 году парк вертолетов сократился до двух машин, но затем снова увеличился до 4-5, когда Иран тайно приобрел запасные части. Полагают, что три вертолета, оставшихся к 2008 году, используются как транспортные.
The Iranian naval air component received six Sikorsky RH-53D helicopters with Edo mine-sweeping floats (shown) and two of these are reportedly operable at Bandar Abbas.
Austria
Австрия (ВС). Австрия приобрела два S-65C-2 (также обозначавшихся S-65O) аналогичных CH-53C ВВС США. Они предназначались преимущественно для работы в условиях чрезвычайных ситуаций и прибыли в страну в 1970 году. Несмотря на высокую эффективность, вертолеты оказались для австрийского правительства слишком дорогими, поэтому 15 мая 1981 года их продали Израилю.
Сикорский CH-53