Avro Lancaster / Type 683
Варианты:
Avro - Lancaster / Type 683 - 1941 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1941


Тяжелый бомбардировщик с экипажем из семи человек
Описание:
Lancaster / Type 683
Avro 683 Lancaster
Фотографии:

Обломки (22)

Lancaster / Type 683

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж - 7 человек. Создан в КБ фирмы "А.В.Роу" под руководством Р.Чедвика. Являлся переделкой самолета "Манчестер" под увеличенное крыло и новую мотоустановку. Опытный "Ланкастер" впервые поднялся в воздух 9 января 1941 г. Серийное производство начато в октябре того же года. Самолет строился на заводах "Авро" (Манчестер, Йедон), "Армстронг-Уитворт" (Бэгинтон, Биттесвелл), "Виккерс-Армстронг" (Честер, Кэстл-Бромвич), "Мосли род уоркс" (Манчестер), "Лонгридж уоркс" (Бирмингем), "Виктори эйркрафт" (Мэлтон, Канада). В общей сложности выпущено 7377 экз. Вооружение большинства модификаций 10x7,69, модификаций VII и X - 2x12,7 + 6x7,69; бомбы до 6400 кг, у вариантов "Спешиэл" - до 10 000 кг. "Ланкастер" состоял на вооружении в Великобритании с декабря 1941 г.
Основные серийные модификации:
   - "Ланкастер" I с моторами "Мерлин" XX, 22, 24;
   - "Ланкастер" III с моторами "Мерлин" 28, 38, 224;
   - "Ланкастер" II с моторами "Геркулес" VI или XVI;
   - "Ланкастер" VI с моторами "Мерлин" 85;
   - "Ланкастер" VII, аналог модификации III с верхней турелью 2x12,7;
   - "Ланкастер" X, канадский аналог модификации III с моторами "Мерлин" 38, 224, верхней турелью 2x12,7 и измененным оборудованием.
Выпускалось много специализированных вариантов: для сброса особо тяжелых бомб (по 3632 кг, 5448 кг, 9988 кг), вращающихся бомб Уоллиса, с РЛС H2S и т.д.
С марта 1942 г. "ланкастеры" использовались для минных постановок и ночных налетов на города Германии. С середины года - основной английский тяжелый бомбардировщик. Участвовал в массированных налетах на Германию, Италию, Францию. С сентября 1944 г. применялся и днем. В сентябре 1944 г. "ланкастеры", базировавшиеся под Архангельском, повредили немецкий линкор "Тирпиц" в Альтен-фьорде (Норвегия). Позднее, вылетев из Шотландии, они потопили его у о.Хаак. В течение всей войны "Ланкастер" служил как бомбардировщик, минный заградитель, транспортный самолет и самолет РЭП. Снят с производства в феврале 1946 г. Служил в Королевских ВВС как бомбардировщик до марта 1950 г., как морской патрульный самолет - до 1956 г.


"Ланкастер" III||
Размах:||31,11 м
Длина:||25,25 м
Моторы, количество х мощность:||4x1480 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||31850 кг
Максимальная скорость:||460 км/ч
Практический потолок:||4800 м
Дальность:||4200 км

Avro 683 Lancaster

Проектирование четырехмоторной модификации Manchester Mk III началось еще до запуска в серию двухмоторной машины. Фактически, прототип самолета Lancaster представлял собой переделанный планер бомбардировщика Manchester - были увеличены размеры центроплана и установлены четыре V-образных мотора Rolls-Royce Merlin X мощностью по 1145 л. с. Изначально прототип сохранял трехкилевое оперение от Manchester, но позже средний киль демонтировали, а площади килей-шайб увеличили - такое оперение стало стандартным для всех самолетов Lancaster.
   Прототип выполнил первый полет 9 января 1941 года, в том же месяце машину перегнали для дальнейших испытаний в Боскомб-Даун. Второй, несколько доработанный, прототип с двигателями Merlin XX поднялся в воздух 13 мая 1941 года. Чуть позже, в сентябре, первый прототип передали в 44-ю эскадрилью для подготовки экипажей и проведения эксплуатационных испытаний. Новый бомбардировщик сразу же показал себя очень удачным самолетом, была заказана большая партия таких машин. Первые серийные Lancaster собирались частично из деталей, заготовленных для бомбардировщиков Manchester, и были готовы уже в октябре 1941 года. Они обозначались Lancaster Mk I, но в 1942 году обозначение поменяли на Lancaster В. Mk I.
   Первый контракт предусматривал постройку 1070 самолетов, однако за первым заказом вскоре последовали другие - пришлось привлекать к программе, помимо фирмы "Avro", и другие компании.
   Темп производства самолетов сдерживала нехватка моторов Merlin, которую удалось преодолеть только после начала лицензионного производства двигателей Merlin в США на заводе фирмы "Packard".. Конструкторы тем временем искали альтернативный мотор, и вскоре выбор пал на звездообразный Bristol Hercules VI/XVI мощностью 1735 л. с. Самолеты с такими моторами обозначались Lancaster Mk II (затем Lancaster В. Mk II). Прототип выполнил первый полет 26 ноября 1941 года, летные испытания прошли успешно, после чего данную модификацию запустили в серию на заводе фирмы "Armstrong Whitworth" в Ковентри. Первые два самолета с моторами Hercules собрали в сентябре 1942 года и передали для дальнейших испытаний в Боскомб-Даун, а вскоре к ним присоединилась и третья машина. Другие Lancaster Mk II первой производственной серии поступили на вооружение 61-й эскадрильи, где ранее проходили войсковые испытания бомбардировщики Lancaster Mk I.
   Постепенно Lancaster Mk II стал поступать и в другие эскадрильи, но он не смог затмить славу своего собрата с моторами Merlin - модификация Mk II обладала меньшими скоростью полета и практическим потолком, а бомбовая нагрузка была меньше более чем на 1800 кг. Выпуск Mk II прекратили после постройки 301 самолета - завод фирмы "Armstrong Whitworth" переключился на сборку Lancaster В. Mk I.
   Lancaster В. Mk I получил три установки типа Fazer-Nash с гидроприводами (в носовой части, на верхней части фюзеляжа за крылом и в кормовой части), в общей сложности бомбардировщик нес восемь 7,7-мм пулеметов Browning (по два пулемета в носовой и надфюзеляжной турелях и четыре - в кормовой). Бомбоотсек изначально был рассчитан на бомбовую нагрузку в 1814 кг, но его размеры постоянно увеличивали, и со временем там стало возможным помещать бомбы массой до 5440 кг, а вариант Lancaster В. Mk I (Special) мог брать на борт огромные бомбы Tallboy массой 5443 кг и Grand Slam массой 9979 кг. На варианте Lancaster B.Mk III стояли моторы Merlin американской постройки, выпуск этих самолетов шел параллельно с постройкой В. Mk I. Внешне Mk III отличался от Mk I большим блистером бомбардира в носовой части фюзеляжа, а также несколько иным составом бортового оборудования.
   В 1942 году было решено наладить производство Lancaster B.Mk X в Канаде на фирме "Victory Aircraft". Канадские самолеты оснащались моторами Merlin американского производства и выполняли перелеты через Атлантику без вооружения, которое монтировалось уже в Великобритании. Первый B.Mk X заказчик получил 6 августа 1943 года, всего же было построено 430 таких самолетов.
   Модификацию B.Mk VI оснастили двигателями Merlin 85 или 87 мощностью по 1635 л. с. Девять самолетов были модернизированы в B.Mk VI фирмой "Rolls-Royce" и переданы в 635-ю эскадрилью, где с машин сняли носовые и надфюзеляжные турели, но установили модернизированные радиолокационные бомбардировочные прицелы H2S и появившиеся средства РЭБ. Хотя по летным характеристикам B.Mk VI превзошел более ранние модификации, в серию эта модель не пошла. Последним серийным вариантом стал Lancaster B.Mk VIII с надфюзеляжной турелью American Martin с парой 12,7-мм пулеметов, которую несколько сместили вперед.
   Несмотря на появление новых модификаций, серийный выпуск B.Mk I (с 1945 года - B.Mk 1) продолжался на протяжении всей войны, последнюю машину компания "Armstrong Whitworth" передала заказчику 2 февраля 1946 года.
   Помимо двух прототипов в общей сложности было построено 7377 самолетов различных модификаций: Mk I - 3425, Mk II - 301, Mk III - 3039, Mk VII - 180, Mk X - 430. Бомбардировщики собирались на заводах компаний "Avro" (3673), "Armstrong Whitworth" (1329), "Austin Motors" (330), "Metropolitan Vickers"(1080), "Vickers Armstrong" (535) и "Victory Aircraft" (430). Иногда выполнялись переделки самолетов одной модификации в другую. За время войны как минимум 59 эскадрилий Бомбардировочного командования имели на вооружении самолеты Lancaster, которые выполнили более 156000 боевых вылетов и сбросили на противника 618350 т фугасных и более 51 млн штук зажигательных бомб.
   По мере приближения окончания войны в Европе, эскадрильи самолетов Lancaster стали готовиться к переброске на Дальний Восток, но Япония капитулировала раньше, чем это удалось сделать. После окончания войны Lancaster использовались для перевозки на родину бывших британских военнопленных, часть машин в Великобритании и других странах Европы использовали в качестве летающих лабораторий, несколько машин поступили на вооружение авиации ВМС Франции, а другие - использовались как гражданские транспортные самолеты под обозначением Avro Lancastrian.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Avro 683 Lancaster Mk I

   Тип: тяжелый бомбардировщик с экипажем из семи человек
   Силовая установка: четыре V-образных двигателя Rolls-Royce Merlin XX или 22 мощностью по 1280 л. с. (954 кВт) или Merlin 24 мощностью по 1620 л.с.(1208 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 3505 м - 462 км/ч; крейсерская скорость на высоте 6100 м - 338 км/ч; скороподъемность 76 м/мин; практический потолок 7468 м; дальность полета с бомбовой нагрузкой 3175 кг - 4072 км
   Масса: пустого 16 738 кг; максимальная взлетная 31751 кг
   Размеры: размах крыла 31,09 м; длина 21,18 м; высота 6,10 м, площадь крыла 120,49 м2
   Вооружение: восемь 7,7-мм пулеметов, до 6350 кг бомб в бомбоотсеке
Сквозная пробоина в крыле "Ланкастера" от зенитного снаряда
Германские ночные истребители и зенитная артиллерия причинили серьезные потери Бомбардировочному командованию. На снимке: перевозка разобранного на части Lancaster силами 1660-го ремонтного отряда к месту проведения восстановительных работ.
Avro Lancaster Mk I RA542, alias JO-Z of 463 Squadron, participated in the last Lancaster raid of the war when, on April 26, 1945, 88 examples of this famous bomber attacked the oil refinery at Valid, outside Tonsberg in Norway. Some of her crew suffered severe injuries.
A close-up of the nose of Lancaster RA542.
The rear turret of this Lancaster was sliced off by a bomb dropped from another Lancaster flying above.
To keep the dwindling fleet going, contractors Union de Transport Aerien stripped several Lancasters for spares at Le Bourget and the hulks ended up on the fire dump. Two examples await their fate, 1965
Самолет 460-й эскадрильи, совершивший вынужденную посадку из-за полученных в бою повреждений
Один из "дамбастеров" (AJ-A майора Янга, per. N ED877), не вернувшийся из рейда на плотины. 17 мая 1943 г.
Avro Lancaster Mk INF920 Easy Elsie, coded KC-E, landed in a moor west of Porjus on October 29, 1944, having just scraped over nearby mountains with only two engines running. The aircraft remains there to this day.
Lancaster B.I B-036 being recovered at Rio de la Plata.
Light snow dusts the fields near Golaten where unmanned Lancaster W4355 returned to the earth.
A Rolls-Royce Merlin engine, torn from its mounting, with a wing and smashed fuselage sections close behind.
The broken rear fuselage of Lancaster LS-A amongst the pear trees. Just visible to the left of the intact entrance door may be seen 39 sortie marks.
One of W4355’s wheels rests in front of a Swiss guard on the morning following the crash. Note the proximity of the Remund farmhouse.
Lancaster Mk I LL750 exploded above this wintry setting; debris rained down on and near the clumps of trees at left and towards the farm at bottom right.
A Merlin engine, still attached to a section of mainspar, lies buried in the snow. Note the paddle-bladed propeller.
Aerial view of the crash location of Lancaster ME720, taken by a Swiss observation aircraft at Hamikon on the morning of April 28, 1944.
A wing leading edge of Lancaster ME720, inexplicably split along the mainspar. The central petrol tank burned out.
The Lancaster was so badly destroyed that for a time the Swiss could not identify the type.
The smashed fuselage of the Lancaster shows the code letter X near the serial number. Note a repaired flak hole at the centre of the X, and a fresh hole below the figure 7.
In June 1954 Lancaster ND759 was raised out of Lake Constance by Martin Schaffner, a Swiss garage owner.
Two further views of Lancaster ND759 being raised from Lake Constance in June 1954. The inner starboard propeller had sheared off and the lower part of the nose received a bashing during the ditching.