МиГ МиГ-23Б / МиГ-23БН
Варианты:
МиГ - МиГ-23Б / МиГ-23БН - 1971 - Россия
Страна: Россия
Год: 1971


Описание
Фотографии:

Боковые проекции (31)
МиГ-23

<...>
   В 1969 году ОКБ приступило к разработке "реактивного штурмовика" для Фронтовой авиации - недорогой ударной машины, базой для которой в конечном итоге стал МиГ-23С. Благодаря прочной конструкции планера и шасси, а также крылу изменяемой стреловидности самолет мог эксплуатироваться с малоподготовленных ВПП. Базовый МиГ-23Б был создан на основе планера МиГ-23С. Он оснащался новой, отклоненной вниз носовой частью, улучшавшей обзор пилоту вперед-вниз, и двигателем АЛ-21Ф-300 тягой 112,78 кН в укороченной хвостовой части, но со сдвинутым назад горизонтальным оперением, как у МиГ-23М. Машина поначалу имела крыло без предкрылков, которое позднее заменили на новое, уже оснащенное ими. Вместо РЛС на самолете установили прицельно-навигационный комплекс (ПрНК) "Сокол 23С", по бортам кабины появились накладные бронеплиты, а систему наведения ракет и ТВ-камеру разместили в обтекателях в корневой части крыла по правому и левому борту, соответственно. Позднее камера была снята с большинства самолетов.
   Первый прототип поднялся в воздух 20 августа 1970 года. Было построено 24 самолета МиГ-23Б, после чего переключились на выпуск усовершенствованного варианта. МиГ-23БН, который должен был стать первой серийной модификацией, но задержался из-за доводки оборудования и проблем с двигателем, был оснащен модернизированным ПрНК "Сокол 23Н", немного дефорсированным двигателем Р-29Б-300 и обтекателями на передней кромке неподвижной части крыла, которые обычно ассоциируются с управляемой ракетой Х-23 (AS-7 "Kerry"). МиГ-23Б и МиГ-23БН получили в НАТО общее кодовое обозначение "Flogger-F". В эксплуатации оба самолета неважно зарекомендовали себя, и многие из них были доработаны в варианты МиГ-23БК или МиГ-23БМ, или поставлены на экспорт.
   Истребителям-бомбардировщикам требовалось более совершенное бортовое оборудование, и были созданы два новых варианта, получивших в НАТО кодовое обозначение "Flogger-H". Их отличительной чертой был новый обтекатель СПО на нижней поверхности фюзеляжа, перед отсеком носовой стойки шасси. Первым из новых вариантов был МиГ-23БК, получивший такой же ПрНК и лазерный дальномер-целеуказатель, как МиГ-27К. МиГ-23БМ был похож на МиГ-23БК, но оснащался ПрНК "Сокол 23М" от МиГ-27Д. В эксплуатации оба варианта получили обозначение МиГ-23БН, хотя ОКБ различало модификации БМ и БК.
Первый прототип МиГ-23Б
На данном МиГ-27 советских ВВС хорошо заметен подфюзеляжный киль большой площади, установленный в целях улучшения продольной устойчивости. Подобный камуфляж и сегодня используется на ударных самолетах современных ВВС России, таких как штурмовики Су-25.
МиГ-23БН из состава 722-го апиб, осень 1974г.
Подобно большинству советских МиГ-23БН, "борт 63" использовался для переучивания пилотов дружественных стран, куда поставлялись эти машины. Аэродром Луговая, конец 70-х гг.
МиГ-23БН из состава 1-й эскадрильи 3-го авиакрыла ВВС Эфиопии. Авиабаза Дебре-Зейт, лето 1998г.
МиГ-23БН ВВС Эфиопии, опоздавший на войну. Конец 1970-х гг.
Все МиГ-23БН с вооружения ВВС Индии к настоящему времени уже сняты, но эксплуатация МиГ-27 продолжается. Программа модернизации МиГ-27 ВВС Индии завершилась в 2009 году. Самолеты получили новое БРЭО, в кабинах установлено по два цветных многофункциональных индикатора.
МиГ-23БН ВВС Индии
МиГ-23БН (SM287) 10-й эскадрильи ВВС Индии, авиабаза Джодхпур.
МиГ-23БН Чешских ВВС
МиГ-23БН (зав. N 0393219863) 28-го ИБАП ВВС ЧСФР, лето 1992г. Самолет окрашен в типовой "европейский" камуфляж.
МИГ-2ЗБН. МиГ-23БН/МиГ-27 в советских ВВС получили прозвища "Утконос" и "Крокодил Гена". Летчикам нравились их хорошая управляемость на больших скоростях у земли и высокая боевая эффективность. Все МиГ-23БН/МиГ-27 ВВС стран Варшавского договора могли нести ядерное оружие.
МиГ-23БН ВВС Болгарии. 25-й бомбардировочный полк, аэродром Садово, 1990г. "Глаз" на носу должен был отпугивать птиц.
Этот МиГ-23БН принадлежал 25-му бомбардировочному авиаполку болгарских ВВС, дислоцировавшемуся в Садово. Болгарские ВВС также имели на вооружении некоторое количество истребителей МиГ-23МФ и МиГ-23МЛ.
МиГ-23БН б/н 57 25-го БАП ВВС Болгарии, авиабаза Чешнегирово, 1990г. "Глаз" на носу должен был отпугивать птиц.
К исходу века МиГ-23БН б/н 20 25-го БАП получил новый камуфляж и, как и другие машины ВВС Болгарии, современные опознавательные знаки.
МиГ-23БН ВВС Болгарии
Истребитель-бомбардировщик МиГ-23БН ВВС Египта
МиГ-23БН б/н 697 (зав. N 0393214213) 37-й ИБАГ "Клемент Готвальд" ВВС ГДР, аэродром Древиц. Цвета камуфляжа самолетов ГДР отличались от применявшихся в "европейской" схеме.
На вооружении ВВС ГДР состояли 24 истребителя-бомбардировщика МиГ-23, уцелевшие самолеты по наследству перешли к ВВС ФРГ, где их или утилизировали, или выставили на продажу.
Тот же самолет с опознавательными знаками ВВС ФРГ (20+45), нанесенными после объединения Германии. Испытательный центр Манхинг, 1991г.
МиГ-23БН Luftwaffe. Испытательный центр Manching. 1991г. Входил в состав истребительно-бомбардировочной эскадры JBG 37 "Klement Gottwald" ВВС ГДР.
Иракский МиГ-23БН, оборудованный системой дозаправки топливом в полете
МиГ-23БН б/н 23173 ВВС Ирака, оборудованный системой дозаправки в воздухе, аналогичной установленной на самолете Mirage F.1.
МиГ-23БН ВВС Ирака, оснащенный системой дозаправки в воздухе. Был представлен в мае 1990г. на выставке боевой техники в Багдаде.
МиГ-23БН ВВС Ирака участвовали в ирано-иракской войне. Несколько самолетов доработали для несения контейнеров ATLIS и применения управляемого оружия с лазерным наведением. Другие оснастили неубираемыми штангами системы дозаправки топливом в полете, эти машины выполняли дальние рейды для ударов по иранским нефтепромыслам в Персидском заливе.
МиГ-23БН из состава 77-й иракской эскадрильи истребителей-бомбардировщиков, авиабаза Аби-Убейда (район Басры), 1986г.
МиГ-23БН б/н 22 кубинских ВВС. На этом самолете 20 марта 1991г. пилот-перебежчик майор О.Л.Перез перелетел на авиабазу Ки-Уэст (Флорида).
МиГ-23БН ВВС Кубы (20 марта 1991 г. летчик-перебежчик угнал этот самолет в США
Несмотря на угрозы со стороны США, Куба использовала свои недавно полученные МиГ-23 ("Flogger-F") для поддержки противоповстанческих операций в Центральной Америке. Кубинские истребители на порядок превосходили противостоявшие им устаревшие самолеты.
В 1991 году кубинский летчик угнал МиГ-23БН в США, выполнив посадку на авиабазе ВМС Ки-Уэст, Флорида.
МиГ-23БН б/н 389 ВВС Алжира. За редким исключением, все поставлявшиеся на Ближний Восток и в Индию самолеты камуфлировались по подобной схеме.