Туполев ТБ-3РН
Варианты:
Туполев - ТБ-3РН - 1934 - Россия
Страна: Россия
Год: 1934


Бомбардировщик
Описание:
ТБ-3РН
АНТ-6/ТБ-3
Фотографии

ТБ-3РН

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с неубирающимся шасси. Экипаж 6 - 8 человек. Спроектирован в АГОС ЦАГИ под руководством А.Н.Туполева. Первый полет опытный образец АНТ-6 совершил 20 марта 1931 г. Серийное производство начато в апреле 1932 г. Выпускался на заводах # 22 (Москва), # 39 (Москва), # 18 (Воронеж), # 31 (Таганрог). Всего построено 819 экз.
Состоял на вооружении в СССР с мая 1932 г., в Китае - с 1938 г.
Основные серийные модификации:
   - ТБ-3 с моторами М-17/М-17Б/М-17Ф, вооружение 8x7,62, поздние частично перевооружены 6x7,62, 3x7,62, 1 х 7,62 + 2 х 12,7 и по другим схемам;
   - ТБ-3 с моторами М-34; вооружение 6x7,62;
   - ТБ-3Р с моторами M-34P, новой хвостовой частью, оперением, вооружение 9x7,62;
   - ТБ-3РН с моторами М-34РН, одиночными колесами шасси, экранированными турелями, вооружение 4x7,62, выпускался вариант самолета-носителя пикирующих бомбардировщиков И-16СПБ ("Звено-СП Б") с вооружением 3x7,62;
   - ТБ-3 с моторами М-34ФРН/ФРНВ, увеличенным размахом крыла, измененными очертаниями стабилизатора, зализами между крылом и фюзеляжем, вооружение 4x7,62.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 4000 - 5000 кг.
Первое применение - летом 1938 г. в боях у оз.Хасан. В мае - сентябре 1939 г. использовался на Халхин-Голе (как ночной бомбардировщик), зимой 1939/40 г. - в войне с Финляндией (как бомбардировщик и транспортный самолет), летом 1940г. - при присоединении Бессарабии и Прибалтики (для высадки десантов). Основной советский тяжелый бомбардировщик предвоенного периода. С июня 1941г. применялся в Белоруссии и на Украине. Участвовал в серии налетов на цели в приграничных районах Польши. В июне - июле вынужденно использовался днем, далее только по ночам. ТБ-3 участвовали в битве под Москвой, обороне Крыма, сражениях под Сталинградом и Курском. До конца 1943 г. служил как дальний ночной бомбардировщик и транспортный самолет, далее - только в транспортных целях. В Китае применялся только как военно-транспортный самолет.
ТБ-3 сняли с производства в 1938 г., окончательно сняли с вооружения в СССР осенью 1946 г.

АНТ-6/ТБ-3

Проектирование четырехмоторного АНТ-6 началось в 1925 году. Прототип ТБ-3 вывел в конце 1920-х годов СССР в число передовых авиационных стран мира. Конструктивно АНТ-6 имел много общего с пятимоторным транспортным АНТ-14 и изначально оснащался двигателями Curtiss Conqueror мощностью по 600 л. с., с которыми и выполнил в декабре 1930 года первый полет. Затем на прототип установили моторы BMW VI мощностью по 730 л.с.
   Решение о запуске в серию огромного четырехмоторного бомбардировщика с неубираемым шасси приняли в феврале 1937 года. До прекращения производства в 1938 году было построено 817 самолетов. По ходу серийного производства на самолеты ставили моторы все большей мощности: М-17Ф мощностью 715 л.с., М-34Р мощностью 830 л. с., М-34ФРН мощностью 900 л. с., М-34РН мощностью 970 л. с. и АМ-34ФРНВ мощностью 1200 л. с. Использование все более мощных двигателей позволило довести бомбовую нагрузку до 5800 кг, усилить оборонительное вооружение.
   В 1930-е годы ТБ-3 поступили на вооружение тяжелых бомбардировочных авиабригад, ставших первыми в мире соединениями стратегической авиации. В 1938-1939 годах ТБ-3 принимали участие в боях с японцами на Дальнем Востоке и в Монголии. В 1939-1941 годах примерно 170 единиц ТБ-3 с моторами М-17Ф доработали в гражданские грузовые Г-2, а еще 80 - в военно-транспортные, способные также буксировать планеры, выбрасывать парашютные десанты и даже перевозить на внешней подвеске легкие танки.
   В начале Великой Отечественной войны ТБ-3 использовались как бомбардировщики, но понесли большие потери. До войны на ТБ-3 отрабатывалась концепция носителя паразитных истребителей, программа "Звено". Эти эксперименты привели к появлению в составе авиации Черноморского флота спецподразделения, вооруженного самолетами ТБ-3, - носителями пикирующих бомбардировщиков СПБ (вариант истребителя И-16). В 1941 году ТБ-3/СПБ выполнили несколько удачных вылетов, уничтожив цели на территории Украины и Румынии.
   Несколько самолетов, сохранивших "фирменное" обозначение АНТ-6, обеспечивали исследования в Арктике.

Варианты

<...>
   ТБ-3/АМ-34РН: первый полет в 1935 году; установлены моторы АМ-34РН мощностью по 970 л.с., пулеметное вооружение заменено на ШКАС калибра 7,62 мм
   ТБ-3/АМ-34ФРН: испытания проходил в сентябре 1936 года; установлены новые основные одноколесные опоры шасси, моторы АМ-34ФРН мощностью по 900 л.с., а в носовой части - закрытая пулеметная турель, обшивка мотогондол сделана гладкой вместо гофрированной; построено порядка 100
   ТБ-3/АМ-34ФРНВ: финальный вариант, близкий ТБ-3/АМ-34ФРН, но с закрытой верхней пулеметной турелью и 1200-сильными моторами АМ-34ФРНВ; построено порядка 100
<...>
ТБ-3 с двигателями АМ-34РН на котором 15.06.1936г. в Прагу прибыла советская военная делегация во главе с Я.Алкснисом. Экипаж самолета: А.Юмашев - командир, Э.Шахт - 2-й пилот, С.Данилин - штурман, Л.Жевердинский и М.Опекунов - борттехники
В составе гоминдановских ВВС тяжелые бомбардировщики ТБ-3 использовались исключительно в качестве транспортных самолетов.
Составной пикирующий бомбардировщик СПБ из состава 32-го иап ВВС ЧФ, июнь 1941г.
Опытный ТБ-3 (N 22202) с двигателями М-34РН на госиспытаниях. Октябрь 1935г.
ТБ-3РН на испытаниях
ТБ-3РН на пражском аэродроме Кбели. 15 июня 1938г.
ТБ-3 4М-34РН
Тяжелый бомбардировщик ТБ-3РН - участник боев на озере Хасан выруливает на старт. На этом ТБ-3РН незадолго до войны был установлен радиополукомпас (обтекатель сверху носовой части). Кадр военной хроники.
ТБ-3рн 52 Гвардейского полка - участники воздушного парада в честь Дня авиации. Август 1945г.
ТБ-3 (сер. N 22682) был оснащен моторами с турбокомпрессорами и экспериментальными винтами изменяемого шага.
Самую тяжелую технику перевозили на наружной подвеске бомбардировщики ТБ-3. На снимке - самолет последней модификации с моторами М-34РН
Бомбардировщик ТБ-3РН с грузовым мостом, под которым подвешены парашютные мешки ПДММ и баки ПДББ-100
К 1941г. основу бомбардировочной авиации ВВС РККА еще составляли устаревшие СБ-2 и ТБ-3. В полете ТБ-3РН
Раскапотированный мотор М-34РН на бомбардировщике ТБ-3, май 1935г.
In 1936 a Tupolev TB-3 M-34RN was equipped as a flying laboratory (TB-3LL) for Soviet chemical warfare research, and cleared the use of the VAP-500, as seen here fitted to the belly of a TB-3. Perhaps surprisingly, battlefield chemical warfare was never used by the Soviets (or Germans), even at the brutal height of the Second World War.
Химическое оружие в 30-х годах занимало достойное место в арсеналах ВВС РККА. Выливные авиаприборы ВАП-500 конструкции ЦАГИ на внешней подвеске ТБ-3РН.
Элементы ВАП-500, подвешенных на ТБ-3 в период испытаний в ЦАГИ.
Реактивные снаряды на балках под консолью ТБ-3.
ТБ-3 гоминьдановских ВВС
Поглазеть на огромный ТБ-3 пришла целая толпа китайцев
Воздушные корабли ТБ-3 использовались в качестве транспортных самолетов
Звено-СПБ
Two I-16SPBs (each with a pair of FAB-250 bombs) under the wing of a TB-3 (powered by AM-34RNs), as the Zveno-SPB composite
Система «Звено-СПБ» образца 1938 г. включала самолет-носитель ТБ-3 4М-34ФРН и два подвешенных И-16
«Звено-СПБ» с двумя И-16 с моторами М-25. Под крыльями истребителей подвешены бомбы.
"Звено-СПБ" представляло собой комбинацию из пары И-16, каждый из которых нес по две 250-кг бомбы и носителя ТБ-3РН.
СПБ или "звено Вахмистрова" - составной пикирующий бомбардировщик, успешно применявшийся на черноморском ТВД в 1941 году. Под крылом И-16 подвешены две 100-килограммовые бомбы ФАБ-100.
Истребитель И-16 с бомбами, подвешенный под крылом носителя
Финальным вариантом стал проект "Звено-СПБ" из ТБ-3 и двух истребителей И-16. Истребители в данном случае являлись пикирующими бомбардировщиками и несли по две 250-кг бомбы. Под вариант "Звено-СПБ" доработали шесть бомбардировщиков ТБ-3, которые в 1941 году использовались авиацией Черноморского флота. Самолеты И-16 из "Звена-СПБ" нанесли не менее 30 ударов по целям на территории Украины и Румынии.
"Звено-СПБ" на испытаниях в НИИ ВВС, 1938г.
Fighter-bomber I-16SPB during the process of suspension underwing. The wing-mounted hoist of the TB-3 can just be seen
Такая «экзотическая» боевая техника, как «Звено-СПБ», состояла на вооружении 52-го иап ВВС ЧФ
Одним из наиболее необычных вариантов применения И-16 был Составной пикирующий бомбардировщик (СПБ) - авиационная система, состоявшая из самолета-носителя ТБ-3 и двух подвешенных под его плоскостями И-16 с двумя 250 кг бомбами каждый.
1 августа 1941г.: советские ВВС впервые применили СПБ (составной пикирующий бомбардировщик) с двумя И-16СПБ, доставляемыми тяжелыми бомбардировщиками ТБ-3 для атаки Констанцы. 13 августа 1941 года с помощью СПБ был уничтожен стратегически важный мост через Дунай.
И-16, подвешенный под крылом ТБ-3, в полете
When carried by a mother-ship, the I-16SPB could reach targets at a distance of 350 to 400km from take-off.
И-16 отцепился от носителя
Moment of release on an I-16SPB, off the Rumanian coast
The forward suspension point of I-16SPB for the Zveno-SPB.
Forward attachment point lock for an I-16SPB in the closed and opened positions
 
Хвостовая стрелковая установка серийного ТБ-3РН
Обломки ТБ-3РН-34 - второго участника катастрофы при поисках самолета "Родина"
Хранящиеся в музее остатки оборудования того же ТБ-3РН-34
Схема установки агрегата центрального наддува АЦН на самолете ТБ-3 для улучшения высотных характеристик мотоустановки
Vakhmistrov Zveno-SPB composite with two Polikarpov I-16s.
Tupolev ANT-6 (TB-3 prototype). Tupolev TB-3, M-17F engines. Tupolev TB-3, AM-34R engines, early production standard. Tupolev TB-3, AM-34R engines, unarmed variant. Tupolev TB-3, AM-34FRN engines.
ТБ-3РН