
Waco CG-4A Haig/Hadrian
CG-4A стал единственным американским планером, участвовавшим в боевых операциях Второй мировой войны. Планер получил у британцев название «Hadrian», а у американцев - «Haig». Конструктивно он был сделан из стальных труб и дерева с полотняной обшивкой. Носовая часть была откидывающейся и позволяла загружать в планер легкие автомобили, такие как Jeep, либо 75-мм гаубицу, либо 15 военнослужащих в полном снаряжении, размещавшихся на скамьях вдоль стенок фюзеляжа. CG-4A был разработан на базе менее крупного варианта XCG-3, который вмещал только 9 человек и выпускался на нескольких заводах, включая «Beech», «Boeing», «Cessna» и «Ford». Всего за два года было выпущено 12 393 планера.
Впервые они были использованы в операции, осуществленной британскими и американскими воздушно-десантными силами в 1943 году перед проведением основной операции по захвату Сицилии. Несколько тысяч CG-4A стояли на вооружении в 1944-1945 годах: во время высадки войск в Нормандии, наступления в Голландии и при форсировании Рейна их буксировали самолеты C-46 и C-47. CG-4A также применялись в Бирме. Значительное количество планеров было направлено на Дальний Восток в рамках подготовки к вторжению в Японию. Усовершенствованный вариант строился в ограниченном масштабе под обозначением CG-15A, он имел крыло размахом 18,95 м, переделанную носовую часть и стойки шасси консольного типа.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Waco CG-4A
Тип: десантный и грузовой планер
Летные характеристики: максимальная скорость буксировки 201 км/ч
Масса: пустого 1719 кг; максимальная взлетная 4082 кг
Размеры: размах крыла 25,50 м; длина 14,73 м; высота 3,85 м; площадь крыла 83,61 м2
- Описание
Фотографии
-
АвиаМастер 2005-03 / К.Кузнецов - Крылатый пехотинец дяди Сэма /Монография/
"Зубастая пасть" - едва ли не самый распространенный декоративный элемент, которым американские летчики в годы войны украшали свои самолеты. Экипаж этого планера решил последовать их примеру, а в качестве "глаз" на рисунке хорошо подошли иллюминаторы.
-
АвиаМастер 2005-03 / К.Кузнецов - Крылатый пехотинец дяди Сэма /Монография/
Этот "Вако", раскрашенный как участник операции "Оверлорд", выставлен в США в качестве памятника перед зданием одной из бывших военных планерных школ.
-
АвиаМастер 2005-03 / К.Кузнецов - Крылатый пехотинец дяди Сэма /Монография/
Британский "Адриан", который еще в начале 50-х годов использовали в RAF для подготовки планеристов.
-
Мировая Авиация 163
Ранние серийные C-47-DL Skytrain, собранные на заводе в Лонг-Бич, буксируют десантные планеры Waco Hadrian во время учебно-тренировочного полета в США.
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Waco CG-4A Fifteen-seat Troop or Cargo-carrying Glider.
-
АвиаМастер 2005-03 / К.Кузнецов - Крылатый пехотинец дяди Сэма /Монография/
"Вако" на одном из военных аэродромов в США, 1943г.
-
Air Enthusiast 2007-05 / B.Norton - Ready for the Silent Assault /World war two/ (2)
An early CG-4 stands ready for a training flight with tow line already attached to the fitting above the cockpit.
-
АвиаМастер 2005-03 / К.Кузнецов - Крылатый пехотинец дяди Сэма /Монография/
"Вако" - экспонат-памятник американским десантникам в городе Гринвилл.
-
Air Enthusiast 2007-03 / B.Norton - Ready for the Silent Assault /World war two/ (1)
Chosen as the US Army's primary tactical transport glider, the WACO CG-4A also had to serve in a training role. This early example has jettisonable main wheels.
-
АвиаМастер 2003-02 / К.Кузнецов, Г.Минский - Деревянный конь британских десантников: десантный планер Эйрспид "Хорса" /Монография/
Подготовка к открытию второго фронта в Европе: американские десантные планеры "Вако" (на переднем плане) и английские "Хорсы" (на заднем) сосредотачивались на базах хранения в Великобритании. Деревянные аппараты стоят прямо под открытым небом - значит, ждать приказа осталось недолго...
Другие самолёты на фотографии: Airspeed Horsa / AS.51 - Великобритания - 1941
-
Air Enthusiast 2007-05 / B.Norton - Ready for the Silent Assault /World war two/ (2)
An improvised 'bulls-eye' mowed into a field served as a spot landing aid for CG-4 student pilots.
-
АвиаМастер 2005-03 / К.Кузнецов - Крылатый пехотинец дяди Сэма /Монография/
C-47 готовится взлететь с планером "Вако" на буксире.
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935
-
Air Enthusiast 2007-03 / B.Norton - Ready for the Silent Assault /World war two/ (1)
Acquiring tugs to tow the CG-4s up for training was almost as difficult as getting the gliders. One method of getting the most from each C-47 sortie was to haul two WACOs under double tow.
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935
-
Aeroplane Monthly 1995-08 / P.Chinnery - Operation Thursday (2)
A Douglas C-47 tows off a Waco CG-4A. The glider could carry 15 troops, and each C-47 could tow two CG-4As.
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935
-
Air Enthusiast 2007-05 / B.Norton - Ready for the Silent Assault /World war two/ (2)
Despite its ungainly looks, the CG-4A was well behaved and comparatively easy to fly. This meant relatively few training hours were necessary before the student was judged sufficiently competent.
-
Air International 1995-08 / D.Allport - Army Aviation (1)
The most widely used assault glider by the US Army during World War Two was the Waco CG-4 which became the US Army Air Corps standard cargo glider, used in all theatres of war worldwide. Capable of carrying either 15 troops or one Jeep and crew, the CG-4 could easily be loaded/unloaded via the front, as the entire nose section, complete with cockpit, could be swung upwards to give clear access. An incredible 13,900 CG-4s were built, with a large number going to Europe to take part in most of the major glider assaults of the War, and the type also saw RAF service as the Hadrian.
-
АвиаМастер 2005-03 / К.Кузнецов - Крылатый пехотинец дяди Сэма /Монография/
"Вако" в свободном полете.
-
Мировая Авиация 251
Американский планер CG-4A широко использовался в 1943-1945 годы, в основном на Европейском ТВД.
-
Air Enthusiast 1972-06 / ??? - The Rise and Demise of a Weapon (4)
The Waco CG-4A which was built in larger numbers than all other transport gliders combined.
-
Air Enthusiast 2007-05 / B.Norton - Ready for the Silent Assault /World war two/ (2)
A pilot performing a rapid stopping manoeuvre during training by pitching the glider forward onto its nose skids, July 1943. The emergency exit doors have been removed for cooling in the hot summer weather and for rapid egress.
-
Aeroplane Monthly 1990-10 / Skywriters
Waco CG-4A troop glider EA 203 photographed in February 1943. The glider was named Hadrian when in service with the RAF.
-
АвиаМастер 2005-03 / К.Кузнецов - Крылатый пехотинец дяди Сэма /Монография/
Планер "Адриан" в британском коричнево-зеленом камуфляже.
-
Aeroplane Monthly 1987-08 / M.Hardy - 1950 RAF Display (2)
Two views of the Dakota C.4/Waco CG-4A-CM Hadrian snatch pick-up combination. Dakota KN641 is about to tow the Waco from a standing start.
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935
-
Мировая Авиация 167
Dakota готовится подцепить планер Waco - данная техника использовалась для возвращения планеров, задействованных в 1944 году во 2-й экспедиции британских сил спецназначения, дислоцированных в Индии (они именовались "Chindits", в 1944 году включали 3-ю индийскую пехотную дивизию).
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935
-
АвиаМастер 2005-03 / К.Кузнецов - Крылатый пехотинец дяди Сэма /Монография/
Мотопланер XPG-2A с двумя моторами "Рейнджер".
-
Aeroplane Monthly 1988-07 / 1988 UK Aircraft Collections and Museums Guide
The fuselage of Waco Hadrian troop glider 243809 at the museum of Army Flying, Middle Wallop. The Museum makes extensive use of dioramas to add impact to its displays.
-
АвиаМастер 2005-03 / К.Кузнецов - Крылатый пехотинец дяди Сэма /Монография/
Сборка "Вако" на заводе в городе Гринвилл.
-
АвиаМастер 2005-03 / К.Кузнецов - Крылатый пехотинец дяди Сэма /Монография/
Крыльевой подкос и основная стойка шасси.
-
АвиаМастер 2005-03 / К.Кузнецов - Крылатый пехотинец дяди Сэма /Монография/
Установка тормозного парашюта на позднесерийном экземпляре "Вако".
-
АвиаМастер 2005-03 / К.Кузнецов - Крылатый пехотинец дяди Сэма /Монография/
Еще один "Вако" в роли музейного экспоната демонстрирует, как на месте высадки десанта из удачно приземлившегося планера своим ходом мог выехать джип "Виллис".
-
АвиаМастер 2005-03 / К.Кузнецов - Крылатый пехотинец дяди Сэма /Монография/
Фюзеляж "Вако" с частично снятой полотняной обшивкой в одном из американских музеев. Виден силовой набор и манекены десантников.
-
АвиаМастер 2005-03 / К.Кузнецов - Крылатый пехотинец дяди Сэма /Монография/
Носовая часть CG-4A. Хорошо видны три дополнительные посадочные лыжи, которые начали устанавливать для повышения уровня безопасности экипажа в соответствии с первым опытом боевого применения этих планеров.
-
Aeroplane Monthly 1990-06 / Personal album. Military
A Dakota tow aircraft seen from the cockpit of a Hadrian in India, June 1945. Note the position of the towrope relative to the pilot s field of view.
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935
-
Air Enthusiast 2007-05 / B.Norton - Ready for the Silent Assault /World war two/ (2)
"Just follow the rope!" View from the cockpit of a CG-4A in high tow above a C-47.
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935
-
Aeroplane Monthly 1990-06 / Personal album. Military
View from a Hadrian during landing in India, 1945.
-
АвиаМастер 2005-03 / К.Кузнецов - Крылатый пехотинец дяди Сэма /Монография/
Стандартная приборная панель "Вако".
-
Aeroplane Monthly 1990-06 / Personal album. Military
Mr White at the controls of a Hadrian in India in June 1945. The caption on the back of the print notes that the outside temperature was 110 Ft but it was 160 Ft inside the glider!
-
Aeroplane Monthly 1990-06 / Personal album. Military
The Hadrian was fitted with dual controls and in this photograph Mr White, right, is presumably giving dual instruction to the other pilot. Both are wearing winter dress. The towrope attachment point may be seen in the centre of the windscreen area.
-
АвиаМастер 2005-03 / К.Кузнецов - Крылатый пехотинец дяди Сэма /Монография/
Интерьер грузопассажирской кабины "Вако" с манекенами десантников и экипажа.
-
Aeroplane Monthly 1990-06 / Personal album. Military
This Waco Hadrian overshot while landing at Basal in June 1945. Note the Dakota in the background.
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935
-
Aeroplane Monthly 1990-06 / Personal album. Military
Another view of the Hadrian that overshot on landing. Note the lack of wing dihedral and the wheel undercarriage. Some Hadrians jettisoned their wheels on take-off and landed on plywood skids. The strut-braced wings had wooden spars and ribs, were sheathed with thin ply and covered in fabric. All control surfaces were fabric covered.
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935
-
АвиаМастер 2005-03 / К.Кузнецов - Крылатый пехотинец дяди Сэма /Монография/
Один из сотен десантных планеров, разбитых при высадке в Нормандии.
-
Aeroplane Monthly 1978-07 / Painted Wings
Theo Fraser's striking Glider Snatch shows a Douglas C.47 picking up a Waco Hadrian.
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935
-
АвиаМастер 2005-03 / К.Кузнецов - Крылатый пехотинец дяди Сэма /Монография/
Схема технологического членения планера "Вако". Рисунок из "Руководства по эксплуатации".
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Waco CG-4A Troop-carrying Glider.
- Фотографии