Сухой Су-24
Варианты:
Сухой - Су-24 - 1970 - Россия
Страна: Россия
Год: 1970


Описание
Фотографии
Су-24

   В конце 1960-х годов возникла необходимость разработки нового самолета на замену устаревшим фронтовым бомбардировщикам Ил-28 и Як-28. Он должен был осуществлять сверхзвуковой полет на малых высотах, обладать всепогодностью и всесуточностью боевого применения и брать большую боевую нагрузку в виде различных авиационных средств поражения, включая высокоточные. Самолет также должен быть приспособлен к действиям с ограниченных по размерам ВПП прифронтовых аэродромов. Работы по новому самолету вело ОКБ П. О. Сухого. Разработка шла долго (первый опытный самолет с дельтовидным крылом был признан неудачным, второй строился уже по схеме с крылом изменяемой стреловидности), а испытания прототипа Т-6 завершились только в 1976 году. Впрочем, еще в феврале 1975 года самолет был официально принят на вооружение ВВС и авиации ВМФ СССР под обозначением Су-24.
   Су-24 - двухместный фронтовой бомбардировщик, конструктивно представляющий собой цельнометаллический высокоплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме и оснащенный двумя ТРДФ (на первых серийных - АЛ-21Ф тягой на форсаже 87,3 кН, затем - АЛ-21Ф-3 тягой на форсаже 110 кН). Самолет имел боковые нерегулируемые (на первых машинах) или регулируемые (на последующих машинах) воздухозаборники, крыло изменяемой стреловидности, стреловидное хвостовое оперение с дифференциально отклоняемым цельноповоротным стабилизатором и трехопорное шасси.
   Фюзеляж самолета полумонококовой конструкции, в нем расположены блоки БРЭО, герметизированная кабина экипажа, силовая установка, воздушные каналы, основной запас топлива, а также самолетное оборудование и системы. К фюзеляжу крепятся поворотные консоли крыла, консоли управляемого стабилизатора, киль с рулем направления и контейнером тормозного парашюта, а также опоры шасси. На нижней поверхности фюзеляжа расположены узлы крепления пилонов для подвески вооружения и два тормозных щитка, являющихся одновременно передними створками ниш основных опор шасси.
   Стреловидность крыла может меняться от 16° до 69°. Центроплан крыла с силовой шарнирной балкой составляет единое целое с фюзеляжем и в процессе эксплуатации с самолета не снимается. На нем крепятся два пилона подвески вооружения. Фонарь кабины переходит в гаргрот, в котором размещены различное оборудование и проводка управления.
   Отличительной особенностью Су-24 стало применение полностью интегрированной системы БРЭО, все составные части которой, включая прицельно-навигационное и управления вооружением, были заведены на бортовую ЭВМ, обеспечивая, среди прочего, возможность автоматического полета в режиме огибания рельефа местности.
   Вооружение Су-24 представлено встроенной шестиствольной 23-мм пушкой ГШ-6-23 или ГШ-6-23М с боекомплектом 500 снарядов, а также различными управляемыми и неуправляемыми средствами поражения максимальной массой до 7000 кг, размещаемыми на восьми точках внешней подвески на балочных держателях или авиационных пусковых устройствах (авиабомбы, включая тактическую ядерную, НАР, УР, пушечные контейнеры). Также самолет мог нести различное разведоборудование.
   Первые серийные Су-24 поступили в 1973 году в 4-й центр боевой подготовки и переучивания личного состава в Липецке, а первой строевой частью, получившей новые машины, стал 63-й Керченский бомбардировочный авиаполк, который дислоцировался в Черняховске Калининградской области и до того летал на Як-28. В 1979 году первые Су-24 появились за границами СССР - получателем стал один из авиаполков 218-й бомбардировочной авиадивизии, дислоцированный на авиабазе в Темплине под Берлином. Вскоре Су-24 поступили на вооружение всех трех полков дивизии, которая стала основной ударной силой 16-й Воздушной армии. Первые упоминания о новом самолете на Западе относятся к 1976 году, а первые качественные фотографии в западной прессе появились в 1980-1981 годах.
   За 13 лет серийного производства было выпущено более 500 Су-24 первой модификации, которые постоянно совершенствовались: в связи с установкой нового двигателя были изменены воздухозаборники; число пилонов выросло с шести до восьми, а затем были поставлены многозамковые балочные держатели для авиабомб; возрос объем первого топливного бака; закабинный гаргрот приобрел спрямленные очертания; постоянно модифицировалось БРЭО; катапультные кресла К-36Д заменили на К-36ДМ и многое другое. Выпуск этого варианта Су-24 был завершен в 1983 году.
<...>
Су-24 (зав. N 1915313 выпуска 1978г.) борт "03" 277-го Млавского БАП 1ВА. Аэродром Хурба (под Комсомольском-на-Амуре).
Су-24 из 735-го БАП. Аэродром Карши. Под самолетом - бомбы ОФАБ-250-270.
Су-24 из 149-г Гв. Краснознаменного БАП. Экипаж: подп-к В.А.Маркин и к-н А.Савельев. Под самолетом - бомбы ФАБ-500М-62.
Су-24 из 149-го Гв. Краснознаменного БАП. Аэродром Карши, октябрь-декабрь 1988г. Под самолетом - бомбы ФАБ-1500М-46.
Су-24, 11 красный. 600-я авиационная база, Жетыген, май 2005г.
Су-24 (опытный Т-6-М8)
The Su-24 Fencer-C, illustrated by photograph taken over the Baltic
Су-24
A handful of ‘vanilla’ Su-24s remain in service with the Russian Naval Aviation's 43rd OMShAP. Since July 2014 the 43rd has been based at Saki airfield in the Crimean Peninsula; they are expected to retire in early 2015.
Прибытие первых Су-24 в Гвардейское, зима 2000 г.
Pictured is one of the 500 basic Su-24s produced up to 1983. At its peak the Soviet Air Force operated 35 Fencer regiments.
Выруливающий на старт Су-24 отдельного морского штурмового авиаполка. Аэродром Гвардейское, 13 марта 2001г.
Хмурая для Киева осень 2014-го... Позади бесславная эпопея по взятию Славянска, разгром в «Южной кишке»,. «Иловайский котел» и жуткие потери «силовиков», которые по данным германской разведки уже к концу лета перевалили за 50 тысяч человек... А в Крыму, тем временем, продолжается наращивание русской группировки. В 43-й ОМШАП ВВС ЧФ прибыло пополнение - эскадрилья Су-24М и пара новейших истребителей-бомбардировщиков Су-30СМ (борт. №38 и 39 «синие).
Дислоцированные в Европе фронтовые бомбардировщики Су-24 - как изображенные на снимке самолеты на аэродроме Осла в Польше - составляли основу ударной мощи передовых группировок советских ВВС.
Су-24 149-го гбап
Су-24, принимавшие участие в боевых действиях на Северном Кавказе в 1999-2002гг.
Полковая эмблема самолета N 03 крупным планом и шесть его "афганских" боевых звездочек.
"Кавказские орлы" на килях Су-24 борт. NN 03 и 09 сочетаются с официальной эмблемой ВВС (красной звездой) и российским флагом.
Узбекские Су-24 и Су-24МР
ВВС Узбекистана: с мыслями о прошлом
Су-24 первых серий с тремя ракетами Х-29Л и двумя Х-25МЛ.
Су-24
Су-24 седьмой серии выпуска, 733-й БАП 30-й ВА, аэродром Домна, ЗабВО, 1979г.
Выпуск в полет Су-24. Аэродром Гвардейское, 13 марта 2001г.
Су-24. 600-я авиационная база, Жетыген, май 2005г.
Су-24 на авиабазе Кант, 2008г.
Установка блока-накопителя прицельно-навигационной системы.
Слева от самолета видны подготовленные к подвеске ФАБ-500тс.
Ночные полеты. Лето 2009г.
Perhaps the most efficacious of current Soviet warplanes, the Su-24 Fencer is currently operated by both Frontal and Strategic Aviation with some 450 in service. The number of Fencers assigned to strategic tasks is expected to increase by some 50 per cent over the next few years.
The Su-24 Fencer-A is one of the aircraft referred to as having had "a particularly profound impact on Soviet offensive capabilities".
'Fencer B/C' hybrid with the fin leading edge of the latter and the early rear fuselage and equipment fit of the former version.
“... it is a safe bet that... growing numbers of strike aircraft, notably the Su-24 Fencer, armed with runway-piercing weapons, will pose a major threat to NATO airfields." This photograph shows an Su-24 carrying drop tanks but without weapons on the wing and fuselage hard points.
Пара Су-24 над Волгой у Камышина
Although it has been in service with Soviet Frontal Aviation units for some six years, the Sukhoi Su-24 Fencer two-seat ground attack fighter with variable geometry has still not been clearly illustrated. The two new photographs give a general impression of the shape of the aircraft.
Штурман эскадрильи 143-го БАП к-н Н.Барышников после очередного вылета. До конца войны остаются считанные дни
Экипаж бомбардировщика Су-24: летчик гв. ст. лейтенант Д.В.Смагин (справа) и штурман гв. ст. лейтенант М.С.Зайцев
Авиационный музей в Луганске
Су-24 (зав. N 1915313 выпуска 1978г.) борт "03" 277-го Млавского БАП 1ВА. Аэродром Хурба (под Комсомольском-на-Амуре).
Передняя стойка шасси.
Основная стойка шасси.
Хвостовая часть Су-24.
Подфюзеляжные многозамковые балочные держатели
Бомбы ОФАБ-100 на подфюзеляжных многозамковых балочных держателях
Бомбы ОФАБ-100 на крыльевых многозамковых балочных держателях
Подвеска бомбы ОФАБ-250
На самолетах могли сочетаться бомбы различных калибров и типов. Слева направо: под крылом - ФАБ-250-М-62, ФАБ-1500, под фюзеляжем - ФАБ-250М-62;
... на пилоне под поворотной частью крыла - ФАБ-250М-62, на МБД - та же бомба и ФАБ-250-270, под фюзеляжем - ФАБ-250М-62; подвеска восемнадцати ФАБ-250-270.
Подвеска ракеты С-24Б
Пушечная установка СППУ-6, предназначенная для фронтового бомбардировщика Су-24.
Сборочный цех НАЗ, 1974 год
Тренажер по подготовке штурмана самолета Су-24, 2015 г.
An impression by Michael A. Badrocke of the Sukhoi Su-19 "Fencer" two-seat twin-engined swing-wing supersonic fighter-bomber, which is considered to be comparable to the U.S.A.F.'s General Dynamics F-111 and is capable of attacking large areas of Britain from existing bases
Artist's impression of the Sukhoi Su-24.
FENCER' DEVELOPMENT
1. Initial service variant (NATO 'Fencer A') with rectangular box-section rear fuselage and small brake parachute housing at base of fin.
2. Revised version of initial service variant (NATO 'Fencer B') with reprofiled rear fuselage exhaust shroud, enlarged brake parachute housing at base of rudder, cooling air intake in fin leading edge fairing and heat exchanger air duct on dorsal fairing.
3. Progressive development of initial variant (NATO 'Fencer C') with enlarged fin area (extended leading edge) and fitting of EW aerials on intake flanks and fin tip.
8. Underside view of 'Fencer B/C' showing cannon armament, four underfuselage pylons, nose mounted radar warning antennae, air data probe above radome tip and antenna beneath radome.
9. 'Fencer D' with weapons system electro-optical sensor in ventral fairing, revised centreline pylons and air data probe on radome tip.
10. 'Fencer E' with ventral camera installation (forward for daylight, rear aperture for night infra-red linescan?) cannon armament deleted (gun and ammunition bay fairings both shorter) and small camera in starboard housing.
Sukhoi Su-19 two-seat twin-engined variable-geometry fighter-bomber
Although it has been in service with Soviet Frontal Aviation units for some six years, the Sukhoi Su-24 Fencer two-seat ground attack fighter with variable geometry has still not been clearly illustrated. The new provisional three-view line drawing is believed to be the most accurate yet published.
The Su-24 Fencer-C, illustrated by the new general arrangement drawing, is the latest version of this deep penetration interdictor and strike aircraft of which some 450 are now assigned a primarily strategic role with five air armies.