Eurofighter Typhoon / EF-2000
Варианты:
Eurofighter - Typhoon / EF-2000 - 1994 - International
Страна: International
Год: 1994


Одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе/ истребитель-бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (59)
Eurofighter Typhoon
  
   Опыт успешной международной кооперации в разработке и производстве Panavia Tornado послужил основой для запуска в середине 1980-х годов совместной программы разработки европейского истребителя завоевания превосходства в воздухе, который должен был поступить на вооружение в конце 1990-х годов. В июне 1986 года Германией, Великобританией и Италией был образован консорциум "Eurofighter", вскоре к нему присоединилась Испания. На раннем этапе в дискуссиях по EFA (European Fighter Aircraft) принимали участие и другие страны Европы, прежде всего Франция, но затем они отошли от программы, выбрав собственные пути. Франция сделала ставку на разработку истребителя Dassault Rafale.
   Концепция EFA предусматривала создание самолета с искусственной устойчивостью, с передним горизонтальным оперением (ПГО), цифровой электро-дистанционной системой управления, с органами управления, скомпонованными по принципу HOTAS, с высокотехнологичным БРЭО, а также предусматривалось использование карбоно-фибровых композитных конструкционных материалов и материалов на основе алюминий-литиевых и титановых сплавов, применение речевой системы управления. За основу проекта взяли демонстратор технологий BAe EAP.
   В сентябре 1987 года были сформулированы требования к относительно легкому, но оснащенному сложным БРЭО одноместному истребителю с минимально возможной эффективной поверхностью рассеивания, высокими летными данными на сверхзвуковых скоростях, отменной маневренностью, хорошей управляемостью и силовой установкой из двух ТРДДФ, способному эксплуатироваться с коротких ВПП, вести маневренный воздушный бой и оптимизированному для поражения воздушных целей вне пределов визуальной видимости. В качестве второстепенной рассматривалась задача поражения наземных целей. Германию и Италию интересовал чистый истребитель воздушного боя, но в результате переговоров согласились на принятие общих требований к самолету с массой пустого не менее 9750 кг при площади крыла 50 м2 и силовой установкой на базе новых ТРДДФ EJ200 тягой по 90 кН на форсаже, разрабатываемых консорциумом "Eurojet" в составе британской "Rolls-Royce", германской MTU, итальянской "Fiat Avio" и испанской SENER (позже ITP).
   Подписанный в ноябре 1988 года первоначальный контракт предусматривал разработку и постройку восьми прототипов (включая два двухместных), срок завершения программы - 1999 год.
   Прототипы должны были строиться во всех государствах-партнерах: Великобритании (три), Германии (два), Италии (два) и Испании (один). Планировалась закупка с 1996 года 765 серийных самолетов - по 250 для британских и германских ВВС, 165 для ВВС Италии и 100 для ВВС Испании.
   После ожесточенных политико-экономических споров между различными национальными министерствами в 1990 году решили вести разработку многорежимной импульсно-доплеровской РЛС СУО ECR90 силами британской "GEC Ferranti" при участии итальянской компании FIAR и испанской - INISEL. ECR90, получившая позже наименование CAPTOR, оптимизирована для поиска и уничтожения воздушных целей ракетами - в исходном варианте ракетами AIM-120 и AIM-9. Со временем в комплекс были интегрированы УР ASRAAM (для ВВС Великобритании) и IRIS-T (для ВВС Германии и Испании). В будущем британские ВВС намерены заменить УР AMRAAM ракетами Meteor. Помимо УР "воздух-воздух", на узлах внешней подвески предусмотрено использование широкого ассортимента вооружения класса "воздух-поверхность". По требованию Великобритании, самолет вооружен 27-мм пушкой Mauser BK27, установленной в фюзеляже по правому борту.
   Хотя основной поисковой системой является РЛС CAPTOR, важное значение имеет тепловизионная система PIRATE, разработанная компанией "Eurofirst", в которую вошли итальянская FIAR, британская "Thorn-EMI Electronics" и испанская "Eurotronica". За разработку бортового комплекса обороны DASS (Defensive Aids Sub-System) отвечали британская "Marconi Defence Systems" и итальянская "Elettronica". Контракт на разработку DASS предписывал интеграцию в единый комплекс аппаратуры предупреждения о пусках ракет, приемников предупреждения о лазерном и электромагнитном излучении, устанавливаемых в законцовках крыла станций постановки помех, устройств отстрела ложных целей, а также буксируемой ложной цели. Германия и Испания считали возможности DASS избыточными и выбрали для своих самолетов упрощенный вариант бортового комплекса обороны.
   Решение о выделении инвестиций для подготовки производства предполагалось принять в начале 1993 года, но Германия продолжала дискутировать по вопросу стоимости одного самолета и расходов на весь период эксплуатации, что привело к задержке всей программы EFA. После анализа семи проектов однодвигательных самолетов в конце 1992 года остановились на более простом и менее дорогостоящем проекте - известном как Eurofighter 2000 и отличающемся возможностью оснащения его упрощенным БРЭО в целях снижения стоимости (прежде всего - для Германии). На начало 2010 года планировалась закупка 162 самолетов для Великобритании, 145 для Германии, 98 для Италии и 74 для Испании. Кроме того, заказы получены от Австрии и Саудовской Аравии. В 2010 году ВВС Австрии получили все 15 заказанных истребителей, а Саудовская Аравия начала получать первые из 72 заказанных самолетов.
   Первые два прототипа Eurofighter 2000 собрали в Германии (DA.1) и Великобритании (DA.2). DA.1 поднялся в воздух 27 марта, а DA.2 - 6 апреля 1994 года. Обе машины получили "промежуточные" двигатели RB.199-22. Первым прототипом со штатной силовой установкой из двух ТРДДФ Eurojet 200 стал собранный в Италии DA.3, постройка которого задержалась из-за проблем с интеграцией цифровой системы управления двигателем. Первый двухместный прототип DA.4 собран "BAe" и также являлся демонстратором прототипа РЛС ECR90. DA.5 сборки компании DASA предназначался для интеграции БРЭО и СУВ. Последними прототипами, количество которых ограничили после реструктуризации программы, стали двухместный DA.6 испанской сборки и одноместный DA.7 итальянской сборки.
   Постепенно программа Eurofighter преодолела сложные финансово-экономические и технические проблемы. Главные проблемы технического плана были связаны с программным обеспечением системы управления полетом, изначально создаваемым в Германии. В 1998 году самолет получил собственное имя Typhoon - это название закрепилось за истребителями для Великобритании и для экспорта. Италия выбрала название Tifone, а Германия сохранила обозначение EF2000, испанские одноместные машины получили обозначение C.16, а двухместные - CE.16.
   В силу сложности Typhoon программа его разработки и производства обходилась партнерам очень дорого, поэтому было принято решение разбить ее на несколько этапов (траншей), с последовательным наращиванием возможностей. Первыми поступили на вооружение самолеты траншей 1 и 2, причем системой PIRATE оснащались только самолеты 2-й серии. В начале 2010 года началось финансирование транша 3A вместо потенциально более эффективных самолетов транша 3. Самолеты серии 3A будут оснащены РЛС CAPTOR-E с активной фазированной антенной решеткой.
   Хотя первый серийный Typhoon поступил на вооружение ВВС Испании 16 октября 2003 года, дальше всего в освоении боевых возможностей самолета продвинулись британские ВВС. Первый самолет поступил на вооружение британских ВВС 18 декабря 2003 года. Британские ВВС первыми начали использовать Typhoon в качестве истребителя-бомбардировщика с прицельным контейнером Litening II и управляемой авиабомбой Paveway II. Первые самолеты, способные поражать только воздушные цели, обозначаются в британских BBC T.Mk 1 (двухместные) и F.Mk 2 (одноместные). Самолеты, доработанные в истребители-бомбардировщики - T.Mk 3 и FGR.Mk 4. Последние FGR.Mk 4 из транша 2 способны поражать наземные цели и оснащены системой PIRATE.
   "Eurofighter" продолжает поиск иностранных заказчиков, самолет принимает участие в тендере на 126 средних многоцелевых самолетов для ВВС Индии. Конкурентами Typhoon в тендере на замену истребителей F-5 для швейцарских ВВС являются Rafale и Gripen NG.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Eurofighter Typhoon

   Тип: одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе/ истребитель-бомбардировщик
   Силовая установка: два ТРДДФ Eurojet EJ200 сухой тягой по 60 кН (тяга на форсаже 90 кН)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11 000 м - 2125 км/ч или М=2,00; время набора высоты 10670 м и скорости М=1,5-2 мин 30 с; практический потолок 14500 м; боевой радиус в варианте завоевания превосходства в воздухе с тремя ПТБ и временем патрулирования 10 мин - 1390 км
   Масса: пустого 10995 кг; максимальная взлетная 23 000 кг
   Размеры: размах крыла с торцевыми контейнерами РЭБ 10,95 м; длина 15,96 м; высота 5,28 м; площадь крыла 50 м2
   Вооружение: одна встроенная 27-мм пушка Mauser BK27, до 8000 кг вооружения на внешней подвеске (четыре УР в полуутопленном положении под фюзеляжем; пять внешних подфюзеляжных узлов подвески и восемь подкрыльевых узлов подвески)
Макет самолета EFA
The Eurofighter EFA has now been backed for further development by the governments of Britain, West Germany and Italy, with Spain expected soon to follow, but in the view of the author, more effort needs to be made to justify publicly the expenditure of the $10,000m that development is expected to cost.
Макет самолета EFA
Макет самолета EFA
The Eurofighter EFA will miss the Show, but the mock-up, seen here at Berlin, is expected to make an appearance.
"Тайфун"
Разнообразное вооружение под макетом истребителя EF2000 "Тайфун"
Макет истребителя Еврофайтер "Тайфун". Обратите внимание: на самолет нанесены опознавательные знаки ВВС Южной Кореи
Eurofighter has carried out its first wind tunnel tests of conformal fuel tanks on the Typhoon, in the highspeed wind tunnel at BAE Systems, Warton. Work on the conformal tanks is the responsibility of a partnership between BAE Systems and GKN Engage of Australia. The tanks, which have a total capacity of approximately 1,150 Imp gal, could increase the range of the aircraft by over 25%, and are seen as a major selling point in the overseas market and as a vital element in developing Eurofighter’s air-to-ground capability.
Significant progress is being made with the development of the Eurofighter.
Artist's impression of an RAF A330 FSTA with two Eurofighter Typhoons. The type has been chosen to replace the RAF's Tristars and VC10s, with the first examples expected to enter service in 2011. Orders have also been placed by Australia, Saudi Arabia, and the United Arab Emirates.
Eurofighter Typhoon is the world’s most advanced swing-role combat aircraft. Its multi-role flexibility is legendary and it’s already in service with the Air Forces of Germany, Italy, Spain, the United Kingdom and Austria. While the Kingdom of Saudi Arabia has 72 Eurofighter Typhoon on order. More than just an aircraft, the programme enhances economies through the creation of hi-tech jobs and greater technological capability through genuine industrial collaboration. Delivering unrivalled air dominance, Eurofighter Typhoon is the affordable solution to meet challenges faced by air forces in the 21st Century.
Eurofighter Long-Term Evolution plans to introduce upgrades that will massively improve firepower for the Eurofighter.
This is an MBDA artist's impression of a Typhoon tooled-up to the hilt with MBDA products; ASRAAM missiles on stations 0 and 10, three Brimstone missiles per launch system on stations 1 and 9, and Meteor missiles on stations 4, 5, 7 and 8.
This impressive artist's rendition shows the Typhoon carrying 16 air-to-air missiles.
The old and the new: a Eurofighter Typhoon sits next to a concept model of Tempest, a vision of the UK's future combat aircraft, at BAE Systems in Warton
The Tempest sixth-generation fighter concept is planned to replace the RAF's Eurofighter Typhoon fleet from the late 2030s.
Those who value aesthetics in aircraft design may be reassured by the reminder that this, now very familiar twin-finned, pelican-nosed configuration - may not be the final Tempest design
As Europe's largest defence programme in the coming decades, FCAS aims to push innovation and technological boundaries
The BriteCloud 55 countermeasures system was first developed by Selex in 2013 following close co-operation with the UK Defence Science and Technology Laboratory and the Royal Air Force. The RAF’s 41 Squadron tested BriteCloud in April 2019
An artists impression of the ECRS Mk2 fitted to a Eurofighter Typhoon, illustrating the placement of the dish behind the radome and the supporting infrastructure within the aircraft. The Typhoon has a larger nose than comparable aircraft, which allows for a larger radar dish
Рисунок перспективной палубной модификации истребителя Еврофайтер "Тайфун"
A carrier-based Typhoon has been offered to India.
Computer generated image of a Eurofighter 2020 variant painted in a grey paint scheme with Arabic serial number reminiscent of the livery worn by Mirage 2000-9 and F-16Es of the UAE Air Force and Air Defence.
Eurofighter has also illustrated a 2020 variant in a desert camouflage colour scheme reminiscent of that worn by Royal Air Force of Oman fighters.
Eurofighter is offering the EF-2020 for the Turkish Air Force. Depicted in the colours of 171 'Korsanlar' (Buccaneers) Squadron, the EF-2020 offer comes at a time when Turkey has delayed an order for 116 Lockheed Martin F-35s and commenced a project to develop a combat fighter locally.
Aiming to produce "a combat aircraft with better performance than the F/A-18 at F-16 prices”, British Aerospace has proposed this relatively conventional design for the current European Fighter Aircraft programme. It has a cranked delta wing, a canard, and an unusually high composite content.
"Eurofighter/Jagdflugzeug GmbH surely has a duty to explain about the massive superiority of the EFA ...”
An artist's impression of the EFA Eurofighter in flight.
Typhoon
Eurofighter Typhoon
Cutaway drawing showing the key modifications required for the naval Typhoon.
Evolution of air inlets showing the wide variety of configurations adopted over the years.
Варианты вооружения EF-2000 для выполнения различных миссий
Representative Eurofighter Typhoon weapon loads (1999)
Eurofighter Typhoon/EF2000, вооружение "воздух-воздух"
Configuration of the full Eurofighter defensive aids subsystem (1999)
Зоны поражения УР малой дальности. Новое поколение европейских УР малой дальности обладает существенно большей зоной поражения целей в сравнении с AIM-9L Sidewinder
COMPARATIVE PLAN VIEWS OF RAFALE AND TYPHOON. Both aircraft are of a similar size and shape with the main difference being the positioning of the canards.
The defensive aids subsystem, which includes the towed decoy deployed from the right-hand wing tip pod.
Распределение материалов в конструкции планера самолета EF2000: 1 - углепластик; 2 - алюминиево-литиевый сплав; 3 - титан; 4 - КМ на графитовой основе; 5 - магниевый сплав
Схема самолета EF2000
Eurofighter Typhoon with scrap view of two-seat version (1998)
Eurofighter Typhoon