Douglas AD / A-1 Skyraider
Варианты:
Douglas - AD / A-1 Skyraider - 1946 - США
Страна: США
Год: 1946


Одноместный штурмовик корабельного и берегового базирования
Описание
Фотографии:

Обломки (15)
Douglas AD и А-1 Skyraider

   Главный конструктор "Douglas El Segundo" Эдвард Хайнеман, недовольный самолетами семейства XBTD, решил спроектировать более простую машину. В итоге 18 марта 1945 года в воздух поднялся XBT2D-1, ставший впоследствии AD-1 Skyraider и прослуживший долгую и яркую карьеру. Причем AD-1 стал самым большим одноместным боевым самолетом, находившимся тогда в серийном производстве. Самолет представлял собой свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом, с шасси с хвостовым колесом и полностью адаптированный к эксплуатации на авианосцах. В составе силовой установки был использован звездообразный двигатель Wright R-3350 - меньший, чем R-4360, примененный на конкурирующих образцах. Хотя внутренний объем был достаточно большой, вооружение размещалось лишь на внешней подвеске - например, крыло, у которого для облегчения базирования на авианосцах внешние секции были выполнены складывающимися, получило по семь точек подвески под каждой консолью. Опыт боев Второй мировой войны показал, что одной из наиболее важных характеристик самолета данного класса является способность применять широкую номенклатуру средств поражения. Машина оказалась настолько удачной, что до завершения серийного выпуска в 1957 году были собраны 3180 самолетов.
   Опоздав на Вторую мировую войну, AD-1 успел к началу войны в Корее, где его большая боевая нагрузка и способность находиться в воздухе по 10 часов резко контрастировали с малой боевой нагрузкой и незначительной продолжительностью полета первых реактивных самолетов, применявшихся в конфликте. Оказался востребованным Skyraider и во Вьетнаме. Модификации с AD-1 по AD-4 отличались друг друга незначительно, но AD-5 имел более широкую пилотскую кабину, что позволило разместить в ней двух человек, а также оснащался РЛС APS-20A, а часть машин - еще и заднюю, вторую, кабину для двух-трех операторов средств РЭБ. На базе AD-5 были также созданы медицинский, грузовой, транспортный варианты, а также буксировщик воздушных мишеней. AD-6 и AD-7 представляли собой улучшенные одноместные модификации, значительная часть одноместных машин использовалась французскими ВВС в ходе боевых действий в Алжире. В течение 1962 года оставшиеся самолеты семейства AD получили новое обозначение - A-1 разных модификаций. И во Вьетнаме 1-я авиагруппа специального назначения Тактического авиационного командования ВВС США весьма успешно использовала самолеты вариантов A-1E, A-1H и A-1J.


Варианты

   XBT2D-1N: два из 25 прототипов и опытных самолетов XBT2D-1, модифицированные в прототипы трехместных ночных штурмовиков с двумя операторами РЛС, расположенными в отсеке за высокорасположенной пилотской кабиной; РЛС находилась в гондоле под левой консолью крыла, а под правой - поисковый прожектор
   XBT2D-1P: одноместный прототип самолета XBT2D-1 для аэрофоторазведки
   XBT2D-1Q: один двухместный XBT2D-1, переоборудованный в постановщик помех; РЛС и дипольные отражатели располагались в гондолах, а оператор систем РЭБ находился внутри фюзеляжа
   AD-1: серийный вариант со звездообразным ПД R-3350-24W мощностью 2500 л.с. (1864 кВт), вооруженный двумя 20-мм пушками и возможностью подвески до 3629 кг различных боеприпасов (построено 242 самолета)
   AD-1Q: двухместный самолет - постановщик помех, созданный на базе XBT2D-1Q (построено 35 машин)
   XAD-1W: один самолет XBT2D-1, переоборудованный в прототип трехместного самолета раннего обнаружения, с двумя операторами РЛС, находившимися в основной кабине за пилотом, и поисковым радаром в громадном обтекателе под фюзеляжем
   XAD-2: один самолет XBT2D-1, переоборудованный в прототип усовершенствованного штурмовика; вначале обозначался как BT2D-2 и оснащался звездообразным ПД R-3350-26W мощностью 2700 л.с. (2014 кВт)
   AD-2: улучшенная модель штурмовика, с обтекателями ниш шасси, увеличенным запасом топлива и другими небольшими изменениями (построено 156 самолетов)
   AD-2D: неофициальное обозначение дистанционно-управляемых ЛА для получения радиоактивных проб после проведения ядерных испытаний
   AD-2Q: двухместный вариант самолета AD-2 для радиопротиводействия (построена 21 машина)
   AD-2QU: один самолет AD-1Q, переоборудованный в буксировщик мишеней
   XAD-3: варианте газотурбинным двигателем GETG-100. Также предлагались варианты с двумя двигателями Allison 500, либо Westinghouse 24С или 19XB, либо даже двухтурбинные силовые установки разработки компании "Douglas"
   AD-3: обозначение модели AD-2 с удлиненными амортизаторами шасси, перепроектированным фонарем кабины пилота, улучшенным воздушным винтом и т.д. (построено 125 машин)
   AD-3E и AD-3S: противолодочные варианты; AD-3E - поисковый самолет, а AD-3S - ударный; два AD-3W были переоборудованы в AD-3E и два AD-3N - в AD-3S; хотя на испытаниях был подтвержден высокий потенциал системы, в последующем программа пошла по иному пути - один AD-3S был переоборудован в поисково-ударную машину с РЛС APS-81 в гондоле под левой консолью крыла, с увеличенным запасом средств поражения
   AD-3N: трехместный вариант ночного штурмовика AD-3 (построено 15 машин)
   AD-3QU: буксировщик мишеней; машины поставлялись как самолеты РЭБ AD-3Q, но имели оборудование Mk 22 для буксировки мишеней (построено 23 машины)
   AD-3W: трехместный вариант AD-3 для раннего обнаружения воздушных объектов с системами, за основу которых были взяты системы самолета XAD-1W (построена 31 машина)
   AD-4: основная серийная модель Skyraider; оснащена звездообразным ПД R-3350-26WA мощностью 2700 л.с. (2014 кВт) и автопилотом; усовершенствован фонарь кабины пилота (построено 372 машины)
   AD-4B: специализированный вариант AD-4 с возможностью применения ядерного оружия; использовалась техника бомбометания "через плечо"; вооружение на крыле было увеличено до четырех 20-мм пушек (28 самолетов переоборудованы из AD-4, а вновь построено 165 машин)
   AD-4L: вариант AD-4, оснащенный противообледенительной системой; вооружение на крыле было увеличено до четырех 20-мм пушек (переоборудованы 63 самолета)
   AD-4N: трехместный вариант ночного штурмовика AD-4 с оборудованием серии "S" для поиска подводных лодок (построено 307 машин)
   AD-4NA: обозначение 100 самолетов AD-4N, с которых было снято оборудование ночного штурмовика, чтобы дать возможность нести более тяжелую бомбовую нагрузку (применялись в Корее); вооружены четырьмя 20-мм пушками; в 1962 году получили новое обозначение - A-1D
   AD-4NL: вариант AD-4N, идентичный AD-4L (переоборудовано 36 машин)
   AD-4Q: двухместный вариант AD-4 для радиопротиводействия (построено 39 самолетов)
   AD-4W: трехместный вариант AD-4 - самолет раннего обнаружения; 50 машин были переданы ВМС Великобритании под обозначением Skyraider AEW.Mk 1, а 118 оставшихся у ВМС США самолетов получили оборудование для раннего обнаружения подводных лодок (построено 168 самолетов)


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Douglas AD-7 (A-1J) Skyraider

   Тип: одноместный штурмовик корабельного и берегового базирования
   Силовая установка: один звездообразный ПД Wright R-3350-26WB Duplex Cyclone мощностью 2800 л. с. (2088 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 6095 м - 552 км/ч; крейсерская скорость на высоте 1830 м - 314 км/ч; начальная скороподъемность 985 м/мин; практический потолок 7740 м; дальность с максимальной боевой нагрузкой 1448 км
   Масса: пустого 5486 кг; максимальная взлетная 11340 кг
   Размеры: размах крыла 15,25 м; длина 11,84 м; высота 4,78 м; площадь крыла 37,19 м2
   Вооружение: четыре 20-мм пушки M3 в крыле, плюс до 3629 кг авиационных средств поражения на одном подфюзеляжном и 14 подкрыльевых узлах подвески
A-1E (сер. N132688) из состава 602-й эскадрильи специальных операций одного из лучших американских пилотов-штурмовиков капитана Ричарда Хида (позднее стал бригадным генералом) после вынужденной посадки на авиабазе Бьен Хоа.
Штурмовик A-1H, поврежденный после вынужденной посадки на полевой аэродром Куй Нхон. Первая половина 1960-х гг.
Вынужденная посадка на брюхо "Скайрейдера", получившего серьезные повреждения от зенитного огня, завершилась благополучно.
Аварийная посадка в Пхохане AD-4 Skyraider из VMA-121. Обратите внимание на отметки боевых вылетов под фонарем кабины.
CH-54 эвакуирует поврежденный штурмовик A-1
Палубная команда сбрасывает в море поврежденный "Скайрейдер"
AD-4 (серийный номер 128925) эскадрильи VA-65 столкнулся на посадке с истребителем F4U-4 "Корсар". Авианосец "Бон Омм Ричард", 22 января 1952г.
От действий "ночников" экипажи "Скайрейдеров" потерь не понесли, а сами сбили один По-2
A Douglas AD-1 Skyraider making a spectacular departure from USS Boxer (CV-21) on October 11, 1947.
Из-за поврежденного при грубой посадке топливного бака этого Skyraider возник пожар. Загорелся и деревянный настил палубы авианосца "Эссекс"(CVA-9). Пилот успел покинуть кабину.
AD-4 (серийный номер 123933, пилот л-нт Филиппс) эскадрильи VA-195 возвратился с боевыми повреждениями после налета на один из мостов южнее Вонсаня. Авианосец "Принстон", 30 апреля 1951г.
Летчик Суливан рассматривает фрагмент обшивки своего "Скайрейдера", поврежденного зенитным огнем
Skyraider “38”, registered TR-KFR, suffered engine failure while on its delivery flight to Gabon from Chateaudun in northern France, and had to be put down by its pilot, Pierre Grosjean, in Togo. Grosjean was uninjured and was recovered by helicopter but the stripped airframe was ultimately abandoned in situ.
Обломки "Канберр" и "Скайрейдеров" на авиабазе Бьен Хоа после серии взрывов 16 мая 1965г.
Contrasting with the immaculate condition of the "home products" in the North Korean museum is the wreckage of a US Navy AD Skyraider and F9F Panther. No information is given to show where these wrecks were recovered.