Breguet Br.1150 Atlantique
Страна: Франция
Год: 1961


Самолет базовой патрульной авиации с экипажем 10/12 человек
Описание
Фотографии:

Кабина (6)
Dassault (Breguet) Atlantic 1 и Atlantique 2

   В ответ на объявленные единые требования НАТО к перспективному самолету базовой патрульной авиации (БПА) в начале 1958 года авиапроизводители из девяти стран направили на конкурс 24 проекта будущего самолета. Из них в конце 1958 года был выбран проект Breguet Br. 1150, самолет получил обозначение Atlantic, которое после появления Atlantique 2 изменили на Atlantic 1.
   Atlantic стал первым боевым самолетом НАТО, который разрабатывался и строился в рамках многонационального проекта - ответственным за работы по программе был назначен комитет SECBAT (Societe d'Etudes et de Construction du Breguet Atlantic). Первоначально в консорциум, возглавляемый компанией "Breguet" (затем "Dassault-Breguet", а ныне "Dassault"), вошли компания "Sud-Aviation", бельгийская группа ABAP ("Fairey", "FN" и "SABCA"), немецкая "Dornier" и голландская "Fokker", но в 1968 году к ним присоединилась итальянская "Aeritalia".
   Аналогичный многонациональный консорциум был сформирован и для производства турбовинтового двигателя Rolls-Royce Tyne, в него вошли, в том числе, бельгийская компания "FN", немецкая "MAN" и французская "SNECMA".
   Atlantic представлял собой двухмоторный цельнометаллический моноплан со средним расположением крыла большого удлинения. Сечение двухпалубного фюзеляжа почти на всем его протяжении образовано двумя пересекающимися окружностями. В верхней герметизированной части фюзеляжа находятся кабина экипажа, отсек операторов поискового оборудования и помещение для отдыха. Нижняя часть - негерметичная, в ней размещены РЛС, вспомогательная силовая установка и отсек вооружения. В хвостовой части находятся отсеки гидроакустических и маркерных буев, причем на киле установлен контейнер с аппаратурой РЭБ, а аппаратура магнетометра (детектора магнитных аномалий) вынесена на хвостовой балке далеко назад. Шасси - убираемое, трехопорное, с двухколесными тележками на основных опорах и на носовой стойке. Двигатели размещены в крыльевых гондолах, воздушные винты - четырехлопастные, изменяемого шага.
   Основным предназначением нового самолета стали поиск и уничтожение подводных лодок противника, хотя с равной эффективностью он мог решать и целый ряд других задач, таких как борьба с судоходством противника, уничтожение его надводных кораблей, ведение разведки в открытом море и прибрежных/приморских районах, осуществление поисково-спасательных операций, выполнение минных постановок и поддержка действий флота, а также выполнение задач транспортного самолета по перевозке грузов и личного состава.
   Для решения задач ПЛО самолет оснащался гидроакустическими буями и РЛС Thomson-CSF, которая могла обнаружить выдвинутую над водой приемную шахту устройства для работы дизеля под водой субмарины противника на расстоянии до 75 км. Для уничтожения обнаруженной подводной лодки в распоряжении экипажа Atlantic имелись обычные и глубинные бомбы (самолет мог брать на борт одну атомную глубинную бомбу), а также самонаводящиеся торпеды, которые размещались в отсеке вооружения (его створки сдвигаются вверх и в открытом положении не мешают работе РЛС), а на подкрыльевых узлах подвески можно было дополнительно размещать противокорабельные ракеты. Экипаж самолета состоял из 12 человек, в том числе семь операторов специального поискового оборудования.
   Первый прототип поднялся в воздух 21 октября 1961 года, а первые 40 самолетов для ВМС Франции были поставлены в июле 1965 года. За ними последовали 20 самолетов для морской авиации Германии. Вторая производственная серия включала девять самолетов для голландского флота и 18 - для итальянских ВВС. Кроме того, три французских Atlantic были выведены из боевого состава ВМС и переданы Пакистану.

   Установленная на новые самолеты БПА аппаратура - поисковая РЛС, магнитометр, комплекс РЭБ ARAR 13A, гидроакустические буи и прочее - в основном были разработаны и выпускались компанией "Thomson-CSF". Индикаторы отображения информации и приборы управления вышеозначенными системами были выведены на пульты управления комплексной системы PLOTAC, расположенные в отсеке управления. В те годы БРЭО самолетов Atlantic являлось самым современным, но к концу прошлого века уже достаточно устарело, и командование ВМС Франции еще в 1992 году стало снимать данные самолеты с вооружения, оставив лишь несколько машин, предназначенных для решения второстепенных задач.
   Пять из 15 остававшихся в распоряжении ВМС Германии самолетов были переоборудованы в самолеты радио- и радиотехнической разведки. Эти самолеты получили комплекс специальной аппаратуры E-Systems Peace Peek, который был разработан на базе системы Loral - его отличительной особенностью были размещенные на законцовках крыла антенны. Установкой комплекса на борт самолета занималась компания "Vought". Один из таких самолетов оставался на вооружении и в 2010 году, хотя все Atlantic в варианте самолета БПА уже давно заменены на самолеты P-3C Orion. Принятые на вооружение ВВС Италии самолеты БПА были модернизированы компанией "Aeritalia", на них установили более современные поисковые РЛС, навигационные системы, а также комплекс РЭБ Selenia ALR-730. По данным на 2010 год, в эксплуатации оставались еще 16 таких самолетов - скорее всего, в 2012 году они все же будут сняты с вооружения.
   В марте 1977 года французское правительство дало "зеленый свет" на разработку усовершенствованного варианта Atlantique 2, который необходимо было принять на вооружение в 1984-1985 годах. Французские военные планировали заказать 42 машины, основные направления модернизации заключались в повышении эффективности поискового комплекса и усиление вооружения за счет обеспечения возможности применения ПКР AM39 Exocet.
   В конечном итоге Германия от новых самолетов отказалась, а Франция приобрела только 30 самолетов, которые наряду с обозначением Atlantique 2, также именовались и более броско - ANG ("Atlantic Nouvelle Generation" - "Атлантик" нового поколения"). Внешне ANG отличается от предшественника измененной законцовкой киля, контейнерами РЭБ на законцовках крыла новой формы и подфюзеляжной турелью ИК-системы переднего обзора. В целом же главной задачей разработчиков стало обеспечение - при минимальных изменениях и затратах - более высокой надежности, повышенного срока службы, а также сокращение объемов и стоимости технического обслуживания новых самолетов БПА. Кроме того, самолеты оснастили вспомогательной силовой установкой Astadyne, а также воздушными винтами марки Ratier/BAe с композитными лопастями большего размера.
   Бортовой комплекс поискового оборудования подвергся радикальной модернизации, теперь вся аппаратура была "заведена" на центральную цифровую ЭВМ Cimsa 15 М 125, а для обнаружения надводных и подводных целей на самолете были установлены РЛС Thomson-CSF Iguane, инфракрасная система переднего обзора SAT/TRT Tango, новый магнитометр Crouzet, система определения местоположения источников электромагнитного излучения и определения характеристик пеленгуемого сигнала Thomson-CSF ARAR 13 (антенны стояли, соответственно, в верхней части киля и на законцовках крыла). В задней части фюзеляжа разместили более 100 гидроакустических буев. Навигационная система включала ИНС и приемник сигналов СНС Navstar, модернизации подверглись все элементы БРЭО.
   Основной отсек вооружения мог вмещать любые принятые на вооружение стран НАТО авиабомбы и глубинные бомбы, до восьми торпед Mk 46 или до семи франко-итальянских торпед MU39 Impact, а также управляемые ракеты класса "воздух-поверхность" или "воздух-корабль". В кабине модернизированных Atlantique 2 установили комплекс приборного оборудования TopDeck компании "Thales".
   Новый Atlantique мог использоваться в качестве транспортного, что случалось довольно редко, а также иногда применялся над сушей в качестве самолета радио- и радиотехнической разведки.
   Первый полет Atlantique 2 совершил в мае 1981 года, поставки серийных машин были начаты в 1989 году.
   Среди прорабатывавшихся на базе Atlantique 2 вариантов самолетов БПА была модификация, предлагавшаяся на замену самолетам БПА Nimrod британских ВВС (отличалась дополнительными двигателями в подкрыльевых гондолах, а взамен двигателей Tynes должны были ставиться либо Allison T406, либо General Electric T407); Atlantique 3, подвергшийся дальнейшей модернизации; Europatrol - вариант, предлагавшийся на замену самолетам БПА P-3 Orion стран НАТО. Также предлагалась возможность осуществления модернизации двигателей Tyne.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Dassault Atlantique 2

   Тип: самолет базовой патрульной авиации с экипажем 10/12 человек (для патрулирования, борьбы с подводными лодками и надводными кораблями)
   Силовая установка: два турбовинтовых двигателя Rolls-Royce Tyne RTy.20 Mk 21 мощностью по 6100 л.с. (4549 кВт) каждый
   Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 648 км/ч; крейсерская скорость на высоте 7200 м - 555 км/ч; скорость патрулирования на высотах до 1525 м - 315 км/ч; начальная скороподъемность 884 м/мин; практический потолок 9145 м; дальность 9075 км; боевой радиус при патрулировании продолжительностью 2 часа и решении задачи по борьбе с надводными кораблями и судами - с одной ПКР AM39 Exocet - 3333 км, либо 1110 км - при патрулировании продолжительностью 8 ч и решении задач противолодочной обороны, при полете на малых высотах; продолжительность полета 18ч
   Масса: пустого 25 600 кг; максимальная взлетная 46 200 кг
   Размеры: размах крыла 37,42 м (по контейнерам РЭБ на законцовках крыла); длина 31,62 м; высота 10,89 м; площадь крыла 120,34 м2
   Вооружение: до 6000 кг различных средств поражения - из них до 2500 кг внутри и до 3500 кг - на внешней подвеске
A view from the flight engineer's position of the flight deck of an Atlantique 2 prior to modernisation.
The most obvious difference from the old-style flight deck to be seen in this image of an upgraded aircraft is the new glass cockpit. Two digital screens for each pilot replace the previously fitted analogue dials, providing primary flight data and other useful information.
Two-crew flight deck proposed for the Atlantique 3 (1998)
Пять рабочих мест по правому борту кабины Atlantique 2 используются для контроля и управления целевыми системами самолета. Два места на переднем плане, оборудованные дисплеями, - пульты операторов гидроакустических буев. За ними находится место тактического координатора, на дисплей которого выводится сводная информация от всех систем сбора данных. Далее размещается оператор РЛС, а за ним - оператор систем РТР, РЭБ и магнитометра.
The darkened rear cabin is the domain of the tactical crew that usually comprises eight technicians, the tactical coordinator (TACCO) and his or her deputy, two radar and electronic support measures officers and two acoustic sensor officers. The TACCOs have identical workstations, both of which have two full-colour digital displays. The TACCO monitors inputs from sensors to determine necessary action. The deputy manages communications, navigation and electro-optical systems.
A crew member uses a digital single-lens reflex camera fitted with a long 300-800mm lens for surveillance. The camera is connected to computers in the rear cabin for rapid analysis of images taken.