Bristol Blenheim IV/Bolingbroke
Варианты:
Bristol - Blenheim IV/Bolingbroke - 1937 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1937


Легкий бомбардировщик с экипажем из трех человек
Описание:
Blenheim IV/Bolingbroke
Blenheim IF/IVF
Bristol 142 Blenheim, Bristol 149 Bolingbroke и Bristol 160
Flight, November 1939
Britain's Military Aircraft
Фотографии:

Рисунки, схемы, чертежи (21)

Blenheim IV/Bolingbroke

Легкий бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Экипаж 3 человека. Спроектирован в КБ фирмы "Бристоль эйрплейн" под руководством Ф.Барнуэлла на базе опытного скоростного пассажирского самолета "тип 142", совершившего первый полет 12 апреля 1935 г. Серийное производство началось в июне 1936 г. "Бленхейм" выпускался на заводах "Бристоль" (Фултон), "Рутс секьюритиз" (Блис-Бридж), "А.В. Роу", "Валтион леконтехдас" (Тампере, Финляндия), "Икарус" (Белград, Югославия), "Фэйрчайлд эйркрафт" (Лонгевиль, Канада). Всего построено.1 134 экз.
Состоял на вооружении в Великобритании с марта 1937 г., в Финляндии - с июля, в Турции - с октября, в Югославии - с марта 1939 г., в Румынии и Греции - с 1940 г., в Хорватии - с конца 1941 г., в Португалии - с 1943 г.
Основные серийные модификации:
   - "Бленхейм" I с моторами "Меркьюри" VIS2 или VIII, вооружение 2x7,69;
   - "Бленхейм" IV с новой носовой частью, моторами "Меркьюри" VIII, IVL с дополнительными бензобаками и моторами "Меркьюри" XV, вооружение 4x7,69 (полевые переделки - до 5x7,69);
   - "Болингброк" I, канадский вариант "Бленхейма" IV с моторами "Меркьюри" VIII и американским оборудованием; - "Болингброк" IV с моторами "Меркьюри" XX, IVW с R-1535;
   - "Бленхейм" V с новой носовой частью, моторами "Меркьюри" XXV или XXX, вооружение 4x7,69.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 455 кг.
В сентябре 1939 г. "Бленхейм" являлся самым массовым бомбардировщиком королевских ВВС. Они вели разведку и наносили бомбовые удары практически с самого начала Второй мировой войны. Весной 1940 г. участвовали в Норвежской кампании, затем в боях во Франции, в Северной Африке. Английские "бленхеймы" в апреле 1941 г. воевали в Греции, в мае - на Крите, с сентября - в Малайе и Бирме. Последние операции они осуществляли в конце 1943 г. в Северной Африке.
Финские бомбардировщики участвовали в "зимней" войне с Советским Союзом, затем продолжили боевые действия в июне 1941 г. и вели их до перемирия с СССР в 1944 г. Югославские машины в апреле 1941 г. бомбили наступающие немецкие войска, а также наносили удары по целям в Венгрии и Австрии. Греческие "бленхеймы" воевали с октября 1940 г. против итальянцев, а в апреле 1941 г. - против немцев. Канадские "болингброки" применялись для патрулирования побережья.
"Бленхейм" снят с производства в Англии - в июне 1943 г., в Финляндии - в 1944 г. Их сняли с вооружения британские ВВС в июле 1945 г., финские - в 1948 г. Греческие и югославские машины полностью потеряны в боевых операциях.


"Бленхейм" IV||
Размах:||17,17м
Длина:||13,13 м
Моторы, количество х мощность:||2x920 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||6550 кг
Максимальная скорость:||472 км/ч
Практический потолок:||9550 м
Дальность:||3120 км

Blenheim IF/IVF

Тяжелый дневной и ночной двухмоторный истребитель на базе легкого бомбардировщика "Бленхейм", цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Бомбардировщик "Бленхейм" спроектирован в КБ фирмы "Бристоль эйрплейн" под руководством Ф.Барнуэлла. Выпускался серийно с марта 1937 г. Переделка в истребитель начата в 1938 г., велась в частях обслуживания (авиарембазах) и непосредственно в эскадрильях с использованием комплектов подфюзеляжных контейнеров, изготовлявшихся мастерскими фирмы "Саузерн рейлуэй" в Эшворде. Всего изготовлено 1375 комплектов. Вооружение 2x7,69 в носу фюзеляжа; 4x7,69 в контейнере. "Бленхеймы"-истребители состояли на вооружении королевских ВВС с сентября 1938 г.
Существовали две основные модификации:
   - "Бленхейм" IF на базе бомбардировщика "Бленхейм" I с моторами "Меркьюри" VIII;
   - "Бленхейм" IVF на базе бомбардировщика "Бленхейм" IV с моторами "Меркьюри" XV, удлиненной носовой частью фюзеляжа, дополнительными бензобаками.
"Бленхеймы" применялись как дневные истребители с ноября 1939 г., участвовали в "битве за Англию". С середины 1940 г. на них начали монтировать РЛС. Боевое применение в качестве ночных истребителей - с июля 1940 г. С февраля 1941 г. базировались также в Сингапуре, в конце 1941г. участвовали в боевых действиях в Малайе и Бирме. Применялись в Египте (ПВО Александрии), Греции, на Крите. Переделка "бленхеймов" в истребители закончилась в 1940 г. Истребители модификаций IF и IVF сняты с вооружения в начале 1942г.


"Бленхейм" IVF||
Размах:||17,17 м
Длина:||12,98 м
Моторы, количество х мощность:||2x840 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||6583 кг
Максимальная скорость:||418 км/ч
Практический потолок:||7500 м
Дальность:||2350 км

Bristol 142 Blenheim, Bristol 149 Bolingbroke и Bristol 160

<...>
   В августе 1935 года британские ВВС решили заменить Avro Anson, использовавшийся в береговой разведке и в качестве легкого бомбардировщика. Была выпущена спецификация G.24/35, в соответствии с которой компания "Bristol" предложила свой новый вариант - Type 149, который оснащался двумя двигателями Bristol Aquila и имел большое сходство с Blenheim Mk I. Министерство авиации это предложение не заинтересовало, но позже машина стала рассматриваться как потенциальный самолет-разведчик. Был изготовлен опытный образец - модернизированный Blenheim Mk I, на котором удлинили носовую часть фюзеляжа, чтобы обеспечить дополнительное пространство для размещения штурмана-наблюдателя и его оборудования, силовая установка - двигатели Mercury VIII. Новый вариант получил обозначение Blenheim Mk IV.
   Министерство авиации, впрочем, опасалось, что запуск в серию нового Type 149 может нарушить стройную производственную цепочку программы выпуска Blenheim, зато Type 149 был одобрен командованием канадских ВВС для сборки в Канаде под обозначением Bolingbroke Mk I. Первый самолет канадской сборки оснащался двигателями Mercury VIII, но последующие 18 машин, получившие обозначение Bolingbroke Mk IV, имели уже двигатели Mercury XV и различное оборудование канадского и американского производства. Среди более поздних вариантов были модификации Bolingbroke Mk IV-W с двигателями Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp мощностью по 1200 л. е., а также учебные самолеты Bolingbroke Mk IV-T.
   Вспомнило о Type 149 и британское Министерство авиации, рассматривая его как временную замену - пока в войска не поступит торпедоносец-бомбардировщик Type 152, создававшийся на базе Blenheim. Было принято решение использовать удлиненную носовую часть и ступенчатый фонарь самолета Bolingbroke, а также обеспечить увеличение дальности полета за счет большей емкости крыльевых топливных баков. Компания "Bristol" оставила за новой модификацией обозначение Type 149, а в британских ВВС ей присвоили обозначение Blenheim Mk IV. В серию новая машина пошла в конце 1938 года, но первые 68 самолетов были построены со старым крылом - со стандартной емкостью крыльевых баков. Силовая установка состояла из более мощных двигателей Mercury XV, за счет чего удалось увеличить максимальную взлетную массу машины. Расходы на оснащение самолетов дополнительным вооружением оказались столь высоки, что на первых Blenheim Mk IV сохранили состав вооружения в варианте Mk I - два пулемета, зато было усилено бронирование и обеспечена возможность внешней подвески 145 кг бомб при выполнении полетов на малую дальность. Первой Blenheim Mk IV получила 90-я эскадрилья, в марте 1939 года, всего же эти самолеты состояли на вооружении более 70 эскадрилий.
   Самолет Blenheim совершил первый разведывательный полет над территорией Германии - 3 сентября 1939 года его выполнил Blenheim Mk IV из 139-й эскадрильи, и первую бомбардировку объектов рейха - 4 сентября 1939 года. С началом войны Blenheim Mk IV активно использовался Бомбардировочным командованием британских ВВС - до тех пор, пока его в 1942 году в этой роли не заменили Douglas Boston и de Havilland Mosquito. Несмотря на его слабое оборонительное вооружение, самолет часто использовали днем и без истребительного прикрытия. В эскадрильях, базировавшихся вне метрополии, Blenheim продолжал эксплуатироваться намного дольше, чем на Европейском ТВД. Всего было выпущено 3983 самолета Blenheim Mk IV и Bolingbroke, причем Blenheim Mk IV состояли на вооружении как британских ВВС, так и авиации Свободной Франции, ЮАР, Финляндии и Греции. Аналогом модификации Mk IF стал ночной истребитель Blenheim Mk IVF. Его выпускали, конвертируя из имеющихся Blenheim Mk IV.
   Последним в семействе Blenheim стал самолет Type 160, более известный как Bisley и поступивший в войска летом 1942 года под обозначением Blenheim MkV. Рассматривавшийся изначально в качестве маловысотного бомбардировщика непосредственной авиационной поддержки, этот самолет с массивной носовой частью фюзеляжа, вмещавшей четыре пулемета, в конечном итоге преобразился в высотный бомбардировщик с двигателями Mercury XV или XXV. Было построено 945 таких самолетов, а первой их получила 18-я эскадрилья (всего самолеты поступили в шесть эскадрилий на Ближнем Востоке и четыре - на Дальнем Востоке). Однако самолет получился не очень хорошим - возросшую на 17% максимальную взлетную массу не удалось компенсировать, двигатели остались прежней мощности. Поэтому когда эти бомбардировщики вступили в борьбу с истребителями Люфтваффе в ходе Итальянской кампании, их потери оказались просто ужасающими.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bristol Blenheim Mk IV

   Тип: легкий бомбардировщик с экипажем из трех человек
   Силовая установка: два звездообразных двигателя Bristol Mercury XV мощностью по 905 л. с. (675 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3595 м - 428 км/час; крейсерская скорость на оптимальной высоте 319 км/час; начальная скороподъемность 457 м/мин; практический потолок 8310 м; дальность 2350 км
   Масса: пустого 4441 кг; максимальная взлетная 6532 кг
   Размеры: размах крыла 17,17 м; длина 12,98 м; высота 3,00 м; площадь крыла 43,57 м2
   Вооружение: один 7,7-мм пулемет Vickers в левой плоскости крыла, два 7,7-мм пулемета Browning в надфюзеляжной турели "Bristol" и два 7,7-мм дистанционно-управляемых пулемета Browning в подфюзеляжной турели "Frazer-Nash" для обстрела задней полусферы, а также до 454 кг бомб в бомбоотсеке и 145 кг - на внешней подвеске

Flight, November 1939

Britain's Military Aircraft
A Survey of Our Service Machines

BRISTOL

   The latest version of the Blenheim (Mark IV) is popularly known as the “long-nosed” type, due to the fact that the accommodation for bombing and navigation has been improved with a resultant increase in the length of the nose. Whereas the earlier Blenheims had the standard Mercury VIII engines, the Blenheim IV is powered with a somewhat improved version of this unit, known as the Mercury XV. This gives 920 h.p. for take off when 100 octane fuel is used, the extra power permitting a greater fuel load to be carried, enough, in fact, to give a range of 1,900 miles.
   The empty weight of the Blenheim IV is 8,100 lb. and the loaded weight 12,100 lb. A top speed of 295 m.p.h. is easily attained at 15,000ft. and the rate of climb is quite phenomenal, the climb to 20,000ft. being only 17 minutes.
   Reference to the Bristol Bombay bomber transport is made under "Short and Harland."

The Bristol Aeroplane Co., Lid.. Falcon House. Bristol.
Blenheim Mk IV. Британская 88-я эскадрилья летала на Blenheim совсем недолго. Первые бомбардировщики Mk IV она получила в июле 1941 года, а уже в ноябре того же года сменила их на Douglas Boston. На Blenheim она участвовала в операциях "Circus" над северной Францией и в операции "Channel Stop". Служба самолета Blenheim в Королевских ВВС проходила сложно: он не обладал хорошим бронированием, сильным вооружением и значительной бомбовой нагрузкой, однако ему приходилось совершать рискованные дневные полеты над оккупированной Европой.
Blenheim Mk IV
Features of the wing construction of the long-nosed Bristol Blenheim. Actually the structure differs little from that of the short-nosed version.
Features of the fuselage construction of the long-nosed Bristol Blenheim. Actually the structure differs little from that of the short-nosed version.
The revised nose of the Blenheim which facilitates bomb-aiming and navigation, apart from slightly improving performance.
Bristol Blenheim IV