Consolidated B-24H / B-24J Liberator
Consolidated F-7
Варианты:
Consolidated - B-24H / B-24J Liberator - 1943 - США
Страна: США
Год: 1943


Дальний бомбардировщик и разведчик с 10 членами экипажа
Описание:
B-24H / B-24J Liberator
F-7
Consolidated Model 32 (B-24 Liberator)
Фотографии:

Обломки (22)

B-24H / B-24J Liberator

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с носовой стойкой. Экипаж 10 человек. Создан в КБ фирмы "Консолидейтед эйркрафт корпорейшн" под руководством А.Лэддена. Опытный образец XB-24 поднялся в воздух 29 декабря 1939 г. Серийное производство развернуто в декабре 1940 г. Строился на заводах "Консолидейтед" (Сан-Диего, Форт-Уорт), "Дуглас" (Талса), "Норт Америкэн" (Даллас), "Форт мотор" (Уиллоу-Ран). В общей сложности изготовлено 17 104 экз.
Состоял на вооружении в США с июня 1941 г., в Великобритании - с августа 1941 г. (как бомбардировщик), в Канаде - с 1942 г., в Австралии - с 1944 г., в СССР - с апреля 1945 г.
Основные серийные модификации (как бомбардировщика):
   - "Либерейтор" II с моторами R-1830-C4G, вооружение 14x7,69;
   - LB-30. "Либерейтор" II, переделанный по стандартам ВВС армии США, вооружение 6x12,7;
   - B-24D ("Либерейтор" III) с моторами R-1830-43, вооружение 6(8)х12,7 (полевые переделки до 11x12.7), вариант "Либерейтор" III-10x7,69+2x12,7;
   - B-24E, аналог B-24D, выпускавшийся заводом "Форд", вооружение 10x12,7;
   - B-24G ("Либерейтор" VIII), аналог B-24D, выпускавшийся заводом "Норт америкэн", вооружение 11x12,7 (начиная с серии G-1 - новая носовая часть);
   - B-24H ("Либерейтор" VI) с новой носовой частью, вооружение 10x12,7;
   - B-24J с моторами R-1830-65, вооружение 10x12,7;
   - B-24L, облегченный вариант, новое остекление кабины штурмана, новые турели;
   - B-24M, аналог B-24L с новым оборудованием пилотской кабины, другой хвостовой турелью.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 5800 - 5900 кг.
Первое боевое применение - LB-30 на о.Ява в январе 1942 г. С июня 1942 г. использовались в Средиземноморье, в частности, была совершена серия налетов на Плоешти (Румыния) из Египта. С июля 1944 г. B-24 проводили рейды с Алеутов на Курильские острова. B-24 использовались ВВС армии США преимущественно в Африке, Италии, Индии, на Тихом океане. Английская авиация применяла "Либерейтор" как бомбардировщик на Ближнем Востоке, в Индии, Бирме и на Цейлоне. Австралийцы воевали на "либерейторах" на Новой Гвинее, Соломоновых островах, в Индонезии. Канадские самолеты применялись только как патрульно-противолодочные. B-24 советской авиации в войне не участвовали.
Производство прекращено в июне 1945 г.
Самолет снят с вооружения в США в 1954 г., в Великобритании - в 1946 г., в СССР - в 1950 г.

F-7

Дальний разведчик. Четырехмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся трехколесным шасси с носовой стойкой. Экипаж - 10 чел. Представлял собой переделку в фоторазведчик тяжелого бомбардировщика B-24 "Либерейтор". Бомбардировщик был спроектирован в КБ "Консолидеитед эиркрафт корпорейшн" под руководством А. Лэддена. Опытный образец бомбардировщика, XB-24, поднялся в воздух 29 декабря 1939 г. B-24 с декабря 1940 г. строился серийно на нескольких заводах, с августа 1941 г. эта машина состояла на вооружении ВВС армии США.
Первый опытный образец разведчика, XF-7, был переделан из самолета модификации B-24D в 1942 г. в мастерских авиакомпании "Нортуэст эйрлайнз". От бомбардировщика он отличался отсутствием бомбодержателей, увеличенным запасом горючего (дополнительными баками в бывшем бомбоотсеке) и комплектом фотоаппаратуры. С конца 1942 г. модификационные центры ВВС начали переделку серийных B-24J в разведчики.
F-7 состоял на вооружении только в США, с 1943 г.
Моторы R-1830-65. Вооружение 10x12,7, бомбовая нагрузка отсутствовала.
Серийно выпускались две модификации:
   - F-7A с тремя фотоаппаратами в носовой части фюзеляжа и тремя в бомбоотсеке;
   - F-7B с шестью фотоаппаратами в бомбоотсеке.
Всего изготовили 214 экз. (182 F-7A и 32 F-7B). Кроме того, существовали многочисленные полевые переделки B-24 разных модификаций, обозначавшиеся просто F-7 и отличавшиеся друг от друга по комплектации оборудованием и аппаратурой.
Первые построенные серийные бомбардировщики B-24A намеревались использовать для тайной разведки японских военно-морских баз на Тихом океане еще до начала боевых действий, но удар по Пёрл-Харбору состоялся раньше, чем эти самолеты успели дооборудовать. Позднее на фронте для дальних рейдов во вражеский тыл использовали бомбардировщики разных модификаций, иногда переделанные различным образом. В августе 1942 г. B-24 фотографировали японские плацдармы на Алеутских о-вах. Первый боевой вылет подобной машины на Средиземноморском театре состоялся 13 ноября 1942 г. Осуществлялась разведка перевала Кассерин в Северной Африке. Другой переоборудованный B-24 фотографировал Бенгази. Сделанные им снимки позволили выявить ложные позиции противника.
F-7 широко применялись на Тихоокеанском театре военных действий в 1943 - 1945 гг. Они базировались в юго-западной части Тихого океана, а позднее на Молуккских о-вах и Окинаве. F-7 активно участвовали в боевых операциях на Филиппинах. В частности, в октябре 1944 г. они внесли существенный вклад в действия на о. Лусон. Весной - осенью того же года эти машины применялись в Бирме, летая с аэродромов в Индии и Китае. Они вели разведку японских позиций перед началом наступления войск союзников.
Выпуск F-7 завершили в 1944 г. Они использовались на фронте до самого конца войны. Последние F-7 сняли с вооружения ВВС армии США в 1947 г.


F-7A||
Размах:||31,5 м
Длина:||20,18 м
Моторы, количество х мощность:||4 х 1200 л.с.

Consolidated Model 32 (B-24 Liberator)

<...>
   Первым серийным вариантом, выпущенным фирмой "Ford", стал B-24E, в основном аналогичный B-24D, за исключением винтов и ряда мелких изменений. Этот вариант строился также заводами "Consolidated" и "Douglas", некоторые машины оснащались двигателями R-1830-65, общий выпуск составил 801 самолет. За ними последовали 430 B-24G, все они, кроме первых 25, имели носовую стрелковую установку в удлиненной передней части фюзеляжа. Вариант собирали на новой производственной линии фирмы "North American". Такие же самолеты, производившиеся "Consolidated", "Douglas" и "Ford", обозначались B-24H (построено 3100).
   Основным серийным вариантом являлся B-24J - с пяти производственных линий сошло 6678 таких самолетов. От B-24H он отличался незначительными изменениями. Поставленные по ленд-лизу британским ВВС B-24H и B-24J обозначались Liberator GR.MkVI, если предназначались для противолодочной службы и морской разведки, или Liberator B.Mk VI, если использовались на Ближнем и Дальнем Востоке как тяжелые бомбардировщики. Самолеты ВМС США назывались PB4Y-1. Очередным серийным вариантом стал B-24L, похожий на B-24D, но его хвостовую турель заменили на два управляемых вручную пулемета калибра 12,7 мм. "Consolidated" построила 417 таких машин, а "Ford" - 1250. Последняя модификация B-24M отличалась от B-24J лишь типом хвостовой стрелковой установки. Фирма "Convair", как часто называли "Consolidated" с 1943 года после ее слияния с "Vultee", выпустила 916 самолетов последнего варианта в Сан-Диего, а "Ford" произвела еще 1677. Нетипичные версии включали один XB-24F для оценки экспериментальной тепловой противообледенительной системы, прототип XB-24K с одним килем, который предполагался к массовому выпуску как B-24N, но по завершении производства 31 мая 1945 года с конвейера сошли только прототип XB-24N и семь YB-24N для эксплуатационных испытаний, и один экспериментальный бомбардировщик сопровождения XB-41 с 14 пулеметами калибра 12,7 мм, позже его переоборудовали в самолет для обучения бортинженеров под обозначением AT-22 (позднее TB-24). Большинство Liberator после окончания войны были признаны в США излишними и к 1953 году их списали.
   Заводы выпустили в целом 18482 Liberator всех вариантов. Помимо поставленных ВВС Британии, ВВС и ВМС США, они летали в составе ВВС Австралии, Канады и ЮАР. Особую ценность эти самолеты представляли для Тихоокеанского ТВД, где большая дальность полета и универсальность делали их настоящими "мастерами на все руки".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Consolidated B-24H/J Liberator PB4Y-1

   Тип: дальний бомбардировщик и разведчик с 10 членами экипажа
   Силовая установка: четыре звездообразных поршневых двигателя Pratt & Whitney R-1830-65Twin Wasp мощностью по 1200 л. с. (895 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 467 км/ч на 7620 м; крейсерская скорость 346 км/ч на оптимальной высоте; подъем до 6095 м за 25 мин; практический потолок 8535 м; дальность полета 3380 км
   Масса: пустого самолета 16 556 кг; максимальная взлетная 32 296 кг
   Размеры: размах крыла 33,53 м; длина 20,47 м; высота 5,49 м; площадь крыла 97,36 м2
   Вооружение: по два пулемета Browning калибра 12,7 мм в носовой, надфюзеляжной, подфюзеляжной и хвостовой стрелковых установках и по одному пулемету Browning того же калибра в бортовых окнах фюзеляжа плюс до 5806 кг бомб на внутренней и внешней подвесках
B-24 Liberator "Burma Bound" из 451-й бомбардировочной группы 15-й ВА возвращается на базу с горящим двигателем №1 и не работающим двигателем №4 после налета на объекты в районе Мюнхена, декабрь 1944 г.
Consolidated B-24H serial number 41-28861, named Burma Bound and wearing Battle No 69, was operating with the 725th BS of the 451st BG in December 1944 when it was hit by flak and photographed leaving the Munich target area. On October 7 that year, it had struggled into Vis after being damaged by anti-aircraft fire.
Подбитый B-24J над Веной. Лето 1944г.
Тяжелый бомбардировщик B-24 «Либерейтор» с отбитым закрылком проходит над горящим Тулоном
Еще один бомбардировщик США подбит зенитным огнем над итальянским городом Луго и падает. И через много лет после того, как B-24 закончил боевую службу, продолжались споры - превосходил ли он своего главного соперника B-17 или уступал ему. Приводились различные статистические данные, но разница задач, к решению которых привлекали эти самолеты, и условий боевого применения позволяет сказать, что каждый из них был удачен в отводившейся ему роли.
Базировавшаяся в Италии 451-я бомбардировочная группа приступила к боевым действиям в составе 15-й ВА в январе 1944 года. 23 августа погиб весь экипаж B-24H из 725-й эскадрильи - на высоте 6700 м самолет был атакован несколькими Fw 190. Горящий самолет падал 1500 м, прежде чем взорвался в воздухе. Отсутствие истребителей сопровождения стало главной причиной высоких потерь 22 и 23 августа, когда 451-я группа лишилась 15 бомбардировщиков.
A corner of the Liberator graveyard at Chakeri showing at least 30 aircraft waiting to be scrapped. They are mainly from 99, 215, 355 and 356 Squadrons, SEAC.
Louis Zamperini inspects just one of the many holes in Take Off! after the Nauru raid, the result of anti-aircraft cannon fire. Other photographs taken at this time prove that it was Take Off! and not Super Man that Zamperini and his crewmates flew in for the April 20 raid on Nauru. Super Man was almost certainly still in Hawaii being fitted with its nose turret at this point.
Авария бомбардировщика B-24 на итальянском аэродроме Сан-Джованни
Башня A-15 на сбитом немцами B-24
B-24H, сбитый германскими истребителями в декабре 1944г.
Another one bites the dust - B-24H 42-52729, “White W", of the Venosa-based 830th BS, 465th BG, lies abandoned at the end of the Vis runway. The details of its loss remain unknown, but it has shed its No 1 propeller and No 3 has been feathered. The bomber sported Bugs Bunny artwork and had racked up at least 56 missions.
Венгерские и немецкие солдаты у сбитого B-24 13.04.1944г.
Another B-24H of the 703rd BS of the 445th BG being inspected by Luftwaffe officers after being forced down inside enemy territory.
В ходе войны ряд Liberator был захвачен немцами, которые использовали их в качестве разведывательных и транспортных самолетов, а также для проведения испытаний.
B-24J (сер. № 127571), совершивший вынужденную посадку в Швейцарии, возле г. Дюбендорф. 11 июля 1944 г.
The shattered remains of B-24J serial number 44-40330, Hardway Ten, lie beside the runway on Vis after its crash-landing and cartwheel on August 22, 1944. Remarkably, seven of the ten-man crew survived to return to duty.
The shattered remains of B-24J serial number 44-40330, Hardway Ten, lie beside the runway on Vis after its crash-landing and cartwheel on August 22, 1944. Remarkably, seven of the ten-man crew survived to return to duty. The distinctive Monastery of San Girolamo is clearly visible on the hillside.
A member of the 81st Air Service Sqn poses on the remains of an unidentified Ford-built B-24 which ended its usefulness with a collapsed nosewheel after a crash-landing at Vis; a couple of oil barrels take the strain instead. The bomber appears to have taken a flak hit in the nose, which has destroyed the Emerson gun turret.
On the night of April 21-22 the Japanese retaliated for the attack on Nauru, a force of 14 bombers destroying two B-24s, including 42-40089, named Flying 8 Ball Jr, the wreckage of which is seen here the morning after.
A photograph of an unidentified Consolidated B-24 undergoing engine maintenance on the Adriatic island of Vis was featured on the Air Correspondence pages of TAH30, and Liberator specialist Bob Livingstone was quickly able to identify it as B-24J 44-41044 Lady Duzz of the USAAF’s 764th Bomb Squadron, 461st Bomb Group. The telltale evidence in that picture included the aircraft’s combat number, 18, plus a shapely pair of legs at the very edge of the image. Bob sent us photographs of the aircraft’s remains - fourth from camera in the view of wrecked B-24s and a single Boeing B-17 - in the graveyard at Torretto at the end of World War Two.