Britten-Norman BN-2 Islander
Варианты:
Britten-Norman - BN-2 Islander - 1965 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1965


Самолет местных авиалиний
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (83)
Britten-Norman BN-2 Islander

   История самолета Britten-Norman BN-2 Islander началась в 1964 году, когда Десмонд Норман и Джон Бриттен приступили к проектированию нового легкого пассажирского/транспортного самолета для местных авиалиний, рассматривавшегося в качестве замены уже порядком устаревшему de Havilland Dragon Rapide и другим самолетам подобного назначения. Проект вызвал живой интерес у потенциальных заказчиков, и в сентябре 1964 года была начата постройка первого прототипа машины, получившей обозначение BN-2 Islander, а уже 13 июня 1965 года самолет совершил первый полет Машина была оснащена двумя двигателями Rolls-Royce/Continental IO-360-B мощностью по 210 л. с. По результатам испытаний в конструкцию машины были внесены отдельные усовершенствования, наиболее существенными из которых стали увеличение размаха крыла на 1,22 м и установка новых двигателей - Avco Lycoming O-540-E мощностью 260 л. е., ставших после этого стандартными на самолетах данного типа.
   BN-2 Islander первой производственной партии представлял собой цельнометаллический высокоплан с фюзеляжем прямоугольного сечения, однокилевым хвостовым оперением и неубирающимся трехстоечным колесным шасси со спаренными колесами на основных стойках. Самолет был рассчитан на пилота и девятерых пассажиров, которые располагались в пассажирском салоне шириной всего 1,09 м. Причем кресла располагались в ряд "от борта до борта", без межкресельного прохода - посадка осуществлялась через две двери, расположенные на левом борту, и одну - на правом борту (каждая дверь была рассчитана на свой ряд кресел). Первый серийный самолет поднялся в воздух 24 апреля 1967 года, а 13 августа того же года первая машина данного типа поступила в коммерческую эксплуатацию. В середине 1969 года на смену BN-2 пришел модернизированный BN-2A, отличавшийся лучшей аэродинамикой и новейшим оборудованием, а также получивший новое приспособление для загрузки багажа с борта. С 1978 года в серию пошла модификация BN-2B Islander II, которая отличалась от предшественников преимущественно большей максимально допустимой посадочной массой, улучшенным внутренним дизайном салона и воздушными винтами уменьшенного диаметра (это должно было снизить уровень шума в кабине и салоне).
   По ходу эксплуатации были разработаны различные образцы оборудования, существенно повысившие эффективность их использования для решения различных задач. Сначала машины получили поршневые двигатели Avco (Textron) Lycoming IO-540-K1BS мощностью по 300 л. с., а затем - турбовинтовые двигатели Allison 250-BI7C эффективной мощностью на валу 320 л. с. (такие самолеты получили обозначение BN-2T Turbine Islander). Кроме того, имелась возможность удлинения носовой части самолета для увеличения объема перевозимого багажа; запас топлива был увеличен за счет оборудования двух концевых топливных баков, а двигатель затем стали оснащать системой турбонаддува Rajay. Имелась возможность размещения под крылом двух дополнительных топливных баков емкостью по 227 л каждый.
   Кроме пассажирской модификации имелись транспортный вариант(пассажирские кресла складировались в заднем багажном отделении) и санитарный самолет (с размещением трех носилок и двух сопровождающих). Самолет мог использоваться также для решения разнообразных вспомогательных задач. Были спроектированы и построены военизированные версии данной машины: Defender и Maritime Defender, которые могли применяться в качестве санитарно-эвакуационного, патрульного, транспортного и поисково-спасательного.
   Коммерческий успех самолетов данного семейства подтвержден на практике - по многочисленным контрактам для заказчиков из 120 стран мира было построено 1280 самолетов, причем около 760 из них до сих пор находятся в эксплуатации. Значительное количество самолетов было построено по лицензии в Румынии, 35 машин собраны на Филиппинах из компонентов, поставленных "Britten-Norman".
   Однако в 1972 году по финансовым причинам контроль над компанией перешел к "Fairey Group". В следующем году сборочная линия Islander была перенесена из Бембриджа в Госсели (Бельгия), но в 1977 году "Fairey Group" сама уже прекратила свое существование, а подразделение "Britten-Norman" было продано швейцарскому концерну "Oerlikon- Buhrle", владевшему тогда компанией "Pilatus". В итоге продолжателем программы Islander стала компания "Pilatus Britten-Norman Ltd", перенесшая линию окончательной сборки на остров Уайт. 21 июля 1998 года компания "Pilatus" продала британское подразделение "Britten-Norman", после чего компания возродилась под своим первоначальным названием и продолжила постройку самолетов семейства Islander. В настоящее время компания принадлежит семье Завави, выходцам из Омана, и по состоянию на конец 2008 года предлагала потенциальным заказчикам самолеты модификаций BN-2B и BN-2T. Кроме того, ведется проектирование модификации BN-2C Islander, отличающейся новыми кабиной, авионикой и серповидными воздушными винтами. Часть из внедренных усовершенствований могут быть реализованы и на самолетах предыдущих моделей. В продуктовой линейке компании также имеется самолет Defender 4000, оснащенный турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce 250, электронным пилотажным индикатором и специальным оборудованием, предназначенным для решения различных задач в интересах военных.


Варианты

   Defender: многоцелевая военная модификация, предназначена для решения широкого круга задач - противоповстанческий, передовой авианаводчик, медико-эвакуационный, патрульный, легкий транспортный и пр. Основное отличие от гражданской модификации - наличие четырех подкрыльевых узлов подвески, на которых возможна подвеска груза массой до 1134 кг, в т. ч. контейнеров с пулеметами и НАР, бомб, ракет, ПТБ или контейнеров РЭБ
   Maritime Defender: патрульная модификация, предназначенная для патрулирования прибрежных районов, ведения поисково-спасательных операций и защиты эксклюзивной экономической зоны; продолжительность полета 8 ч, в носовом обтекателе установлена РЛС, полезная нагрузка - спасательное оборудование (плотики и пр.) или вооружение на подкрыльевых узлах


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Britten-Norman BN-2B Islander II

   Тип: самолет местных авиалиний
   Силовая установка: два поршневых двигателя с горизонтальным расположением цилиндров Avco Lycoming O-540-E4C5 мощностью по 260 л. с. (194 кВт)
   Характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 2135 м - 257 км/час; экономическая крейсерская скорость на высоте 3660 м - 241 км/час; практический потолок 4450 м; дальность при полете с экономической крейсерской скоростью при полной нагрузке 1400 км
   Масса: пустого снаряженного 1638 кг; максимальная взлетная 2994 кг
   Размеры: размах крыла 14,94 м; длина 10,86 м; высота 4,18 м; площадь крыла 30,19 м2
Britten-Norman BN-2 light transport (two 210 hp Rolls-Royce Continental IO-360-B engines)
The prototype Islander in its original guise
13 июня 1965г.: в Бембридже, остров Уайт, совершил первый полет самолет BN-2 Islander, ставший заметным успехом для британской авиационной индустрии.
The prototype Islander after conversion to take Lycoming engines in modified nacelles and an increase in wing span.
Прототип BN-2, G-ATCT, поднялся в воздух в 1965 году, а первый серийный самолет, G-ATWU, - годом позже. К сожалению, прототип, отличавшийся крылом уменьшенного размаха, был потерян в катастрофе в 1966 году, возвращаясь из демонстрационного тура по Германии.
First of the four stages in the life of the second prototype Islander, as first flown;
Second of the four stages in the life of the second prototype Islander, with stretched fuselage;
The first supercharged Islander with Rolls-Royce Continental engines
Britten-Norman BN-2S turbo-supercharged Islander with 300-h.p. R-R Continentals
Britten-Norman test pilot Colin Newnes landed on HMS Hermes on May 28, 1968, in Portland Bay. The aircraft stopped in 175ft, wind speed over the deck was 15kt, and took off in 400ft. The Islander is seen being repositioned for take-off.
Britten-Norman BN-2A Islander twin-engined utility transport in para-dropping role
Suckling Airways' Dornier 228 G-BMMR was used to demonstrate the type to the Isle of Scilly Sky Bus Company at Exeter during December 1991. At present the company operates a fleet of five Islanders.
Britten-Norman Trislander G-AZZM, the aircraft used in this test, and Islander G-AYSS (background) were both acquired earlier this year by JF Airlines for scheduled services linking Portsmouth and Shoreham with the Channel Islands. The airline was founded in 1971 by John Fisher and operated Twin Pioneers initially
BN-2 Islander, G-AZZM, - один из первых серийных Trislander. Облетанный в 1972 году, он эксплуатировался в компаниях "Fairoaks Aviation", "JF Airlines" (на снимке - вместе со своим предшественником) и "Loganair", а затем был продан колумбийской "Tavina".
One of Loganair's Britten-Norman B.N-2 Islanders, G-AYXK
Britten-Norman BN-2A Islander twin-engined utility transport (two 260/300 hp Lycoming O-540 engines)
Islander c/n 325 at Fairoaks 12/4/73 while being prepared for delivery to Australia with ferry marking G-BATK;
G-BBLW is one of a batch of Islanders for Nippon Naigai Air Ways. It was photographed at Bern bridge in its ferry marks.
Britten-Norman Firefighter G-BDHU in action. A new water-bombing version of the Islander, it can drop 176 gal of water in 2.5 sec. and can be equipped with an infra-red sensor to detect incipient forest fires. G-BDHU appeared at Farnborough
Agricultural Britten-Norman Islander G-BDMT with underwing tanks, nozzles, spray booms, and emergency dumpers
Euroair's Biggin Hill-based Islander G-BDWG is the 700th Islander to be delivered
A new customer for the Britten-Norman BN-2A Islander is Euroair Transport, based at Biggin Hill, whose G-BDWG is seen before delivery
BN-2A Islanders G-BEFI and G-BEFN, Gosselies-built, for Munz Northern Airlines.
Just out of the Gosselies paint shop on 22nd March 1977, BN2A-27 Islander G-BEFM, c/n. 557, is the third for George Wimpey & Co.; orange/black/white colour scheme
G-BEGC, shown at Manila 7/1/77, was one of the two Islanders erected in the Philippines and flown to Singapore in British marks;
Gosselies-built BN2A Islander G-BEGE for Munz Northern Airlines.
Одним из самых необычных операторов самолета Islander была Организация по борьбе с пустынной саранчой (Desert Locust Control Organisation for Eastern Africa). Ее самолет был оснащен дополнительными топливными баками и контейнерами-опрыскивателями Micronair под крылом. Кроме того, машину приспособили для полетов через тучи летящей саранчи.
Seen south of the Isle of Wight during a test flight, Britten-Norman Islander G-BEGU is one of four built for the Desert Locust Control Organisation for East Africa. Due to be delivered in the new year, the aircraft are equipped with three Micronair atomisers and long range fuel tanks.
A Sea King lifting Britten Norman Islander G-BFCX of Loganair out of trouble.
The latest Pilatus Britten-Norman Islander for FIGAS. G-BLNI left Bembridge on 14th October 1987 on delivery via Iceland. North and South America and finally arrived at Stanley on 19th November, having been delayed en route. It is now in service as VP-FBI
The clandestine BN-2A-26 Islander PAS "Yankee" in the Police Aviation Services' hangar at Staverton. The Islander's role is classified.
Gull Air's Britten-Norman Islanders have lost their blue cheat line tor an all-white colour scheme - A40-DK at Abu Dhabi
One of Burrard Air's three Britten Norman Islanders, G-GIHF, at Vancouver on 31st August 1985.
Britten-Norman BN-2A Islander equipped for geophysical survey
Among the aircraft operated by TACV, Cabo Verde Airlines is Britten-Norman Islander CR-CAS
CTA Britten-Norman Islander CR-LMW, c/n. 276, previously G-AYWJ
Air Martinique's Piper Aztec, F-OGGU, at St. Vincent in March 1983, with the tail of Islander F-OGGP visible behind
One of six Britten-Norman Islanders operated by the Norwegian company A/S Norving. In the background is their D.H. Canada Beaver, LN-MAB, on floats
Islander LV-JYV was an Opa Locka, Florida visitor late in 1987. It was originally delivered to Argentina as LV-PRE in November 1971.
PT-KRP, one of the many Islanders employed in the geophysical role in South America, was equipped with "stinger" tail by Geometries Inc. in California for mineral exploration by ENCAL in the undeveloped hinterland of Brazil
Front its formation in 1979 until the present time, Air Seychelles has operated two Britten-Norman Islanders on its inter-island services.
Countryair's Britten-Norman Islander VH-SYU in pale blue and white scheme
Air BVI have four Islanders - VP-LVB illustrated
The Seychelles register is illustrated by D'Arros Industries' Islander VQ-SAK, ex G-BCVS, ready for delivery at Fairoaks 21/1/76
4X-AYF, one of two ex-Israeli Islanders flown to Blackbushe recently for Fairoaks Aviation Services
Islander 6Y-JFL (ex-G-AWYA) at Bernbridge 27/2/69 with markings previously allotted to Skyvan c/n. SH.1848
Britten-Norman BN-2A Islander twin-engined feederline transport of Lesotho Airways, built in Romania by IRMA
AFM’s Air Squadron received a quantum leap in its operational capability with the entry into service of its PBN BN2B Islander 9H-ACU.
The current "IO-Islander” with uprated Lycoming engines. The example illustrated also has wingtip fuel tanks.
Britten-Norman BN-2A Islander of Tarmaco Services Ltd, Zaire Republic, built in Romania by IRMA
N33MN, first ol six Islanders ordered by Munz Northern Airlines of Nome, Alaska;
Зимбабвийский транспортник Бриттен-Норман BN-2A "Айлендер" - участник войны в Конго. Обратите внимание, что самолет не несет никаких опознавательных знаков
Retired Romanian Air Force BN-2A ‘Black 130’ at the Aviation Museum, Otopeni.
Britten-Norman BN-2A Islander of Mount Cook Airlines, with wheel/ski landing gear
Islander приспособлен для эксплуатации в районах с суровым климатом. Этот самолет на лыжном шасси, принадлежавший "Mount Cook Airlines", сфотографирован на леднике Тасмана в Новой Зеландии в 1975 году.
Approaching Guernsey over the harbour at St. Peter Port in an Aurigny Islander
Philippine Naval Aviation NAMC (Britten-Norman) Islander.
The fledgeling naval air component has so far received five locally-assembled Islanders, one of which is illustrated, which are used for surveillance tasks.
Islander G-BDDW/RP-C2146 in the livery of the Philippine Integrated National Police as (c/n.) "463";
Exactly half Aurigny's fleet - three Trislanders and one Islander - at Guernsey, a rare sight as the aircraft are usually busy on the routes
Exeter's main apron on a winter's afternoon, busy with a JEA Short 360 together with B.737s of BMA and Danair. Seen in the background, Scilly Skybus Islander, J&J Bandierante and Merrix-Air's Cessna 421.
The Britten-Norman BN.2A-8S is the first Islander to fly with the lenghtened nose and additional rear cabin space. These "S" variant modifications can be applied to any standard of Islander.
BN-2A-8S version of the Britten-Norman Islander, with extended nose
Britten-Norman Defender, military version of the BN-2A Islander
Defender G-BEKZ, destined for Mauretania.
Pilatus Britten-Norman Maritime Defender.
PILATUS B-N BN-2B MARITIME DEFENDER
Bad new... for Fish Poachers, Dope Pedlars, Illegal Immigrants.
Britten-Norman Defender military version of the Islander, firing underwing rockets
Britten-Norman Defender, military version of the BN-2A Islander
A Pilatus Britten-Norman BN2A-21 Maritime Defender during a test flight south of the Isle of Wight on August 20, 1979.
The first Britten-Norman BN2A-21 Defender to carry four gun pods, each with two 7-62mm machine guns, is G-BDTK for the Botswana Defence Force, seen over the Isle of Wight before delivery to Gaborone.
Pilatus Britten-Norman Defender.
Botswana Defence Force Pilatus Britten-Norman Defender.
First of three Britten-Norman BN-2A-21 Defenders, OA1, for the Botswana Defence Force, which will use them for border patrol, casualty evacuation and communications
The first Botswana Defender G-BDTC/OA1/Z1 awaiting delivery at Bembridge 29/9/77;
Mauritanian Islamic Air Force Pilatus Britten-Norman Defender.
Islander G-FANS started flight tests with two Dowty ducted propulsor units on 10th June 1977
Dowty Rotol's ducted propulsor-equipped Islander, G-FANS, convincingly demonstrated its low noise level for the press at Staverton on August 25, 1977.
Britten-Norman Islander G-FANS engaged in flight tests of its Dowty ducted propulsors which are driven by two 300-h.p. Lycoming IO-540 engines
Close-up of the ducted propulsor showing the 48-in.-dia. seven-bladed fan.
Today much of the floor space at Fairey S. A's Gosselies factory ts taken up with Islander and Trislander production
Islander fuselage side panels in their jigs in the sub-assembly shop