Dassault/Dornier Alpha Jet
Страна: International
Год: 1973


Двухместный учебно-боевой, пилотажный и легкий ударный самолет
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (13)
Dassault/Dornier Alpha Jet

   Франция и ФРГ вели исследования по созданию учебно-тренировочного самолета для повышенной летной подготовки. В 1968 году эти страны согласовали свои технические требования. В июле 1969 года была разработана программа совместного производства 400 самолетов Alpha Jet (по 200 машин для каждой страны, собранных на национальных сборочных линиях). В июле 1970 года проект TA501, представленный фирмами "Dassault", "Breguet" и "Dornier", победил в конкурсе проекты Aerospatiale/MBBE.650 Eurotrainer и VFW-Fokker VFT-291. Все три проекта были сделаны на базе силовой установки из двух турбовентиляторных двигателей SNECMA/Turbomeca Larzac 02 тягой 10,98 кН или более мощной версии Larzac 04. Основным мотивом выбора такой силовой установки было твердое желание Германии больше никогда не использовать в ВВС однодвигательные самолеты из-за печального опыта применения истребителя Lockheed F-104, отличавшегося крайне высокой аварийностью.
   В итоге на базе проектов Breguet Br.126 и Dornier P.375 был создан самолет Alpha Jet со стреловидным крылом, тандемными кабинами пилотов и катапультными креслами Martin-Baker AJRM4 либо Stencel S-III-S3. Ниши для уборки коротких основных стоек шасси с пневматиками низкого давления размещались в мотогондолах. Оборудование французских и немецких машин сильно различалось из-за того, что в Германии к тому времени решили продолжать обучение военных пилотов в США. Поэтому руководство Люфтваффе хотело уже не обучать пилотов, а заменить машины G.91R/3 в роли легких ударных самолетов, усовершенствовав систему навигации/управления оружием, а также установив 27-мм пушку Mauser ВК 27 в подфюзеляжном контейнере вместо французской пушки DEFA 553.
   В феврале 1972 года проект Alpha Jet был одобрен. Каждая страна заказала по два прототипа у недавно объединившейся фирмы "Dassault-Breguet" и у "Dornier". 26 октября 1973 года первой взлетела французская машина. Немецкий самолет последовал за ней 9 января 1974 года. В ходе разработки двигатели Larzac 04-C1 заменили на Larzac 04-C6. Самолет оснастили силовой установкой повышенной мощности для обеспечения околозвуковой скорости в сочетании с умеренной скоростью захода на посадку. Позднее на немецких Alpha Jet установили двигатели Larzac 04-C20 тягой 14,12 кН.
   Первый серийный Alpha Jet E (учебный) французского производства взлетел 4 ноября 1977 года. Шесть машин построили для эксплуатационных испытаний в 1978 году. В мае 1979-го началась замена самолетов T-33 фирм "Lockheed" и "Canadair" в учебных частях французских ВВС. В том же году национальная пилотажная группа "Patrouille de France" получила 12 Alpha Jet. Первый серийный "Alpha Jet A" (ударный) производства ФРГ взлетел 12 апреля 1978 года. Он получил альтернативное название Alpha Jet Close Support Version. Машинами этого типа оснастили три эскадрильи легких истребителей-бомбардировщиков, а также запасную учебную часть с 18 самолетами в Бежа, Португалия. В конечном счете, Франция и Западная Германия получили 176 и 175 самолетов. Последние немецкие машины были поставлены в январе 1983 года.
   В конце 1992-го большинство германских самолетов списали для возможной продажи Франции, Португалии и Турции, кроме 45 машин, сохраненных для обучения пилотов-истребителей. К началу 1994 года Португалия получила 50 машин, ранее служивших в Люфтваффе. Другие самолеты поставили на консервацию, и их будущее оставалось неопределенным до 1999 года, когда Таиланд решил купить 50 машин, но вскоре уменьшил заказ до 25. Великобритания решила взять 12 самолетов для различных экспериментов и на запчасти. Тогда же Германия вела переговоры с Францией и некой страной на Ближнем Востоке для продажи еще 64 ее самолетов, но что-то удалось продать только частным организациям.
   С сентября 1982 года Египет собрал по лицензии 26 учебно-боевых Alpha Jet MSI в Хелуане и приобрел еще четыре машины у фирмы "Dassault".
   В 1980 году началась работа по переделке Alpha Jet в легкий штурмовик и самолет непосредственной поддержки наземных войск. Он впервые взлетел 9 апреля 1982 года. Кроме нанесения ударов по наземным целям и борьбы с вертолетами, самолет обладал расширенными возможностями в подготовке пилотов-истребителей благодаря введению нового БРЭО на базе цифровой шины данных и установке лазерного дальномера. Этот вариант заказали Египет (15 штук Alpha Jet MS2) и Камерун. Как и в случае с Alpha Jet MS1, Египет получил первые 4 самолета от фирмы "Dassault", а остальные собрал у себя.
   Были и другие варианты, достигшие стадии испытаний опытных образцов, но не запущенные в серийное производство, - Alpha Jet NGEA и Alpha Jet 3. Alpha Jet NGEA (учебный самолет нового поколения), позже названный Alpha Jet 2, был развитием Alpha Jet MS2 с новым БРЭО и возможностью подвески ракет "воздух-воздух" Magic 2 малой дальности и силовой установкой повышенной мощности из двух двигателей Larzac 04-C20. Alpha Jet 3 (позже Lancier) также сделали на базе Alpha Jet MS2 с парой многофункциональных дисплеев в кабинах экипажа, РЛС Agave либо Anemone, ИК-системой переднего обзора, лазерными системами наведения, усовершенствованной системой РЭБ и обновленным вооружением, фирма "Dassault" также предложила флотскую версию учебно-боевого самолета для замены машин Zephyr.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Dassault/Dornier Alpha Jet E

   Тип: двухместный учебно-боевой, пилотажный и легкий ударный самолет
   Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя SNECMA/Turbomeca Larzac 04-C6 тягой по 13,24 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость 1000 км/ч на уровне моря; начальная скороподъемность 3660 м/мин; набор высоты 9150 м менее чем за 7 мин; практический потолок 14630 м; дальность полета более 4000 км с четырьмя сбрасываемыми баками; оперативный радиус действия 670 км в тренировочном полете по профилю "малая-малая-малая высота" с двумя сбрасываемыми баками
   Масса: пустого самолета 3345 кг; максимальная взлетная 8000 кг
   Размеры: размах крыла 9,11 м; длина 11,75 м; высота 4,19 м; площадь крыла 17,50 м2
   Вооружение: курсовая 30-мм пушка DEFA 553 в подфюзеляжном контейнере, плюс до 2500 кг боевой нагрузки на четырех подкрыльевых узлах подвески
Alpha Jet A, with ventral gun pack, in service with Jagdbombergeschwader 49 at Furstenfeldbruck. (Right) The badge of Jabo G 49.
Списанный из ВВС ФРГ самолет Alpha Jet A представляет собой удачный вариант для ВВС любой небольшой страны, желающей купить недорогие легкие ударные самолеты. Таиланд сначала планировал заменить ими машины OV-10 Bronco пограничной службы, но в итоге Alpha Jet применяют в этой стране в качестве учебно-боевых самолетов.
Alpha Jet A No 58 off the German production line as painted for US demonstration tour, September 1980; a French roundel was carried on the starboard side.
The second Alpha Jet E prototype in demonstration colours for the Paris Air Show 1975.
Alpha Jet E in the colours of the Patrouille de France, the official French aerobatic team which re-equipped on the type in 1979.
Alpha Jet E26 (the 26th production model from the French assembly line) in the markings of Groupement-Ecole 314 "Christian Martel" at Tours. (Left) The Stork insignia of GE 314.
Alpha Jet E. Бельгия получила с декабря 1978 по июль 1980 года 33 учебно-тренировочных самолета Alpha Jet. Самолеты были включены в состав 11-й и 7-й эскадрилий, которые обеспечивали, соответственно, начальную и усовершенствованную летную подготовку.
An Alpha Jet B of the Force Aerienne Beige, as used by Nos 2 and 7 Squadrons of the Centre de Perfectionnement at Brustem.
Alpha Jet No 231 in the colours of the Moroccan Air Force, which has ordered 23 of these basic trainers.
Dassault/Dornier Alpha Jet E. Главным приобретением ВВС Марокко в 1980-е годы стали 24 франко-германских самолета Alpha Jet, предназначенные преимущественно для продвинутой летной подготовки, но способные нести до 2500 кг вооружения.
One of six Alpha Jets acquired by the Air Force of the Ivory Coast, with civil registrations for delivery.
An export model Alpha Jet in the colours and markings of the Togo Air Force, which has ordered six.
An export Alpha Jet as supplied to Qatar.