PZL P.23 / P.43 Karas
Варианты:
PZL - P.23 / P.43 Karas - 1934 - Польша
Страна: Польша
Год: 1934


Трехместный бомбардировщик/разведчик
Описание:
P.23 / P.43 Karas
P.Z.L. P.23 и P.43 Karas
Фотографии

P.23 / P.43 Karas

Легкий бомбардировщик, одномоторный цельнометаллический моноплан с неубирающимся шасси. Экипаж 3 человека. Спроектирован в КБ фирмы "Панствове заклады лотниче" (PZL) под руководством С.Праусса, а затем Ф.Мицталя. Опытный образец PZL-23/I впервые поднялся в воздух в августе 1934 г. Серийное производство на заводе PZL в Варшаве начато в декабре 1935 г. Всего изготовлено 307 экз. PZL-23 и аналогичных им экспортных PZL-43.
Состоял на вооружении в Польше с июня 1936 г., в Болгарии - с декабря 1937 г., в Румынии - с октября 1939 г.
Основные серийные модификации:
   - PZL-23A с мотором "Пегас" IIM2, вооружение 3x7,9;
   - PZL-23B с мотором "Пегас" VIIIA и измененным горизонтальным оперением;
   - PZL-43A, экспортный вариант PZL-23B с удлиненным фюзеляжем и мотором GR 14Kfs, вооружение 4x7,9;
   - PZL-43B с мотором GR 14N01.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 600 кг.
PZL-23B и PZL-43B использовались польскими ВВС в оборонительных боях в сентябре 1939 г. Румынские самолеты участвовали в войне против СССР. Болгарские PZL-43 применялись против немцев в 1944-1945 гг.
Производство прекратили в сентябре 1939 г. после захвата завода немцами. Самолет был снят с вооружения в Болгарии в конце 1945 г., в Румынии - в 1946 г.


PZL-23B||
Размах:||13,95 м
Длина:||9,68 м
Мотор, количество х мощность:||1x680 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3526 кг
Максимальная скорость:||319 км/ч
Практический потолок:||7300 м
Дальность:||1260 км

P.Z.L. P.23 и P.43 Karas

В течение 1931 года компания P.Z.L. спроектировала для авиакомпании LOT легкий одномоторный шестиместный транспортный самолет P.Z.L. P.13, однако заказчику самолет не понравился, и работы над ним были прекращены. Однако проработанный проект было решено использовать в качестве основы для создания трехместного армейского самолета связи, на котором планировалось установить лицензионный вариант звездообразного двигателя Bristol Pegasus.
   После оценки проекта компания P.Z.L. получила указание построить три прототипа, первый из которых был оснащен двигателем Pegasus IIM2 мощностью 590 л. с. и совершил первый полет в августе 1934 года. Самолет получил обозначение P.23/I и название Karas ("Карась"), Но во время испытаний был выявлен ряд недостатков. Два других прототипа, P.23/II и P.23/III, имели уже более низкое расположение двигателя (для улучшения переднего обзора пилоту), усовершенствованный фонарь кабины, а также ряд других усовершенствований, включая демонтаж бомбоотсека. P.23/II разбился во время летных испытаний, но P.23/III показал хорошие летные характеристики и во время доводочных испытаний постепенно модифицировался, став в итоге эталонной машиной для серийного производства.
   В 1935 году компания получила заказы на 40 P.23A Karas A, оснащенных двигателями Pegasus II мощностью 580 л.с., которые по лицензии собирались на предприятии P.Z.L., а также 210 P.23B Karas B, которые оснащались двигателями Pegasus VIII мощностью 680 л. с., также сборки P.Z.L. Первый P.23A Karas A был облетан в июне 1936 года, но проблемы с двигателем Pegasus II привели к тому, что самолет был переведен в учебные подразделения. P.23B Karas B начал поступать в эксплуатацию в середине 1937 года, всего до окончания их выпуска самолеты получили 14 строевых эскадрилий.
  
<...>

   Еще один вариант, похожий на Karas B, поступил в производство под обозначением P.43A Karas A - для ВВС Болгарии в 1937 году было выпущено 12 таких машин, которые отличались наличием звездообразного двигателя Gnome-Rhone мощностью 930 л. с., усовершенствованной компоновкой кабины, а также усиленным вооружением - на машину установили второй пулемет для ведения стрельбы в передней полусфере. Высокие характеристики P.43A побудили Болгарию заказать еще 42 самолета в варианте усовершенствованного P.43B Karas B с двигателем Gnome-Rhone N.1 мощностью 980 л. с. К августу 1939 года 33 самолета были поставлены, восемь самолетов были упакованы для отправки, а девятый находился на последней стадии сборки.
   С началом Второй мировой войны непоставленные самолеты были реквизированы для ВВС Польши, но лишь пять из них уцелели после немецких бомбардировок завода P.Z.L. и были отправлены в 41-ю эскадрилью - одну из 12 фронтовых эскадрилий, вооруженных P.23B Karas B. Польские ВВС вели в начальный период войны активную разведку и бомбардировку позиций противника. Большая часть этих самолетов была уничтожена в боях.
  
  
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   P.Z.L. P.23B Karas B

   Тип: трехместный бомбардировщик/разведчик
   Силовая установка: один звездообразный ПД Bristol Pegasus VIII мощностью 680 л. с. (507 кВт), собиравшийся по лицензии на заводе P.Z.L.
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3650 м - 320 км/ч; практический потолок 7300 м; дальность 1260 км
   Масса: пустого снаряженного 1928 кг; максимальная взлетная 3525 кг
   Размеры: размах крыла 13,95 м; длина 9,70 м; высота 3,30 м; площадь крыла 26,80 м2
   Вооружение: один 7,7-мм пулемет для стрельбы в переднюю полусферу и два 7,7-мм пулемета Vickers в надфюзеляжной и подфюзеляжной стрелковых установках для обороны задней полусферы, плюс до 700 кг бомб на внешней подвеске
PZL P.23B Karas из 64-й АЭ ВВС Польши. Сентябрь 1939г.
PZL P.23B Karas (серийный номер 44.67, код "3 белый") из 22-й эскадрильи 2-го авиаполка ВВС Польши, базировавшегося в Раковице под Краковом. Самолет показан в состоянии на май 1938 года.
PZL P.23B из 21-й эскадры 2-го авиаполка. Самолет был сбит немецкими истребителями 8 сентября 1939г.
PZL P.23b Karas. Польские авиачасти, оснащенные легкими бомбардировщиками Р.23, поддерживали наземные армии и действовали в их интересах. На рисунке изображен самолет Р.23b 42-й эскадрильи Поморской армии. Самолеты Karas предназначались для непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск и ведения воздушной разведки.
PZL P.23B из 11-й эскадры 1-го авиаполка польских ВВС
PZL P.23B из 22-й эскадры 2-го авиаполка. Самолет был сбит 3 сентября 1939г. во время бомбардировки немецкой танковой колонны под Радомом
Легкий бомбардировщик P.23b Karas (N 44.86) 22-й бомбардировочной эскадрильи 2-го авиаполка. Самолет был сбит германскими истребителями в первом боевом вылете 3 сентября 1939г. во время атаки на танковую колонну под Радомом. Экипаж погиб (пилот - капитан Болеслав Словинский, штурман - поручик Станислав Валков, стрелок - капрал Станислав Коритовский).
Один из PZL P.23B периода польской кампании 1939 года. Эмблема эскадры и бортовые номера закрашены в целях маскировки
PZL P.23B из 73-й эскадрильи румынских ВВС, аэродром "Морозовская" под Сталинградом, осень 1942г.
PZL P.23 Karas of the 3rd Bomber Flotilla, Focsani, June 1941.
PZL P.43 из 1-го "орляка" (авиаполка) болгарских ВВС, аэродром "Божуриште" близ Софии, осень 1941г.
The P.23/1, Karas I, as it appeared early in 1935
The P.23/II, second prototype, in spring of 1935
The Fully developed P.23/III in early 1936; it served as a development aircraft for Karas B and P.43
A "G.P." AT THE SALON. The Polish P.Z.L. 23 monoplane is a bombing and reconnoitring type, or what we should know as a general-purpose machine. Upper and lower rear gun positions are included and the maximum speed with one of the new Gnome Rhone 14N-01 engines (950 h.p. at 12,460 ft.) is claimed to be 230 m.p.h.
Третий прототип Karas (PZL.23/III), взлетевший в сентябре 1935 года с гражданским регистрационным номером SP-BCP. В 1936 году самолет оснастили новым ПД Bristol Pegasus VIII (строился в Польше по лицензии под обозначением Pegaz 8), сделав из него эталон для основного серийного варианта PZL P.23B. В общей сложности построили 210 самолетов в дополнение к 40 машинам раннего варианта PZL P.23A, оснащенных ненадежным ПД Pegasus IIM2.
PZL P.23A, вид с левого борта. Стрелковое вооружение на машине отсутствует
Karas A, often used without spats
PZL P-23A Karas A.
PZL P.23A из "школы подофицеров" (унтер-офицерского училища) польских ВВС в Кросно
First production Karas As with centre-section slots
Karas A conversion trainers of the 1st Air Regiment, Warsaw
Командир 22-й эскадрильи (эмблема - черный дракон с бомбой) капитан Словинский садится в свой Karas, апрель 1939г. В составе бомбардировочной бригады эскадрилья принимала участие в боях 1939 года. 3 сентября она атаковала колонны германской бронетехники в Радомско. Не вернулись три самолета, включая и машину капитана Словинского.
PZL P.23B из 24-й линейной эскадры. Хорошо видна выхлопная труба, бомбовые подвески под фюзеляжем, маслорадиатор, кольцевой прицел и зачехленная брезентом посадочная фара, размещенная только на правой стойке шасси (обычно фары у "карасей" были на обеих стойках)
Заправка "Карася" бензином из бочки при помощи ручного насоса
P.23B Karas № 44.214 из 41-й эскадрильи 4-го авиаполка в Торуне. Самолет был потерян в аварии в октябре 1938 года; никто из экипажа не пострадал. Уровень аварийности Karas был не выше чем у других самолетов того времени - за 36 месяцев эксплуатации было потеряно 9% машин.
Пара "карасей" в полете. Обратите внимание на несимметричное расположение опознавательных знаков на крыльях
Самолеты PZL-23B из 12-й эскадры (эскадрильи) польских ВВС
На снимке основные боевые самолеты польских ВВС - истребитель P-11c (на переднем плане) и легкие бомбардировщики "Карась"
Karas Bs of No. 41 Squadron, 4th Air Regiment, from Torun in 1939. During the war they were attached to the "Pomorze" Army
Польский бомбардировщик PZL P.23 "Карась", захваченный немцами на львовском аэродроме Скнилов
Захваченные немцами "караси" из 5-й бомбардировочной эскадры (вверху) и 24-й разведывательной (внизу)
The 19 PZL 23 light bombers (1 to 19) which fled to Romania in September 1939 were sufficient to keep ‘Escadrila’ 73 operational throughout 1941 and 1942, but a shortage of spares restricted their serviceability and they were withdrawn from the Stalingrad campaign prematurely. The survivors were employed as trainers from 1943. Plans to use them as night nuisance bombers in 1944 came to nothing.
Эскадрилья румынских "карасей" на советско-германском фронте, лето 1941г.
Румынские бомбардировщики Karas из 73-й эскадрильи готовятся к боевому вылету в Морозовской под Сталинградом. Последние Karas были сняты с вооружения ВВС Румынии в 1946 году.
После начала Второй мировой войны 21 самолет P.23 был передан Румынии, из них 19 машин применялись ВВС Румынии на начальном этапе войны с СССР.
Representative of the wide variety of different combat aircraft with which the Rumanian air arm went to war are the PZL P.23 Karas.
Подфюзеляжная стрелковая "ванна" PZL P.23. Зализ крыла не установлен, видны проходящие под фюзеляжем рулевые тяги
Один из первых экземпляров PZL P.43 для ВВС Болгарии, на варшавском аэродроме "Океньче", март 1937г.
P.43 - экспортный вариант P.23. Большая часть их строилась для Болгарии, хотя часть машин была реквизирована для ВВС Польши после начала войны.
The P.Z.L. P-43 Three-seat Long-range Bomber-reconnaissance Monoplane (Gnome-Rhone 14No engine).
PZL P-43A for Bulgaria.
Экипаж болгарского PZL P.43 на фоне своего самолета
PZL P.24 SP-BFL and P.43 Karas SP-BFM behind. The latter carried eight bombs under the centre-section.
P.43 Karas SP-BFM carried eight bombs under the centre-section.
Интерьер кабины PZL P.23B
Karas interiors looking aft towards the dorsal and ventral gun positions - floor panels have been folded back
Аварийная посадка болгарского PZL P.43 с довоенными опознавательными знаками
Неисправные "караси", захваченные немцами на польской ремонтной базе
Обломки "Карася" из 2-й бомбардировочной эскадры, сбитого немецкими зенитками при атаке на танковую колонну
Немцы осматривают сбитый PZL P.23B из 41-й разведывательной эскадры
Годом ранее судьбу английских "Бэттлов" разделили их польские одноклассники "Караси". Несмотря на более высокую активную и пассивную защиту, они не смогли противостоять немецким Bf109.
Еще один "Карась" из неизвестного подразделения, сбитый в ходе польско-немецкой войны в сентябре 1939 года
The rear defensive arrangements on the P.Z.L. 43.
Легкий бомбардировщик PZL P.23A Karas.
P.Z.L. P.23 Karas
PZL-23B
P.Z.L. P.23B Karas B