Consolidated PBY Catalina
Страна: США
Год: 1935
Летающая лодка

Морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка-амфибия) с экипажем 7-9 человек
Описание:
PBY Catalina
Consolidated Model 28 (PBY Catalina)
Фотографии:

Кабина (19)

PBY Catalina

Летающая лодка и амфибия. Двухмоторный цельнометаллический моноплан-парасоль. Создана в КБ "Консолидэйтед эйркрафт компани" как "модель 28" под руководством А. Лэддена. Опытный образец лодки, обозначенный XP3Y-1, совершил первый полет 21 марта 1935 г. Серийное производство начато в сентябре 1936 г. Самолет строился в США на заводах "Консолидэйтед" (Сан-Диего, Новый Орлеан) и NAF (Филадельфия), в Канаде - "Боинг" (Ванкувер) и "Кэнедиэн Виккерс" (с 1944 г. - "Канадэр", Монреаль), в Советском Союзе - # 31 (Таганрог). В СССР сборку из привозных узлов начали в мае 1938 г., самостоятельное производство - с конца 1939 г. Всего было выпущено 3299 экз., в том числе в Таганроге 27 экз. (включая собранные из импортных узлов). Самолеты, экспортированные в Великобританию, с конца февраля 1940 г. дорабатывались заводами "Кэйрдс ярд" (Гринок), "Скоттиш авиэйшн" (Престуик) и "Саундерс Роу" (Бомэрис). В ходе доработки устанавливались РЛС, импульсные прожекторы и приборы английского производства, проводилось усиление редана.
Экипаж - 7-8 чел., в боевых условиях-до 10-11 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.
Самолеты этого типа состояли на вооружении в США с октября 1936 г., в СССР - с 1939 г., в Австралии - с февраля 1941 г., в Великобритании - с марта 1941 г., в Канаде - с июня 1941 г., в Голландской Ост-Индии - с сентября 1941 г., в Новой Зеландии - с апреля 1943 г.
Выпускались следующие основные модификации:
   - PBY-1 с моторами R-1830-64, вооружение 4x7,62, бомбы до 1820 кг или две торпеды;
   - PBY-2 с измененным хвостовым оперением;
   - PBY-3 с моторами R-1830-66;
   - PBY-4 с моторами R-1830-72 и антиобледенителями;
   - PBY-5 с моторами R-1830-82, измененным хвостовым оперением, бортовыми стрелковыми установками в блистерах; вооружение 2x12,7+2x7,62, на поздних сериях 2x12,7+3x7,62, с июля 1941 г. устанавливались РЛС;
   - PBY-5A, амфибия на базе PBY-5, для Великобритании строились подобные амфибии "Каталина" IIIA с вооружением 6x7,69 и отличиями по оборудованию, для Канады - "модель 28-5AMC" ("Кансо" А), для ВВС армии США - OA-10 и OA-10A;
   - "Каталина" I ("модель 28-5ME"), экспортный вариант для Великобритании с вооружением 6x7,69, выпускались также почти аналогичные лодки типов "Каталина" II с отличиями по оборудованию, "модель 28-5MC" ("Кансо") для Канады, "модель 28-5MN" для Голландской Ост-Индии, "модель 28-MA" для Австралии;
   - ГСТ, советский вариант на базе PBY-1 ("модель 28-2") с моторами М-62Р (позднее М-62ИР) и вооружением 4x7,62, бомбы до 2000 кг, первые два самолета выпущены с американскими двигателями R-1820-G3:
   - PBY-5B, вариант PBY-5 для поставки в Великобританию по ленд-лизу ("Каталина" IA);
   - PB2B-1 ("Каталина" IVB), лодка канадской постройки, близкая к PBY-5;
   - PBU-1 (OA-10A, "Кансо" А, "Каталина" IVA), амфибия, выпускавшаяся фирмой "Виккерс" в Канаде;
   - PBN-1 с измененными очертаниями лодки, новым хвостовым оперением, вооружением 3x12,7+1x7.62;
   - PBY-6A (OA-10B), сочетание фюзеляжа и крыла PBY-5A с хвостом PBN-1, вооружение 3x7,62+2x12,7;
   - PB2B-2 ("Каталина" VI), канадской постройки, сочетание лодки PBY-5 с хвостом по типу PBN-1.
Английские "каталины" начали использоваться в Атлантике с марта 1941 г. 29 апреля летающая лодка потопила первую вражескую субмарину. В мае они участвовали в охоте на немецкий линкор "Бисмарк", наводя на него корабли и самолеты. В это же время их впервые привлекли к сопровождению конвоев из Америки.
С июля английские "каталины" начали перевозку срочных грузов в Архангельск. Лодки этого типа Королевские ВВС применяли и на Тихом океане. "Каталина", расстрелянная японскими истребителями у берегов Малайи, стала первым самолетом союзников, уничтоженным на этом театре. Летающие лодки участвовали в обороне Малайи и Сингапура, боевых операциях в Голландской Ост-Индии. В конце 1941 г. самолеты этого типа разместили также в Исландии и Гибралтаре. С февраля 1942 г. английские машины с баз в Шотландии начали противолодочное патрулирование на маршрутах следования союзных конвоев в СССР Осенью того же года одна эскадрилья "каталин" временно дислоцировалась на Кольском полуострове.
В 1942-1943 гг. английская авиация применяла лодки этого типа в северной и южной частях Атлантики, в Средиземном море, Индийском океане и арктических водах как дальние разведчики, самолеты ПЛО и для проведения спасательных работ. В последнем случае они иногда несли сбрасываемые шлюпки.
В Юго-Восточной Азии с "каталин" ставили донные мины. Там же летающие лодки высаживали диверсионно-разведывательные группы в тылу противника.
Американские самолеты с осени 1939 г. приступили к систематическому патрулированию 200-мильной зоны вдоль атлантического побережья США, а затем практически всей судоходной трассы в Англию. На обнаруженные немецкие корабли и подводные лодки наводились английские флот и авиация. В декабре 1941 г. американские лодки встретили войну на передовых базах на Гавайях и Филиппинах. "Каталины" участвовали во всех крупных операциях армии и флота США на тихоокеанском театре. Они применялись как разведчики, дневные и ночные бомбардировщики, постановщики мин, транспортные, противолодочные и спасательные самолеты. Например, на подходах к Мидуэю четыре PBY-5 нанесли первый торпедный удар по подходящему к атоллу японскому соединению. Летающие лодки эксплуатировались как с берега, так и с плавбаз.
Американские самолеты действовали также в Карибском бассейне, у берегов Бразилии и в Средиземноморье. PBY-5A с магнитными детекторами использовались "Гибралтарским барьером" - многослойным заслоном на пути проникновения немецких подводных лодок в Средиземное море. Операции "каталин" на Тихом океане продолжались вплоть до капитуляции Японии.
Канадские машины в основном обеспечивали ПЛО в Северной Атлантике. Голландские 28-5MN с января по март 1942 г. вели боевые действия против японцев, затем были эвакуированы в Австралию и на Цейлон. Австралийские и новозеландские машины воевали на Тихом океане до поражения Японии.
Советские ГСТ с апреля 1940 г. эксплуатировались на Черноморском, с июля того же года - на Северном флоте. С первых дней войны они вели разведку и противолодочное патрулирование. На севере эти машины также использовались как дневные, а с осени 1941 г.- как ночные бомбардировщики. 13 июля звену ГСТ удалось повредить бомбами немецкий эсминец. Далее они в основном занимались охотой за подводными лодками и сопровождением конвоев.
На Черном море их часто использовали как транспортные самолеты. В январе 1942 г. они перевозили грузы в осажденный Севастополь, а в апреле - участвовали в эвакуации города. Последний случай боевого применения ГСТ - высадка десанта морской пехоты в Варне (Болгария) в сентябре 1944 г.
В боевых действиях на севере до конца войны участвовали МП-7 (ГСТ) полярной авиации. Они были вооружены так же, как ГСТ авиации флота.
В 1944 г. в СССР начали перегонять из США летающие лодки PBN-1. С июня они поступили на вооружение ВВС Беломорской военной флотилии и Северного флота, с июля - Черноморского, с сентября - Тихоокеанского, с августа - Балтийского флотов. Эти самолеты использовались как разведчики и охотники за подводными лодками, а также для спасения экипажей сбитых самолетов. В сентябре 1944 г. с этих машин высаживались десанты в Варне и Бургасе. К маю 1945 г. PBN-1 стал самым массовым типом гидросамолета в советской морской авиации.
С лета 1945 г. из США начали поставлять амфибии PBY-6A. Они вместе с PBN-1 приняли участие в войне с Японией. Эти машины вели разведку в Японском и Охотском морях, Татарском проливе, спасали летчиков, приводнившихся в море. В августе 1945 г. амфибии высадили десант на аэродроме в Гензане (Корея). Крупные десантные операции проводились в гаванях Порт-Артура и Дайрена. Позднее летающие лодки и амфибии доставляли морских пехотинцев в различные пункты Сахалина и Курильских островов. Самолет сняли с производства в СССР в ноябре 1940 г., в Канаде - в мае 1945 г., в США - в сентябре 1945 г. С вооружения эти машины сняли в Канаде - осенью 1945 г., в Великобритании - в конце 1946 г., в Австралии - в 1953 г., в Новой Зеландии - в декабре 1956 г. В США они летали в авиации флота до 1949 г. (находились в резерве до января 1957 г.), в ВВС - до января 1953г., в Береговой охране - до апреля 1954 г.
В Советском Союзе последний ГСТ эксплуатировался на Северном флоте до осени 1945 г. В полярной авиации они дожили до середины 1948 г., в гражданской один МП-7 летал до 1949 г. Лодки американского производства с 1952 г. начали заменяться отечественными Бе-6. На Балтийском флоте они летали до мая 1954г., на Черноморском-до октября 1955 г., на Тихоокеанском - до августа 1957 г. В гражданской авиации последние машины на Дальнем Востоке списали в 1958 г.
В послевоенный период "каталины" приняли на вооружение в Аргентине, Бразилии, Дании, Доминиканской республике, Израиле, Колумбии, Индонезии, Мексике, Нидерландах, Норвегии, Перу, Франции, Швеции, Японии. Голландские машины участвовали в колониальной войне в Индонезии в 1946-1948 гг., израильские - в войне с Египтом в 1956 г. Последней боевой операцией для "Каталины" стала высадка кубинских контрреволюционеров в заливе Кочинос в апреле 1961 г., в которой участвовал один самолет без вооружения.


PBY-5A||
Размах:||31,7м
Длина:||19,47 м
Моторы, количество х мощность:||2х 1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||16100 кг
Максимальная скорость:||288 км/ч
Практический потолок:||4500 м
Дальность:||4060 км

Consolidated Model 28 (PBY Catalina)

Учитывая потребность в патрульной летающей лодке большей дальности и грузоподъемности, чем P2Y или Martin P3M, в октябре 1933 года ВМС США подписали контракт с "Consolidated" и "Douglas" на постройку прототипов Consolidated XP3Y-1 и Douglas XP3D-1. Был построен только один экземпляр конструкции Douglas, a XP3Y-1 положил начало самому массовому семейству летающих лодок в истории авиации.
   Самолет, получивший в "Consolidated" обозначение Model 28, как и его предшественник P2Y, имел крыло типа парасоль. Однако у новой машины благодаря установке внутренних стоек крыло стало практически свободнонесущим, хотя и имело при этом по две небольших обтекаемых стойки между фюзеляжем и центральной секцией крыла с каждой стороны. Другим новшеством, улучшающим аэродинамические качества, стала установка стабилизирующих поплавков - убираемые во время полета, они превращались в обтекаемые законцовки крыла. Двухреданная лодка была очень схожа с конструкцией P2Y, но Model 28 имела свободнонесущее крестообразное хвостовое оперение. Силовая установка включала два двигателя R-1830-54 Twin Wasp мощностью по 825 л.с. (615 кВт), установленных на передней кромке крыла, а вооружение состояло из четырех 7,62-мм пулеметов на подвижной установке и до 907 кг бомб на наружной подвеске.
   После первого полета, состоявшегося 28 марта 1935 года, самолет XP3Y-1 был вскоре передан в ВМС США для эксплуатационных испытаний, которые подтвердили улучшение летно-технических характеристик по сравнению с существующими патрульными летающими лодками. Оценив увеличенные дальность полета и грузоподъемность, ВМС США настояли на дальнейших работах по доведению самолета до категории патрульного бомбардировщика. В октябре 1935 года прототип был возвращен в "Consolidated" для проведения необходимых переделок. Работа включала установку двигателей R-1830-64 мощностью 900 л.с. (671 кВт) на 60 экземплярах PBY-1 (обозначение патрульного бомбардировщика), заказанных 29 июня 1935 года. В то же время переделке подверглось и вертикальное хвостовое оперение. Новый прототип под обозначением XPBY-1 впервые поднялся в воздух 19 мая 1936 года. В октябре 1936 года, после завершения испытаний, машина была передана в патрульную эскадрилью ВМС США VP-11F, в тот же месяц в подразделение начали поступать первые лодки PBY-1.
   Незначительные изменения в плане оборудования привели к появлению обозначения PBY-2 для второго серийного заказа на 50 лодок Model 28-2, размещенного 25 июля 1936 года. 27 ноября 1936 года были заказаны 66 летающих лодок PBY-3 (Model 28-3), а 18 декабря 1937 года - еще и 33 лодки PBY-4 (Model 28-4). Эти машины оснащались двигателями R-1830-66 мощностью 1 000 л. с. (746 кВт) и R-1830-72 Twin Wasp мощностью 1050 л. с. (783 кВт) соответственно. На всех экземплярах PBY-4, кроме первого, бортовая пулеметная установка прикрывалась вместо сдвижной заслонки прозрачным блистером, ставшим характерным элементом всех последующих серийных лодок.
   В апреле 1939 года первый экземпляр серийного PBY-4 был возвращен в компанию для установки колесного шасси, что позволило бы использовать машину в качестве амфибии. Построенный в ноябре 1939 года самолет получил обозначение XPBY-5A. Испытания подтвердили значительное преимущество конструкции амфибии, и 33 самолета, из построенных по заказу ВМС США PBY-5, были переделаны в амфибии PBY-5A (всего заказ включал 684 самолета Model 28-5 с двигателями R-1830-82 или -92 мощностью 1200 л.с. (895 кВт) и топливными баками большей емкости). 25 ноября 1940 года дополнительно были заказаны 134 амфибии PBY-5A.
   Широкомасштабное использование самолетов серии PBY выявило необходимость усовершенствования гидродинамики фюзеляжа. Соответствующие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы провели на авиационном заводе ВМС "Naval Aircraft Factory" (NAF), и вскоре был получен заказ на 156 модифицированных самолетов, получивших обозначение PBN-1 Nomad (155 машин). Это было сделано для того, чтобы изменения в конструкции и переналадка производства не помешали основной работе "Consolidated". Однако в последнюю партию серийных машин, построенных "Consolidated" с апреля 1944 года по апрель 1945 в количестве 175 самолетов PBY-6A, в конструкцию уже были внесены изменения, соответствующие усовершенствованиям NAF.
   С середины 1937 года самолеты серии PBY были срочно переданы в эксплуатацию ВМС США, и к моменту вступления США во Вторую мировую войну ими была оснащена 21 эскадрилья. СССР также проявил интерес к самолету и заказал три машины, заключив соглашение о выпуске самолета по лицензии. Поставка трех самолетов сопровождалась прибытием команды инженеров компании "Consolidated", помогавших наладить производство. Самолеты получили обозначение ГСТ (гидросамолет транспортный) и оснащались звездообразными двигателями М-62 разработки А. А. Микулина, представлявшими собой модификацию М-25 (построенный по лицензии Wright R-1820 Cyclone) мощностью 900-1000 л.с. (671-746 кВт). Первый ГСТ появился в конце 1939 года. Общее число самолетов, построенных для ВМС СССР в период Второй мировой войны и, возможно, до 1948 года, составило, по неуточненным данным, от 400 до 1000 машин (точно известно о 185 летающих лодках PBY, поставленных в СССР в годы войны).
   В Европе же первой интерес к самолету проявила Великобритания - был приобретен один Model 28-5 для оценки. В июле 1939 года машина была отправлена в экспериментальный центр авиации ВМС, с началом войны испытания были прекращены, но была заказана первая партия из 50 машин, получивших обозначение Catalina Mk I.
   Первые поставки Catalina в Королевские ВВС прошли в начале 1941 года, самолеты отправились в 209-ю и 240-ю эскадрильи Берегового командования. Постепенно самолетом Catalina оснастили девять эскадрилий Берегового командования и 12 эскадрилий, дислоцированных за рубежом. Королевские ВВС получили около 700 самолетов, все они, за исключением 11 машин PBY-5A, переданных Соединенному Королевству из заказа ВМС США, не были летающими лодками. В их число входили 109 самолетов Catalina Mk I, аналогичных PBY-5 для ВМС США, 14 аналогичных Catalina Mk IA канадской постройки, 225 Catalina Mk IB (PBY-5B), шесть усовершенствованных Catalina Mk II, 36 самолетов Catalina Mk НА канадской постройки, 12 машин Catalina Mk IIIA (PBY-5A), 97 самолетов Catalina Mk IVA (PBY-5), 193 самолета Catalina Mk IVB, построенных канадской "Boeing Aircraft of Canada" под обозначением PB2B-1 и в целом аналогичных неамфибийному PBY-5, и 50 самолетов Catalina Mk VI, представлявших собой PB2B-2 постройки "Boeing" с увеличенным вертикальным оперением, впервые использованным на PBN-1. Самолет Catalina Mk V никогда не использовался в Королевских ВВС, это обозначение было присвоено потенциальным "сменщикам" PBN-1, которые никогда не передавались в Соединенное Королевство.
   Вскоре после получения первого заказа Великобританией, Франция заказала 30 машин. Ни один из самолетов под обозначением Model 28-5MF не был передан в эксплуатацию до капитуляции Франции. Остальные зарубежные заказы, полученные в то же время, включали в себя 18 самолетов для вспомогательных британских ВВС и 48 для правительства Дании, использовавшего их в Голландской Вест-Индии.
   Канада была одновременно и производителем, и покупателем Catalina. Согласно соглашению между Канадой и США, производственные линии в Канаде налаживали канадский филиал компании "Boeing Aircraft" и "Canadian Vickers". Выпуск самолетов канадским "Boeing" составил 362 самолета, в их число входили 240 PB2B-1, отправленных в Австралию, Новую Зеландию и Великобританию, 50 PB2B-2 для Великобритании, 17 неамфибийных Catalina для Королевских ВВС Канады, 55 амфибий, получивших в канадских ВВС обозначение Canso. Компания "Canadian Vickers" построила 379 машин, аналогичных PBY-5A, 149 из них были переданы Королевским ВВС Канады. Из оставшихся 230 самолетов ВМС США планировали использовать 183 машины под обозначением PBV-1A, но ни одного самолета поставлено не было. Последние были отправлены в ВВС Армии США, получившие ранее от американских ВМС 56 самолетов PBY-5A под обозначением OA-10. Эти самолеты использовались во время Второй мировой войны в качестве поисково-спасательных, некоторые несли сбрасываемые спасательные лодки под каждой плоскостью крыла. 230 самолетов, построенных компанией "Canadian Vickers", получили в ВВС Армии США обозначение OA-10A. Окончательной модификацией стал самолет PBY-6A, полученный в количестве 75 машин под обозначением OA-10B.
   После Второй мировой войны самолеты серии PBY использовались во многих странах, после того как американские машины, ставшие после войны лишними, были переданы союзникам.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Consolidated PBY-5A

   Тип: морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка-амфибия) с экипажем 7-9 человек
   Силовая установка: два звездообразных ПД Pratt & Whitney R-1830-92 Twin Wasp мощностью 1200 л. с. (895 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 288 км/ч на высоте 2135 м; крейсерская скорость на оптимальной высоте 188 км/ч, набор высоты 3050м-за 19мин 18с; практический потолок 4480 м; дальность 4096 км
   Масса: пустого 9485 кг; максимальная взлетная 16 066 кг
   Размеры: размах крыла 31,70 м; длина 19,47 м; высота 6,15 м; площадь крыла 130,06 м2
   Вооружение: два 7,62-мм пулемета Browning на носовой турели, один 7,62-мм пулемет Browning на подвижной установке в задней части фюзеляжа (стрелковый люк), по одному 12,7-мм пулемету Browning на подвижной бортовой установке на каждом из двух кронштейнов, плюс до 1814 кг бомб или глубинных бомб на наружной подвеске
"Спаситель Цейлона" м-р Леонард Бирчелл в кабине своей "Каталины"
A look into the cockpit of P9630. The front gunner/bomb aimer's position in the extreme nose is also visible.
The row of switches on the pilot’s dashboard transmit orders to corresponding visual indicators on the engineer’s panel. The flight engineer sits in the superstructure between the hull and the wing where he may observe the engines directly. He also operates the wing tip floats either manually or electrically.
CONSOLIDATED EXPERIENCE: Much that is sound in the layout of equipment of modern multi-engined long-range aircraft may be studied in these three interior views of the Consolidated Model 28 twin-engined flying boat, which is generally similar to the PBY series supplied to the U.S. Navy. In the view (pilots’ instrument panel; the duplicated blind flying panels are seen to the left and right and the Sperry automatic pilot panel is in the centre. The finger-hole dial on the left is apparently a remote control spot-wave selector for the radio. Upper centre is a small warning light indicating the motion of the retractable wing-tip floats.
The pilot’s throttle and trim controls in the roof of the cockpit.
The majority of the engine instruments are grouped on the flight engineer’s panel shown here and not in the pilot’s cockpit.
The view shows the radio-navigator’s compartment, looking forward, with the transmitter on the right.
A unique view showing the compartment occupied by the navigator and the wireless operator. The Bendix installation seen on the right. The cylinders by the navigator’s table are drinking-water tanks.
In the view (the same compartment from another angle) are the radio receiver and, high up on the bulkhead, the main electrical switch panel.
Main and auxiliary transmitters, two complete receivers, a direction-finder and an inter-communication system which extends throughout the hull and permits both pilots to use the wireless directly when necessary. The loop aerial is extended through the roof and is remotely controlled from the wheel seen in the smaller over the wireless operator’s table.
Pit Off Ronnie Martin, the copilot in Flt Lt Dennis Healy's crew, taking a spell at navigating the aircraft. The chair on the left could swivel round on an arm, but he is standing on the catwalk between the navigator’s desk and the radio desk.
Sgt. T. R. Thomas at the radio desk, which was situated behind the copilot and on the starboard side of the navigator’s compartment.
The bunk compartment, aft of the navigator’s compartment in an RAF Catalina. This shows the folding bunks and the watertight doors leading aft to the compartment housing the blister guns. Although someone is pretending to be asleep in this photograph, the bunks were rarely occupied on reconnaissance missions in Coastal Command. They were used, however, when evacuating the wounded from Spitsbergen.
Five views of one of the two deck gun positions. On the left the portion of decking which protects the gunner from the airstream is shown being raised after having been slid forward. The third view shows the side plates in position. On the right is a “shot” of the gunner’s position from inside the hull and below that is a view showing everything ready for action, except that the gun is nor fitted to the track-type mounting which, incidentally, operates very smoothly.
This Vickers K gun, fitted to a swivel arm on a Catalina side hatch, has 2in ring and bead sights mounted just ahead of the ammunition drums.
Left, the twin Vickers 0-303 in K guns, in an early RAF Catalina, aimed through one of the open blister cupolas at the waist of the aircraft. These were later replaced by twin Browning 0-303 ins, belt fed. Right, the twin machine guns were replaced by a single 0-50 in Browning in some RAF Catalinas.
The starboard cupola on the rear fuselage of "Cat". Twin Browning machine guns were carried on each side of the fuselage to protect the tail.
Sgt T. R. Thomas sighting a Vickers 0-303 in K gun through a ventral tunnel hatch in the tail compartment, towards the rear. This position was seldom used in RAF Catalinas of Coastal Command, however, since the aircraft normally flew at very low level over the sea.
This is what the Americans call the tunnel gun position. Actually it is not so much a tunnel as an aperture in the floor which is normally filled by the folding section of hull seen above it. This view also shows the section and construction of the rear portion of the hull.
The oxygen mask as used by the crew of the Consolidated 28-5 leaves the mouth free to use the intercommunication system which extends throughout the boat.