Grumman AF Guardian
Страна: США
Год: 1946


Двухместный палубный противолодочный самолет
Описание
Фотографии
Grumman AF Guardian (G-82)
  
   Несмотря на успех, выпавший на долю самолета Avenger, уже в 1943 году стали подумывать о замене для него, первоначально реализованной в виде проекта TB2F, - двухмоторной машины с двигателями Pratt & Whitney R-2800-22, способной нести до 3629 кг вооружения на дальность 3669 км. Но максимальная взлетная масса в 20412 кг была чрезмерно велика для авианосцев того времени, так что от этого проекта отказались в пользу самолета TSF - дальнейшего развития F7F Tigercat. Но и по этому проекту работы были остановлены, а в феврале 1945 года Бюро Аэронавтики ВМС США выдало заказ на постройку трех прототипов самолета Grumman G-70. Это был среднеплан, способный поднимать до 1814 кг бомб, глубинных бомб или торпед в закрытом бомбоотсеке. Кроме того, в передней части крыла были установлены две 20-мм пушки. Чтобы G-70 был способен быстро выйти из-под атаки, в дополнение к поршневому двигателю в хвостовой части фюзеляжа установили ТРД фирмы "Westinghouse", воздух к которому поступал через овальные воздухозаборники в передней кромке крыла. Оба члена экипажа располагались бок о бок.
   Из трех заказанных прототипов два предполагалось построить в варианте XTB3F-1 с радиальным двигателем R-2800-34W Double Wasp в 2300 л.с. (1715 кВт) и ТРД Westinghouse 19XB-2B тягой 7,12 кН, а один - в варианте XTB3F-2 с ПД Wright R-3350-26 Duplex Cyclone и ТРД Westinghouse 24C-4B. Первый из них взлетел 18 декабря 1946 года с заглушёнными каналами ТРД из-за проблем с воздухозаборниками, обнаруженными в ходе наземных испытаний. На практике ТРД никогда не использовался в полетах и был вскоре демонтирован. Всего через пять дней после первого полета ВМС США остановили работы по TB3F, пересмотрев технические требования и отказавшись от использования машины в качестве бомбардировщика-торпедоносца. Теперь требовалось противолодочное оружие, и два строившихся прототипа были доработаны, чтобы действовать в паре "охотник - убийца" (hunter/killer) - поисковый и ударный самолеты.
   Третий прототип, обозначение которого изменили на XTB3F-1S, был достроен без ТРД Westinghouse. Освободившееся место использовали для установки электронного оборудования и организации места для третьего члена экипажа - оператора РЛС. В бывшем бомбоотсеке установили РЛС APS-20, антенну которой разместили в большом обтекателе под фюзеляжем. Эта машина поднялась в воздух в ноябре 1948 года, а 12 января 1949 года за ней последовал второй прототип - четырехместный XTB3F-2S. Оба самолета проходили эксплуатационные испытания в экспериментальном центре ВМС в Патаксент Ривер, Мериленд, в феврале 1949 года. К тому времени уже был размещен заказ на серийные самолеты G-82 Guardian, близкие прототипам по конструкции, в ударном варианте AF-2S и поисковом AF-2W. На оба варианта установили радиальный двигатель R-2800-48W.
   Первый серийный AF-2S поднялся в воздух 17 ноября 1949 года, а с мая 1950 года по ноябрь 1951 года по пять самолетов каждого типа проходили войсковые испытания в 1-й опытовой эскадрилье в Ки-Уэсте, Флорида. Палубные испытания проводились с ноября 1950 года по сентябрь 1951 года, и эскадрилья VS-25 на базе Норт-Айленд получила первый самолет 18 октября 1950 года. Боевая служба AF-2 Guardian была недолгой, так как уже 30 июня 1950 года ВМС США выпустили техническое задание на противолодочный самолет S2F Tracker. Новая машина первой пришла на смену Guardian из эскадрильи VS-37 в Норт-Айленде 31 августа 1955 года. Во время строевой эксплуатации Guardian ряд эскадрилий (включая три эскадрильи резерва ВМС) с марта 1951 года по май 1953 года проходили боевую службу в Корее.


Варианты

   AF-2S: 193 самолета в ударном варианте, способные нести до 1814 кг вооружения на внутренней подвеске и имевшие шесть узлов для неуправляемых ракет HVAR или 113-кг глубинных бомб под крылом; РЛС APS-31 под правым крылом и поисковый прожектор AVQ-8 под левым; гидроакустические буи в контейнере под центропланом
   AF-2W: выпущено 153 невооруженных четырехместных самолета; характерными особенностями были наличие большого обтекателя антенны РЛС APS-20 под фюзеляжем и сложное БРЭО
   AF-3S: 40 самолетов, поставленных с февраля 1952 года по ноябрь 1953 года, отличавшихся от AF-2S дополнительным противолодочным оборудованием, включая штангу магнитного детектора по правому борту фюзеляжа


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Grumman AF-2S Guardian

   Тип: двухместный палубный противолодочный самолет
   Силовая установка: один радиальный двигатель Pratt & Whitney R-2800-48W Double Wasp мощностью 2400 л.с. (1780 кВт)
   Летные характеристики: макс скорость на высоте 1220 м - 442 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 267 км/ч; начальная скороподъемность 701 м/мин; потолок 6980 м; дальность полета 1835 км
   Масса: пустого 6649 кг; максимальная взлетная 10 235 кг
   Размеры: размах крыла 18,29 м; длина 13,23 м; высота 4,01 м; площадь крыла 51,00мг
   Вооружение: до 2722 кг боевой нагрузки в бомбоотсеке и шести узлах подвески под крылом. Обычно включало одну 907-кг торпеду, или две 907-кг бомбы, или две 726-кг глубинные бомбы в бомбоотсеке и четыре 227-кг бомбы, или четыре глубинные бомбы Mk 54, или шесть 127-мм неуправляемых ракет HVAR под крылом
Не имевший большого подфюзеляжного обтекателя, как у AF-2W, AF-2S был ударным компонентом пары "охотник-убийца" Guardian.
Dale Newton's AF-2S amid the clouds over Northern California in 1974. The “SK” on the fin stands for "sub-killer."
The AF-2S over Crater Lake, in Crater Lake National Park, Oregon, 1974. Note the auxiliary fins on the tailplane.
The only Grumman Guardian (in VS-25 markings) to appear at the meeting.
AF-2S N3144G as “Red 30” on the ramp at Redding, California.
The Navy ordered two XTB3F-1s with R-2800-34W radial engines and Westinghouse 19XB auxiliary engines. Only the first (BuNo 90504) was completed as a prototype for the last USN torpedo-bomber. It is seen here on April 28, 1947, after removal of the jet (note plugged jet exhaust above the tailhook) and temporary addition of a dorsal fin.
Grumman AF-2S and AF-2W Guardians.
Для обнаружения подводных лодок AF-2W оснастили РЛС AN/APS-20, антенна которой размещалась в громоздком обтекателе под фюзеляжем.
Палубный самолет ДРЛО Грумман AF-2W "Гардиан"
From a South African reader comes this rare photo of a hitherto unpublicised U.S. Navy anti-submarine prototype, the Grumman AF-3S (BuAer serial 129243) - a logical development of the AF-2 Guardian. Other details not available
A general view of the spacious cockpit and its instruments. The Guardian was the largest single-engine piston aircraft to enter production.
White smoke from the left cowl begins to streak the canopy with oil, hampering the pilot's vision.
Derelict Guardians slowly succumb to the weeds at Chico, California, their service with the Aero Union Corporation at an end.