Canadair CL-215
Варианты:
Canadair - CL-215 - 1967 - Канада
Страна: Канада
Год: 1967
Летающая лодка

Многоцелевой самолет-амфибия с экипажем из двух-шести человек
Описание
Фотографии
Canadair CL-215/CL-215T

   Самолет-амфибия Canadair CL-215 проектировался изначально в качестве противопожарного для замены разношерстного парка "водяных бомбардировщиков" периода 1960-х годов. Второстепенные задачи самолета - перевозка людей и грузов, поисково-спасательные операции и патрулирование прибрежной экономической зоны.
   Первый показ новой машины состоялся на Парижском авиасалоне 1965 года, а ее стартовыми заказчиками стали Канада (20 самолетов) и Франция (10).
   Главным приоритетом конструкторов стало обеспечение максимальной простоты и технологичности конструкции, а также упрощение техобслуживания машины в эксплуатации и повышение надежности самолета (за счет внедрения систем и оборудования, хорошо зарекомендовавших себя ранее, и резервирования наиболее важных систем). Защита от коррозии была достигнута путем использования коррозийно-стойких материалов и тщательной герметизации агрегатов во время постройки.
   Фюзеляж CL-215 представляет собой однореданную лодку с плоскими бортами. Крыло - высокорасположенное, двухлонжеронное, со съемным носком из композиционных материалов. Элероны и закрылки расположены практически по всей длине задней кромки. Ближе к законцовкам крыла расположены поддерживающие поплавки, по одному под каждой плоскостью. Стабилизатор установлен примерно на половине высоты киля. Шасси - трехопорное: передняя опора - с двухколесной тележкой (убирается в закрываемую нишу), основные опоры - с одним колесом (убираются в бортовые открытые ниши). Запас топлива находится в мягких крыльевых баках, а гондолы двигателей включены в конструкцию крыла.
   В противопожарном варианте вода или огнегасящая смесь хранятся в двух расположенных вблизи центра тяжести машины баках суммарной емкостью 5455 л. Наполнение баков водой осуществляется с поверхности любого водоема - на режиме глиссирования со скоростью 110 км/ч через специальный заборник в днище лодки за реданом. Между баками оставлен коридор шириной 50 см для прохода в хвостовую часть самолета.
   В поисково-спасательном варианте экипаж CL-215 увеличивается до шести человек: пилот и второй пилот, бортинженер (размещался в кабине), штурман (дальше за кабиной, в передней части фюзеляжа), а также два наблюдателя (в задней части фюзеляжа). В этом случае базовый комплект БРЭО дополнялся РЛС AVQ-21 (метеорадар и поисковая РЛС), устанавливавшейся в носовой части. Максимальная продолжительность полета -12 часов.
   Первый полет CL-215 состоялся 23 октября 1967 года, а поставки первому заказчику - Франции - начались в мае 1969 года. Выпуск самолета продолжался вплоть до 1990-х годов, его приобрели канадские провинции Квебек (15) и Манитоба (2), Франция (15), Греция (11), Испания (17 в поисково-спасательном варианте, с возможностью использования в качестве противопожарного), Королевские ВМС Таиланда (2), венесуэльская "CVG Ferrominera Orinoco СА" (2) и Югославия (4).
   В конце 1980-х годов была создана модификация CL-215T с ТВД. По состоянию на конец 2009 года в мире эксплуатировались 66 самолетов CL-215 и 17 модернизированных CL-215T.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Canadair CL-215

   Тип: многоцелевой самолет-амфибия с экипажем из двух-шести человек
   Силовая установка: два звездообразных двигателя Pratt & Whitney R-2800-CA3 Double Wasp мощностью по 2100 л. с. (1566 кВт)
   Характеристики: крейсерская скорость на высоте 3050 м- 291 км/час; начальная скороподъемность 305 м/мин; дальность с грузом 1587 кг-2092 км
   Масса: пустого 12161 кг; максимальная взлетная при взлете с берегового аэродрома -19731 кг, при взлете своды - 17100 кг
   Размеры: размах крыла 28,60 м; длина 19,82 м; высота 8,92 м; площадь крыла 100,33 м2
   Полезная нагрузка: до 26 пассажиров или груз - до 5443 кг воды в варианте противопожарного или до 3864 кг обычного груза в варианте транспортного
CL-215. Этот CL-215, базировавшийся в марсельском аэропорту Мариньян, входил в состав французской полувоенной организации "Securite Civile" ("Защита гражданского населения и объектов"). 10 амфибий, поставленных в марте 1970 года, постоянно боролись с пожарами. Их местонахождение позволяло использовать воды залива Этан-де-Берр, что уменьшало время между сбросами воды. Французские воздушные пожарные считались самыми опытными в мире, многие из них пришли из ВВС.
На большинстве универсальных двухдвигательных амфибий CL-215 использовалась стандартная яркая желто-оранжевая окраска, как на этом самолете испанских ВВС. Из 26 поставленных в Испанию машин восемь использовались как поисково-спасательные.
A beautiful view of a later production Canadair CL-215 destined for the Spanish Air Force in the firefighting and SAR role. Note, blister-type observation windows in rear of cabin, position of landing gear when retracted, and Spanish national insignia with C-GBPM indicating machine is on Canadian pre-delivery test flight.
Провинция Квебек была основным потребителем CL-215. Ее огромные лесные массивы в летнее время требовали пристального внимания.
Canadair CL-215
As well as transporting people and cargo, Buffalo Airways is heavily involved with fire-fighting and has six Bombardier CL-215 water bombers. These are supplemented in this role by two Douglas C-54s.
CL-215, оснащенный поршневыми двигателями, за три десятка лет эксплуатации зарекомендовал себя превосходным противопожарным самолетом.
За счет низкой скорости сваливания самолета летчик способен выполнять маневрирование на предельно малых высотах. Отличный обзор из кабины позволяет выполнять точное водометание. На снимке - CL-215 за работой.
A Canadair CL-215 operated by the Quebec Government puts 6 tons of water on to a forest fire in less than a second
ВВС Греции
The first CL-415EAF conversion was scheduled to commence in September 2018.
Не все CL-215 использовались как пожарные; пара самолетов из 2-й эскадрильи ВМС Таиланда применялись для берегового патрулирования и поисково-спасательных работ.
В феврале 1979 года венесуэльской компании"CVG Ferrominera Orinocco СА" был поставлен первый из двух транспортно-пассажирских CL-215. Этот вариант мог перевозить до 32 пассажиров, сохраняя противопожарные возможности.
Канадская амфифия CL-215 на сегодня самый распространенный в мире специализированный противопожарный самолет. На фото: CL-215, эксплуатируемый португальскими пожарными (Portuguese Fire Brigade). Португалия, г.Фару, 29 июля 2004г.
Испания ежегодно страдает от пожаров, поэтому содержит многочисленную противопожарную авиацию, в состав которой входит и данный CL-215T испанских ВВС.
SOREM/Metropolitan Municipality of Istanbul CL-215 l-SRME 'S4' seen arriving in Macedonia on July 25, 2007, to assist in putting out the devastating fires that were ravaging the country during the month. The aircraft was destroyed in a crash in Turkey on October 4, 2007, although all three crew escaped with only minor injuries.
Возрождение летающих лодок. В Канаде 23 октября 1967г. в воздух поднялся прототип амфибии Canadair CL-215 (CF-FEU-X), созданной по результатам обсуждения на симпозиуме по вопросам борьбы с лесными пожарами 1963 года. Самолет мог брать на борт более 5670 л воды.
Ungainly looking, but a veritable workhorse, CL-215 No 29 (F-ZBBD) of the French Security Civile (originally Protection Civile). Note, sliding door aft of cockpit.
This CL-215, CF-TXA, number 24, is seen in service with the Province of Quebec.
The Quebec Government Canadair CL-215 water-bomber C-FYWQ which passed through Prestwick on its way from Canada to Italy on 15/6/94 was followed by the Government of Saskatchewan example C-FAFP on 25/6/94
Seen here in 1987 is a later production Canadair CL-215, MM62018 of the Italian Air Force 15 St (15/51). Note colour scheme of most other CL-215s in various countries is either same or similar in respect of red trim.
Smart looking CL-215, No 1112, of the Hellenic Air Force. Note, planing bottom of hull and stabilising floats are matching red to other trim.
Canadair CL215 1112 of 355 Moira photographed at Elefsis. The HAF operates 15 of these water-bombing aircraft.
With updated water probes, hinged doors fore and aft, blister observation windows in cabin, and with spraying booms attached at full length, this is C-GUKM, a Canadair 'SuperScooper' for demonstration purposes
Rear aspect of F-ZBAR, No 21, a CL-215 in Securite Civile service, the fore and aft sliding doors are noteworthy, and the rudder tabs, upper geared, lower sprung, are clearly visible.
Seen here in 1974 is CF-TIX, a CL-215 in service with Province of Quebec for transport and firefighting duties. Note, forward sliding door open; Canadian national insignia on fin.
The angular appearance of the CL-215 is well depicted in this view of No 404/10, a later production machine in service with the Spanish Air Force as firefighting and SAR amphibian. Note, nose radome, position of nosewheel doors and design of landing gear retracting struts.
First deliveries of the CL-215 were made to France. This is F-ZBBV of the Protection Civile.
Canada's national insignia adorns the fin of this CL-215, CF-TXK, in service with Province of Quebec's Ministry of Transport.
Early production CL-215 with Canadian registration CF-TXE, waits delivery to next customer prior to having final markings applied.
Канадская амфибия CL-215 набирает воду на глиссировании
Search and Rescue CL-215. The ability to operate from both land and water, good all-round visibility, and a 13 1/2-hour patrol endurance, make the CL-215 an ideal aircraft for fishery protection and sovereignty surveillance duties
Quebec CL-215 CF-TXE scoops up water from a lake.
One of the Yugoslav aircraft in service.
The first two Canadair CL-215s from the Montreal assembly line on a test flight over the Laurentian Mountains. The type has also been delivered to the Service de la Protection Civile de France.
The CL-215 amphibian, demonstrating its water-bombing capabilities, is capable of carrying 1,200 gal of water.
Representing the latest in water-bomber technology, Canadair’s CL-215 first flew on October 23, 1967, and can accommodate 1,176 Imp gal of water in its two hull compartments.
Canadair CL-215 amphibian (two 2,100 hp R-2800 radial piston engines) demonstrating water bombing technique
Canadair CL-215 water-bomber
A Quebec Government CL-215, CF-PQJ, drops its 1.200-gal. (6-ton) water load on a fire in less than a second. The load covers an area ot approx. 350 ft. x 40 ft. with the equivalent ol 1 mm. of rain, sufficient to dampen and retard a typical fire for 15 minutes. This particular aircraft has since been sold to France
A CL-215 in action against a fire in a narrow valley
CF-YXG, one of two Quebec CL-215s fitted with underwing spray-bars to spread insecticide. These aircraft have been used against the highly destructive spruce budworm in the Province's forests
One of ten Canadair CL-215s operated by the Spanish A.F.'s 404 Escuadron, on behalf of the Government, on fire-fighting and ASR duties.
The Ejercito del Aire is a major operator of the Canadair CL-215 amphibian which has a primary role of fire-fighting and a secondary SAR role within the CGEA's Escuadron 404, the CL-215 having been procured from 1971 onward.
Canadair CL-215 amphibian (two 2,100 hp Pratt & Whitney R-2800 radial engines) in service with the Spanish Air Force
One of four Canadair CL-215s supplied to Yugoslavia. The new Canadian Government order brings CL-215 sales up to 107
F-ZBAY, one of the dozen CL-215s delivered to France's Protection Civile
Royal Thai Navy Canadair CL-215.
Typical payload lor the CL-215 when operated as a utility transport (CF-YWO in right foreground).
CL-215s under construction at the Canadair plant near Montreal
As forecast during presentations made at the Farnborough Air Show, Canadair has decided formally to launch the CL-215T turboprop amphibian. The step has been influenced by the decision of the Quebec government to re-engine and retrofit its fleet of 17 CL-215s in order to fulfil its requirements for water bombers for the next 20 years.
Главной особенностью CL-215/415 являются баки для воды, которые можно заполнять в ходе скольжения самолета по водной поверхности моря, реки или озера.
Interior view of fuselage shows the integrated tanks and the single fluid drive hydraulic motor located in the right hand tank. Hydraulic power is supplied by the aircraft system.
Top: CL-204 twin-boom floatplane project. Centre: Original CL-215 design with blister cockpit, parasol wing and T-tail. Bottom : Production CL-215
Canadair CL-215 water-bombing amphibian
Canadair CL-215 twin-engined multi-purpose amphibian
The Canadair CL-215T, shortly to enter flight test, now has winglets.