Curtiss SB2C Helldiver / A-25 Shrike
Страна: США
Год: 1940


Двухместный палубный и сухопутный бомбардировщик-разведчик
Описание:
SB2C Helldiver / A-25 Shrike
Curtiss Model 84 (SB2C Helldiver и A-25 Shrike)
Фотографии

SB2C Helldiver / A-25 Shrike

Палубный пикирующий бомбардировщик и разведчик, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Крыло при хранении на авианосце складывается вверх. Спроектирован в КБ фирмы "Кэртис эйрплейн" под руководством Р. Блэйлока. Самолет XSB2C-1, ставший опытным образцом нового бомбардировщика, совершил первый полет 18 декабря 1940 г.
Серийное производство началось с июня 1942 г. Строился заводами "Кэртис" в Коламбусе и Сент-Луисе (только A-25), "Фэйрчайлд" в Лонгейле (Канада), "Кэнэдиан кар энд фаундри" (CCF) в Монреале (Канада). Всего построили около 7200 экз., в т.ч. 1194 в Канаде.
Экипаж - 2 чел. Мотор R-2600. Вооружение - в зависимости от модификации.
В период Второй мировой войны состоял на вооружении в США, Великобритании и Австралии.
Выпускались модификации:
  - SB2C-1, первая серийная модификация с мотором R-2600-8, трехлопастным винтом, вооружение 5x12,7 (поздние серии - 4x12,7+2x7,62), бомбы до 725 кг, со 2-й серии хвостовое колесо не убиралось, строилась "Фэйрчайлд" как SBF-1 и CCF как SBW-1, SBW-1B - экспортный вариант для Великобритании с отличиями по оборудованию;
  - A-25 "Шрайк", вариант для ВВС армии без механизма складывания крыла и палубного оборудования, но с увеличенными колесами;
  - A-25A, вариант предыдущего типа с отличиями по оборудованию, поставлялся авиации Корпуса морской пехоты как SB2C-1A; SB2C-1C, аналог поздних SB2C-1 с вооружением 2x20+2x7,62;
  - SB2C-3 с мотором R-2600-20 и четырехлопастным винтом, на некоторых машинах (тип ЗЕ) устанавливалась РЛС, выпускались также аналогичные SBW-3 и SBF-3;
  - SB2C-4 с перфорированными тормозными щитками, наружными бомбодержателями под крылом, коком винта, вооружение 2x20+1,12,7, бомбы до 1200 кг, часть машин оборудована для подвески 8хНУР, вариант 4Е комплектовался РЛС, строились аналогичные SBW-4 и SBF-4 (включая 4Е, причем SBF-4E имел отличия по конструкции щитков шасси);
  - SB2C-5, вариант предыдущего типа с увеличенным запасом топлива.
Армия США использовала свои "шрайки" только для учебных целей и патрулирования побережья. Часть самолетов переделали в буксировщики мишеней. Аналогичная судьба постигла и самолеты Корпуса морской пехоты.
На флоте первым новые машины получил авианосец "Банкер Хилл". 11 ноября 1943 г. его бомбардировщики совершили первый боевой вылет - на японскую базу в Рабауле на о. Новая Британия. Им удалось утопить эсминец и повредить два крейсера. Позднее "хеллдайверы" приняли участие в боях за атолл Тарава.
С января по июнь 1944 г. SB2C разместили на авианосцах "Йорктаун", "Хорнет", "Уосп" и "Эссекс". Первым крупным сражением для них стал бой в Филиппинском море в июне. Американская авиация повредила пять японских авианосцев. Новый успех был достигнут в октябре, когда в проливе Сан-Бернардино под удар с воздуха попала эскадра адмирала Куриты. Совместными усилиями пикировщики и торпедоносцы потопили линкор "Мусаси". 7 апреля 1945 г. у о. Бономисаки подобным комбинированным ударом был уничтожен линкор "Ямато".
Австралийцы использовали полученные A-25A только для учебных целей. Британская морская авиация сформировала одну эскадрилью на самолетах SBW-1B ("Хеллдайвер" I) на территории США, для последующего ведения боевых операций на Тихом океане, но на фронт ее не отправили.
Производство "хеллдайверов" прекратили осенью 1945 г. Машины модификации SB2C-5 в боевых действиях против японцев уже не участвовали. Флот США снял самолет с вооружения в июле 1949 г.
В послевоенный период SB2C поставлялись в Италию, Францию, Грецию, Португалию и Таиланд. Греческие ВВС использовали их в гражданской войне 1948-1949 гг. против партизан фронта ЭЛАС. Во Франции этими машинами в июле 1949 г. укомплектовали авианосец "Арроманш". В ходе войны в Индокитае самолеты с него наносили удары по вьетнамским войскам.


SB2C-4
Размах:||15,14 м
Длина:||11,18 м
Моторы, количество х мощность:||1x1900 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||7536 кг
Максимальная скорость:||475 км/ч
Практический потолок:||8900 м
Дальность:||1870 км

Curtiss Model 84 (SB2C Helldiver и A-25 Shrike)

Последним и наиболее известным в серии Helldiver был самолет SB2C Helldiver начала 1940-х годов. Он стал последним боевым самолетом, построенным "Curtiss" для американских морской пехоты и ВМС, и самым многочисленным из всех пикирующих бомбардировщиков ВМС.
  В 1938 году ВМС США затребовали новый бомбардировщик-разведчик для замены SBC, все еще находившегося в производстве. По результатам проведенного тендера фирмы "Brewster" и "Curtiss" получили контракты на постройку прототипов. Вариантом "Brewster" был прототип XSB2A-1, пошедший в серию под обозначением SB2A Buccaneer. Прототип Curtiss Model 84, обозначенный ВМС как XSB2C-1, поднялся в воздух 18 декабря 1940 года, но в начале января 1941 года разрушился во время аварии. ВМС уже возлагали большие надежды на этот самолет, но лишь 18 месяцев спустя, в июне 1942 года в воздух поднялся первый серийный SB2C-1. Продолжительный период разработки в основном обуславливался тем, что в апреле 1941 года авиакорпус Армии США заказал 900 сухопутных A-25A Shrike. Создание Model S84 задерживалось из-за необходимости обеспечения максимальной взаимозаменяемости конструкции и оборудования для удовлетворения потребностей ВМС и Армии. Но лишь несколько A-25A поступили в Армию, большинство досталось морской пехоте под обозначением SB2C-1A.
  SB2C-1 был принят на вооружение ВМС США в декабре 1942 года, сначала машины поступили в 9-ю противолодочную эскадрилью, но дальнейшие задержки, обусловленные поиском наилучшей боевой компоновки, задержали массовые поставки самолетов до 1943 года.
  SB2C являлся практически цельнометаллическим монопланом с низкорасположенным консольным крылом - для хранения на авианосце внешние части консолей крыла складывались вверх. Стандартными являлись посадочное оборудование и приспособления для запуска с катапульты (последнее и складывающееся крыло на A-25A исключили). На прототипе и SB2C-1 устанавливался двухрядный звездообразный двигатель Wright R-2600-8 Cyclone 14 мощностью 1700 л.с. (1268 кВт). Вооружение состояло из четырех фиксированных 12,7-мм пулеметов в передней кромке крыла и двух наводимых 7,62-мм пулеметов в задней кабине, плюс до 454 кг бомб в бомбоотсеке в нижней части фюзеляжа.
  Общий выпуск составил более 7000 самолетов, и только 26 из них использовались во время войны другими странами. Многие самолеты продолжали эксплуатироваться в американском флоте в первые послевоенные годы, в конечном итоге часть из них продали другим странам.


Варианты

  SB2C-1C: 170 самолетов из первоначального заказа на 370 самолетов SB2C-1 - они получили вместо четырех крыльевых пулеметов две 20-мм пушки, буква "С" указывает на пушечное вооружение; обозначение в компании - Model 84А, всего выпустили 708 машин, в том числе 170 из заказа на SB2C-1
  XSB2C-2: прототип экспериментального дальнего гидроплана на основе переоборудованного Model 84С из ранней серии SB2C-1 -со сдвоенными поплавками и специальным оборудованием
  SB2C-3: второй серийный вариант, Model 84Е, построили 1112 самолетов с двигателем R-2600-20 мощностью 1900 л.с. (1417 кВт) и некоторыми усовершенствованиями
  SB2C-4: основной серийный вариант Model 84F, построили 1985 самолетов, отличался от SB2C-3 подкрыльевыми держателями для восьми 127-мм ракет или двух 227-кг бомб
  SB2C-4E: неизвестное количество SB2C-4 с БРЛС для ночных операций
  SB2C-5: Model 84G, окончательный серийный вариант фирмы "Curtiss" - с увеличенным объемом топлива, выпущено 970 самолетов
  XSB2C-6: два прототипа Model 84Н с двигателем R-2600-22 мощностью 2100 л.с. (1566 кВт), удлиненным фюзеляжем, прямоугольными законцовками крыла и увеличенным объемом топлива
  SBF-1: обозначение SBF использовалось для самолетов, выпускавшихся канадским филиалом "Fairchild Aircraft Corporation"; SBF-1 являлся эквивалентом SB2C-1C, выпущено 50 самолетов
  SBF-3:150 самолетов, в основном аналогичных SB2C-3
  SBF-4E: 100 самолетов, в основном аналогичных SB2C-4E
  SBW-1: обозначение SBW использовалось для самолетов, выпускавшихся "Canadian Car & Foundry Company"; the SBW-1 являлся эквивалентом SB2C-1C, выпущено 40 самолетов
  SBW-1E: подвариант SBW-1 для британских ВМС, предполагалось выпустить 450 самолетов; в конечном итоге построили только 26, они поступили на вооружение под обозначением Helldiver DB.Mk I, но в боевых действиях не участвовали
  SBW-3:413 самолетов, в основном аналогичных SB2C-3
  SBW-4E: 96 самолетов, в основном аналогичных SB2C-4E, их дополнили 174 самолета SBW-1B, построенные по стандарту SBW-4E


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Curtiss Model 84G Helldiver (SB2C-5)

  Тип: двухместный палубный и сухопутный бомбардировщик-разведчик
  Силовая установка: звездообразный ПД Wright R-2600-20 Cyclone 14 мощностью 1900 л.с. (1417 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4910 м - 418 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте - 238 км/ч; набор высоты 3050 м-за 8 мин 54 с; практический потолок 8045 м; дальность 2905 км
  Масса: пустого 4799 кг; максимальная взлетная 7220 кг в роли разведчика с максимальным запасом топлива
  Размеры: размах крыла 15,15 м; длина 11,18 м; высота 4,01 м; площадь крыла 39,20 м2
  Вооружение: две 20-мм пушки М2 в передней кромке крыла и два наводимых 7,62-мм пулемета Browning в задней кабине для обороны задней полусферы, плюс до 907 кг бомб или одна торпеда в бомбоотсеке в нижней части фюзеляжа и на подкрыльевых держателях
SB2C-3 с авианосца "Лексингтон", февраль 1945г.
SB2C-3 Helldiver. Изображен самолет эскадрильи VB-7 палубной авиагруппы CVG-7 с авианосца "Хэнкок".
SB2C-4 с авианосца "Банкер Хилл", февраль 1945г.
SB2C-4E в послевоенной окраске, 1946г.
SB2C-5 из эскадрильи VB-89, осень 1945г.
A-25 "Шрайк" из 13-й учебно-тренировочной эскадрильи ВВС США, 1944г.
"Хеллдайвер" Mk.1 канадских королевских ВВС.
После войны многие Helldiver экспортировались - как изображенный здесь португальский самолет.
Редкий цветной снимок прототипа XSB2B-1 в полете, сентябрь 1941г.
Another view of Nelson Ezell flying the Helldiver over Lake Erie on June 18,1989.
The CAF’s Helldiver being flown by its restorer Nelson Ezell over Lake Erie on June 18, 1989.
The Helldiver photographed on the same day in company with the CAF’s Spitfire IX MK297, flown by Howard Pardue, and the Canadian Warplane Heritage Grumman TBM-3G Avenger C-GCWG, flown by Don McNall.
Механизм складывания крыла SB2C-3.
SB2C "Хеллдайвер"
Восстановленный SB2C на авиашоу в Сент-Луисе.
Curtiss SB2Cs of VB-74 on the USS 'Midway' during Frostbite, 1946.
The CAF’s SB2C-5 Helldiver BuNo 83589/NX92879 during restoration by Ezell Aviation at Breckenridge, Texas in October 1987.
Curtiss A-25.
Эффектный вираж "Хеллдайвера" над океаном.
The two-seat Dauntless and Helldiver (nearest).
Американские "Шрайки", использовавшиеся для патрулирования вдоль западного побережья США.
Экипажи двух SB2C-3 из эскадрильи VB-1 с авианосца "Йорктаун" открыли фонари кабин, чтобы подышать свежим воздухом. Снимок сделан летом 1944 года в конце боевого похода. В задних кабинах видны спаренные 7,62-мм пулеметы.
Группа пикирующих бомбардировщиков SB2C в полете
Группа Helldiver под прикрытием истребителей F6F Hellcat направляется к очередной цели на Тихоокеанском ТВД. Хотя SB2C не пользовался популярностью у пилотов, он стал самым результативным пикировщиком союзников в годы Второй мировой войны.
В последние месяцы войны воздушные силы союзников обладали полным господством в воздухе. На фотографии самолеты «Эвенджер» и «Хэллдайвер» 83-й авиагруппы палубной авиации с авианосца «Эссекс» из-за облаков бомбят японский город Хакодате. Июль 1945 г.
Helldiver из учебного подразделения ВМС США совершает атаку с пикирования, сбрасывая 454-кг бомбу. В бомбоотсеке самолета могли разместиться два таких боеприпаса.
SB2C кружат над авианосцем "Хорнет", пока с палубы убирают два TBF Avenger, Китайское море.
Для восполнения потерь в битве в Филиппинском море с завода поступали новые машины: SB2C-3 грузят на палубу авианосца "Интрепид".
"Хеллдайвер" со сложенным крылом. Механик закрепляет штангу, соединяющую консоль с фюзеляжем.
"Красавица и чудовище" - американский пропагандистский снимок времен войны.
Летчицы из экипажей "Шрайков" - бомбардировщиков мишеней в авиационном училище Кэмп Дэвис.
SB2C-1, проходивший в 1943 году летные испытания в тестовом центре NACA.
SB2C-1 на авианосце "Йорктаун", конец 1943 г.
A US Navy Helldiver glides towards the water after being catapulted off the escort carrier Makassar Strait. As the aircraft touches the water the pilot "gives her the gun" and climbs away to safety.
Один из первых "пушечных Хеллдайверов" SB2C-1C, Буффало, август 1943г.
SB2C-4 из эскадрильи VB-3 с авианосца "Йорктаун", февраль 1945г.
SB2C-4: хорошо видны перфорированные тормозные щитки.
Новый SB2C-4 во время облета заводским испытателем, 1944 г.
Отличительной чертой модификации SB2C-4E являлся контейнер под правым крылом, в котором размещалась РЛС
SB2C-5E с послевоенными опознавательными знаками, Техас, 1947 год. Под крылом видны подвески для НАР и контейнер радара AN/APS-4.
Последним серийным вариантом Helldiver был SB2C-5 с увеличенным на 132 л запасом топлива. Более или менее точные копии всех вариантов, выпускавшихся в Колумбусе, строились и двумя канадскими компаниями.
Пикировщики SB2C-5 из эскадрильи VA-9A на авианосце "Филиппин Си", Средиземное море, 1948 г.
Hell in the Pacific - US Navy Grumman Hellcats, Avengers and Curtiss Helldivers prepare for a strike on the Empire of the Rising Sun in the Pacific in early 1944.
Американская Армия скоро потеряла интерес к A-25A, как к пикировщику, и никогда не использовала его в бою. Оставшиеся самолеты, получившие обозначение RA-25A, использовались для обучения и буксировки мишеней.
Еще до первого полета прототипа Helldiver ВМС США проявили интерес к варианту с поплавковым шасси и одно время даже планировали приобрести 350 таких машин. Пятый серийный SB2C-1 переделали в поплавковый XSB2C-2 для испытаний, но вскоре стала ясна низкая боеспособность такой машины, и дальнейшую разработку прекратили.
В рамках ленд-лиза 450 Helldiver заказали ВМС Великобритании. Заказ на эти SBW-1B, похожие на SB2C-1, получила компания "Canadian Car & Foundry". Поставки начались в конце 1943 года, но были прекращены в 1944 году на 26-м самолете - испытания в Британии дали неудовлетворительные результаты. Под обозначением Helldiver DB.Mk I (на фото) самолеты поступили в 1820-ю эскадрилью, в боевых действиях они участия не принимали, и часть расформировали в декабре 1944 года.
Один из 10 австралийских "Шрайков".
После победы Helldiver эксплуатировались во Франции (на фото), Греции, Италии, Португалии и Таиланде. Последние боевые вылеты Helldiver состоялись в начале войны в Индокитае в 1954 году с палубы французского авианосца "Арроманш".
После победы Helldiver эксплуатировались во Франции, Греции, Италии, Португалии и Таиланде (на фото).
Интерьер кабины пилота SB2C-3.
Единственный прототип XSB2C-1, получивший повреждения во время испытаний в феврале 1941 года. Хотя самолет отремонтировали, ВМС США так и не смогли испытать его - 21 декабря 1941 года машина погибла из-за разрушения в полете крыла.
Посадка "Хеллдайвера" на палубу авианосца была нелегким делом. Вот один из типичных случаев при обучении этой "премудрости". Небольшая ошибка пилота, и самолет врезается крылом в палубную надстройку. Данный инцидент, обошедшийся, к счастью, без жертв, произошел на авианосце "Банкер Хилл" в сентябре 1943г.
Иногда попытки сесть на палубу заканчивались так: 19 июля 1944 года пилот SB2C-3 "промахнулся" мимо авианосца "Хорнет". Самолет затонул, но экипаж удалось спасти.
"Капризность" машины побеждалась опытом. Хорошо подготовленный пилот мог посадить "Хеллдайвер" даже с такими повреждениями.
Деревянная продувочная модель доработанного по результатам испытаний прототипа "Хеллдайвера". Обратите внимание на вставку из более светлой древесины, удлиняющую носовую часть самолета.
Curtiss SB2C-3 Helldiver