Варианты
- Сухой - Т-6 - 1967 - Россия
- Сухой - Су-24 - 1970 - Россия
- Сухой - Су-24М - 1977 - Россия
Су-24
В конце 1960-х годов возникла необходимость разработки нового самолета на замену устаревшим фронтовым бомбардировщикам Ил-28 и Як-28. Он должен был осуществлять сверхзвуковой полет на малых высотах, обладать всепогодностью и всесуточностью боевого применения и брать большую боевую нагрузку в виде различных авиационных средств поражения, включая высокоточные. Самолет также должен быть приспособлен к действиям с ограниченных по размерам ВПП прифронтовых аэродромов. Работы по новому самолету вело ОКБ П. О. Сухого. Разработка шла долго (первый опытный самолет с дельтовидным крылом был признан неудачным, второй строился уже по схеме с крылом изменяемой стреловидности), а испытания прототипа Т-6 завершились только в 1976 году. Впрочем, еще в феврале 1975 года самолет был официально принят на вооружение ВВС и авиации ВМФ СССР под обозначением Су-24.
Су-24 - двухместный фронтовой бомбардировщик, конструктивно представляющий собой цельнометаллический высокоплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме и оснащенный двумя ТРДФ (на первых серийных - АЛ-21Ф тягой на форсаже 87,3 кН, затем - АЛ-21Ф-3 тягой на форсаже 110 кН). Самолет имел боковые нерегулируемые (на первых машинах) или регулируемые (на последующих машинах) воздухозаборники, крыло изменяемой стреловидности, стреловидное хвостовое оперение с дифференциально отклоняемым цельноповоротным стабилизатором и трехопорное шасси.
Фюзеляж самолета полумонококовой конструкции, в нем расположены блоки БРЭО, герметизированная кабина экипажа, силовая установка, воздушные каналы, основной запас топлива, а также самолетное оборудование и системы. К фюзеляжу крепятся поворотные консоли крыла, консоли управляемого стабилизатора, киль с рулем направления и контейнером тормозного парашюта, а также опоры шасси. На нижней поверхности фюзеляжа расположены узлы крепления пилонов для подвески вооружения и два тормозных щитка, являющихся одновременно передними створками ниш основных опор шасси.
Стреловидность крыла может меняться от 16° до 69°. Центроплан крыла с силовой шарнирной балкой составляет единое целое с фюзеляжем и в процессе эксплуатации с самолета не снимается. На нем крепятся два пилона подвески вооружения. Фонарь кабины переходит в гаргрот, в котором размещены различное оборудование и проводка управления.
Отличительной особенностью Су-24 стало применение полностью интегрированной системы БРЭО, все составные части которой, включая прицельно-навигационное и управления вооружением, были заведены на бортовую ЭВМ, обеспечивая, среди прочего, возможность автоматического полета в режиме огибания рельефа местности.
Вооружение Су-24 представлено встроенной шестиствольной 23-мм пушкой ГШ-6-23 или ГШ-6-23М с боекомплектом 500 снарядов, а также различными управляемыми и неуправляемыми средствами поражения максимальной массой до 7000 кг, размещаемыми на восьми точках внешней подвески на балочных держателях или авиационных пусковых устройствах (авиабомбы, включая тактическую ядерную, НАР, УР, пушечные контейнеры). Также самолет мог нести различное разведоборудование.
Первые серийные Су-24 поступили в 1973 году в 4-й центр боевой подготовки и переучивания личного состава в Липецке, а первой строевой частью, получившей новые машины, стал 63-й Керченский бомбардировочный авиаполк, который дислоцировался в Черняховске Калининградской области и до того летал на Як-28. В 1979 году первые Су-24 появились за границами СССР - получателем стал один из авиаполков 218-й бомбардировочной авиадивизии, дислоцированный на авиабазе в Темплине под Берлином. Вскоре Су-24 поступили на вооружение всех трех полков дивизии, которая стала основной ударной силой 16-й Воздушной армии. Первые упоминания о новом самолете на Западе относятся к 1976 году, а первые качественные фотографии в западной прессе появились в 1980-1981 годах.
За 13 лет серийного производства было выпущено более 500 Су-24 первой модификации, которые постоянно совершенствовались: в связи с установкой нового двигателя были изменены воздухозаборники; число пилонов выросло с шести до восьми, а затем были поставлены многозамковые балочные держатели для авиабомб; возрос объем первого топливного бака; закабинный гаргрот приобрел спрямленные очертания; постоянно модифицировалось БРЭО; катапультные кресла К-36Д заменили на К-36ДМ и многое другое. Выпуск этого варианта Су-24 был завершен в 1983 году.
<...>
- Описание
Фотографии
-
Мир Авиации 1998-03 / С.Пазынич - ??? /Галерея/
Су-24 (зав. N 1915313 выпуска 1978г.) борт "03" 277-го Млавского БАП 1ВА. Аэродром Хурба (под Комсомольском-на-Амуре).
-
Авиация и Время 1998-01 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана: Фронтовые бомбардировщики Су-24 /Авиация в локальных конфликтах/ (10)
Су-24 из 735-го БАП. Аэродром Карши. Под самолетом - бомбы ОФАБ-250-270.
-
Авиация и Время 1998-01 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана: Фронтовые бомбардировщики Су-24 /Авиация в локальных конфликтах/ (10)
Су-24 из 149-г Гв. Краснознаменного БАП. Экипаж: подп-к В.А.Маркин и к-н А.Савельев. Под самолетом - бомбы ФАБ-500М-62.
-
Авиация и Время 1998-01 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана: Фронтовые бомбардировщики Су-24 /Авиация в локальных конфликтах/ (10)
Су-24 из 149-го Гв. Краснознаменного БАП. Аэродром Карши, октябрь-декабрь 1988г. Под самолетом - бомбы ФАБ-1500М-46.
-
Мир Авиации 2006-02 / В.Мартынюк - ВВС Казахстана на переломе эпох /Союзники/
Су-24, 11 красный. 600-я авиационная база, Жетыген, май 2005г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-07 / Г.Амирьянц - На летных исследованиях и испытаниях...
Су-24 (опытный Т-6-М8)
-
Air International 1985-07 / Airdata File
The Su-24 Fencer-C, illustrated by photograph taken over the Baltic
-
Air International 2014-12 / A.Mladenov - Fencer /Military/
A handful of ‘vanilla’ Su-24s remain in service with the Russian Naval Aviation's 43rd OMShAP. Since July 2014 the 43rd has been based at Saki airfield in the Crimean Peninsula; they are expected to retire in early 2015.
-
Авиация и Космонавтика 2017-05 / Д.Пичугин - 43 отдельный морской
Прибытие первых Су-24 в Гвардейское, зима 2000 г.
-
Air International 2007-05 / A.Mladenov - Su-24 Fencer: Sukhoi's Swing-Wing Bomber /Military/
Pictured is one of the 500 basic Su-24s produced up to 1983. At its peak the Soviet Air Force operated 35 Fencer regiments.
-
Мир Авиации 2002-02 / А.Зинчук - 81 годовщина авиации Черноморского флота /Очевидец/
Выруливающий на старт Су-24 отдельного морского штурмового авиаполка. Аэродром Гвардейское, 13 марта 2001г.
-
История Авиации 36 / ??? - Небо "незалэжной" нэньки
Хмурая для Киева осень 2014-го... Позади бесславная эпопея по взятию Славянска, разгром в «Южной кишке»,. «Иловайский котел» и жуткие потери «силовиков», которые по данным германской разведки уже к концу лета перевалили за 50 тысяч человек... А в Крыму, тем временем, продолжается наращивание русской группировки. В 43-й ОМШАП ВВС ЧФ прибыло пополнение - эскадрилья Су-24М и пара новейших истребителей-бомбардировщиков Су-30СМ (борт. №38 и 39 «синие).
Другие самолёты на фотографии: Сухой Су-30 - Россия - 1988
-
Мировая Авиация 141
Дислоцированные в Европе фронтовые бомбардировщики Су-24 - как изображенные на снимке самолеты на аэродроме Осла в Польше - составляли основу ударной мощи передовых группировок советских ВВС.
-
АвиаМастер 2003-07 / П.Сергеев - Кавказские звезды /Боевая палитра/
Су-24, принимавшие участие в боевых действиях на Северном Кавказе в 1999-2002гг.
-
АвиаМастер 2003-07 / П.Сергеев - Кавказские звезды /Боевая палитра/
Полковая эмблема самолета N 03 крупным планом и шесть его "афганских" боевых звездочек.
-
АвиаМастер 2003-07 / П.Сергеев - Кавказские звезды /Боевая палитра/
"Кавказские орлы" на килях Су-24 борт. NN 03 и 09 сочетаются с официальной эмблемой ВВС (красной звездой) и российским флагом.
-
Авиация и Космонавтика 2021-02 / С.Дроздов - Авиация силовых ведомств Узбекистана
Узбекские Су-24 и Су-24МР
Другие самолёты на фотографии: Сухой Су-24М - Россия - 1977
-
Авиация и Космонавтика 2021-02 / С.Дроздов - Авиация силовых ведомств Узбекистана
ВВС Узбекистана: с мыслями о прошлом
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-21бис - Россия - 1971МиГ МиГ-29 (9-13) - Россия - 1984
-
АэроХобби 1994-02 / Е.Гордон - Грозный "Фехтовальщик" /Монография/
Су-24 первых серий с тремя ракетами Х-29Л и двумя Х-25МЛ.
-
АэроХобби 1994-02 / Е.Гордон - Грозный "Фехтовальщик" /Монография/
Су-24 седьмой серии выпуска, 733-й БАП 30-й ВА, аэродром Домна, ЗабВО, 1979г.
-
Мир Авиации 2002-02 / А.Зинчук - 81 годовщина авиации Черноморского флота /Очевидец/
Выпуск в полет Су-24. Аэродром Гвардейское, 13 марта 2001г.
-
Мир Авиации 2006-02 / Х.Мюллер, Ш.Бюттнер, А.Гольц - Трудное наследство: строительство казахских ВВС /Союзники/
Су-24. 600-я авиационная база, Жетыген, май 2005г.
-
Авиация и Космонавтика 2009-10 / М.Никольский - Первый гвардейский
Су-24 на авиабазе Кант, 2008г.
-
Авиация и Время 1998-01 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана: Фронтовые бомбардировщики Су-24 /Авиация в локальных конфликтах/ (10)
Установка блока-накопителя прицельно-навигационной системы.
-
Авиация и Время 1998-01 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана: Фронтовые бомбардировщики Су-24 /Авиация в локальных конфликтах/ (10)
Слева от самолета видны подготовленные к подвеске ФАБ-500тс.
-
Авиация и Космонавтика 2009-10 / М.Никольский - Первый гвардейский
Ночные полеты. Лето 2009г.
-
Air International 1984-09 / ??? - SovAir: The New Wave
Perhaps the most efficacious of current Soviet warplanes, the Su-24 Fencer is currently operated by both Frontal and Strategic Aviation with some 450 in service. The number of Fencers assigned to strategic tasks is expected to increase by some 50 per cent over the next few years.
-
Air International 1983-06 / ??? - Soviet Air Powes Enhancement
The Su-24 Fencer-A is one of the aircraft referred to as having had "a particularly profound impact on Soviet offensive capabilities".
-
Air International 1992-09 / J.Fricker - Fencer Unveiled
'Fencer B/C' hybrid with the fin leading edge of the latter and the early rear fuselage and equipment fit of the former version.
-
Air International 1982-06 / R.Braybrook - Winds of change
“... it is a safe bet that... growing numbers of strike aircraft, notably the Su-24 Fencer, armed with runway-piercing weapons, will pose a major threat to NATO airfields." This photograph shows an Su-24 carrying drop tanks but without weapons on the wing and fuselage hard points.
-
Авиация и Космонавтика 2009-10 / М.Никольский - Первый гвардейский
Пара Су-24 над Волгой у Камышина
-
Air International 1980-06
Although it has been in service with Soviet Frontal Aviation units for some six years, the Sukhoi Su-24 Fencer two-seat ground attack fighter with variable geometry has still not been clearly illustrated. The two new photographs give a general impression of the shape of the aircraft.
-
Авиация и Время 1998-02 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана: Фронтовые бомбардировщики Су-24 /Авиация в локальных конфликтах/ (11)
Штурман эскадрильи 143-го БАП к-н Н.Барышников после очередного вылета. До конца войны остаются считанные дни
-
Авиация и Космонавтика 2009-10 / М.Никольский - Первый гвардейский
Экипаж бомбардировщика Су-24: летчик гв. ст. лейтенант Д.В.Смагин (справа) и штурман гв. ст. лейтенант М.С.Зайцев
-
Авиация и Время 2001-04 / С.Сонько - Авиационный музей в Луганске
Авиационный музей в Луганске
Другие самолёты на фотографии: Сухой Т-10 - Россия - 1977
-
Мир Авиации 1998-03 / С.Пазынич - ??? /Галерея/
Су-24 (зав. N 1915313 выпуска 1978г.) борт "03" 277-го Млавского БАП 1ВА. Аэродром Хурба (под Комсомольском-на-Амуре).
-
АэроХобби 1994-02 / Е.Гордон - Грозный "Фехтовальщик" /Монография/
Передняя стойка шасси.
-
АэроХобби 1994-02 / Е.Гордон - Грозный "Фехтовальщик" /Монография/
Основная стойка шасси.
-
АэроХобби 1994-02 / Е.Гордон - Грозный "Фехтовальщик" /Монография/
Хвостовая часть Су-24.
-
АэроХобби 1994-02 / Е.Гордон - Грозный "Фехтовальщик" /Монография/
Подфюзеляжные многозамковые балочные держатели
-
АэроХобби 1994-02 / Е.Гордон - Грозный "Фехтовальщик" /Монография/
Бомбы ОФАБ-100 на подфюзеляжных многозамковых балочных держателях
-
АэроХобби 1994-02 / Е.Гордон - Грозный "Фехтовальщик" /Монография/
Бомбы ОФАБ-100 на крыльевых многозамковых балочных держателях
-
АэроХобби 1994-02 / Е.Гордон - Грозный "Фехтовальщик" /Монография/
Подвеска бомбы ОФАБ-250
-
Авиация и Время 1998-01 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана: Фронтовые бомбардировщики Су-24 /Авиация в локальных конфликтах/ (10)
На самолетах могли сочетаться бомбы различных калибров и типов. Слева направо: под крылом - ФАБ-250-М-62, ФАБ-1500, под фюзеляжем - ФАБ-250М-62;
-
Авиация и Время 1998-01 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана: Фронтовые бомбардировщики Су-24 /Авиация в локальных конфликтах/ (10)
... на пилоне под поворотной частью крыла - ФАБ-250М-62, на МБД - та же бомба и ФАБ-250-270, под фюзеляжем - ФАБ-250М-62; подвеска восемнадцати ФАБ-250-270.
-
АэроХобби 1994-02 / Е.Гордон - Грозный "Фехтовальщик" /Монография/
Подвеска ракеты С-24Б
-
История Авиации 2003-02 / А.Витюк, В.Марковский - Последний аргумент /Авиационное оружие/ (2)
Пушечная установка СППУ-6, предназначенная для фронтового бомбардировщика Су-24.
-
Авиация и Космонавтика 2013-08 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (10)
Сборочный цех НАЗ, 1974 год
-
Авиация и Космонавтика 2016-11 / И.Шведов, Ю.Панасенко - Челябинскому училищу штурманов - 80 лет
Тренажер по подготовке штурмана самолета Су-24, 2015 г.
-
Air Pictorial 1977-06
An impression by Michael A. Badrocke of the Sukhoi Su-19 "Fencer" two-seat twin-engined swing-wing supersonic fighter-bomber, which is considered to be comparable to the U.S.A.F.'s General Dynamics F-111 and is capable of attacking large areas of Britain from existing bases
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Artist's impression of the Sukhoi Su-24.
-
Air International 1992-09 / J.Fricker - Fencer Unveiled
FENCER' DEVELOPMENT
1. Initial service variant (NATO 'Fencer A') with rectangular box-section rear fuselage and small brake parachute housing at base of fin.
2. Revised version of initial service variant (NATO 'Fencer B') with reprofiled rear fuselage exhaust shroud, enlarged brake parachute housing at base of rudder, cooling air intake in fin leading edge fairing and heat exchanger air duct on dorsal fairing.
3. Progressive development of initial variant (NATO 'Fencer C') with enlarged fin area (extended leading edge) and fitting of EW aerials on intake flanks and fin tip. -
Air International 1992-09 / J.Fricker - Fencer Unveiled
8. Underside view of 'Fencer B/C' showing cannon armament, four underfuselage pylons, nose mounted radar warning antennae, air data probe above radome tip and antenna beneath radome.
9. 'Fencer D' with weapons system electro-optical sensor in ventral fairing, revised centreline pylons and air data probe on radome tip.
10. 'Fencer E' with ventral camera installation (forward for daylight, rear aperture for night infra-red linescan?) cannon armament deleted (gun and ammunition bay fairings both shorter) and small camera in starboard housing.Другие самолёты на фотографии: Сухой Су-24М - Россия - 1977
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Sukhoi Su-19 two-seat twin-engined variable-geometry fighter-bomber
-
Air International 1980-06
Although it has been in service with Soviet Frontal Aviation units for some six years, the Sukhoi Su-24 Fencer two-seat ground attack fighter with variable geometry has still not been clearly illustrated. The new provisional three-view line drawing is believed to be the most accurate yet published.
-
Air International 1985-07 / Airdata File
The Su-24 Fencer-C, illustrated by the new general arrangement drawing, is the latest version of this deep penetration interdictor and strike aircraft of which some 450 are now assigned a primarily strategic role with five air armies.
- Фотографии